Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
К «стелсу» мы уже давно привыкли. Незаметные истребители, бомбардировщики, разведчики и даже штурмовики уже не вызывают удивления. Но вот относительно недавно сначала флот США, а потом и ВВС официально объявили о финансировании разработки стелс-танкеров. Но зачем воздушному заправщику незаметность? Попробуем разобраться.
Проблема длинной руки
Вообще, танкер — штука очень полезная, о чём в США отлично знают. Недаром ещё с 70-х систему дозаправки в воздухе ставят почти на всё, что летает. Это открывает целую кучу возможностей.
Перебросить на межконтинентальные расстояния тактическую авиацию? Легко! Увеличить время пребывания самолёта в ожидании обнаружения цели или запроса на удар от наземных войск? Без проблем!
Дозаправку проводят во время долгого перелёта даже вблизи с зоной боевых действий.
С этим вариантом и начали возникать сложности. Пополнение топлива рядом с противником достаточно удобно. Подлетающие самолёты заправляются для долгого барражирования, уже отстрелявшиеся «птички» — для возвращения на базу. Конечно, близость к неприятелю относительна. Обычно это минимум 150 километров, а лучше и 200. Вот только прогресс не стоит на месте.
Вместе с самолётами развивается и их вооружение. Ракеты становятся точнее и умнее и бьют цели на бо́льших расстояниях. Дальность современной ракеты может достигать и 300 километров, а некоторые опытные экземпляры уже засматриваются и на 400. То, что раньше было воздушным тылом, резко становится опасной зоной.
Такое оружие позволяет выбивать летающие командные пункты и радары, а главное, заправщиков. Идеально, если в момент самой заправки. И именно тут технология «стелс» (незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.) находит своё применение.
Конечно, сделать большую дуру заправщика незаметной даже на уровне бомбардировщика В-2, будет стоить немыслимых денег. Но этого и не требуется. Даже не самое сильное понижение заметности уменьшает дальность обнаружения, а значит спасает от поражения.
Какая польза от ракеты с дальностью в 300 километров, если она обнаружит цель только со 150 километров?
Заблаговременное решение
История большинства проектов стелс-заправщиков для ВВС началась в середине нулевых в США. Тогда стало ясно: существующая транспортная авиация уже не очень удовлетворяет требованиям времени. Надо менять старичка С-130, да и спроектировать замену для С-17 тоже не помешает.
Изначально взгляд обратили в сторону СВВП (самолёт вертикального взлёта и посадки. — Прим. ред.), подобную машину в классе С-130 военные хотели уже лет 40. Но быстро стало ясно, что и текущего уровня технологий недостаточно для создания рабочего тяжёлого самолёта вертикального взлёта. Концепцию пришлось пересмотреть.
Новый транспорт должен был иметь малый расход топлива, возможность взлетать с грунтовых полос. Иметь минимальный разбег при взлёте и посадке, а также использовать технологии «стелс».
Идея выглядела очень прибыльной. Неудивительно, что все крупные игроки отрасли откликнулись и начали работать над своими проектами даже без официального финансирования. Проектировалась и возможность переделки многоцелевой машины в заправщики. Но особого интереса у военных пока не было. Их больше занимала программа нового танкера КС-Х и споры вокруг неё.
К началу десятых годов с финалистом определились и наконец выбрали KC-46 «Пегас» от «Боинг» на замену KC-135 «Стратотанкеру» той же фирмы, служащему аж с конца 50-х. В дальнейшем предполагали перейти к программе KC-Y на замену КС-10. Ожидалось, что это будет высокоэффективная машина с очень низким расходом топлива и оттого очень большим временем полёта.
В 2016 году от проекта KC-Y неожиданно отказались и объявили о необходимости создания стелс-заправщика по новой программе KC-Z. Нельзя сказать, что эта новость была особенно неприятной для крупных фирм. Проекты стелс-транспортов быстро дорисовали до заправщиков, чуть-чуть освежили конструкцию — и вот военным уже идут новые предложения.
Но судьба программы KC-Z пока не ясна. Многие её открыто критикуют как излишне дорогую и предлагают вернуться к КС-Х.
Из воинов в снабженцы
Не менее интересная история вышла со стелс-заправщиком и у флота. Начиналось всё с красивой программы UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Airborne Surveillance and Strike — «беспилотный разведчик и штурмовик авианосного базирования»). Это должен был быть первый полноценный многоцелевой беспилотник флота. Способный и разведку провести, и удар по плохим парням нанести, и даже ограниченно по самолётам «поработать» ракетами. В перспективе на его базе могла появиться и беспилотная замена F/A-18.
Работали над программой долго и интенсивно. Споры о выборе правильного самолёта разгорались и в кабинетах начальства, и на страницах тематической прессы. Наконец решение приняли в пользу X-47B от «Нортроп-Грумман». В ходе испытаний машина успешно летала, в том числе и с авианосца, заправлялась в воздухе и вообще показывала себя неплохо.
Но в это же время флот начал финансировать работы и над самолётом шестого поколения F/A-XX, и надо было выбирать, на что пускать средства. Сомнения длились недолго, и в 2016 году программу UCLASS закрыли. Правда, совсем терять наработки по ней морякам не хотелось, и потому флот решил переделать беспилотник в танкер.
Так началась программа CBARS (Carrier-Based Aerial-Refueling System — «воздушный заправщик авианосного базирования»). Так же как и для проекта ВВС, одним из требований к заправщику было снижение заметности для радаров. Благо достигнуть этого было проще из-за меньших размеров машины. Будущий самолёт, получивший наименование MQ-25 «Стингрей», должен был стать верным другом флотских F-35, заправлять их после взлёта и на подлёте к зоне боевых действий. В перспективе MQ-25 снова мог получить разведывательные или ударные функции, если это стало бы необходимым.
Поскольку разработки начали с нуля, «Нортроп-Грумман» снова пришлось столкнуться с конкурентами, позиции которых в этот раз оказались сильнее. Беспилотник X-47B был дороговат и излишне технологичен для заправщика. И даже попытка его упростить не дала нужного результата. В итоге победителем программы CBARS объявили проект от «Боинг». Запуск серийного производства самолёта планируется на 2024 год.
Воздушные заправщики были и остаются одним из важных элементов мощи американской авиации. Потому им и уделяют такое пристальное внимание. И потому ещё более грустно смотреть на наши воздушные силы, где даже не все самолёты имеют функцию дозаправки в воздухе, а самих танкеров очень немного. Остаётся лишь надеяться на улучшение ситуации.
источник: https://warhead.su/2018/09/05/zachem-zapravschiku-byt-nevidimym