История сражающегося сокола. Часть 16 Подвесные контейнеры РЭБ

13

Все части цикла

История сражающегося сокола. Часть 16 Подвесные контейнеры РЭБ

Продолжение цикла статей, посвященных истребителю General Dynamics F-16 Fighting Falcon, с канала Михаила Никольского на яндекс-дзене.

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Альтернатива встроенной бортовой аппаратуре РЭБ давно известна – аналогичные системы в контейнерном исполнении.

Большинство боевых вылетов в период операции «Буря в Пустыне» самолеты F-16 выполнили с подвешенными контейнерами РЭБ. Контейнер РЭБ является непременным атрибутом самолетов подавления ПВО F-16C/D «Wild Weasel».

F-16C блок 25 из 17-й эскадрильи ВВС США, район границы с Ираком, 21 января 1991 г. Все самолеты несут под фюзеляжами контейнеры AN/ALQ-184.

F-16C блок 25 из 17-й эскадрильи ВВС США, район границы с Ираком, 21 января 1991 г. Все самолеты несут под фюзеляжами контейнеры AN/ALQ-184.

В ассортимент боевой нагрузки самолета F-16 входят контейнеры AN/ALQ-119, AN/ALQ-131, AN/ALQ-184 и AN/ALQ-213(V)9.

Контейнеры AN/ALQ-101, AN/ALQ-119 и AN/ALQ-131 в экспозиции Национального музея электроники США, Линтикум, шт. Мэриленд

Контейнеры AN/ALQ-101, AN/ALQ-119 и AN/ALQ-131 в экспозиции Национального музея электроники США, Линтикум, шт. Мэриленд

Подвесной контейнер AN/ALQ-119 был разработан фирмой «Вестингауз» в конце 60-х гг., серийный выпуск начался в 1970 г., в боевых условиях контейнер опробовали в 1972 г. во Вьетнаме. Контейнер выпускался в двух вариантах, коротком и длинном, в 17 модификациях. Короткий вариант (длинна 2,9 м) перекрывал два диапазона частот (4 – 8 ГГц, 8 – 10 ГГц) длинный (3,96 м) – три диапазона (2 – 4 ГГЦ, 4 – 8 ГГц, 8 – 10 ГГц). Это был первый контейнер с модульным построением аппаратуры и возможностью изменения в полете режима ее работы.

Короткий контейнер AN/ALQ-119

Короткий контейнер AN/ALQ-119

Контейнер AN/ALQ-119(V)17

Контейнер AN/ALQ-119(V)17

Длинный контейнер AN/ALQ-119(V)15

Длинный контейнер AN/ALQ-119(V)15

F-16A блок 5 из 4-й эскадрильи, авиабаза Хилл, 1980 г. Под фюзеляжем - контейнер AN/ALQ-119

F-16A блок 5 из 4-й эскадрильи, авиабаза Хилл, 1980 г. Под фюзеляжем — контейнер AN/ALQ-119

Фирма «Рейтеон» в конце 70-х гг. приступила к работам по цифровизации аппаратуры контейнера AN/ALQ-119(V)15. Новый контейнер получил обозначение AN/ALQ-184. ВВС США заключили с фирмой «Рейтеон» контракт на поставку пяти новых предсерийных контейнеров AN/ALQ-184 и модернизацию до уровня «184» 70 контейнеров AN/ALQ-119. НИОКР по новому контейнеру сильно затянулись. Малосерийное производство контейнеров AN/ALQ-184 развернули до завершения летных испытаний, благодаря чему контейнеры AN/ALQ-184 удалось, весьма успешно, опробовать в 1991 г. на самолетах F-4G в ходе операции «Буря в Пустыне», ВВС США в то время располагали примерно 30 контейнерами AN/ALQ-184. AN/ALQ-184 – это модернизированные контейнеры AN/ALQ-119. Модернизация контейнеров AN/ALQ-119 в AN/ALQ-184 продолжалась до 1995 г. Новые контейнеры AN/ALQ-184, насколько известно, не выпускались. В 2010-х гг. ВВС США ощутили дефицит корпусов контейнеров, поскольку последний контейнер AN/ALQ-119 изготовили в 1989 г., а с тех пор немало корпусов, по разным причинам, получили механические повреждения, не подлежащие ремонту.

Контейнеры AN/ALQ-184 также известны в двух вариантах – коротком и длинным, геометрические размеры совпадают с размерами контейнеров AN/ALQ-119. Рабочий диапазон длинного контейнера остался прежним – от 2 10 ГГц. Мощность излучения аппаратуры короткого контейнера 6,4 кВА, длинного – 9,1 кВА. Масса длинного контейнера AN/ALQ-1849V)9 составляет 338 кг. Мощность излучения бортовой аппаратуры контейнера 6,4 – 9, 1 кВт. В состав контейнера AN/ALQ-184(V) MWS введены два приемника предупреждения о пусках ракет (из передней и задней полусфер) и два устройства отстрела ложных целей AN/ALE-40/47(V),

Контейнеры AN/ALQ-184 модификации (V)9 снабжены буксируемой ложной целью AN/ALE-50, часть электронных модулей заменены более современными, для обмена информацией с бортовой аппаратурой установлен двусторонний интерфейс Mil Std 1553B.

Контейнеры AN/ALQ-119 использовались на самолетах F-16A/B ВВС США, F-16 ВВС Египта, Норвегии и Турции. Носителями контейнеров также являлись самолеты A-7, A-10, F-4, F-15, F-111 и марокканские «Мираж» F.1.

Контейнеры AN/ALQ-184 поставлялись только ВВС США (850 – 900 единиц) и Тайваня (порядка 80 в версии AN/ALQ-184(V)7). Носителями контейнеров AN/ALQ-184, помимо F-16 являются самолеты F-4, А-10 и С-130. По заказу ВВС Греции для самолетов F-16C/D блок 52+ разработан встроенный вариант аппаратуры контейнера AN/ALQ-184.

F-16А блок 10 из 430-й эскадрильи, авиабаза Ваддингтон, Великобритания, 1986 г. Под фюзеляжем - контейнер AN/ALQ-184.

F-16А блок 10 из 430-й эскадрильи, авиабаза Ваддингтон, Великобритания, 1986 г. Под фюзеляжем — контейнер AN/ALQ-184.

F-16C блок 25 из 17-й эскадрильи ВВС США, "Буря в Пустыне". Под фюзеляжем подвешен контейнер AN/ALQ-184(V), под крылом - ПТБ и кассетные бомбы.

F-16C блок 25 из 17-й эскадрильи ВВС США, «Буря в Пустыне». Под фюзеляжем подвешен контейнер AN/ALQ-184(V), под крылом — ПТБ и кассетные бомбы.

Проход на малой высоте F-16C с контейнером AN/ALQ-184(V) над ВПП авиабазы Эдвардс, 90-е гг.

Проход на малой высоте F-16C с контейнером AN/ALQ-184(V) над ВПП авиабазы Эдвардс, 90-е гг.

F-16C блок 40 из 80-й эскадрильи с контейнером AN/ALQ-184(V) под фюзеляжем, Южная Корея, 2010 г.

F-16C блок 40 из 80-й эскадрильи с контейнером AN/ALQ-184(V) под фюзеляжем, Южная Корея, 2010 г.

Контейнер AN/ALQ-184(V)11 под брюхом F-16C с/н 92-3913 командира 13-й эскадрильи, авиабаза Мисава, 2017 г.

Контейнер AN/ALQ-184(V)11 под брюхом F-16C с/н 92-3913 командира 13-й эскадрильи, авиабаза Мисава, 2017 г.

Контейнер AN/ALQ-184(V)11 под брюхом F-16C с/н 92-3913 командира 13-й эскадрильи, авиабаза Мисава, 2017 г.

Контейнер AN/ALQ-184(V)11 под брюхом F-16C с/н 92-3913 командира 13-й эскадрильи, авиабаза Мисава, 2017 г.

Просадка F-16C блок 40 из 35-й эскадрильи, Южная Корея, 2023 г. Под фюзеляжем подвешен контейнер AN/ALQ-184(V).

Просадка F-16C блок 40 из 35-й эскадрильи, Южная Корея, 2023 г. Под фюзеляжем подвешен контейнер AN/ALQ-184(V).

НИОКР по контейнеру AN/ALQ-131 начались в 1972 г. Контракт на производство контейнеров для ВВС США был заключен в 1977 г. Во второй половине 80-х гг. разработан усовершенствованный вариант AN/ALQ-131 блок II, состояния первоначальной боеготовности контейнеры блок II достигли в октябре 1990 г. В 2012 г. ВВС США заключили с фирмой «Нортроп-Грумман» контракт на разработку полностью цифрового контейнера AN/ALQ-131 блок III.

Принцип модульной конструкции, реализованный при разработке контейнера AN/ALQ-131, глубже, чем в случае контейнера AN/ALQ-184. В случае контейнера AN/ALQ-131 конвертация в один из трех вариантов возможная в полевых условиях за счет монтажа/демонтажа крупных блоков. Аппаратура контейнера в самой простой конфигурации (длина 2,2 м, масса 177 кг) перекрывает один диапазон частот. Аппаратура контейнера длинной 2,8 м (масса 272 кг) работает в двух диапазонах. Аппаратура длинного контейнера (длинна 3,4 м, масса 325 кг) работает в трех диапазонах.

До 2024 г. изготовлено более 1600 контейнеров AN/ALQ-131(V) (около 1050 для ВВС США) в нескольких модификациях:

      • AN/ALQ-131(V) блок I, первый серийный вариант;
      • AN/ALQ-131(V) блок II; учтен опыт эксплуатации контейнеров блок I, установлены новый приемник и процессор, обновлено ПО; рабочий диапазон смещен в сторону более высоких частот;
      • AN/ALQ-131(V) блок II модернизированный; в середине 90-х гг. не менее 100 контейнерах блок II установили приемники с подлежащих списанию контейнеров блок I, тем самым расширив рабочий диапазон
      • AN/ALQ-131(Р); интеграция аппаратуры контейнера AN/ALQ-131(V) блок II в пилон подвески вооружения, выполненная датской фирмой «Per Udsen»;
      • ALQ-131(V) Plus; вариант контейнера AN/ALQ-131(V) блок II, дополненный тремя приемниками предупреждения о пусках ракет AN/AAR-54(V) (перекрывают нижнюю полусферу), устройством отстрела ложных целей и интерфейсом Mil Std 1553B, предусмотрена возможность использования буксируемой волоконно-оптической ложной цели AN-ALE-50(V);
      • AN/ALQ-131 блок III (AN/ALQ-131 EAPUP, Electronic Attack Pod Upgrade Program).

Носителями контейнеров AN/ALQ-131(V) блок I являлись самолеты А-7, RF-4C и F-16A/B, контейнеры AN/ALQ-131(V) блок II подвешиваются на самолеты АС-130, С-130, F-15, RF-4C, F-4G/E/J, F-16, F-111 и А-10. Контейнеры AN/ALQ-131(V) входят в ассортимент боевой нагрузки самолетов F-16 ВВС США (изначально), Бахрейна (с 2001 г.), Бельгии (с 1998 г.), Египта (с 2000 г.), Израиля, Нидерландов (изначально), Норвегии (изначально), Пакистана, Сингапура, Тайваня.

Препарированный контейнер AN/ALQ-131(V) в экспозиции американского музея.

Препарированный контейнер AN/ALQ-131(V) в экспозиции американского музея.

Контейнер AN/ALQ-131(V), поставленный ВВС Нидерландов, 80-е гг.

Контейнер AN/ALQ-131(V), поставленный ВВС Нидерландов, 80-е гг.

Интересное фото. Пара голландских F-16А с фоторазведывательными контейнерами под фюзеляжем. Под крылом самолета на переднем плане висит контейнер AN/ALQ-131(V). Подвесить его в это место - нет проблем, работать только станция постановки помех не будет.

Интересное фото. Пара голландских F-16А с фоторазведывательными контейнерами под фюзеляжем. Под крылом самолета на переднем плане висит контейнер AN/ALQ-131(V). Подвесить его в это место — нет проблем, работать только станция постановки помех не будет.

Пара голландцев на учениях "Рэд Флэг", США, 2012 г. Контейнеры AN/ALQ-131(V) висят где положено - под брюхом.

Пара голландцев на учениях «Рэд Флэг», США, 2012 г. Контейнеры AN/ALQ-131(V) висят где положено — под брюхом.

F-16A блок 15 из 612-й эскадрильи, авиабаза Ваддингтон, Великобритания, 1986 г. Под фюзеляжем подвешен длинный контейнер AN/ALQ-131(V).

F-16A блок 15 из 612-й эскадрильи, авиабаза Ваддингтон, Великобритания, 1986 г. Под фюзеляжем подвешен длинный контейнер AN/ALQ-131(V).

F-16C блок 30 из 614-й эскадрильи, "Буря в Пустыне", 1991 г. Боевая нагрузка: один контейнер AN/ALQ-131(V), два ПТБ, четыре кассетные бомбы и четыре УР AIM-9.

F-16C блок 30 из 614-й эскадрильи, «Буря в Пустыне», 1991 г. Боевая нагрузка: один контейнер AN/ALQ-131(V), два ПТБ, четыре кассетные бомбы и четыре УР AIM-9.

F-16C с контейнером AN/ALQ-131(V), авиабаза Эдвардс, 90-е гг.

F-16C с контейнером AN/ALQ-131(V), авиабаза Эдвардс, 90-е гг.

F-16AM ВВС Норвегии с контейнером AN/ALQ-131(V), Суда-Бэй, Греция, операция "Odyssey Dawn", 2011 г. Самолет вернулся после выполнения боевого задания над Ливией.

F-16AM ВВС Норвегии с контейнером AN/ALQ-131(V), Суда-Бэй, Греция, операция «Odyssey Dawn», 2011 г. Самолет вернулся после выполнения боевого задания над Ливией.

F-16 ВВС Португалии с контейнером An/ALQ-131, 2014 г.

F-16 ВВС Португалии с контейнером An/ALQ-131, 2014 г.

Контейнеры AN/ALQ-184 и AN/ALQ-131 взаимно дополняют друг друга, поэтому ВВС США в 1988 г. приняли принципиальное решение о продолжении закупок обоих систем, но объем закупок пересматривался ежегодно, причем иногда приобретались только контейнеры одного типа. Так, в 1990 – 1992 гг. ВВС США закупали только контейнеры AN/ALQ-184.

Контейнеры AN/ALQ-131 и AN/ALQ-184 подвешиваются на подфюзеляжный узел (№ 5), в транспортных целях (без включения аппаратуры) возможна подвеска на подкрыльевые узлы №№ 3 и 7.

На учениях самолеты F-16 эскадрилий «агрессор» ВВС США используют учебно-тренировочные версии контейнера РЭБ AN/ALQ-188(V)3 с рабочим диапазоном частот от 850 МГц до 18 ГГц. Перестраиваемая аппаратура контейнера имитирует излучение РЛС российского и китайского производства. Первые фотографии самолетов F-16 эскадрилий «агрессор» с контейнерами AN/ALQ-188 датируются концом 2000-х гг.

F-16С из 18-й эскадрильи "агрессор", Аляска, 2009 г. Под фюзеляжами - контейнеры AN/ALQ-188.

F-16С из 18-й эскадрильи «агрессор», Аляска, 2009 г. Под фюзеляжами — контейнеры AN/ALQ-188.

F-16С из 18-й эскадрильи "агрессор", Аляска, 2010 г. Под фюзеляжем - контейнер AN/ALQ-188

F-16С из 18-й эскадрильи «агрессор», Аляска, 2010 г. Под фюзеляжем — контейнер AN/ALQ-188

Разработка новой системы в старом корпусе — AN/ALQ-167 «Angry Kitten» — начались в 2013 г. в Технологическом институте штата Джорджия. В контейнере AN/ALQ-167 «Angry Kitten» установлена новая быстро перепрограммируемая электронная аппаратура, способная не только имитировать работу РЛС вероятного противника, но ставить помехи. Летные испытания проводились в 2021 – 2022 гг. на авиабазе Эглин с привлечением самолетов F-16 из 53-го авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Нэллис. Весной 2023 г. на авиабазе Крич, шт. Невада, завершились испытания БПЛА MQ-9A с контейнером AN/ALQ-167 в качестве штатного средства РЭБ. Массогабаритные параметры контейнера AN/ALQ-167 существенно меньше, чем у контейнеров AN/ALQ-184 и AN/ALQ-131, его можно подвешивать (для выполнения боевой работы, не только для транспортировки) на подкрыльевых узлах №№ 3 и 7 самолета F-16. Стоимость одного контейнера AN/ALQ-184 или AN/ALQ-131 превышает 1 млн. долл. цена контейнера AN/ALQ-167 существенно ниже (ТТХ, впрочем, тоже). Весьма вероятно, что контейнеры AN/ALQ-167 в варианте, испытанном на БПЛА MQ-9A, будут востребованы ВВС государств, закупивших самолеты F-16, но не обладающими контейнерными средствами РЭБ. Контейнер AN/ALQ-167 привлекателен и для ВВС США, поскольку он не занимает подфюзеляжный пилон.

Контейнер AN/ALQ-167 "Angry Kitten", авиабаза Крич, 2023 г.

Контейнер AN/ALQ-167 «Angry Kitten», авиабаза Крич, 2023 г.

F-16C блок 42 с/н 89-2048 из 64-й эскадрильи "агрессор"; единственный F-16, полностью окрашенный в черный цвет. Авиабаза Нэллис, 2023 г. Контейнер AN/ALQ-167 подвешен под левой плоскостью крыла.

F-16C блок 42 с/н 89-2048 из 64-й эскадрильи «агрессор»; единственный F-16, полностью окрашенный в черный цвет. Авиабаза Нэллис, 2023 г. Контейнер AN/ALQ-167 подвешен под левой плоскостью крыла.

Тот же самый самолет, снимок 2021 г. Тип контейнера под правой плоскостью установить не удалось. Такая штука на фотографиях встречалось раза два - три. Перспективный имитатор, не оправдавший надежд на него возлагаемых?

Тот же самый самолет, снимок 2021 г. Тип контейнера под правой плоскостью установить не удалось. Такая штука на фотографиях встречалось раза два — три. Перспективный имитатор, не оправдавший надежд на него возлагаемых?

Балканская история F-16, пилотируемого капитаном О’Грейди, служит наглядным примером насколько сложно оценить эффективность средств РЭБ, даже постфактум. Между тем, поговорка о подготовке генералов к прошлой войне в гораздо большей степени следует отнести к средствам РЭБ.

Первое: приемники предупреждения об облучении и станции постановки помех создаются, исходя из существующих РЛС вероятного противника. а угрозы перспективные лишь прогнозируются. Информация о параметрах работы РЛС противника добывается, главным образом, в мирное время средствами радиотехнической разведки, но РЛС обычно, имеют два режима работы – мирный и боевой. Параметры боевого режима секретят даже от если не союзников, то партнеров. Чтобы не быть голословным: на всех крупных международных учениях с привлечением авиации стран НАТО и стран не из НАТО воздушные бои вне визуальной видимости, то есть с использованием бортовых РЛС, не проводятся. Даже в НАТО… Даже в НАТО американцы, было дело, на учениях «Рэд Флэг» из кожи вылезали, чтобы снять параметры работы РЛС французских «Рафалей», но французским летчикам настрого запретили включение РЛС в самых «вкусных» для спарринг-партнеров режимах. Таким образом, исходная информация для разработки бортовых средств РЭБ быть может и бывает достоверной, но точно не бывает полной. Уточнять параметры работы РЛС противника приходится в ходе боевых действий, но изменить режимы работы РЛС проще, чем перенастроить тысячи бортовых приемников и станций постановки помех.

Второе: серьезной технической проблемой бортовых станций постановки помех была и остается электромагнитная совместимость с остальным БРЭО. Станции постановки помех работают на иных частотах, чем бортовые РЛС самолетов, на которых они установлены, но в том же частотном диапазоне, то есть помехи неизбежны, причем не только РЛС, но и вообще всей бортовой электронике. Одним из важных показателей станции постановки помех является мощность излучаемого сигнала. Чем выше мощность – тем больше «дальнобойность» станции, что есть хорошо. Чем выше мощность – тем выше уровень помех, которые станция создает бортовой электронике, а вот это уже совсем не здорово. Мало разработать хорошую станцию постановки помех, надо еще совместить ее с другой бортовой электроникой. Доводка конкретного комплекса РЭБ на конкретном самолете занимает годы, а то и десятилетия. Совместимость бортовой комплекса обороны и БРЭО бомбардировщика В-1В удалось спустя почти три десятка лет после поступления первых самолетов в строевые части; не факт, что на 100%.

F-16C блок 40 из 40-й испытательной эскадрильи (авиабаза Эглин) в безэховой камере, 2014 г. Отладка новой версии программного обеспечения СУВ.

F-16C блок 40 из 40-й испытательной эскадрильи (авиабаза Эглин) в безэховой камере, 2014 г. Отладка новой версии программного обеспечения СУВ.

F-16C блок 50 с/н 98-0005 из 85-й испытательной эскадрильи в безэховой камере, 2021 г. Проверка электромагнитной совместимости БРЭО, вооружения и контейнера AN/ALQ-167.

F-16C блок 50 с/н 98-0005 из 85-й испытательной эскадрильи в безэховой камере, 2021 г. Проверка электромагнитной совместимости БРЭО, вооружения и контейнера AN/ALQ-167.

Наконец, третье, проистекающее из первого. Бортовые средства РЭБ стоят очень дорого, стоимость полноценного БКО сопоставима с ценой авиационного двигателя. Средства РЭБ, в отличие от двигателя или РЛС, остаются «котом в мешке». Про двигатель в ходе испытаний узнают не все, но очень много, про РЛС – тоже. И про аэродинамику, и про связь… Успешно прошедшие испытания средства РЭБ в реальном бою вполне могут оказаться лишним грузом, за который, между тем, заплачены миллионы долларов. Отсюда проистекает разнобой в оснащении РЭБовскими системами самолетов семейства F-16.

В ВВС разных стран степень важности бортовых средств РЭБ оценивают по-разному. Наиболее серьезно к РЭБ отнеслись в Израиле, но и масса израильского БКО (не говоря уже о стоимости) существенно превышает любой другой. Аэродинамику F-16 ВКС Израиля, мягко говоря, БКО тоже не улучшил. Интересно, что сказал бы Бойд, увидев фотографию самолета «Суфа»?

F-16I "Суфа" ВВС Израиля, 2009 г.

F-16I «Суфа» ВВС Израиля, 2009 г.

F-16C блок 30 резервной эскадрильи ВВС США с контейнером AN/ALQ-131, 2019 г.

F-16C блок 30 резервной эскадрильи ВВС США с контейнером AN/ALQ-131, 2019 г.

F-16C из 18-й эскадрильи "агрессор" с контейнером AN/ALQ-167, Элмендорф, Аляска, 2023 г.

F-16C из 18-й эскадрильи «агрессор» с контейнером AN/ALQ-167, Элмендорф, Аляска, 2023 г.

источник: https://dzen.ru/a/ZiQO94JLCE7XM4cj

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account