Альтернативные Бронетанковые войска РККА. Часть 2. Механизированные корпуса и моторизованные дивизии
Итак, в предлагаемой АИ на заседании ГВС 21 мая 1940 года принимается решение об увеличении числа моторизованных дивизий, передаче их из Стрелковых войск в Автобронетанковые и воссоздании корпусного звена управления в АБТВ.
Содержание:
Развилка
Первым отличием от РИ является то, что командование Красной Армии не формирует танковых дивизий, а ограничивается использованием лишь уже «прошедших обкатку» моторизованных дивизий. При этом моторизованные дивизии переводятся из состава Стрелковых войск в структуру Танковых войск. Для усиления танковой составляющей советских мотодивизий их танковые полки в перспективе штатно переводятся с танков БТ на Т-34.
Вторым отличием от РИ является то, что для формирования новых мотодивизий советское командование решает использовать исключительно танковые бригады БТ, число которых, таким образом, определяет максимальное количество моторизованных дивизий в новой организации РККА. Соответственно в составе РККА сохраняются все имеющиеся к этому времени легкие танковые бригады НПП на Т-26 (с учетом легкотанковых полков Т-26, которые к осени 1940 года также были преобразованы в танковые бригады Т-26) и тяжелые танковые бригады РГК на Т-28 и Т-35. В отличие от РИ, «второй волны» формирования легкотанковых бригад Т-26, а вместе с ними – еще и двух десятков моторизированных пулеметно-артиллерийских бригад и еще одного мехкорпуса осенью 1940 года не происходит (хотя автор и считает целесообразным сформировать моторизированные пулеметно-артиллерийские бригады, но данный вопрос в АИ не рассматривается ввиду того, что их формирование предлагается проводить в структуре Стрелковых, а не Танковых войск). Некоторое изменение числа танковых бригад Т-26 по сравнению с РИ обусловлено наличием в военных округах «сверхштатных» танков Т-26, выведенных по решению ГВС весной 1940 года из состава стрелковых дивизий. Об этом будет сказано отдельно в третьей части.
Также в отличие от РИ механизированные корпуса в АИ не будут включаться в состав армий (за исключением Конно-механизированной армии КОВО) – предполагается, что они будут находиться исключительно в подчинении командующего фронтом или в РГК. Также фронтовое подчинение будут иметь и сохранившиеся тяжелые танковые бригады Т-28 (о них также будет сказано в 3-й части). Армиям будут штатно придваться только танковые бригады Т-26, передачу танковых частей НПП в корпусное звено автор АИ считает нецелесообразной.
Всего в АИ будет сформировано 20 моторизованных дивизий, объединенных в 8 – 9 механизированных корпусов (под вопросом возможность и необходимость создание корпусного управления в составе 17-й Армии, размещенной на территории Монголии – в РИ в 1940 году там отсутствовало корпусное звено). Число 20 в данном случае взято не «с потолка» или просто позаимствовано у коллеги Ансара. В его основе лежит имевшееся в мае 1940 года число танковых бригад БТ и уже сформированных моторизованных дивизий [Примечание: Честно говоря, состояние 34-й лтбр БТ после «зимней» войны объективно не позволяло формировать на ее базе танковый полк мотодивизии, что сводило итоговое число дивизий к 19-ти. Однако оперативные соображения у меня побороли организационно-технические и в итоге я решил-таки 23-ю лтбр БТ КОВО развертывать в мотодивизию именно в месте ее дислокации после Освободительного похода – в районе Стрый, Дрогобыч, а не возвращать в Бердичев. Вместо нее вторая мотодивизия бердичевского мехкорпуса у меня формируется на базе 11-го запасного танкового полка БТ из ЛВО, а сама 34-я лтбр БТ ЛВО доукомплектовывается танками Т-26, выводимыми из состава стрелковых дивизи ЛВО, и соответствено преобразуется в танковую бригаду НПП]. Впрочем, в зависимости от варианта реорганизации дивизий в Монголии, общее число моторизованных дивизий может достичь 21 (по ходу работы над АИ автор счел нужным перейти именно к варианту с 21 дивизией). Их распределение по округам выглядит следующим образом:
— Ленинградский ВО – 2 дивизии и 1 корпусное управление;
— Белорусский особый ВО – 4 дивизии и 2 корпусных управления;
— Киевский особый ВО – 5 дивизий и 2 корпусных управления;
— Одесский ВО – 2 дивизии и 1 корпусное управление;
— Московский ВО – 2 дивизии и 1 корпусное управление;
— Забайкальский ВО – 4 – 5 дивизий (из них 2 – 3 на территории МНР) и 1 – 2 корпусных управления, кроме того на территории МНР схраняется 1 мотострелковая дивизия;
— Дальневосточный фронт – 1 дивизия (отдельная).
Таким образом, в отличие от РИ, в данной АИ механизированные корпуса состоят только из двух, а не трех дивизий. Вариант с трехдивизионными корпусами также рассматривался, но он был отклонен автором, хотя и будет описан ниже.
В целом, при написании АИ автор стремился по возможности во всем следовать РИ за исключением лишь одного – взглядов советского командования на способ формирования механизированных корпусов и их дивизий (в частности, ориентация исключительно на танковые бригады БТ).
Формирование дивизий и корпусов
Как указывалось выше, в данной АИ на формирование дополнительных моторизованных дивизий в июне-июле 1940 года были обращены ВСЕ танковые бригады БТ:
— 1-я Каснознаменная (Псков), 13-я Краснознаменная (Порхов) и 18-я (осенью 1939 года введена на территорию Эстонии) Ленинградского ВО;
— 2-я (Борисов, летом 1940 года введена на территорию Литвы, Укмерге), 6-я (Минск, летом 1940 года введена на территорию Латвии, Митава) и 27-я (Борисов, летом 1940 года введена на территорию Прибалтики, сначала Вильнюс, затем Рига) Белорусского Особого ВО;
— 4-я (Бердичев, весной 1940 года передислоцирована на территорию ОдВО – в Первомайск), 5-я (Проскуров), 23-я (Стрый) и 24-я (Львов) Киевского Особого ВО;
— 55-я (Наро-Фоминск) Московского ВО;
— 8-я Краснознаменная (МНР), 11-я (МНР), 15-я (разъезд №76) и 37-я (разъзд №77) Забайкальского ВО;
— 48-я (Ворошилов-Уссурийский) Дальневосточного фронта.
34-я танковая бригада БТ (Лодейное Поле) Ленингадского ВО (к весне 1940 года) после понесенных в ходе советско-финской войны потерь в данной АИ восстанавливалсь как танковая бригада Т-26. Вместо нее на формирование моторизованных дивизий был обращен 11-й запасный танковый полк ЛВО, который был укомплектован танками БТ-2 и БТ-5 (в РИ к концу октября 1940 года имел 1940 человек личного состава, в т.ч. 221 – комначсостава, 250 танков БТ и 24 танка Т-26, 1 Т-37/38, 68 грузовых и 7 специальных автомашин, 29 тракторов, 28 мотоциклов, т.е. представлял собой вполне укомплектованную часть для того, чтобы на ее базе можно было сформировать «боевой» танковый полк). Безусловно, танки полка имели очень большой расход моторесурса (что в полной мере продемонстировали летом 1941 года в РИ марши 10-го МК ЛВО, на формирование которого и был обращен 11-й зтп). Поэтому в АИ решение использовать запасной танковый полк с сильно изношеной матчастью на формирование «боевого» соединения привязывается руководством АБТУ и НКО к планам выпуска танков Т-34 на 1940 год. На момент принятия решения об увеличении числ моторизованных дивизий до 20 в силе утвержденные еще в декабре 1939 года планы выпуска 220 Т-34. Это число позволяло укомплектовать по действовавшим на тот момент штатам 4 танковых батальона, что как раз и соответствовало штатной потребности формируемой моторизованной дивизии.
Как и в РИ на формирование мехкорпусов были обращены следущие кавалерийские соединения:
— 25-я кавалерийская дививзия (Псков) ЛВО;
— управление 3-го кавкорпуса, 7-я (Ошмяны) и 11-я (Пружаны) кавалерийские дивизии БОВО;
— управление 4-го кавкорпуса, 16-я (Станислав) и 34-я (Дрогобыч) кавалерийские дивизии КОВО.
Как и в РИ в состав формируемых мехкорпусов были включены уже существующие к лету 1940 года моторизованные дивизии: 1-я (Москва), 15-я (Одесса), 81-я (Львов) и 109-я (Харанор). Также, как и в РИ, на формирование новых моторизованных дивизий обращены 29-я (Слоним), 65-я (Оловянная), 84-я (Вильнюс), 146-я (Бердичев), 173-я (Первомайск) стрелковые дивизии (в отличие от РИ на формирование новых моторизованных дивизий НЕ обращались 7-я сд КОВО и 163-я сд ЛВО). Также, как и в РИ, в МВО был дополнительно использован 771-й стрелковый полк 137-й стрелковой дивизии.
Схема формирования моторизованных дивизий имела три варианта. По первому из них моторизованная дивизий формировалась на базе стрелковой дивизии и танковой бригады. Фактически, в осное такой дивизии лежала ранее существовавшая стрелковая дивизия, у которой моторизовывались тылы и один из трех стрелковых полков заменялся танковым (а также высвобождался еще и один из двух артиллерийскх полков). По второму варианту моторизованная дивизия формировалась на базе кавалерийской дивизии и танковой бригады. При этом, учитывая разницу в численности мотострелкового и кавалерийского полков, на формирование одного мотострелкового полка обращалось два кавалерийских. По третьему варианту дивизия формировалась на базе танковой бригады и одного стрелкового и одного артиллерийского полков, оставшихся от преобразования стрелковой дивизии в моторизованную по первому варианту.
Как и в РИ, для формирований управлений мекорпусов использовались управления 24-го (БОВО), 49-го (КОВО), 51-го (ЗабВО), 55-го (ХВО) и 57-го (МВО) стрелковых корпусов, а также 3-го (БОВО) и 4-го (КОВО) кавалерийских корпусов.
У автора АИ нет предложений для формирования управлений двух мехкорпусов: в ЛВО и на территории МНР. В РИ управление 1-го МК ЛВО формировалось на базе управления 20-й тяжелой танковой бригады ЛВО, которая в рамках данной АИ сохранена. В принципе, в масштабах всей Красной Армии, полагаю возможно допустить и формирование одного корпусного управления с нуля. Что касаестся корпусного управления для дивизий, дислоцированных в Монголии, то в РИ там вообще не было никаких корпусных управлений – дивизии непосредственно подчинялись армейскому управлению. Возможно, подобную схему можно будет сохранить и в РИ, ограничив число корпусных управлений 8-ю единицами.
Также в состав формируемых в АИ механизированных корусов в 1940 году были включены все три имевшихся отдельных мотоциклетных батальона: 1-й (Нара-Фоминск) МВО – в состав 7-го МК, 2-й (Бердичев) КОВО – в состав 8-го МК, 3-й (Минск) – в состав 3-го МК. Мотоциклетный батальон в составе 1-го МК ЛВО, как это будет показано ниже, предполагается сформировать весной 1941 года за счет перевода первых трех мцб на новые штаты.
Наибольший вопрос по формированию моторизованных дивизий у меня возник лишь по дивизиям на территории МНР и в Приморье. Дело в том, что на две вакансии (на территории МНР дислоцирваны две танковые бригады БТ) на территории МНР имеются три потенциальных кандидата – 36-я, 57-я и 82-я мотострелковые дивизии. Не обладая достаточной информацией о каждой из них, я не берусь отдать препочтение какой либо конкретно. Более того, вполне возможно, что в моторизованные дивизии можно будет преобразовать все три эти соединения. Дело в том, что по решению ГВС в ноябре 1939 года, в составе этих дивизий помимо трех мотострелковых и одного артиллерийского полков должен был быть еще и танковый батальон. Соответственно, передав двум из них для формирования танкового полка по танковой бригаде БТ, теоретически мы получаем возможность сформировать танковый полк из прежних танковых батальонов этих трех дивизий. Не знаю, как там было дело к июню 1940 года, но по состоянию на 1 ноября 1940 года 36-я мсд имела 35 танков Т-26, 57-я мсд – 2 БТ и 5 Т-26, а 82-я мсд – 240 БТ (!!!). Т.е. в принципе мы имеем возможность все три мсд ЗабВО перевести на штат моторизованных и довести общее число мотодивизий в Красной Армии до 21.
Вопрос с формированием мотодивизии на Дальнем Востоке связан вот с чем. Формально, на формирование моторизованной дивизии можно обратить дислоцированную по соседству с 48-й танковой бригадой БТ 8-ю кавалерийскую дивизию. Но, не желая резать кавалерию на весьма специфическом ТВД, я вспоминаю, что в результате формирования моторизованных дивизий в ЗабВО у меня в АИ высвобождаются один стрелковый полк и один артиллерийский полк из 65-й стрелковой дивизии и два или даже три мотострелковых полка на территории МНР. Т.е. по минимальному варианту, для формирования моторизованной дивизии в Уссурийске, я могу взять один стрелковый и один артиллерийский полк из 65-й сд и один из мотострелковых полков на территории МНР. Второй мотострелковый полк на территории МНР можно разбить на батальоны, которыми усилить мотоброневые бригады (благо опыт боев на Халхин-Голе вроде как подсказал, что этим бригадам как раз и не хватает мотострелков). Но с другой стороны, меня жаба душит и забирать войска из ЗабВО и МНР, тем более, что даже по минимальному варианту (на территории МНР только 2 моторизованные дивизии) там из трех стрелковых (из них 2 уже моторизированны) и одного артиллерийского полков вырисовывается дополнительная мотострелковая дивизия. А кавдивизия на Дальнем Востоке – ну что ж, лошади-то никуда не денутся, а личный состав для повтороного формирования 8-й кд можно набрать и из числа запасников – благо кавалерия в нашей армии существовала с незапамятных времен, это вам не танкисты какие-нибудь.
В максимальном варианте (все три мсд в МНР преобразуются в мд) возможно и промежуточное решение: на формирование мотодивизии на Дальнем Востоке обращаются только стрелковый и артиллерийский полки 65-й сд, а «лишние» мотострелковые полки 36-й, 57-й и 82-й мсд в полном составе передаются 7-й, 8-й и 9-й мотоброневым бригадам.
Но в целом, я склоняюсь к варианту, когда на формирование моторизованной дивизии на Дальнем Востоке обращаестя личный состав 8-й кавдивизии, а сама кавдивизия при этом формируется заново за счет призыва запасников. А в ЗабВО в это время формируется еще одна мотострелковая дивизия и по одному батальону мотопехоты достается каждой из трех мотоброневых бригад.
Состав, дислокация и формирование механизированных корпусов и моторизованных дивизий в АИ
(в квадратных скобках приведены условные порядковые номера формируемых дивизий, так как, не рассматривая в рамках даннной АИ реорганизацию Стрелковых войск, невозможно определиться с реальными «боевыми» номерами моторизованных дивизий, которые имели «сквозную» нумерацию с обычными стрелковыми и мотострелковыми; единственное, что через запятую приведены номера тех дивизий, нумерация которых не вызывает сомнения в связи с тем, что данные моторизованные дивизии получены преобразованием реальных стрелковых)
Ленинградский ВО
1-й механизированный корпус — Псков.
4-й мотоциклетный батальон – Ленинград. Сформирован в 1941 году после перевода 1-го, 2-го и 3-го мцб на новые штаты.
[первая] моторизованная Краснознаменная дивизия — Псков. Сформирована на базе 1-й танковой Краснознаменной бригады БТ 10-го танкового корпуса ЛВО и 25-й кавалерийской дивизии ЛВО.
[вторая] моторизованная Краснознаменная дивизия — Порхов. Сформирована на базе 13-й танковой Краснознаменной бригады БТ 10-го танкового корпуса ЛВО, 15-й стрелково-пулеметной бригады 10-го танкового корпуса ЛВО, а также стрелкового и артиллерийского полков 84-й стрелковой дивизии, передислоцированной в Прибалтику из МВО.
Западный Особый военный округ
3-й механизированный корпус — Минск. Управление корпуса сформировано на базе управления 24-го стрелкового корпуса БОВО.
3-й отдельный мотоциклетный батальон — Минск. Батальон сформирован в феврале 1940 года.
[третья, 84-я] моторизованная дивизия – Вильнюс (управление, мотострелковые и артиллерийский полки), Укмерге (танковый полк). Сформирована на базе 18-й танковой бригады БТ ЛВО, введенной на территорию Эстонии в 1939 году, и 84-й стрелковой дивизии.
[четвертая] моторизованная дивизия — Борисов. Сформирована на базе 2-й танковой бригады БТ БОВО и 7-й кавалерийской дивизии БОВО.
6-й механизированный корпус — Белосток. Управление корпуса сформировано на базе управления 3-го кавалерийского корпуса БОВО.
[пятая, 29-я] моторизованная дивизия — Слоним. Сформирована на базе 27-й танковой бригады БТ БОВО и 29-й стрелковой дивизии БОВО.
[шестая] моторизованная дивизия — Белосток. Сформирована на базе 6-й танковой бригады БТ БОВО и 11-й кавалерийской дивизии БОВО.
Киевский Особый военный округ
[седьмая] отдельная моторизованная дивизия — Дрогобыч (управление, мотострелковые и артиллерийский полки), Стрый (танковый полк). Сформирована на базе 23-й танковой бригады БТ КОВО и 34-й кавалерийской дивизии КОВО.
4-й механизированный корпус — Львов. Управление корпуса сформировано на базе упраления 49-го стрелкового корпуса КОВО.
[восьмая, 81-я] моторизованная дивизия — Львов. К июню 1940 г. дивизия уже существовала как моторизованная.
[девятая] моторизованная дивизия — Броды, Золочев. Сформирована на базе 24-й танковой бригады БТ КОВО и 16-й кавалерийской дивизии КОВО.
8-й механизированный корпус – Бердичев (?). Управление корпуса сформировано на базе управления 4-го кавалерийского корпуса КОВО.
2-й отдельный мотоциклетный батальон — Бердичев. Батальон сформирован в феврале 1940 года.
[десятая] моторизованная дивизия — Проскуров. Сформирована на базе 5-й танковой бригады БТ КОВО, стрелкового и артиллерийского полков 146-й стрелковой дивизии КОВО и стрелкового полка 173-й стрелковой дивизии ОдВО.
[одиннадцатая, 146-я] моторизованная дивизия — Бердичев. Сформирована на базе 11-го запасного танкового полка БТ ЛВО и 146-й стрелковой дивизии КОВО.
Одесский военный округ
2-й механизированный корпус
[двенадцатая, 15-я] моторизованная дивизия — Одесса. К июню 1940 года дивизия уже существовала как моторизованная.
[тринадцатая, 173-я] моторизованная дивизия — Первомайск. Сформирована на базе 4-й танковой бригады БТ, прибывшей из КОВО весной 1940 года, и 173-й стрелковой дивизии, ранее сформированной в Приволжском ВО и прибывшей после советско-финской войны.
Московский военный округ
7-й механизированный корпус
1-й отдельный мотоциклетный батальон — Наро-Фоминск. Батальон сформирован в октябре 1939 года.
[четырнадцатая, 1-я Московская Пролетарская] моторизованная дивизия — Москва (все части кроме танкового полка), Наро-Фоминск (танковый полк). К июню 1940 года дивизия уже существовала как моторизованная.
[пятнадцатая] моторизованная дивизия — Наро-Фоминск. Сформирована на базе 55-й танковой бригады БТ МВО, стрелкового и артиллерийского полков 29-й стрелковой дивизии ЗапОВО и стрелкового полка 137-й стрелковой дивизии МВО.
Забайкальский военный округ
5-й механизированный корпус
[шестнадцатая, 65-я] моторизованная дивизия — Оловянная (управление, мотострелковые и артиллерийский полки), разъезд №76 (танковый полк). Сформирована на базе 65-й стрелковой дивизии ЗабВО и 15-й танковой бригады БТ.
[семнадцатая, 109-я] моторизованная дивизия — Харанор (управление, мотострелковые и артиллерийский полки), разъезд №77 (танковый полк). К июню 1940 года дивизия уже существовала как моторизованная. В июне 1940 года танковый полк дивизии, сформированный на базе танковых батальонов стрелковых дивизий ЗабВО и укомплектованный танками Т-26, был преобразован в отдельную танковую бригаду НПП. Вместо него в состав дивизии был включен танковый полк, сформированный на базе 37-й танковой бригады БТ ЗабВО.
9-й механизированный корпус* — размещен на территории МНР
[восемнадцатая]* моторизованная дивизия. Сформирована на базе 8-й Краснознаменной танковой бригады БТ и одной из мотострелковых дивизий, дислоцированной в МНР.
[девятнадцатая]* моторизованная дивизия. Сформирована на базе 11-й танковой бригады БТ и одной из мотострелковых дивизий, дислоцированной в МНР.
Возможно [двадцать первая]* моторизованная дивизия. Сформирована на базе одной из мотострелковых дивизий, дислоцированных в МНР, и танковых батальонов всех этих дивизий.
Также на территории МНР останется одна мотострелковая дивизия – или из числа ранее имевшихся, или сформированная за счет высвобождения мотострелковых полков при переводе 36-й, 57-й и 82-й мсд на штат моторизованных
Дальневосточный фронт
[двадцатая]* отдельная моторизованная дивизия — Ворошилов-Уссурийский. Сформирована на базе 48-й танковой бригады БТ 1-й Краснознаменной армии.
Примечание: * — вопрос о точном номере дивизий, обращаемых на формирование этих соединений, рассматривается отдельно
ВАРИАНТ с мехкорпусами, состоящими из трех дивизий:
Ленинградский ВО
1-й механизированный корпус, Псков
[первая] моторизованная дивизия, Псков – формируется на базе 1-й лтбр БТ и 25-й кд
[вторая] моторизованная дивизия, Порхов – формируется на базе 13-й лтбр БТ и 15-й спбр
[третья] моторизованная дивизия – формируется на базе 18-й лтбр БТ, размещенной на территории Эстонии
Белорусский Особый ВО
3-й механизированный корпус, Белосток или Минск
3-й отдельный мотоциклетный батальон, Минск
[четвертая] моторизованная дивизия, Борисов – формируется на базе 2-й лтбр БТ и 7-й кд
[пятая, 29-я] моторизованная дивизия, Слоним – формируется на базе 27-й лтбр БТ и 29-й сд
[шестая] моторизованная дивизия, Белосток – формируется на базе 6-й лтбр БТ и 11-й кд
Киевский Особый ВО
2-й механизированный корпус, Бердичев (?)
2-й отдельный мотоциклетный батальон, Бердичев
[седьмая] моторизованная дивизия, Проскуров – формируется на базе 5-й лтбр БТ, а также оставшихся полков 146-й и 173-й сд
[восьмая] моторизованная дивизия, Бердичев – формируется на базе 11-го зтп и 146-й сд
[девятая] моторизованная дивизия, Винница (?) – формируется на базе 4-й лтбр БТ и 173-й сд
4-й механизированный корпус, Львов
[десятая, 81-я] моторизованная дивизия, Львов
[одиннадцатая] моторизованная дивизия, Броды, Злочев – формируется на базе 24-й лтбр БТ и 16-й кд
[двенадцатая] моторизованная дивизия, Дрогобыч, Стрый – формируется на базе 23-й лтбр БТ и 34-й кд
Одесский ВО
[тринадцатая, 15-я] моторизованная дивизия, Одесса
Московский ВО
1-й отдельный мотоциклетный батальон, Нара-Фоминск
[четырнадцатая, 1-я] моторизовання дивизия, Москва
[пятнадцатая] моторизованная дивизия, Нара-Фоминск – формируется на базе 55-й лтбр БТ, а также оставшихся полков 29-й сд и одного сп 137-й сд
Забайкальский ВО
[шестнадцатая, 109-я] моторизованная дивизия, Харанор – танковый полк формируется заново на базе 37-й лтбр БТ (прежний полк – преобразуется в танковую бригаду НПП)
5-й механизированный корпус
[семнадцатая, 36-я], [восемнадцатая, 57-я] и [девятнадцатая, 82-я] моторизованные дивизии формируются на базе 8-й, 11-й и 15-й лтбр БТ, 36-й, 57-й и 82-й мсд и размещаются на территории МНР
Дальневосточный фронт
[двадцатая] моторизованная дивизия, Ворошилов-Уссрийский – формируется на базе 48-й лтбр БТ и 8-й кд
Как видите, в данном варианте корпусных управлений получилось только 5, хотя при желании в Московском ВО можно иметь корпус 2-дивизионного состава. Однако наибольшие вопросы возникают по формированию мотострелковых и артиллерийских полков мотодивизий 1-го МК ЛВО. Если третью дивизию корпуса оставить по месту дислокации 18-й лтбр – в Эстонии, то на формирование дивизии логично обратить дислоцированную в Эстонии 16-ю сд (лишними стрелковым и артиллерийским полками этой дивизии и доукомплектовать мотодивизию в Порхове). Однако, советские части в Эстонии дислоцировались в районе Таллин, Пярну (т.к. имели своей задачей оборону новой базы Балтийского флота), что не очень подходит для моторизованной дивизии, имеющей, скажем так, более наступательные задачи. В этом смысле более оптимальной видится передислокация этой дивизии хотя бы в Двинск. При этом теряет смысл использовать для формирования мотодивизии стрелковую дивизию, размещенную в Эстонии. В Двинске есть «своя» 23-я сд, да и 84-я сд, которая в РИ и была преобразована в моторизованную, находится уже «поблизости». В общем, все эти «непонятки» и «двоякие толкования» и привели меня к решеню отказаться от 3-дивизионных корпусов и перейти к схеме с двумя дивизиями в корпусе – там всё получается достаточно однозначно.
Организационно-штатная структура АИ-дивизий и корпусов
В предлагаемой АИ организационно-штатная структура формируемых моторизированных дивизий в целом соответствует РИ, однако, штаты ряда частей и подразделений несколько изменены. Как и в РИ, моторизованная дивизя состоит из:
— управления;
— двух моторизованных стрелковых полков;
— танкового полка;
— артиллериского полка;
— отдельного разведывательного батальона;
— отдельного батальона связи;
— отдельного зенитного артиллерийского дивизиона;
— отделього противотанкового артллерийского дивизиона;
— легкого инженерного батальона;
— отдельного ремонтно-восстановительного батальона;
— отдельного автотранспортного батальона;
— медико-санитарного батальона;
— артиллерийского паркового дивизиона;
— полевого хлезавода;
— дивиионны мастерских;
— отдельной роты регулирования.
Единственным отличием, которое предлагается ввести на уровне дивизии, это формирование отдельного учебного батальона. Соответственно, в танковом полку четвертый батальон из учебного преобразуется в линейный танковый.
Наиболее существенные отличия в организации частей и подазделений от РИ заклчаюся в следующем.
Мотострелковый полк:
— батарея 76-мм полковых пушек переводится с 4-орудийного на 6-орудийный состав;
— число 82-мм минометов увеличивается с 6-ти до 18-ти (в батальонах вместо минометного взвода создатся батареи);
— в связи со снятием с производства ПТР Руковишникова исключаются противотанковые ружья (было 18 на полк).
Как и в РИ в мотостелковых бтальонах моториованных дивизий в отличие от мотострелковых батальонов танковых дивизий было 18 станковых пулеметов, а не 12 – в мотострелковых ротах моторизованных дивизий сохранялось по 2 станковых пулемета.
Артиллерийский полк в 1940 году соответствуют РИ – он состоит из одного гаубчного дивизиона (12 152-мм гаубиц М-10) и двух смешанных дивизионов (по 8 122-мм гаубиц М-30 и 4 76-мм дивизионных пушек УСВ). Однако по итогам совещания командного состава Красной армии в декабре 1940 года, когда командир 6-го механизированного корпуса генерал М.Г. Хацкилевич на основе проведенных осенью учений высказался против наличия в дивизиях 152-мм гаубиц при существущих средствах тяги (командир 4-го МК генерал М.И. Потапов также высказался о недостаточных свойствах тягача СТЗ-5), в январе 1941 года были введены новые штаты. Теперь артполк мотодивизий состоял из двух гаубичных дивизионов (по 12 122-мм гаубиц обр. 1938 г. на буксире тракторов СТЗ-5) и одного пушечного дивизиона (12 76-мм дивизионных пушек Ф-22 или УСВ на буксире грузовых автомобилей ЗИС-5). Дивизионы 152-мм гаубиц М-10 выводились из состава дивизионных артполков и сводлись в корпусной артполк. Третьи дивизионы корпусных артполков предполагалось комплектовать новыми 107-мм пушками М-60 обр. 1940 г., поэтому их формирование должно было осуществиться в течение 1941 года по мере поступления матчасти (Всего в 1-м полугодии 1941 года было выпущено 24 пушки М-60. В связи с тем, что все они были выпущены к 1 июня, автор счел возможным иметь к началу войны иметь укомплектованными 107-мм пушками по одному корпусу в ЗапОВО и КОВО).
В разведывательном батальоне рота малых плавающих танков Т-37/38 заменяется на роту танков БТ, броневая рота полностью комплектовалась средними бронеавтомобилями БА-10, а вместо мотоциклетной роты в свзи с нехваткой мотоциклов формируются обычные мотострелковые роты (без взвода станковых пулеметов).
Зенитный артиллерийский дивизион состоял из трех батарей 37-мм зенитных автоматических пушек обр. 1939 г. и в отличие от РИ не имел батареи 76-мм зенитных пушек.
Сравнительное изменение артиллерийского вооружения дивизии и корпуса представлено в таблице 1.
Таблица 1
РИ-дивизия | АИ-дивизия штата 1940 г. | АИ-дивизия штата 1941 г. | АИ-корпус штата 1940 г. | АИ-корпус штата 1941 г. | |
152-мм гаубица обр. 1938 г. | 12 | 12 | — | 24 | 24 |
107-мм пушка обр. 1940 г. | — | — | — | — | 12 |
122-мм гаубица обр. 1938 г. | 16 | 16 | 24 | 32 | 48 |
76-мм дивизионная пушка обр. 1939 г. | 8 | 8 | 12 | 16 | 24 |
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. | 8 | 12 | 12 | 24 | 24 |
45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. (без учета мотоциклетного батальона) | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 |
76-мм зенитная пушка обр. 1938 г. | 4 | — | — | — | — |
37-мм зенитная пушка обр. 1939 г. | 8 | 12 | 12 | 24 | 24 |
82-мм батальонный миномет (без учета мотоциклетного батальона) | 12 | 36 | 36 | 72 | 72 |
Возможность обеспечить формирование в 1940 году указанного числа моторизованных дивизий материальной частью артиллерии рассмотрим на основе данных о наличии 152-мм и 122-мм гаубиц обр. 1938 г. и 37-мм зенитных пушек обр. 1939 г. в военных округах по состоянию на 1 января 1941 года (взяты из «Статитстического сборника №1»). Предполагается, что указанные типы артиллерийских орудий в 1940 году в первую очередь поступают на вооружение именно моторизованных дивизий (сравнение наличия с распределением мехкорпусов по округам в РИ косвенно подтверждает, что так оно и было). Потребность в 76-мм дивизионных, 76-мм полковых и 45-мм противотанковых пушках в целом удовлетворяется за счет имеющихся в наличии и, кроме того, трудно рассчитываема без учета числа не рассматриваемых в рамках данной АИ дивизий других типов.
Таблица 2 – Обеспеченость комплектования 20-ти МД по АИ-штатам 1940 года
Округ | 152-мм Г М-10 | 122-мм Г М-30 | 37-мм ЗП 61-К | |||
Есть в РИ | Треб-ся в АИ | Есть в РИ | Треб-ся в АИ | Есть в РИ | Треб-ся в АИ | |
АрхВО | — | — | — | — | — | — |
ЛВО | 69 | 24 | 1 | 32 | 45 | 24 |
ПрибОВО | 64 | 12 | 40 | 16 | 48 | 12 |
ЗапОВО | 96 | 36 | 42 | 48 | 44 | 36 |
КОВО | 128 | 60 | 180 | 80 | 52 | 60 |
ОдВО | 36 | 24 | — | 32 | 38 | 24 |
МВО | 36 | 24 | 24 | 32 | 50 | 24 |
ОрВО | 1 | — | — | — | — | — |
ХВО | — | — | 4 | — | — | — |
СКВО | — | — | — | — | 24 | — |
ЗакВО | — | — | 1 | — | 128 | — |
САВО | 4 | — | — | — | 6 | — |
ПриВО | — | — | — | — | 1 | — |
УрВО | — | — | — | — | — | — |
СибВО | — | — | 4 | — | — | — |
ЗабВО | 36 | 48 | — | 64 | 24 | 48 |
ДВФ | — | 12 | — | 16 | 32 | 12 |
Склады и базы | 4 | — | 4 | — | — | — |
ИТОГО | 474 | 240 | 300 | 320 | 492 | 240 |
Всего выпущено в 1940 году | 685 | 639 | 544 | |||
План на 1940 год | 1000 | 1500 | 900 |
Как следует из таблицы, в РИ командование РККА в 1940 г. стремилось укомплектовать новыми гаубицами в первую очередь механизированные корпуса и, в целом, ему это удалось. Согласно «Статистическому сборнику №1» по состоянию на 1 января 1941 года в мехкорпусах наблюдается опреденный некомплект 122-мм гаубиц М-30. Однако сопоставляя общий выпуск гаубиц этого типа с их наличием в войсках, а вспоминая утверждение Грабина о том, что завод №92 отложил выпуск чуждых ему орудий на конец года, можно сделать вывод о том, что данный некомплект связан с тем, что многие орудия еще просто не успели дойти до адресата. Соответственно, можно предположить, что в АИ, также как и в РИ сделав акцент на первоочередное укомплектование мехкорпусов, в течение 1940 года в целом удастся укомплектовать соединения матчастью артиллерии (несколько иное по сравнению с РИ распредление моторизованные дивизий при сохранении приоритета их комплектования вполне допускало незначительное перераспредения имевшихся гаубиц в пользу ЗабВО и ДВФ).
В любом случае наличие гаубиц новых типов и 37-мм зениток по состоянию на 1 июня 1941 года (таблица 3) показывает, что к началу войны мехкорпуса могли быть гарантировано обеспечены артиллерией.
Таблица 3 – Обеспеченость комплектования 20-ти МД по АИ-штатам 1941 года
Округ | Наличие 152-мм гаубиц на 1.06.41 | Требуется 152-мм гаубиц | Наличие 122-мм гаубиц на 1.06.41 | Требуется 122-мм гаубиц | Наличие 37-мм зенитных пушек на 1.06.41 | Требуется 37-мм зенитных пушек |
ЛВО | 101 | 24 | 53 | 48 | 115 | 24 |
ПрибОВО | 108 | 12 | 100 | 24 | 116 | 12 |
ЗапОВО | 172 | 36 | 176 | 72 | 164 | 36 |
КОВО | 272 | 60 | 378 | 120 | 244 | 60 |
ОдВО | 72 | 24 | 40 | 48 | 70 | 24 |
МВО | 48 | 24 | 36 | 48 | 75 | 24 |
ЗабВО | 36 | 48 | — | 96 | 48 | 48 |
ДВФ | — | 12 | — | 24 | 32 | 12 |
Таким образом, даже с поправкой на еще одну моторизованную и одну мотострелковую дивизии в Монголии, к началу войны механизированные корпуса и моторизованные дивизии могли быть полностью укомплектованы материальной частью артиллерии, за исключением 107-мм пушек обр. 1940 г., которые получили корпусные артполки только двух из семи мехкорпусов, дислоцированных в Европейской части страны.
С возможностью укомплектовать дивизии автотракторной техникой разобраться несколько сложнее. В первую очередь, надо конечно отталкиваться от того, какого уровня моторизации достигли механизированные корпуса 1940 года формирования в РИ. Однако, напрямую эти цифры использовать нельзя (с одной стороны, в РИ на формирование мехкорпусов была обращена часть танковых бригад, которые в АИ сохранены отдельными, например, тяжелые танковые и часть бригад Т-26, с другой стороны, в РИ остались танковые бригады БТ, которые в АИ были обращены на формирование мотодивизий). В связи с этим, придется ограничиться лишь констатацией того факта, что моторизация к концу 1940 года 20 – 22 дивизий была вполне по силам советской экономике. В качестве «доказательства» приведу данные о наличии в РИ автотракторной техники к ноябрю 1940 г. как дивизиях мехкорпусов, так и в тех дивизиях и бригадах, которые в данной АИ задействуются в формировании мотодивизий.
Таблица 4
Соединение, часть | Легковые автомашины | Грузовые автомашины | Специальные автомашины | Трактора |
ЛВО | ||||
1-я тд 1-го МК | 63 | 1269 | 352 | 55 |
3-я тд 1-го МК | 46 | 1119 | 282 | 31 |
163-я мд 1-го МК | 49 | 955 | 262 | 125 |
11-й зтп ЛВО | — | 68 | 7 | 29 |
ПрибОВО | ||||
2-я тд 3-го МК | 22 | 930 | 154 | 59 |
5-я тд 3-го МК | 23 | 797 | 282 | 65 |
84-я мд 3-го МК | 24 | 974 | 141 | 118 |
18-я лтбр БТ | 21 | 365 | 285 | 10 |
27-я лтбр БТ | 17 | 363 | 125 | 11 |
ЗапОВО | ||||
4-я тд 6-го МК | 53 | 1322 | 308 | 81 |
7-я тд 6-го МК | 37 | 1159 | 299 | 64 |
29-я мд 6-го МК | 43 | 1096 | 113 | 126 |
КОВО | ||||
8-я тд 4-го МК | 36 | 1145 | 198 | 117 |
10-я тд 4-го МК | 46 | 979 | 194 | 109 |
81-я мд 4-го МК | 37 | 993 | 176 | 133 |
12-я тд 8-го МК | 26 | 1303 | 192 | 114 |
15-я тд 8-го МК | 28 | 1300 | 162 | 82 |
7-я мд 8-го МК | 37 | 939 | 132 | 376 |
ОдВО | ||||
11-я тд 2-го МК | 14 | 876 | 199 | 74 |
16-я тд 2-го МК | 18 | 963 | 145 | 64 |
15-я мд 2-го МК | 18 | 875 | 152 | 102 |
МВО | ||||
14-я тд 7-го МК | 37 | 738 | 210 | 40 |
18-я тд 7-го МК | 32 | 890 | 188 | 54 |
1-я мд 7-го МК | 41 | 1156 | 153 | 156 |
ЗакВО | ||||
6-я тд | 35 | 400 | 220 | 41 |
САВО | ||||
9-я тд | 22 | 164 | 125 | 29 |
ЗабВО | ||||
13-я тд 5-го МК | 37 | 994 | 323 | 34 |
17-я тд 5-го МК | 36 | 1107 | 384 | 29 |
109-я мд 5-го МК | 42 | 754 | 241 | 160 |
65-я сд | 24 | 431 | 109 | 97 |
36-я мсд | 20 | 1043 | 352 | 65 |
57-я мсд | 22 | 753 | 227 | 183 |
82-я мсд | 30 | 874 | 205 | 82 |
6-я лтбр БТ | 16 | 6 | 250 | 6 |
11-я лтбр БТ | 17 | 363 | 264 | 7 |
ДВФ | ||||
48-я лтбр БТ | 12 | 331 | 160 | н/д |
8-я кд | 17 | 187 | 115 | н/д |
Таким образом, коллеги, полагаю никто, не станет возражать, что 20 – 22 подвижные дивизии вполне могли быть укомплектованы автотракторной техникой в АИ 1940 году.
В связи с началом массового поступления танков Т-34 с января 1941 года инженерный батальон штатно комплектуется переправочными парками Н2П грузоподъемностью 60 т, так как прежние штатные переправочные парки дивизионных инженерных батальонов – НЛП – имели недостаточную грузоподъемность (не более 16 т).
В общем и целом, предлагаемые автором изменения ОШС моторизованной дивизии отражают лишь его пожелания и принципиальным образом на возможности формирования указанного количества дивизий не сказываются. По минимому автору хотелось бы «протолкнуть» лишь отказ от 76-мм зенитных пушек в пользу еще одной батареи 37-мм зенитных автоматов и увеличить число 82-мм минометов в батальонах. Последнее, как уже было сказано, предлагается осуществить за счет исключения из штатов ПТР.
Организация альтернативных механизированных корпусов отличалась от РИ следующим:
— вместо двух танковых и одной моторизованной дивизии в АИ корпус имел только две моторизованные дивизии;
— вместо мотоциклетного полка в каждом корпусе в АИ только часть корпусов имела отдельный мотоциклетный батальон;
— на уровне корпуса вводился отдельный учебный батальон (в РИ ГАБТУ летом 1940 года предлагало сформировать в каждой из 18-ти танковых дивизий учебный полк, однако Генштаб не смог пойти на такое увеличение численности РККА).
Как и в РИ, в составе мехкорпуса имеются отдельный батальон связи, отдельный моторизированный инженерный батальон, отдельная авиционная эскадрилья, военная прокуратура, военный трибунал и полевой хлебзавод. Хотя вопросы эксплуатации и боевого применения авиаэскадрильи, а следовательно и ее наличия в составе корпуса, по-хорошему, требуют дебатов.
Организация отдельного мотоциклетного батальона в АИ представляла собой гибрид ОШС реальных мотоцикленых батальонов формирования 1939 г. (как и они, АИ-батальоны имели по 4 мотоциклетные роты и не имели 50-мм минометов в ротах) и мотоциклетных батальонов мотоциклетных полков формирования 1940 года (в частности, использована организация управления и тыла). В 1940 году мотоциклетный батальон состоял из штаба, взвода управления, четырех мотоциклетных рот, паркового и учебного взводов.
Взвод управления состоял из отделения радиовязи (1 радиостанция 5-АК на шасси автомобиля ГАЗ-АА), отделения разведки (8 мотоциклов без коляски), отделения регулирования движения (4 мотоцикла с коляской) и отделения мотоциклов командования и штаба (11 мотоциклов с коляской).
Мотоциклетная рота состояла из управления (5 мотоциклов с коляской) и трех мотоциклетных взводов (по 38 человек и 19 мотоциклов с коляской в каждом). Взвод состоял из трех отделений по 12 человек и 6 мотоциклов с коляской в каждом. Все мотоциклы взвода имели пулемет ДТМ.
Парковый взвод состоял из автомастерских (4 мастерские типа «А»), транспортного отделения (16 грузовых автомобилей, 2 бензозаправщика и 4 автокухни) и хозяйственного отделения.
Всего в 1940 году в составе мехкорпусов было три отдельных мотоциклетных батальона – в Москве, Минске и Бердичеве. Это были батальоны формирования зимы 1939/40 года, которые теперь включались в состав мехкорпусов.
В 1941 году были введены новые штаты. Вместо четвертой мотоциклетной роты в состав батальона вводилась батарея 45-мм противотанковых пушек (6 ПТП и 7 тягачей «Комсомолец» или автомобилей ГАЗ-АА) и батарея 82-мм минометов (6 минометов и 7 автомобилей ГАЗ-АА). Кроме того, для перевозки управления батальона вместо мотоциклов теперь испольовались легкие бронеавтомобили БА-20. Эти нововведения, в свою очередь, заставили реорганизовать тылы: число грузовых автомобилей было увеличено до 24, бензозапращиков – до 4, автокухонь – до 5. В результате чего в составе батальона был сформирован автотранспортный взвод.
Мотоциклетные роты, высвободившиеся из состава трех мотоциклетных батальонов МВО, КОВО и ЗапОВО, весной 1941 года были обращены на формирование 4-го мотоциклетного батальона в Ленинграде.
Распределение бронетехники по штатам 1940 года
В 1940 году распределение танков в моторизованных дивизиях было следующим. Танковый взвод штатно включал 5 танков БТ. Танковая рота состояла из трех взводов и с учетом танка командира роты имела 16 танков БТ. Танковый батальон состоял из трех рот и с учетом взвода управления (2 танка БТ и 1 БА-10) и суммарно имел 50 танков БТ. Из этого числа радиостанции должны были иметь, как минимум, 14 танков (2 танка в управлении батальона, 3 танка комадиров рот и 9 танков командиров взводов) и 1 БА-10. Танковый полк состоял из 4 танковых батальонов. Взвод управления танкового полка насчитывал 2 танка БТ и 3 БА-10.
Кроме того, 16 танков БТ имела танковая рота разведывательного батальона, и еще по 16 танков БТ имели рота подготовки механиков-водителей и рота подготовки башенных стрелков и радистов учебного батальона.
Итого в дивизии было 250 танков БТ.
Средних бронеавтомобилей в дивизии должно было быть 36 и распределялись они следующим образом:
— в разведывательном батальоне – 17 (16 в бронероте и 1 у командира батальона);
— во взводах управления танкового полка – 7 (3 во взводе управления полка и по 1 во взводах управления каждого из четырех танковых батальонов);
— в двух мотострелковых полках – 12 (в составе разведывательной роты один взвод из 5 машин и еще 1 БА у командира роты).
Легкие бронеавтомобили предполагалось использовать преимущественно для связи. Всего в дивизии должно было быть 25 БА-20:
— 10 в батальоне связи (рота из трех взводов и 1 БА у командира роты);
— 9 в танковом полку (взвод из 5 машин в составе роты связи полка и по 1 машине в каждом из четрыех танковых батальонов);
— по 3 в каждом мотострелковом полку (взвод в составе роты связи полка).
Поставки танков «новых типов» и изменение штатов в 1941 году
Еще летом 1940 года, когда выпуск танков нового типа только-только начинался, было принято решение об изменении принятой в РККА организации танковых подразделений в случае комплектования их танками Т-34 и КВ. Официально объяснялось это двумя соображениями. Во-первых, новые танки существенно превосходили танки прежних типов как по вооружению (76-мм пушка вместо 45-мм), так и по уровню защищенности (противоснарядное бронирование вместо противопульного). Это позволяло выполнять одну и ту же задачу меньшим нарядом танков. Во-вторых, производство новых танков только разворачивалось и укомплектование ими соединений и частей при сохранении прежней 5-танковой структуры взводов могло занять довольно долго времени, что в условиях уже идущей Второй мировой войны (особенно после разгрома Франции) становилось неприемлимым. В связи с этим для танковых подразделений моторизованных дивизий, в случае их перевооружения на танки Т-34, была возвращена 3-танковая структура взводов (что, однако, не исключало в дальнейшем, если позволит обстановка, вновь вернуться к 5-танковым взводам). Неофициально признавалась и третья причина подобного решения, о которой подробно будет сказано чуть ниже.
Теперь во взводе было 3 танка, в роте – 10 (три взвода плюс танк командира роты). Батальону по штату полагалось 35 танков и 1 средний бронеавтомобиль. Распределялись они следующим образом: 30 танков входили в состав трех танковых рот батальона, 2 танка и один БА входили в состав взвода управления батальоном (отмечались случаи, когда во взводе управления батальона оставался только один танк, а второй «экспоприировался» командованием полка), еще 3 танка входили в состав учебного взвода. Введение учебного взвода в состав каждого танкового батальона диктовалось, с одной стороны, необходимостью срочного переучивания личного состава на новый тип техники, а с другой – стремлением командования сохранить весьма ограниченный моторесурс танков «боевой» группы.
Формально такая организация позволяла уже за счет выпуска 1940 года укомплектовать 6 танковых батальонов. Когда же план выпуска Т-34 на 1940 год возрос с 220 до 600, то в умах военных появились мечты об укомплектовании танками по одному батальону в каждой мотодивизии, предназначенной для Европейского ТВД, и еще двух из пяти дивизий, дислоцированных в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Однако реальные цифры выпуска танков Т-34 в 1940 году существенно отличались от плановых, что заставило военных не менее существенно пересмотреть свои планы на комплектование дивизий.
Как известно, всего за 1940 год промышленность выпустила всего 115 Т-34. В данной АИ все эти машины были направлены не в линейные части, а в учебные подразделения для ознакомления и подготовки личного состава (хотя когда в мае 1940 года решался вопрос о числе формируемых дивизий Тимошенко и высказался в пользу того, что укомплектовав новыми танками «боевые» танковые батальоны, удастся компенсировать в танковых полках мотодивизий нехватку танков БТ-7 с достаточным остатком моторесурса) – ведь помимо запаздывания в войска, новые танки запазывали и в военные училища, что грозило срывом подготовки кадров для танковых войск. В этих условиях комплектованию учебных подразделений был дан безусловный приоритет. Танки Т-34 выпуска 1940 года были распределены следующим образом:
— 60 танков были направлены в специально сформированные учебные танковые роты 1-го (ЛВО), 3-го (ЗапОВО), 4-го (КОВО), 6-го (ЗапОВО), 7-го (МВО) и 8-го (КОВО) мехкорпусов для ознакомления личного состава (в первую очередь командного);
— 30 танков были переданы в Харьковское, Орловское и Ульяновское бронетанковое училища (по 10 штук в каждое), где часть учебных батальонов сменила свой профиль с БТ на Т-34;
— по 5 танков было передано в Ленинградские и Казанские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава (КУКС);
— 3 танка было передано в Военную академию механизации и моторизации (ВАММ) в Москве;
— 2 танка было передано в Киевское танко-техническое училище.
Еще 10 танков было задействовано в различного рода испытаниях, после чего они были возвращены на завод №183 в Харьков для восстановительного ремонта. В дальнейшем 2 танка из этого числа были переданы Ленинградским КУКС, 1 – Казанским КУКС, 2 – ВАММ, 1 – Киевскому ТТУ, 1 – заводу №92 (для отработки установки в танк новых типов орудий) и 3 остались на заводе.
В январе 1941 года «учебная» практика была продолжена, и первые 50 машин, принятых в новом году, были также отгружены для учебных подразделений:
— 10 танков в учебную роту 2-го МК ОдВО;
— 10 танков в учебную роту 5-го МК ЗабВО;
— 30 танков в Харьковское, Орловское и Ульяновское бронетанковое училища (еще по 10 штук в каждое).
В дальнейшем отгрузка шла уже исключительно в боевые подразделения, хотя и предполагалось, что во 2-м полугодии Харьковское, Орловское и Ульяновское БТУ получат еще по 20 Т-34.
Всего с января по май 1941 года харьковским и сталинградским заводами было выпущено 874 танка Т-34, что за вычетом 50 «учебных» танков, выпущенных в январе, полностью укомплектовать 23 танковых батальона по принятым штатам. Если сюда добавить еще 16 танков, выпущенных в первых числах июня, то мы можем рассчитывать на то, что к началу войны непосредственно у нас будет 24 танковых батальона Т-34. Предлагается следующее их распределение по дивизиям: в каждой из 4-х дивизий ЗапОВО и 5-ти дивизий КОВО – по два батальона на дивизию, в каждой из 2-х дивизий ЛВО, 2-х дивизий МВО и 2-х дивизий МВО – по одному батальону на дивизию.
Характерным отличием от РИ здесь будет тот факт, что благодаря большому числу танков заранее направленных в учебные подразделения (совокупно в мехкорпусах с учетом этих 16 июньских танков будет 152 Т-34 в учебных ротах и взводах на 768 «боевых» танков), боеспособным утром 22 июня можно будет считать даже то подразделение, которое получило танки вечером 21 июня.
Оставшиеся 240 Т-34 июньского выпуска предлагается распределить так: 128 танков в прибывающие из ЗабВО две дивизии 5-го МК – по два батальона на дивизию (в батальонах уже нет учебных взводов, т.к. командование понимает, что учиться уже будет некогда – что не доучили в Борзе на единственных 10-ти Т-34, полученных еще в январе на весь корпус, то доучат за время марша от станци разгрузки до поля боя – на остальное уже нет времени), еще 64 – по одному батальону вдогон двум дивизиям МВО. Остаток из 48 машин июньского выпуска предлагается отправить по 12 штук в две дивизии ЛВО и две дивизии ОдВО.
Таблица 5 – Наличие танков Т-34 в военных округах по состоянию к 10 июня 1941 г.
Округ | Всего танков Т-34 в АИ (для сравнения в РИ на 1 июня) | Детализация |
ЛВО | 87 (8) | Ленинградские БТ КУКС – 7 Учебная рота 1-го МК – 10 [первая] мд – 35 [вторая] мд – 35 |
ЗапОВО | 300 (228 +50 в ПрибОВО) | Учебная рота 3-го МК – 10 [третья, 84-я] мд – 70 [четвертая] мд – 70 Учебная рота 6-го МК – 10 [пятая] мд – 70 [шестая, 29-я] мд – 70 |
КОВО | 373 (496) | Киевское ТТУ – 3 Учебная рота 4-го МК – 10 [седьмая, 81-я] мд – 70 [восьмая] мд – 70 [девятая] мд – 70 Учебная рота 8-го МК – 10 [десятая] мд – 70 [одиннадцатая, 146-я] мд – 70 |
ОдВО | 80 (50) | Учебная рота 2-го МК – 10 [двенадцатая, 15-я] мд – 35 [тринадцатая, 173-я] мд – 35 |
МВО | 85 (5) | ВАММ – 5 Учебная рота 7-го МК – 10 [четрырнадцатая, 1-я] мд – 35 [пятнадцатая] мд – 35 Кроме того, 1 танк передан заводу №92 в Горький |
ОрВО | 20 (16) | Орловское БТУ – 20 |
ХВО | 20 (16) | Харьковское БТУ – 20 Кроме того, 3 машины выпуска 1940 г. оставлены на заводе №183 в Харькове |
ПриВО | 26 (23) | Казанские КУКС – 6 Ульяновское БТУ – 20 |
ЗабВО | 10 (0) | Учебная рота 5-го МК – 10 |
ИТОГО | 1001 (892 +38 отргружено с 31.5 по 6.6 + 52 отгружено с 7 по 11 июня +32 отгружено с 12 по 16 июня) |
Теперь пора возвращаться в описание довоенных событий в АИ. Поскольку к концу зимы 1940/41 года ситуация с выпуском танков Т-34 заметно улучшилась (например, за февраль было выпущено 85 Т-34 на заводе №183 и 28 Т-34 на СТЗ, в то время как за декабрь – только 32 и 0 соответственно), то советское командование получило надежду на выполнение плана 1941 года. С учетом танков, планируемых к отгрузке в БТУ во 2-м полугодии и уже отгруженных в январе, к концу 1941 года можно было укомплектовать по принятым штатам 68 танковых батальонов (первоначальный план на 1941 год составлял 2500 Т-34) из общего числа 80 танковых батальонов в 20-ти моторизованных дивизиях. В частности, это позволяло полностью перевести на танки Т-34 танковые полки всех моторизованных дивизиях на западе страны и иметь не менее трх танковых батальонов Т-34 в дальневосточных дивизиях. Из этого числа уже к середине лета во всех танковых полках ЛВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО и МВО можно было иметь по 2 танковых батальона Т-34. К весне же следующего 1942 года танками Т-34 можно было полностью перевооружить все танковые полки моторизованных дивизий.
Эти соображения (заметим: основанные на достигнутых промышленностью темпах выполнения плана) сподвигли руководство Красной Армии и ее Бронетанковых войск заняться двумя вопросами. Во-первых, речь шла о танке Т-34М и его месте в Бронетанковых войсках. Проведенные уже осенью 1940 года всесторонние испытания танка Т-34 показали, что одним из главных его недостатков заключается в крайне низкой обзорности. Если ликвидация других недостатков кое-как могла решаться без остановки выпуска существующей модели (например, повышение ресурса двигателя), то все попытки улучшить обзорность приводили к неутешительному выводу: танк нуждался в новой 3-местной башне, установка которой могла потребовать существенной перекомпоновки центральной части корпуса. Это в свою очередь, могло потребовать существенного изменения технологического процесса сборки корпусов, а в совокупности с освоением производства новых башен – определенному снижению темпов выпуска танка. На фоне сорванного плана 1940 года никто рисковать не хотел.
После же завершения комплектования существующих танковых дивизий танками Т-34 появлялось «законное» производственное «окно», позволявшее существенно снизить достигнутый темп выпуска танков. Новые танки с 3-местными башнями предлагалось направить в уже существующие танковые полки для перевода их организации с 3-танковых взводов на 5-танковые. Ожидалось, что достигнутый к началу 1942 года темп выпуска танков позволит завершить этот процесс уже к середине 1942 года.
Второй вопрос был связан не со столь отдаленной перспективой, как конец 3-й пятилетки, а с высвобождаеыми уже в 1941 году танками БТ. Как уже указывалось, только в первом полугодии ожидалось перевооружение до 30 танковых батальонов с танков БТ на Т-34. Это означало высвобождение порядка 1500 танков БТ. Даже с учетом того, что в первую очередь из дивизий будут исключаться машины с выработанным ресурсом или неисправные машины, к которым нет в наличии запчастей (более того, не исключались случаи «каннибализации» исключаемых из состава дивизий танков, что прямо допускалось директивой НКО) – всё равно вырисовывалась достаточно грозная сила (которая, заметим во втором полугодии должна была еще сильнее увеличиться и на этот раз уже вполне исправными машинами). Кроме того, поскольку перевооружение на танки Т-34 сопровождалось переходом взводов с 5-танковой структуры на 3-танковую, то 40% высвобождаемых танков были укомплектованы экипажами! Хотя опять же было понятно, что командиры будут стараться збавиться в первую очередь от наименее ценных кадров.
Однако сам по себе процесс высвобождения танков БТ с экипажами, вернее его масштаб, заставил Генштаб и Главное Автобронетанковое управление задуматься об использовании всей этой массы техники и людей. В итоге было принято следующее решение. В 1941 году высвобождаемые танки БТ с частью экипажей (2 экипажа на 5-танковый взвод) сводили в запасные танковые бригады. В этих бригадах должна была вестись подготовка кадров запаса и восстановительные ремонты танков. В случае войны личный состав и техника бригад должны были использоваться для восполнения потерь в танках и экипажах моторизованных дивизий. В связи с этим предполагалось за каждым мехкорпусом закрепить свою запасную танковую бригаду, однако весной 1941 года ограничились формированием запасных бригад из расчета одна бригада на округ.
Если же войны не будет, то в 1942 году на базе этих бригад планировалось приступить к формированию танковых дивизий, которые бы имели зеркальное, по сравнению с моторизованными дивизиями, число танковых и мотострелковых полков (т.е. два танковых полка, один мотострелковый полк и один артиллерийский полк). Всего в 1942 году планировалось сформировать 8 танковых дивизий – по одной в составе каждого из 8-ми механизированных корпусов.
Танки Т-34 образца 1941 года.
Данная АИ не задумывалась как «железячная», она лишь подразумевает по возможности максимально строгое соответствие РИ во всем, что не касается взглядов советского командования на организацию и число механизированных корпусов. Однако, поддавшишь общей тенденции, я решил «допилить напильником» Т-34.
Во-первых, я решил избавиться от стрелка-радиста. Перед войной радиостанции устанавливались на каждые 20 танков из 50-ти. С началом войны это соотношение, понятное дело стало ухудшаться: сначала просто начал расти общий выпуск танков, затем пришлось эвакуировать заводы радиопромышленности из Ленинграда и Москвы. Но как бы там ни было после начала войны, а до войны всё равно 60% стрелков-радистов сидели без раций. У них оставался только 7,62-мм пулемет ДТ. Однако, в силу того, что в конструкции танков не было предусмотрено для стрелков-радистов никаких приборов наблюдения, а имелось лишь небольшое отверстие для прицеливания, то эффективность стрельбы из курсового пулемета была величиной весьма условной. В общем, единственной функцией, которую выполнял в бою этот член экипажа, получивших характерное прозвище «пассажир», являлось оказание помощи механику-водителю в переключении довольно тугих рычагов КПП (ключевое слово – «в бою», а в повседневной деятельности, безусловно, еще одна пара рук, пара глаз и пара ног никогда не была лишней). Да, надо ли добавлять, что в случае возгорания в танке именно «пассажир», не имевший собственного люка, был самым главным кандидатом на то, чтобы не успеть покинуть горящую машину? Поэтому я и решил отказаться от курсового пулемета, а вместе с ним – и от стрелка-радиста. Радиостанцию я перенес в кормовую нишу башни, а укладку пулеметных дисков – на место стрелка-радиста. Да, доставать не так удобно, но с учетом того, что на 60% танков радиостанций не было, то укладку на них можно и не трогать. А на «радийных» уж всяко пару-тройку дисков «под рукой» разместить можно было – для одного боя хватит. Для компенсации «ослабшей» огневой мощи танка Т-34 я предлагаю вместо курсового пулемета ДТ устанавливать зенитный. Конечно, как от средства ПВО толку от него мало, но при вынужденном покидании машины реализовать функцию «прихвати меня с собой» с таким ДТ намного проще.
Что дают все эти экзерциссы с размещением пулемета ДТ на танке Т-34? Первое и главное – улучшение прочности лобового листа корпуса. Как влияют на бронестойкость все эти «технологические отверстия» в бронеплитах и сварка этих самых бронеплит между собой – вполне доходчиво и неоднократно разъяснял Вадим Петров. Радикально это проблему защиты Т-34, конечно, не решит, но в целом из тех случаев попаданий, которые приходились именно на ослабленные зоны лобового листа, полагаю, пару – тройку десятков процентов можно будет снять. Второе – некоторое снижение трудоемкости изготовления танка в целом. Всё-таки отказываемся от лишнего ковыряния с крупной броневой деталью, задно – и от лишнего шанса отправить ее неловким движением руки в брак. Третье – отказ от четвертого члена экипажа обеспечивает нам «безболезненный» переход танковых экипажей от танков БТ к танкам Т-34.
Еще один плюс заключается в том, что при отказе от стрелка-радиста внутри танка появятся свободные объемы, которые можно использовать для размещения топлива и боеприпасов. В совокупности с опытными работами по установке на танке Т-34 торсионной подвески и проектированием подобной машины, проведенными еще в конце 1940 года и показавшими, что в результате замены подвески Кристи на торсионную может высвободиться до 17 – 20% объема боевого отделения, это даст достаточно веские основания для проведения работ по перекомпоновке машины. Т.е. в конечном итоге санкционирует работы по созданию танка Т-34М.
Высвобождение объемов внутри танка за счет отказа от стрелка-радиста и перехода к торсионам позволят по-иному расположить топливные баки, а, значит, перейти от наклонных бортов к вертикальным, т.е. существенно упростит технологию сборки корпуса танка. Работы по новому корпусу целесообразно совместить с работами по установке новой 3-местной башни. Сохранив при этом прежнее вооружение, двигатель, траснмиссию и элементы ходовой, получим новый танк, который будет достаточно удобно как выпускать при прежней кооперации заводов, так и эксплуатировать совместно с Т-34 предыдущих модификаций. КПП, конечно, желательно поменять, так что будем надеяться на чудо, при котором, как и в РИ, будет создана новая 5-ступенчатая КПП, которая по габаритам и посадочным местам становилась на место прежней.
Второе, что предлагаю я – это ввести «поголовную радиофикацию» танков Т-34. За счет чего, спросите вы, ведь выше я сам писал о том, что раций хватало только на 40% выпускаемых перед войной танков. Отвечаю: да, танковых радиостанций не хватало. Зато вполне массово производились относительно современные ротные радиостанции РРУ (заказ на 1940 год составлял 10 000 радистанций РРУ для НКО, при этом цена ротной радиостанции РРУ составляла 1200 рублей, а танковой 71-ТК-1 – 2100 рублей; всего по состоянию на 1 января 1941 г. в Красной Армии было около 13 тысяч ротных радиостанций). Конечно, радиостанция РРУ обеспечивала меньшую дальность связи по сравнению с 71-ТК, но в том-то и дело, что я предлагаю оставить радиостанции 71-ТК на командирских машинах для обеспечения связи в звене «рота – батальон – полк/бригада» (по новым штатам на батальон из 35 танков потребуется всего 5 радиостанций 71-ТК – по 1 каждому командиру роты плюс еще две на танках взвода управления батальоном), а радиостанциями РРУ комплектовать линейные машины для обеспечения связи в звене «танк – взвод – рота» (по новым штатам надо будет иметь не менее 30 радиостанций РРУ на батальон из 35 танков – танки командования батальона и танки учебного взвода могу обойтись и без этих радиостанций; однако дабы не плодить разнотипность при производстве, я предлагаю все 100% танков комплектовать радиостанциями РРУ). Таким образом, всего на 1941 год потребуется 2500 радиостанций РРУ для танков Т-34 (первоначальный план заказов на 1941 год), т.е. примерно четверть от годового заказа радиостанций этого типа.
Третье, что я предлагаю ввести (но при этом сам не достаточно уверен в целесообразности одновременно иметь в производстве разные модификации Т-34) – это специальный командирский танк на базе Т-34, предназначенный для командиров рот и батальонов. Основные отличия от линейной машины – замена 76-мм пушки на 45-мм с целью высвобождения объемов в башне. Также предполагается описанная выше установка радиостанции 71-ТК в нише башни, дополнительные аккумуляторы для работы средств связи во время стоянки и сокращение боекомплекта до 50 – 60 выстрелов к пушке и 10 – 12 – 15 дисков к пулемету опять же с целью высвобождения объемов. На ствол 45-мм предлагается маскирующий кожух (чтобы было труднее выявить командирскую машину). Возможна установка командирской башенки (правда зачем тогда маскировать 45-мм пушку под 76-мм?), но я не уверен в этом (особенно, с учетом того, что башни танков Т-34 1940-41 годов выпуска имели один общий люк). Как, повторюсь, в целом не уверен вообще в необходимости выпускать подобную модификацию Т-34 с 45-мм пушкой.
Выводы
В рамках предложенной АИ в течение 1940 года удается довести число моторизованных дивизий в структуре РККА до 20 – 21, объединенных в 8 – 9 механизированных корпусов. Из этого числа на Западном ТВД имеется 15 дивизий и 7 корпусных управлений. К началу войны имеется возможность полностью укомплектовать дивизии артиллерией и автотракторной техникой, а в танковых полках моторизованных дивизий Киевского и Западного Особых военных округов иметь по два батальона танков Т-34. Кроме того, в КОВО и ЗапОВО удается сформировать запасные танковые бригады БТ, за счет которых на начальном этапе войны могут восполняться потери мехкорпусов в танках и экипажах.
В следующей серии – рассказ о «легких» танковых бригадах НПП, «тяжелых» танковых бригадах РГК и танке «КВ» в этой АИ (текста ожидается раза в 2 – 3 меньше).
P.S. По просьбам трудящихся, в целях сокращения объема из данной части изъят раздел, описывающий командный состав формируемых мехкорпусов и мотодивизий. Однако, если найдутся желающие обсудить «кадровую политику», милости прошу откликнуться в комментариях. Кроме того, поскольку в рамках АИ всё равно предполагается кадровая перестановка на самом верху, возможно, я выделю кадровые вопросы в отдельную часть.