Последние новости по военно-транспортному самолёту Ил-212. Когда ожидается его первый полёт?

17

Мы ранее писали о том, что проект военно-транспортного самолёта Ил-112 свернули и вместо него запустили проект самолёта Ил-212. В этой статье я познакомлю почтенную публику с последними новостями, по проекту которые выложены на страницах Дзен-Канала «Техносфера. Россия».

Последние новости по военно-транспортному самолёту Ил-212. Когда ожидается его первый полёт?

В начале 2025 года в России серийно выпускается только один тип военно-транспортного самолета. Это тяжелый Ил-76МД-90А (Ил-476), представляющий удачную глубокую модернизацию Ил-76. Что касается более компактных машин, то тут ничего пока не производится, и нарастает потребность в замене вырабатывающего свой ресурс парка самолетов разных типов, собранных еще в конце СССР. Самый большой сегмент этой «солянки» в ВКС РФ приходится на примерно 140 легких транспортников Ан-26 грузоподъемностью до 5,5 тонн. Заменить их планировалось на новый Ил-112В, но не всё оказалось так просто. Попытаемся разобраться в этой запутанной истории.

Содержание:

Несколько слов о самолёте Ил-112В

Легкий военно-транспортный самолёт Ил-112В начали создавать в 2000-х годах, в атмосфере преодоления бардака после разрушительных для всего авиапрома 1990-х годов и бесконечных метаний разработчиков и военных из-за неясных перспектив в части долгосрочного финансирования и приоритетов. В районе 2010 года первую опытную машину начали собирать на Воронежском авиазаводе (ВАСО), и тут со стороны тогдашнего руководства Минобороны РФ финансирование обрезали, и приняли решение закупать харьковские (!) Ан-140 в грузовой версии, которые Украина и Россия решили строить совместно на предприятии «Авиакор» в Самаре.

Военно-транспортная модификация двухмоторного Ан-140

Данная модификация носила обозначение Ан-140Т и должна была летать с 5 тоннами груза на 1860 км (максимальная грузоподъемность 6 тонн). Ил-112В должен был перевозить до 5 тонн груза на расстояние 1200 км, а с 3,5 тоннами летать на 2400 км. Преимущество Ан-140 было в том, что он уже строился мелкой серией в Харькове в 1997-2005 годах (построено 11 самолетов в пассажирском варианте), и по соглашению 2013 года между РФ и бывшей Украиной документация и наработки по Ан-140Т полностью передавались российской стороне для дальнейшего самостоятельного использования и производства. Также украинская сторона умудрилась продать по той же схеме Ан-140 в Иран, где его назвали IrAn-140, и в 2000-2015 годах собрали по разным данным до 14 машин (из запланированных 80), из которых в летном состоянии поддерживалось 5 или 6 бортов.

В общем, лёгкий военно-транспортный самолет российские военные рассчитывали получать из Самары, где началась сборка версии Ан-140-100 и планировался выпуск Ан-140Т (харьковские авиастроители за наши деньги должны были выполнить работы по созданию Ан-140Т и передать проект на наш завод «Авиакор»), и всё казалось осуществимым, но в самом начале 2014 года в Киеве произошел фашистский переворот, и начался разрыв экономических связей между соседними государствами. Несмотря на планы делать Ан-140 целиком в России, к этому моменту из Украины всё ещё поступало значительное количество компонентов. Собиралась в Самаре версия Ан-140-100, и единичные машины возили пассажиров (в России — в парке авиакомпании «Якутия»). Российские военные в итоге не получили Ан-140Т, а довольствовались десятком Ан-140-100, которые используются и сейчас. Полностью сборку самолетов данного типа в Самаре закрыли в районе 2016 года.

Печальная история с «кооперацией» с украинскими соседями привела к тому, что только на рубеже 2013-2014 годов российские военные вспомнили про технологическую независимость и позабытый Ил-112В. Тогда же брошенный в цехе Воронежского авиазавода фюзеляж первого опытного самолета вернули к жизни. Заработала программа по созданию модификации турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ для него: в 2016 году «Климов» выдал первые готовые для установки двигатели. 30 марта 2019 года Ил-112В успешно выполнил первый полёт на заводском аэродроме в Воронеже. А вот дальше снова наступила полоса проблем в истории нового ВТС.

Было установлено, что необходима значительная доработка конструкции машины – масса самолета превышала установленную проектом, что снижало ее полезную нагрузку и дальность полета. Авиастроители рассчитывали в течение 2-3 лет решить все проблемы. В 2021 году Ил-112В снова начал испытательные полёты.

В августе 2021 года опытный лётный экземпляр с экипажем из 3 летчиков-испытателей разбился при заходе на посадку в Московской области из-за возникших технических проблем. Начались стандартные в таких ситуациях расследования обстоятельств, и в феврале 2022 года было принято решение о временной приостановке проекта. Оставались 2 недостроенных самолета и один собранный полностью для наземных прочностных испытаний.

Осенью 2023 года прозвучала информация о полной остановке работ по Ил-112В и переходу к созданию новой машины — Ил-212. Но речь шла не о доработанной модификации «сто двенадцатого», а о практически новом самолете.

Главное отличие проекта Ил-212 от Ил-112В это использование новых российских турбовентиляторных двигателей ПД-8, которые находятся по состоянию на начало 2025 года в стадии летных испытаний и предназначены изначально для регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет» новой «импортозамещенной» модификации. В 2027 году двигатель должен пойти в серийное производство. К этому времени должны начать сборку прототипа военно-транспортного Ил-212. Как и на новом «Суперджете», на транспортнике будут использоваться 2 ПД-8. Анонсированная в 2024 году компоновка Ил-212 предполагает размещение двигателей над крылом самолета (как у советского Ан-72/Ан-74), что сделает возможным его использование с неподготовленных аэродромов, повысит максимальную грузоподъемность с 5 до 12 тонн и увеличит скорость машины. Конечно, какие-то решения из проекта Ил-112В может и пригодятся, но это практически новый самолет.

Тут самое время вспомнить про такой проект как Ил-214 (он же МТА, Medium Transport Aircraft), ставший жертвой еще одной межгосударственной кооперации. На этот раз между Россией и Индией. Двухдвигательная машина должна была возить 12 тонн на расстояние не менее 2000 км (в одной из версий проекта – до 3700 км) со скоростью до 870 км/ч. Предполагалось ставить на самолет двигатели либо аналогичные используемым на Ил-76МД-90А (модификация ПС-90), либо перспективные ПД-14. Разного рода непонятные обстоятельства постоянно влияли на разработку самолета, которая шла порядка 15 лет. Ил-214 должен был стать «чем-то средним» между Ил-112В и Ил-76МД-90А (Ил-476). В 2017 году проект переименовали в Ил-276, объявили сменщиком четырехмоторных Ан-12, а примерно в 2020 году поставили на паузу, сославшись на очередные финансовые проблемы. Есть все шансы полагать, что наработки по Ил-214/Ил-276 тоже используют в новом Ил-212. Кстати, из-за нагрузки в 12 тонн у Ил-212 эту машину уже трудно будет назвать «лёгким» ВТС, зато есть вариант «убить двух зайцев» и закрыть-таки нишу более крупного Ан-12.

Разработка Ил-212 продолжается

Это подтвердил 23 октября 2024 года, выступая на пленарном заседании Совета Федерации, генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов. Еще одним подтверждением ведущейся работы над проектом нового ВТС является включение в декабре 2024 года в очередной пакет западных «санкций» российского предприятия «ОДК-Стар», которое разрабатывает и выпускает системы автоматического управления для авиационных двигателей, включая новый российский ПД-8 для импортозамещенного «Суперджета». Европейские враги России утверждают, что «эта силовая установка также будет применяться на новом российском военно-транспортном самолете Ил-212». Вместе с тем, стоит заметить, что пока никаких даже концептуальных изображений нового самолета официально не публиковалось. Хотя, засекречивать обычный транспортник достаточно глупо (все иностранные аналогичные проекты всегда попадают в СМИ на стадии концептов – компьютерных рендеров).

Остается ждать 2028 год, когда нам покажут что-то вроде первого прототипа. Или это произойдет еще позже, ведь разработка любого нового более-менее серьезного самолета, как мы писали ранее, это вопрос даже не пяти лет: от концепта до летного экземпляра в самом лучшем случае проходит 5 лет, а до серийной машины нужно добавлять не меньший срок.

Источник — https://dzen.ru/a/Z4vc9qz6fVehcUTp

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account