Британский «Перл-Харбор»: Королевский флот планировал уничтожить Флот Открытого моря в его гаванях
Содержание:
Утверждалось, что своим нападением на Перл-Харбор японские палубные самолеты обязаны чем-то в своей концепции британской атаке на итальянские корабли в Таранто, совершенной годом ранее. Хотя последнее было бы обнадеживающим для японцев, правда в том, что оба нападения во многом обязаны большим планам Королевского флота напасть на немецкий Флот Открытого моря в его гаванях. После Перемирия 11 ноября 1918 года эти планы были продемонстрированы японцам британской военно-морской авиационной миссией (British Naval Air Mission).
Адмирал сэр Дэвид Битти, верховный командующий Grand Fleet-а, заявил в своем сопроводительном письме к Адмиралтейству, что планируемое нападение должно было преодолеть множество трудностей, но он твердо верил, что они не являются непреодолимыми. Последующие события, в другой войне 23 года спустя, были доказательством того, насколько он был прав.
Объект атаки
Необходимо предотвратить подводным лодкам выход из своих гаваней в открытое море. Мины, блокирующие корабли или постоянное патрулирование крейсерами могли бы добиться этого, но они могли быть эффективными только в том случае, если противник не мог от них избавиться. До тех пор, пока немцы имели силы в Германской бухте, превосходящие любые, которые англичане могли постоянно поддерживать там, препятствия могли быть устранены и движение подводных лодок не могло быть ограничено. Это имело, таким образом, решающее значение для нейтрализации Флота Открытого моря в его гаванях.
Тактические самолеты, действующие с авианосцев и вооруженные торпедами, были оценены штабом Grand Fleet-а как наилучшее решение. Они должны были быть произведены в больших количествах и использоваться массированно, максимально используя эффект неожиданности.
Предлагаемое нападение должно было осуществлено таким количеством машин, насколько это возможно, но не менее 121, запущенных со
«специально оборудованных авианосцев»,
действующих примерно в часе летного времени от цели. Стартовое положение должно было быть достигнуто до или сразу после навигационных сумерек и ударные самолеты должны были взлетать с кораблей группами по 40 машин, чтобы достичь области цели мощными силами в быстрой последовательности. Их целями, в порядке очередности, должны были быть:
- Линейные крейсера и линкоры, в том числе старые линкоры;
- Ворота доков и плавучие доки;
- Легкие крейсера;
- Торпедные суда: как надводные корабли, так и подводные лодки.
После сброса своих торпед атакующие самолеты должны были использовать свое оружие для защиты последующих атакующих волн от перехватчиков противника, для подавления его зенитных орудий и обстрела пожаров. Когда командир ударного соединения решил бы, что операция завершена, самолеты должны были направиться на место сбора с авианосцами у голландского побережья. Воды Влиланда (Vlieland) к западу от Терсхеллинга (Terschelling) были предложены как дающие восточные или южные ветры: находясь на расстоянии от стартовой позиции, авианосцы могут принимать находящиеся в воздухе самолеты.
В дополнение к торпедоносцам, летающие лодки Curtiss H.12 должны были принять участие в атаке с применением 104-кг бомб против плавучих доков, паровозных депо, складов боеприпасов и пришвартованных рядом подводных лодок в бассейнах, где они представляют массовую цель. Летающие лодки должны были стремиться атаковать, в то время как самолеты-торпедоносцы помогали бы подвергать массированному удару оборону, хотя для этого считалось, что они требуют навигационную помощь от малых надводных судов, равномерно распределенных по всему Северному морю и показывающих вверх огни. У них не хватило бы топлива, чтобы вернуться на свои базы в Великобритании, поэтому лодки должны были обнаружить зажженный свет рядом с эсминцами у голландского побережья и заправиться от них. Те, кто не смог бы попасть на место сбора, должны были интернировать себя в Голландии.
«Торговые» авианосцы
С точным предвидением постановщики задач Grand Fleet-а считали, что
«обычные торговые суда»
могут быть изменены для действия торпедной авиации путем создания на них полетных палуб. Если каждый такой корабль может нести 17 самолетов, то восемь авианосцев должны будут нести 121 самолет ударного соединения плюс по два истребителя на каждом авианосце. Адмирал Битти хотел провести атаку, как только самолеты, авианосцы и их экипажи были бы обучены и готовы во всех отношениях. Эта операция в определенной степени зависела от погодных условий и могла быть отложена из-за череды штормов.
Поэтому было рекомендовано увеличить основные силы по меньшей мере на 25%. Это имело бы эффект увеличения силы атаки, чтобы смягчить последствия уменьшенных шансов на сохранение тайны в течение более длительного масштаба времени. Два истребителя с каждого авианосца должны были уничтожить все дирижабли-разведчики, которые могли бы попытаться найти силы.
Каждый авианосец должен был быть способным обеспечить взлет, по крайней мере, пяти самолетов в очень быстрой последовательности, так что полноценное соединение по крайней мере из не менее 40 машин может уйти в компании из восьми авианосцев. Последующие волны должны были вылететь с минимальной задержкой для того, чтобы атаки могли быть сделаны в быстрой последовательности. Корабли, взятые для переделки, должны были быть самыми быстрыми. В дополнение к размещению самолетов, суда должны были оснащаться бортовыми противоминными наделками и параванами для защиты от подводных атак и мин. Штаб Grand Fleet-а предположил, что вооружённые вспомогательные крейсеры (merchant cruisers – «торговые крейсеры»), выведенные из 10-й крейсерской эскадры (10th Cruiser Squadron) и из которых формировался Северный патруль (Northern Patrol), были бы подходящими для этой цели.
Время рассматривалось как наиболее важный фактор, и Адмиралтейством было настоятельно рекомендовано определить подходящие суда и меры для их переоборудования в кратчайшие сроки. Чем дольше был срок переделки, тем более вероятно (было высказано такое мнение), что враг узнает о задумке; поэтому были рекомендованы заслуживающие внимания методы, чтобы скрыть истинную цель судов. Их использование с самолетами вряд ли можно было замаскировать, но их назначение могло быть скрыто различными устройствами, как вентиляторы, вентиляция и навесы, которые предлагают работу в Персидском заливе или Египте. Однако такие меры дезинформации были сочтены слишком тривиальными для применения, поэтому при детальном планировании было даже предложено задерживать и цензурировать почту, чтобы сделать вид, что корабли будут направлены на Ближний Восток.
Основное оружие — Sopwith T.1 «Cuckoo»
Выбранным для атаки самолетом был Sopwith T.1. Имя «Кукушка» (Cuckoo) было неофициальным и отражало намерение «положить яйцо в чужое гнездо». По очевидным соображениям безопасности он не применялся до наступления Перемирия и самолеты, как правило, назывались «Т-машинами». Всего 121 самолет должен был принять участие в первой атаке, но было высказано мнение, что «гораздо больше» должно было быть построено для покрытия неизбежных потерь при оперативной подготовке. Большие силы также будут иметь возможность возобновить атаку как можно раньше.
Даже если начальная атака стала бы полностью успешной, было высказано мнение, что все еще будет много работы для самолетов этого типа в нападении на корабли вражеского торгового флота в гаванях в Эльбе (Elbe), в Эмдене (Emden) и Бремерхафене (Bremerhaven).
«Не ограничиваться, поэтому, следует сосредоточиться на строительстве, но минимум 60% запасных должны быть немедленно направлены».
Вооружением, которое должны были нести T-машины, были специально разработанные торпеды весом 453 кг. Как и другие торпеды в службе королевского флота (Royal Navy service), они имели диаметр 18″ (457 мм) и были результатом работы команды специалистов-конструкторов с большим практическим опытом войны. Боевая часть состояла из 77 кг Torpex-а, детонируемого контактным взрывателем при соприкосновении с бортом корабля. По сравнению с торпедами, применяемыми подводными лодками и надводными кораблями, вес их боевой части был примерно вдвое меньше, поэтому необходимо было в течение пяти волн атаковать каждую цель, добиваясь стольких попаданий, сколько это возможно.
Они должны были наносить удары линейному кораблю ниже ватерлинии, под бронированным поясом, и вызывать значительные затопления и повреждения. Если бы внезапное нападение удалось, как это было сделано в Таранто и Перл-Харборе, корабли в гавани вряд ли были бы в активном состоянии с закрытыми водонепроницаемыми дверями и малым ходом их машин, тем самым уменьшая количество насосов доступных для противодействия затоплению. Для последующих атак T-машины должны были быть способными нести 252-кг бомбы вместо торпед.
Авианосное оперативное соединение
Как только авианосное оперативное соединение отработало до боевой готовности в Скапа-Флоу, оно должно было направиться к отправной точке. Уош (Wash – залив в Северном море у восточного побережья Великобритании) был предложен для этой цели, так как это предлагало большой слой воды, вне непосредственного контакта с городами и судоходством, где тренировки могли быть продолжены до тех пор, пока условия для атаки были бы в самый раз. Очевидное сходство с использованием Императорским Флотом Японии Хиттокапу Ван (Hittokapu Wan), Этофору (Etoforu) до нападения на Перл-Харбор в 1941 году.
Выбранная стартовая позиция была у Амеланда (Ameland), достаточно близко к Уошу для авианосцев, чтобы пройти почти весь путь в темноте со скоростью всего 12 узлов. Соединение крейсеров и эсминцев должно было обеспечить тесное сопровождение авианосцев, немецкие легкие силы в Эмдене должны были быть заблокированы минами, установленными в темное время суток до начала нападения. Группа легких крейсеров должна была предотвратить эти устанавливаемые мины и перехватывать любые немецкие легкие силы, которым удалось бы выйти в море. Крейсера сами бы несли самолеты для предупреждения любого вражеского движения на реке Эмс. Grand Fleet был бы в море, чтобы обеспечить дальнее тяжелое прикрытие.
Расположение боевых кораблей должно было быть, если это вообще возможно, доступно для офицера, который бы вел атаку, однако воздушная разведка не должна была использоваться для достижения этой цели, так как были опасения, что она может возбудить подозрения врага о грядущем нападении. Последующие атаки должны были быть сделаны как можно скорее, ставя целью уничтожение ворот в Кильский канал, таким образом, предотвращая суда противника от возвращения в порты к западу от Киля.
Было подчеркнуто, что нападения на отдельные суда должны были быть сделаны настолько решительно, насколько это возможно. Один торпедный удар может оказаться недостаточным, и каждое подразделение из пяти самолетов, под управлением командира звена, должно было быть обучено действовать сообща, оттачивая совместное нападение на один корабль. Численность атакующих сил была призвана уничтожить 24 боевых корабля, и если бы разведка показала, что эта оценка была слишком низкой, их численность должна была быть увеличена.
Детальные исследования приливных условий и расположение корабельных зенитных орудий были сделаны. Таким образом, если орудия были установлены на корме, то низколетящие атакующие с моря во время прилива самолеты получат преимущества. Отлив также поможет, позволяя более эффективно атаковать и уничтожить ворота дока. Каждая из Т-машин была оснащена одиночным направленным вперед пулеметом с 150 патронами, так что когда их торпеды были сброшены, они могли бы затем атаковать самолеты и/или обстреливать немецкие ремонтные группы, пытающиеся предотвратить затопление кораблей.
Командир атакующих сил проведет первую волну из 40 самолетов. Увидев, как все произошло, он даст направления для последующих эскадрилий. Он будет нести не торпеду, а увеличенное количество топлива, имея больше времени для выполнения задачи. Его самолет будут отличать специальные знаки или уникальные цветовые схемы, и будет разработан специальный код сигналов, чтобы дать ему возможность выполнять указания для атакующих самолетов, прибывших в район цели. Он также будет в тактической команде в HI.2s, и пока ее самолеты находятся в районе цели, они должны принимать его сигналы и действовать в соответствии с ними, а не на основе предыдущих инструкций, которые могут быть больше не действительны.
Реакция Адмиралтейства
Подробный план адмирала Битти был направлен в Адмиралтейство в начале сентября 1917 года. Ответ пришел через две недели от первого лорда Адмиралтейства, который в то время отвечал за оперативное управление всем британским и имперским флотом по всему миру. В общих чертах он был положительным и отмечал неуклонный рост числа самолетов, которые могли бы быть выведены в море Grand Fleet-ом, особенно после прихода Furious-а. Командир эскадрильи Даннинг только что выполнил первую в мире посадку боевого самолета на действующий в море авианосец, и планировалось оснастить его в кормовой части посадочной палубой в дополнение к передней палубе, на которую Даннинг приземлился.
Учитывая этот рост, Адмиралтейство сочло возможным предложить новый авианосец Argus для Т-машин – завершение его переоборудования ожидалось в середине 1918 года. Он должен был быть в состоянии нести, по крайней мере, в два раза большее число самолетов, чем запрошенное на одно переделанное торговое судно. Кроме того, был размещен заказ на 100 Т-машин со сроком начальной поставки в апреле 1918 года, с последующим продолжением в размере 10 штук в неделю. Были заказаны двести новых авиационных торпед. Это было в позитиве, но Адмиралтейство чувствовало, что не в состоянии предложить Битти требуемое им число переделанных авианосцев. В дополнение к Argus-у были выделены другие корпуса для строительства или преобразование в авианосцы, но нападение не могло быть осуществлено в тех масштабах, на которых настаивал штаб Grand Fleet-а.
Наступление или оборона?
Основным аргументом Адмиралтейства не переделывать восемь торговых судов в авианосцы состоял в том, что корпус не мог быть избавлен от своих имеющихся обязанностей. Эти суда, уже переделанные в вооруженные торговые крейсеры, были необходимы для выполнения работ по оборонительному патрулированию, и их торговые корпуса были необходимы для перевозки жизненно важных военных материалов в Великобританию. (Тот же ошибочный аргумент использовался для задержки строительства авианосцев сопровождения в первые годы Второй Мировой войны).
Адмирал Битти возразил на это аргументом в пользу наступательных действий, которые являются столь же актуальными сегодня, как и тогда. В письме от 7 октября 1917 года, он заявил:
«…дали много внимания вопросу массированных воздушных атак с моря против вражеских военно-морских баз. Помимо того, что это один из немногих способов, в которых наступательные действия против немецкого флота возможны, это один из немногих способов, в котором наше командование на море может быть включено в активные действия против врага. Прекрасно понимаем, что требование в авианосцах может быть удовлетворено только за счет других важных услуг, но настоятельно рекомендуется, что претензии для наступления должны иметь приоритет.
Указанные успешные операции почти наверняка сократят вражескую деятельность против торговли и тем самым сократят призывы к защите. Все усилия должны быть сделаны так, чтобы корабли были готовы к службе в апреле 1918 года. Устойчивое массированное воздушное наступление навязало бы противнику необходимость активных мер защиты. Попытка напасть на авианосцы и силы их прикрытия вполне может привести к действиям увеличенного масштаба с участием наших тяжелых кораблей, таким образом, предоставляя такие возможности, в которых нам, до сих пор, было отказано.»
В ответ на это Адмиралтейство заявило, что:
«… со ссылкой на ваши замечания на общий вопрос о воздушном наступлении с моря, принято Их Светлостью, что при существующих обстоятельствах, воздух представляет наибольшие возможности для проведения наступления на суда и базы противника, и возможности развития такого наступления в будущем будут в полной мере учитываться. Мои лорды вполне понимают важность воздушного нападения на базы противника, расположенные у Северного моря и определяются, что возможность такой атаки с моря должна в полной мере быть учитана и соотнесена с общей схемой военно-морских операций.»
Переделки восьми торговых кораблей не произошло, но в 1918 году Grand Fleet получил летную эскадру (Flying Squadron) под управлением контр-адмирала Филлимора, первого адмирала авиационного командования. К осени оно составило Argus, Furious и Vindictive.
Первый из них был первым в мире истинным авианосцем со сплошной полетной палубой от носа до кормы, последний был построен как крейсер со стандартными аналогичными «Фьюриусу» носовой и кормовой палубами, но с мостиком и дымовой трубой в средней части корпуса. Они могли бы выставить для нападения около половины того количества самолетов, которое хотел адмирал Битти.
T-машины были сформированы в эскадрильи на берегу и интенсивно отрабатывали торпедные атаки. Это была нелегкая задача, так как, чтобы торпеда была эффективной – она должна была быть выпущена на нужной высоте, без рыскания и дрейфа. Цель должна быть точной, в то время как самолеты должны были лететь плотным строем, наблюдая за их командиром звена и «координатором удара» для получения сигналов под интенсивным огнем стрелкового оружия и зенитного огня, после того как оборона была приведена в готовность. Все это потребует мастерства и тактического понимания высокого порядка. Суда также должны обладать опытом и нападение Sopwith 2F1 Camels с «Фьюриоса» на завесу дирижаблей у Тордена (Tondern) в 1918 году показало, что самолеты не могли приземлиться на борт данного судна.
Рождественская открытка 1918 года показывает вид, с которого летчики Т-машин увидели бы корабли врага в качестве целей и «жертв». Интенсивность их подготовки и обязательств может быть выведена. Это было очевидно для Королевского флота, что он разработал оружие победы в войне и имитация атаки с использованием T-машин была сделанa на Атлантический флот, находящийся у причалов в гавани Портленда в 1919 году. До перемирия 11 ноября 1918 года долгожданная атака могла бы иметь место, но идея уже была рождена. Впоследствии она была возрождена Королевским флотом для потенциального использования против итальянского флота во время абиссинского кризиса 1936 года и, конечно, знаменитое нападение на тот же флот в его главной базе в Таранто в ноябре 1940 года.
Потом был Перл-Харбор!
источник: DAVID HOBBS «A BRITISH ‘PEARL-HARBOUR’ ROYAL NAVY PLANS TO HIT THE GERMAN FLEET IN HARBOUR» // Air Enthusiast 07-08, 2003