Жертва конкуренции. Пассажирский самолет Cunliffe-Owen Concordia. Великобритания
Продолжаем тему британской авиации и статей уважаемого коллеги p_d_m.
Cunliffe-Owen Aircraft, Ltd – британская авиафирма второго эшелона. Начала свою деятельность в 1937 году на капиталы British American Tobacco Company и возглавлялась мистером Hugo Cunliffe-Owen, по-видимому до этого не имеющим никакого отношения к авиации. Завод фирмы располагался около аэропорта Саутгемптона, был открыт в феврале 1939 года и входил в число "теневых заводов". Первые планы Cunliffe-Owen были связаны с лицензионным производством чудо-самолета Burnelli UB-14, из готовых деталей был собран один "Бурнелли", обозначавшийся как Cunliffe-Owen O.A.1 (он стал в будущем личным транспортом Шарля де Голля). Начало Второй Мировой смешало планы фирмы, завод начал использоваться по прямому назначению – в Саутгемптоне начали производить узлы "Спитфайера", ремонтировать и восстанавливать эти самолеты, а также с 1943 производить Supermarine Seafire. В годы войны открылся еще и завод под Эдинбургом, занятый ремонтом Lockheed Hudson.
1. Управляющий директор фирмы M.J.H. Bruce, главный конструктор W. Garrow Fisher и модель "Конкордии".
Послевоенные планы компании были связаны с производством единственного в недолгой истории Cunliffe-Owen самолета, разработанного в самой фирме – Cunliffe-Owen Concordia. "Конкордия" с регистрационным номером Y-0222 совершила первый полет 19 мая 1947 года. Никаких уникальных фишек в конструкции самолета, пожалуй, не было, разве что трехстоечное шасси с носовым колесом, убираемым в нишу с поворотом, подобно основным стойкам шасси на P-40, например. Самолет был рассчитан на перевозку 10 пассажиров на дальность до 1600 км; подавался он, конечно, как самый комфортабельный (полеты на ближние и средние расстояния с комфортом дальнемагистрального авиалайнера), экономичный и дешевый в эксплуатации. А еще в салоне можно было курить! Салон шумоизолирован, от кабины пилотов его отделяла перегородка с дверью, в аэроплане был багажный отсек и туалетная комната. Существовали конфигурации на 12 или на 8 пассажиров с дополнительным багажом (при этом в салоне размещались сундуки под кладь). Другие варианты применения "Конкордии" – транспортный, медицинский, военно-транспортный – для перевозки 14 солдат, корпоративный самолет. Обе выпущенных машины оснащались двумя двигателями Alvis Leonides по 550 л.с. с электрическим управлением шагом винта, по желанию заказчика ставилась модификация этого мотора с реверсом. Второй экземпляр (G-AKBE) несколько отличался от прототипа – был длиннее на 5 дюймов (удлинен для устранения резонансных явлений в конструкции), на фотографии видны и другие различия: капля обтекателя антенны радионавигации, мачты антенн и отсутствует обтекаемая "нашлепка" на фюзеляже ближе к хвосту, где на первом экземпляре находился противоштопорный парашют.
18 ноября 1947 года все работы над проектом были прекращены. Слишком сильна была конкуренция на рынке – конкурентами были и британские одноклассники более "сильных" фирм (De Havilland Dove) и масса демобилизованных американских "Дакот". Всего было заложено шесть "Конкордий", из них: две для British European Airways, одна для Air Malta, одна для набоба Бхопала.
В том же 1947 году фирма Cunliffe-Owen Aircraft прекратила свое существование, а вполне удачный и современный самолет не удостоился даже скромной статейки на airwar.ru. 🙂
ТТХ
Размах крыла, м – 17,25
Длина, м – 13,67
Высота, м – 5,1
Площадь крыла, м² – 40,4
Двигатели: 2×Alvis Leonides L.E.4M, 9-цилиндровые радиальные, мощностью 550 л.с.
Вес пустого, кг – 2018
Вес взлетный, кг – 5670
Максимальная скорость, км/ч – 348
на высоте, м – 914
Крейсерская скорость, км/ч – 312
на высоте, м – 2896
2.
3.
4. Макет
5, 6. Интерьер машины и макет салона люкс-версии.
7. Первый прототип
8.
9. Второй экземпляр
10. Мутная фотография из голландского архива, возможно сделана во время рекламного тура второй "Конкордии" по Европе.
Немного рекламы
11.
12.
Источники: Flight, http://forum.keypublishing.com, http://www.secretprojects.co.uk
источник: http://p-d-m.livejournal.com/253107.html