Дредноуты 19 века. Итальянские броненосцы типа «Реджина Елена», могли ли они появиться в России накануне Русско-Японской войны
Учитывая, что на рубеже веков Италия активно продавала свои боевые корабли, эти эскадренные броненосцы вполне могли принять участие в Русско-Японской войне. Поэтому, думается, будет интересно оценить их боевые качества по сравнению с броненосцами ведущих стран мира.
Содержание:
Концепция проекта
По большому счёту, эти корабли не были броненосцами, они создавались как быстроходные броненосные крейсера. Думается, чуть позже, их бы назвали линейными крейсерами.
Данные корабли воплотили в металле, идеи Виторио Куниберти, сегодня больше известного проектом своего линейного корабля, ставшего предтечей Дредноутов.
В то время, по опыту локальных конфликтов конца 19 века, таких как Испано-Американская война и Японо-Китайская, было принято считать, что основным оружием кораблей является совсем не главный калибр, состоявший из пушек калибра 10-12 дюймов, а скорострельные орудия среднего калибра, состоявшие из большого числа пушек калибром 5-6 дюймов. По замыслу флотоводцев, того времени, эта артиллерия, на близких дистанциях, должна была просто засыпать вражеские суда снарядами и вызвать на кораблях пожары и обширные разрушения.
А зачем же тогда был нужен главный калибр? На тех же небольших дистанциях, орудия главного калибра должны были пробивать броню и наносить внутренние повреждения, которые была не способна нанести артиллерия среднего калибра. Ни кому даже в голову не приходило, что сражения могут вестись на больших дистанциях 50-60 кабельтовых (10-12 км). На этих дистанциях средний калибр был абсолютно неэффективен, зачастую, даже, не добивая до вражеских кораблей.
Однако такой ход будущих военных конфликтов на море, предположил итальянец Виторио Куниберти, как он до этого додумался, бог весть. Но, исходя из своей концепции, он предложил насыщать корабли, именно артиллерией главного калибра, а средний калибр исключить вовсе, оставив только совсем уже небольшие пушки противоминного калибра для борьбы с миноносцами.
Русско-Японская война полностью подтвердила концепцию Куниберти, после чего в Англии появился Дредноут, и началась дредноутная гонка, так как существовавшие в то время эскадренные броненосцы в одночасье стали устаревшими. Однако, в конце 19 века, такая радикальная перестройка боевых кораблей не нашла понимания среди адмиралов. Ведь подтвердить на практике Куниберти её не мог.
Тогда Кунибери предложил итальянским адмиралам, так сказать, компромиссный вариант. Основной артиллерией по прежнему остаётся средний калибр, но его существенно увеличиваем.
Стоит иметь ввиду, что на рубеже веков, мощь снарядов 8-и и 12-и дюймов мало чем отличалась. Более того часто снаряды меньших калибров были даже мощнее. Так было на наших броненосцах типа Победа, чьи 10-и дюймовые снаряди по своей разрушительной силе, превосходили снаряды калибром 12 дюймов (305 мм), пушек которыми были вооружены практически все русские броненосцы.
Таким образом, родился проект быстроходного броненосца «Реджина Елена»
История создания
Концепция этих кораблей была следующая. Как писалось выше, они считались броненосными крейсерами и имели соответствующую скорость, 21 узел. Однако они при этом были существенно сильнее любого броненосного крейсера в мире. Броненосцы имели слабое бронирование (главный пояс всего 250 мм). Однако их скорость позволяла им гарантировано уклониться от боя с любым эскадренным броненосцем. Таким образом, это был идеальный истребитель броненосных крейсеров.
Всего по этому проекту было построено 4 корабля:
- «Реджина Елена»
- «Витторио Эмануэле»
- «Рома»
- «Наполи»
Головной корабль серии, был заложен в Специи, в 1901 году, был спущен на воду в 1904 и вступил в строй 1907. Последний корабль серии – «Наполи» был заложен двумя годами позже, в 1903 году и вступил в строй в 1908.
Общую схему корабля можно увидеть на рисунке выше. Отдельно стоит отметить, что главный калибр броненосца состоял из 2-х 305 мм пушек, которые разместили по одной во вращающейся башне.
Особенности конструкции
По своим размерам «Реджина Елена» был настоящим броненосцем. Он имел гигантское для своего времени водоизмещение в 13 771 тонн. При этом его длина составляла 144,6 метров а ширина 22,4 метра. Для сравнения, наш флагман Порт-Артурской эскадры, броненосец «Цесаревич», имел водоизмещение 13 380 тонн и длину 121 метр.
Вооружение
Главной особенностью корабля была необычная архитектура вооружения.
Главный калибр состоял из 2-х 12-и дюймовых пушек, которые располагались в 2-х башнях, спереди и сзади.
Средний калибр, или я бы его назвал вторым главным калибром, состоял сразу из 12-и 8-и дюймовых орудий (203 мм) которые были скомпонованы в 6 башен, по 3 на борт.
Противоминный калибр корабля состоял из 16-и 3-х дюймовок в казематах.
Силовая установка
Силовая установка броненосца состояла из 2-х машин тройного расширения, общей мощностью в 21 900 лошадиных сил. С этими машинами корабль на испытаниях сумел развить скорость даже больше расчётной – 22 узла.
Бронирование
Не смотря на то, что главный броневой пояс был не очень толстый и составлял всего 249 мм, он был достаточно надёжным даже против 12-и дюймовых снарядов, так как он делался из цементированной Крупповской брони. Этот пояс защищал все важные элементы корабля, так как, он располагался между башнями главного калибра на всём его протяжении.
Оконечности броненосца итальянские инженеры так же не оставили незащищёнными. Но там броня была, конечно, потоньше – всего 102 мм.
Технические характеристики:
- Нормальное водоизмещение – 12 550 т
- Полное водоизмещение – 13 771 т
- Длина – 144,60 м
- Ширина – 22,40 м
- Осадка при нормальном водоизмещении – 7,91 м,
- Осадка при полном водоизмещении – 8,58 м
- Бронирование;
- Главный пояс: 250 мм
- Траверсы: 250 мм
- Палуба: до 100 мм
- Башни ГК: 200 мм
- Башни СК: 150 мм
- Казематы ПМК: 80 мм
- Командирская рубка: 250 мм
- Двигатели;
- Котлы – 28 котлов типа Бельвилля;
- Паровая машина тройного расширения
- Мощность – 19 300 л.с.
- Скорость хода максимальная – 21 узел
- Скорость экономного хода – 10 узлов
- Дальность плавания – 9000—11 000 миль
- Экипаж – 742 человека.
Служба кораблей
Не смотря на то, что к началу Первой Мировой войны корабли оказались уже устаревшими, они в ней приняли самое активное участи. До этого, головной броненосец серии «Реджина Елена», воевал в Итало-Турецкой войне 1911-1912 годов. Но там, как то отличится, ему не удалось по причине отсутствия достойного противника (турецкий флот в то время находился в жалком состоянии).
В Первую Мировую все 4 броненосца входили в состав 2-й бригады линкоров 2-й эскадры и в боевых действиях активного участия не принимали.
После Великой войны, в качестве учебных кораблей броненосцы служили ещё достаточно долго. Раньше всех пошёл на слом броненосец «Реджина Елена», в 1923 году. А дольше всех служил броненосец «Рома», он использовался в качестве учебного судна вплоть до 1932 года.
Резюме
Помог бы такой корабль России, если бы она его закупила в Руссо-Японскую? В этом, нет ни каких сомнений. Однако насколько я понимаю, к нам на войну они бы всё равно не успели. Для этого должна быть альтернатива с более ранней их закладкой не позже 1898 года. Реально ли было такое? Как мне кажется вполне.
Альтернатива
Уж не знаю, насколько такая альтернатива возможна. Но предполагаем, что корабли по заказу России закладываются в Италии в 1898 году. При этом я бы довёл концепцию Кунибери до логического завершения и построил бы корабли с единым калибром, скажем 254 мм.
Мне кажется, можно бы было поставить в двух головных башнях по 2 10-и дюймовки и ещё по одной в боковых башнях. Таким образом мы бы получили корабль с 10-ю орудиями 254 мм. При этом на один борт могли бы вести огонь сразу 7 пушек.
Учитывая запредельную для РЯВ скорость в 21-22 узла, то это был бы если не вундерваффе, то где то рядом.