Юрий Пашолок. Клим Ворошилов для короля Иордании

14

Юрий Пашолок. Клим Ворошилов для короля Иордании

Рассказ о тяжелом танке КВ-1, который ныне находится в Иорданском танковом музее.

Линкорам всё-таки быть. Будущим флагманом ВМФ США станет линкор «Тетон» (USS Teton). Что известно о новом корабле

Существуют такие образцы военной техники, о которых мечтает практически любой музей. Просто потому, что эти образцы очень широко известны, причем не обязательно речь идет о немецкой технике. Естественно, практически любой коллекционер мечтает о «Тигре», но это далеко не единственная редкость. Хватает подобных образцов и среди советской техники. Причем некоторые из них ничуть не менее известные, чем немецкий бронетанковый хищник. Больше того, и возможности получить подобный танк не сильно отличаются от возможностей обладать «Тигром».

Танк в законченном виде

Танк в законченном виде

Едва ли не самым желанным советским танком, который находится в списке коллекционеров, является КВ-1. Есть, конечно, еще КВ-2, но он всего один в мире, и шансы заполучить второй (именно танк, а не макет) близки к нулевым. Если же мы говорим про более-менее настоящие КВ-1, то таковых наберется 10 штук, из них 1 ходовой, 1 условно ходовой (когда-то мог двигаться), остальные либо макеты, либо собраны из кусков. Один такой танк несколько лет назад оказался в Иордании.

А это его промежуточное состояние. Башня потом будет другой

А это его промежуточное состояние. Башня потом будет другой

Надо сказать, что КВ-1, с точки зрения судьбы, не особо повезло. Когда-то в России было всего два таких танка, причем оба они уличные. И если с КВ-1 в Ропше всё прозаично (танк был подбит в бою за Ропшу и установлен как памятник), то КВ-1 в ЦМВС гноят вполне «сознательно». Навеса на этой площадке мы вряд ли увидим, люди культуры явно думают, что танки — они железные. Впрочем, из еще трех КВ-1, которые достали из Невы, крышу над головой увидел танк во Всеволожске. Собственно, лишнее подтверждение, что заботятся от бронетехнике у нас только частники. Остальным до лампочки.

Собирался он из фрагментов, чего не хватало, делали заново

Собирался он из фрагментов, чего не хватало, делали заново

Впрочем, не стоит сильно обольщаться насчет того, что происходит за рубежом. Из пяти КВ-1, которые находятся за рубежом, до недавнего времени под крышей было только два. Первый — это КВ-1 в Сомюре (бывший танк РОНА), и танк в Бовингтоне (прибыл в Англию на испытания). Остальные точно так же стояли на улице. Впрочем, за последнее время произошли положительные изменения. Сейчас все зарубежные танки либо находятся в помещениях, либо их переместили под навесы. В наши очаги культуры стучаться даже насчет навесов несколько наивно.

Собирался танк как машина ЧКЗ выпуска 1942 года

Собирался танк как машина ЧКЗ выпуска 1942 года

Призрачные шансы на то, что целый КВ-1 достанут из реки или болота, конечно, есть. Но вот шансов, что при этом танк окажется в более-менее надежных руках, крайне мал. Если такой танк найдется, он однозначно будет забран МО (по закону найденное железо принадлежит военным), ну а дальше… Дальше мы вспоминаем, сколько танков военные нормально отреставрировали. Правильно, ноль. Поэтому единственный шанс чего-то получить — это собирать из кусков. Именно таким образом собрано уже несколько КВ-1.

Примерно так выглядели типовые челябинские КВ

Примерно так выглядели типовые челябинские КВ

Собирать КВ-1 из кусков — занятие довольно проблематичное. Хотя бы потому, что тяжелый танк — он тяжелый во всём. При боевой массе минимум 46 тонн (а челябинские КВ-1 с литыми башнями могли весить и все 50) возникает масса проблем, как такую махину собирать. Как и в случае с Т-60, начинается процесс с башни. Она, как правило, сохраняется лучше всего. При этом обычно речь идет о танке производства ЧКЗ. Прежде всего потому, что для него проще найти орудийную установку. Танковые ЗИС-5 и Ф-34 во многом унифицированы, что упрощает процесс.

Танки с литыми башнями гуляли по массе, иногда достигая 50 тонн

Танки с литыми башнями гуляли по массе, иногда достигая 50 тонн

Тот танк, о котором идет речь, также начинался с башни. Причем это вторая башня. В своё время она «засветилась» у Сергея Чибенеева, который сделал не один макет для музея в Верхней Пышме. Башня достаточно характерная — литая, такие ставили на челябинские КВ-1. Освоили эти башни осенью 1941 года. Литые башни должны были иметь толщину стенок 90 мм, что соответствовало 75 мм катаной брони. Но по факту часто получалась более толстая броня, поэтому башня получалась заметно тяжелее положенного. Это, разумеется, сильно влияло на надежность танка.

Вполне типовая ходовая часть с цельнометаллическими катками

Вполне типовая ходовая часть с цельнометаллическими катками

Башня, впрочем, это далеко не самое сложное, что находится на пути восстановления КВ-1. Обычно от танка остается лобовая плита, да корма. Бортовые листы, днище и подбашенная коробка встречаются довольно редко. Не говоря уже о том, что собрать этот набор «сделай сам» — задача совсем не тривиальная. Борта обычно делаются тонкостенные, поскольку весит бортовой лист очень прилично. И всё равно, требуется стапель, чтобы данную конструкцию собрать.

Небольшая вольность - ленинградские дополнительные топливные баки

Небольшая вольность — ленинградские дополнительные топливные баки

Примерно та же ситуация была при сборке корпуса данного танка. У него вполне честная носовая часть корпуса, часть кормы, надмоторная плита и частично подбашенная коробка. Остальное пришлось воссоздавать. Можно, конечно, включить режим хомо корректус, умно рассказывая, что всё должно быть родное. Но лучше вернуться из страны розовых пони, питающихся радугой и выпускающих из себя бабочек. Во-первых, это крайне проблематично, во-вторых, можно с интересом посмотреть, как такие перфекционисты будут всё это собирать. Особенно с учетом того, что обычно листы деформированные.

Литая башня в 1942 году стала типовой для КВ-1

Литая башня в 1942 году стала типовой для КВ-1

Что в случае с челябинскими КВ-1 проще, так это сбор ходовой части. Так сложилось, что именно таких КВ-1 было выпущено больше всего, и чаще всего попадаются именно его катки, например. В целях экономии ближе к концу 1941 года полностью отказались от обрезинки, они стали цельнометаллическими. Сложнее найти траки, но тут уже помогает потомок, то есть ИС-2. У него траки похожие, они поуже (ширина 650 мм против 720 у КВ-1), но в целом очень похожи.

Она получалась более тяжелой, но и более простой в изготовлении

Она получалась более тяжелой, но и более простой в изготовлении

В принципе, получился вполне себе недурно выглядящий КВ-1. Вполне читает танк выпуска ЧКЗ 1942 года. Наверное, самой большой условностью стали запасные баки. Они являются полной копией баков ленинградских КВ-1 выпуска 1941 года. На челябинских танках ставились цилиндрические баки, как у поздних Т-34 и много кого еще. Так вот, жаловаться на эту ошибку можно, но… В общем-то, тут заказчик может только порадоваться. Таких баков нет больше ни у кого. Они огромная редкость, видел их только у тех людей, кто делал данный КВ-1.

Нынешняя дислокация танка

Нынешняя дислокация танка

На сегодняшний день это самый аутентичный КВ-1 из тех, что собран из кусков. Он заметно лучше тех полумакетов, которые сделаны для других музеев. Безусловно, можно найти массу недочетов. Но тут всё же надо перестать смотреть на мир через розовые очки. Жаловаться можно в тот момент, когда такие танки будут в каждом крупном музее. А пока можно только радоваться каждой такой новинке. Особенно с учетом того, что понимают в «железе» сильно меньше 10% посетителей. А за короля Абдаллу II можно порадоваться. Хороший танчик попал к нему в ангар.

источник: https://dzen.ru/a/Z3mvGq602E7yLedr

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account