Двигатель НК-93 всё же получит второй шанс под крылом новейшего экраноплана «Спасатель»
Как бы ни печально звучало, но в нашей истории авиастроения есть незавершенные проекты. Об одном из таких, двигателе НК-93, мы уже писали. О нехватке финансирования и огромных усилиях конструкторов СНТК им. Н.Д. Кузнецова, которые намеревались довести проект до летных испытаний. Узнаем, что нового произошло с проектом авиадвигателя НК-93.
Содержание:
История НК-93
Создание двигателя пришлось на самое неблагоприятное время в истории СССР. Итоговые испытания нового детища Самарского научно-технического комплекса имени Н.Д. Кузнецова был назначены на 1995 год. Однако в 1992-м году правительство прекратило финансовую поддержку, и проект пришлось приостановить. И это несмотря на то, что 8 готовых экземпляров уже прошли стендовые испытания.
Руководители научного комплекса пытались изыскать деньги для того, чтобы продолжить работу над двигателем, который, по их мнению, вывел бы отечественную авиацию на новый уровень. Средства удалось получить от продаж ракетных двигателей в Америку и благодаря народной поддержке. И конструкторы провели первые летные испытания НК-93.
«Технические характеристики:
- тяга на взлётном режиме (Н=0, М=0,САУ) — 18 тонн;
- удельный расход топлива на крейсерском режиме — 0,49 кг/(кгс⋅ч);
- степень двухконтурности — 16,6;
- степень повышения давления — 37;
- диаметр винтовентилятора — 2900 мм;
- длина — 5972 мм;
- сухая масса — 3500 кг;
- поставочная масса — 6364 кг;
- ресурс: назначенный — 15 000 ч, до первого капитального ремонта — 7500 ч.
НК-93 начали разрабатывать в конце 1980-х годов, а в 1993-м предполагалось ввести его в эксплуатацию».
Забытое возродить
На этом работы на какое-то время приостановили. Научный комплекс им. Н.Д. Кузнецова перестал существовать как самостоятельное предприятие и работы были прекращены.
В 1998 году к работе над проектом НК-93 подключились 4 ключевые организации в авиационной отрасли. Но завершить работы смогли только в 2004 году. Разработка затянулась так же из-за отсутствия финансирования. В 2007 году двигатель продемонстрировали на авиашоу «МАКС-2007».
Надежда на дальнейшее развитие проекта появилась в 2014 году. Тогда исполнительный директор ОАО «Кузнецов» сказал о возможном возрождении уникальной советской разработки НК-93. Также упоминалось, что есть надежный заказчик, готовый приобрести 6 двигателей. В случае удачного завершения испытаний заказ будет увеличен до 64 экземпляров. Но тут же возникли новые трудности.
Невезенье НК-93
С момента начала работ над проектом НК-93 прошло почти 30 лет. Поэтому работу потребуется начинать заново, применять новые технологии и материалы, а также снова произвести расчеты. Руководить такой работой способны единицы.
Один из таких специалистов — бывший генеральный конструктор ОАО «Кузнецов» Дмитрий Федорченко. Второй — выдающийся инженер Юрий Елисеев. Оба они, не поладив с руководством ОДК, вынуждены были оставить работу. Но, объединив усилия, они смогли бы довести двигатель НК-93 до логического завершения. Ведь даже с показателями времен СССР он считается сверхмощным, экономичным и на скоростях 500 – 600 км/ч идеален для экранопланов.
Двигатель для «Спасателя»
В недавней презентации конструкторского бюро им. Р.Е. Алексеева была продемонстрирована новая модель экраноплана А-700 «Спасатель», который предположительно будет работать на двигателях НК-93. Сказать, насколько достоверна информация, пока нельзя. Однако на компьютерной модели представлен именно этот двигатель. Nuotekų valymo įrenginiai, betoniniai žiedai, kanalizacijos įrengimas, šulinių kasimas
Сам экраноплан «Спасатель» предназначен для доставки глубоководного спасательного аппарата. По предполагаемой информации А-700 будет иметь следующие характеристики:
- крейсерская скорость — 450 – 500 км/ч;
- высота полета — до 3000 метров;
- мореходность — 6 баллов;
- максимальный взлетный вес — 700 тонн;
- максимальная полезная нагрузка — 200 тонн.
Полезная нагрузка:
- глубоководный аппарат «Бестер»;
- оборудование для глубоководных погружений;
- команда водолазов-спасателей.
На примере проекта НК-93 можно увидеть, насколько тяжела судьба наших предприятий. Инновационные проекты должны создаваться вовремя. Кто знает, на какой уровень могла бы выйти наша авиация при достаточном финансировании. То, что неравнодушные люди неоднократно предпринимали попытки завершить работу над двигателем, усовершенствовать его, говорит о том, что перспективный двигатель НК-93 имеет право на существование.