Юрий Пашолок. Первые попытки воткнуть 3-дюймовку на шасси Light Tank M3
Gun Motor Carriage T20 и T50, а также другие проекты истребителей танков на шасси Light Tank M3, по разным причинам оставшиеся не реализованными.
Весной 1941 года в распоряжении американской армии появился, наконец, первый образец танка, который можно было рассматривать как базу для самоходной артиллерии. Разумеется, речь идет о Light Tank M3, первый экземпляр которого сдали в марте 1941 года, а уже с апреля начался массовый выпуск. При этом поначалу американская промышленность даже не поспевала за столь внушительными темпами производства данных машин. По этой причине часть Light Tank M3 поначалу ездила без вооружения, попросту не хватало пушек. Тем не менее, главный шаг был сделан. Американская армия получила вполне современную боевую машину, которая вскоре выпускалась в таких объемах, которые большинству стран и не снились. Только за 1941 год был сдан 2551 Light Tank M3, это позволило не обеспечить ими собственную армию, но и снабжать англичан, у которых с легкими танками дела не заладились.
Не менее важным моментом стало то, что в лице Light Tank M3 американская армия получила далеко не самое плохое шасси для специализированных боевых машин. Идеальным оно, конечно, не являлось. Использование радиального авиационного мотора Continental W-670-9A привело к тому, что машина имела высокий корпус (да что там говорить, это был самый высокий из массовых легких танков на то время). Для САУ параметр весьма критичный, тем более что легкие САУ предполагались с вооружением, способным вести огонь прямой наводкой. Вместе с тем, другие варианты оказывались ничуть не лучше. Особенно с учетом того, что речь шла о колесных и полугусеничных шасси. Была еще GMC T1, первый истребитель танков, на который установили модифицированное 3-дюймовое (76-мм) зенитное орудие M3. Эта зенитка была не новой, но отлично подходило как средство борьбы с танками. Выбрав данную систему, американцы умудрились переплюнуть всех, потому как подобные орудия на легкие базы еще никто не ставил. Правда, столь мощная система повлекла за собой и ряд проблем. Уже упомянутую GMC T1 начали разрабатывать еще в декабре 1940 года, а ее появление всё затягивалось. Поэтому начались поиски альтернативных вариантов шасси. И вот тут пригодилось шасси Light Tank M3.
Следует отметить, что GMC T1 предполагалась не только подвижной, но и низкой боевой машиной. Посему в чистом виде Light Tank M3 годился лишь отчасти. 15 сентября 1941 года были инициированы работы по 3-inch Gun Motor Carriage T20. Увы, всё, что сохранилось по этой машине — это упоминание о факте существования проекта. Согласно имеющимся данным, предполагалось несколько снизить высоту машины за счет установки спарки моторов Cadillac Series42. Также альтернативой служили автомобильные моторы Packard. От последних, впрочем, быстро отказались, а вот установку моторов Cadillac санкционировали еще в июне 1941 года, а в ноябре на испытания вышел Light Tank M3E2. Правда, к тому моменту GMC T20 благополучно скончалась. Причиной стали решения, принятые на конференции в октябре 1941 года. На ней поднимался вопрос оптимальных платформ для самоходной артиллерии. Так вот, GMC T20 признали не перспективной, поскольку платформа Light Tank M3 показался слишком маленьким для столь большого орудия. Посему 30 октября 1941 года Комитет по Вооружениям постановил проект закрыть. Впрочем, тут проблема скорее заключалась немного в другом. Если внимательно посмотреть на Light Tank M3E2, можно увидеть «горб» над моторным отделением. То есть спарка автомобильных моторов заняла даже больше места (а как могло быть иначе, если у них водяное охлаждение, а радиаторы куда-то надо девать). Так что исходная идея истребителя танков на базе Light Tank M3 была изначально обречена на провал.
На этом, впрочем, работы не остановились. В начале ноября 1941 года Департамент Вооружений начал прорабатывать концепцию самоходной артиллерийской установки на базе Medium Tank M4. Проект разрабатывался по пути наименьшего сопротивления. Это означало, что башню танка облегчили, убрали часть крыши и кормы, а заодно поставили 76-мм орудие T12 с баллистикой зенитки M3. 12 ноября данный проект получил обозначение Gun Motor Carriage T35. И в тот же момент родилась идея чего-то похожего, но на шасси Light Tank M3. Данная машина получила обозначение GMC T29. Ту же облегченную башню предполагалось поставить на шасси Light Tank M3, но при этом устанавливалось 75-мм танковое орудие M3. Это орудие вполне соответствовало принятой на уже упомянутой конференции решению, согласно которому наиболее мощным орудием для данной базы была 75-мм система M1897. Ее баллистика была очень похожа на танковую систему M3. Кроме того, предложенная орудийная установка была компактной и занимала немного места. Впрочем, данная разработка даже не достигла стадии эскизного проекта. По требованию Министерства Снабжения работы по GMC T29 очень быстро ушли в небытие.
Казалось бы, на этом базу Light Tank M3 должны были оставить в покое, но нет. Весной 1942 года работы над истребителем танков с использованием базы Light Tank M3 вновь активизировались. Причин тому оказалось несколько. Главным фактором стал успех с разработкой Gun Motor Carriage T35. В несколько измененном виде машина превратилась в опытный образец, который оказался вполне успешным. Имелась и другая проблема. Несмотря на то, что GMC T1 еще 27 ноября 1941 года рекомендовали стандартизировать как Gun Motor Carriage M5, в серию машина как-то не торопилась. На этом фоне было решено, так сказать, раскопать стюардессу, а именно GMC T20. Кто-то в Истребительном командовании решил, что идея была не столь и плоха, да и вообще, такая база вполне может подойти и под установку 76-мм орудия. 21 мая 1942 года Комитет по Вооружениям инициировал работы по Gun Motor Carriage T50, а 10 июня был подготовлен эскизный проект машины.
По большому счету, GMC T50 была той же GMC T29, но с 3-дюймовым орудием. Авторы проекта просто взяли исходную башню от GMC T35 и взгромоздили ее на шасси Light Tank M3. Аналогично GMC T35, броневая защита обеспечивалась максимум от крупнокалиберных пулеметов. Взамен машина должна была иметь высокую подвижность. Согласно расчетам, максимальная скорость GMC T50 составляла 72 км/ч, а запас хода по шоссе — до 320 километров. Одним словом, получалось что-то вроде GMC T35, но на легкой базе и более быстрое. При этом, правда, возникал ряд неудобных вопросов относительно того, какая будет у данной машины устойчивость. Общая высота GMC T50 составляла 2565 мм, что слегка так многовато. Особенно это не понравилось Истребительному командованию, которое хотело машину с низким силуэтом. Вскоре после подготовки эскизного проекта из Истребительного командования пришло письмо, в котором указывалась необходимость снижения силуэта, а также то, что можно обойтись и без кругового вращения башни. Горизонтальной наводки по 16 градусов в каждую сторону вполне хватало.
24 июня 1942 года был представлен доработанный вариант GMC T50. Башню с машины убрали, а вместо нее появилась установка 3-дюймового орудия M6 (вариант зенитки для установки в GMC M5). Высота линии огня всё равно осталась большой (2082 мм, как и у исходного проекта), но общая высота снизилась. Правда, при этом возникал вопрос, как защитить расчет. Появилось понимание, что дело явно заходит в тупик. Истребительное командование предложило сделать T50 на шасси GMC T49, и такой проект даже появился 2 июля 1942 года, но становилось понятно — третий заход с той же идеей ник чему хорошему не приведет. Официально GMC T50 прикрыли 17 февраля 1944 года, но на самом деле активность по данной теме прекратилась еще летом 1942 года. Стало очевидно, что для подобной машины нужна специальная база. Это не помешало построить GMC T56/T57, но в целом уже и так всё было понятно. Во всей этой истории удивляет упорство, с которым американские военные пытались втиснуться в базу Light Tank M3. Если считать еще и GMC T56/T57, то было аж четыре попытки. Из них до стадии опытных образцов дошла всего одна машина (две в одной, точнее), но тем не менее. Как говорится, безумству храбрых поём мы песню.
Источники:
- US NARA
- Stuart: History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992