Юрий Пашолок. Первая попытка «Шкоды» сделать средний танк
Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda
История чехословацкого танкостроения началась в 1923 году. В этот год фирма Breitfeld-Daněk (Breitfeld, Daněk a spol) приобрела лицензию на производство целого ряда образцов техники у немецкой Hanomag. Среди них оказался и гусеничный трактор Hanomag WD-50PS, на базе которого немецкий инженер Йозеф Фольмер разрабатывал колесно-гусеничный танк. Предлагал он данную конструкцию нескольким странам, включая и Советский Союз, но всерьёз заинтересовались им чехословацкие военные. В 1924 году им был построен опытный образец танка, получившего обозначение KH-50, что означало «колёсно-гусеничный (Kolohousenka), с мотором мощностью 50 лошадиных сил». Силовую установку перенесли назад, а впереди разместили отделение управления и место под моторное отделение. С 1924 года к проекту KH-50 подключилось две чехословацкие автомобилестроительные фирмы — Tatra, а также Laurin & Klement. У последней вскоре случился пожар на заводе, что привело в 1925 году к слиянию с чехословацким оружейным гигантом — Škoda. Производство коммерческой техники перенесли из Млада-Болеслава в Пльзень, а заодно это касалось и танковой разработки. Так начиналась эпоха танкостроения на Škoda.
Надо сказать, что ничего путного из затеи с Kolohousenka не вышло. Как не старались привести данную машину в чувство, ничего толком не получилось, и даже постепенный рост скорости как-то не особо помогал. К концу 20-х годов стало очевидно, что концепция Йозефа Фольмера морально устарела. Во-первых, танк получался узким, как Renault FT, а это означало, что он будет двухместным. Между тем, MNO (Ministerstvo Národní Obrany — министерство обороны) видело танк более «многолюдным». Во-вторых, переход на колесный ход получался слишком долгим. Чехословацкие военные явно видели Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I, где переход на колесный ход получился намного быстрее. Что при этом у схемы Vickers имелся ряд недостатков, они тогда не знали, тем не менее, поначалу предпринимались попытки сделать то же самое.
В 1929 году MNO сформировала требования к среднему колесно-гусеничному танку. Он получил обозначение KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса), разработка концепции шла силами VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт). Согласно требованиям, предполагалось получить колесно-гусеничный танк боевой массой не более 12 тонн, с броней толщиной 16 мм, а также вооружением в виде 75-мм пушки и 2 пулеметов. Заказ получили все три фирмы, которые ранее занимались Kolohousenka. Breitfeld-Daněk к тому моменту влилась в ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), причем там очень быстро отказались от работы по теме KSÚ, посчитав ее не особо перспективной. Проект Tatra получил обозначение KÚV (Kombinovany Útočneny Voz, или комбинированная ударная машина). Откровенно говоря, с самого начала у этого проекта дела шли не очень. В результате фактически средним танком занимались на Škoda, причем разрабатываемая в Пльзене машина, за время разработки, сильно изменилась.
Эскизный проект SKV (Střední Kombinovaný Útočný Vůz или средняя комбинированная ударная машина, так эту машину назвали на Škoda), был готов в ноябре 1931 году. Проект получился под стать техническому заданию. Вроде похоже на нормальный танк, но это только на первый взгляд. Как и требовало техническое задание, боевая масса составляла 12 тонн, а вооружение состояло из пушки BA1 и двух пулеметов. Пушка была весьма загадочной: 3,7/7 cm pěchotní kanón BA1/AB1 была фактически калибра 70 мм, но имелась возможность поставить второй ствол, калибра 37 мм. То есть из пехотной она превращалась в противотанковую. Шасси было не менее странным, фактически это антипод Kolohusenka. Колесный ход находился не с внешней стороны от гусеничного, а изнутри. По сути внутри корпуса. При помощи хитроумной системы колесный ход поднимался и опускался. Такая хитрая система заставила сделать еще более хитрой моторно-трансмиссионную группу. Достаточно сказать, что моторов было 2, стояли они под углом и работали на одну коробку передач. Откровенно говоря, есть большие сомнения, что вообще всё это работало бы. Но в MNO поначалу смотрели на происходящее оптимистично. Военных даже как-то не смутило, что скорость на колесах была не сильно выше гусеничного хода — 40 км/ч против 25 км/ч. 29 мая 1933 года поступил заказ на 2 опытных образца со сроком готовности 29 апреля 1934 года. Впрочем, до изготовления этого чуда инженерной мысли в металле дело не дошло. В конце 1933 года выяснилось, что масса Škoda SKV составит 15 тонн. Обсуждение шло всю первую половину 1934 года, но в итоге стало понятно — овчинка выделки не стоит.
16 июля 1934 года были сформированы тактико-технические требования на танк категории III. В терминологии MNO это означало танк прорыва, на самом деле речь шла про средний танк. Боевая масса оценивалась в 15 тонн, при этом толщина брони в лобовой части достигала 32 мм, а бортов 30 мм. На тот момент это считалось легким противоснарядным бронированием: такую броню не пробивала 3-фунтовая (47-мм) пушка Vickers, установленная на Medium Tank Mk.II. По подвижности танк не превышал SKV: максимальная скорость по шоссе составляла 25 км/ч, по проселку 15 км/ч. Škoda и Tatra получили измененное задание на постройку таких боевых машин, по 2 образца. Tatra обозначила свой танк как T-III, а также внутренним кодом Tatra 78. Детище Škoda получило обозначение Škoda Š-III. Оба индекса появились в начале 1936 года, до того танки обозначали аналогично колесно-гусеничным образцам. Первыми с заданием справились на Tatra: октябре 1936 года было сдано два опытных образца, с номерами 13640 и 13641. Но нельзя сказать, что Tatra от этого выиграла. Танк получился совсем сырым, причем башню получил один из двух образцов (делали башни на Škoda). По факту испытания начались в феврале 1937 года. При этом машины показали себя, скажем так, не особо перспективными.
Škoda подготовила свои два танка примерно в то же время — с самому концу октября 1936 года. Внешне танки были похожи, но не совсем. Первый опытный образец Š-III, получивший регистрационный номер 13638, известен также как Š-III-6. Боевая масса танка достигла 18,6 тонн, то есть более чем на 3,5 тонны больше положенного. Правда, при этом мощность 6-цилиндрового мотора объемом 12,9 литров составила 189 л.с. Второй образец, Š-III-8, оказался еще тяжелее. Его боевая масса составила 19,5 тонн, но при этом и мотор был мощнее, причем значительно. На него поставили V-образный 8-цилиндровый мотор объемом 17,2 литра, а также мощностью 225 л.с. Оба образца оснащались башнями, но один танк строили из конструкционной стали, а второй из броневой. Башня была вполне типовой для Škoda, с командирской башенкой с правой стороны. В башню поставили 47-мм танковую пушку Škoda A9a. Также машина получала 2 пулемета. В общем-то, типовой для Škoda танк, в том числе и по ходовой части. Š-II-a, он же LT vz.35, имел такую же ходовую часть. Другой вопрос, что танки получились очень дорогими. Каждый из них обходился в более 4 миллиона крон. За такие деньги можно было купить штук 6-7 легких танков и не прогадать.
Откровенно говоря, борьба была равна. Испытания Škoda Š-III начались еще позже, чем T-III, поскольку танки дорабатывали. Больше того, весной 1937 года испытания шли только по первой машине, а вторая оставалась в Пльзене. Собственно говоря, в MNO быстро поняли, что происходит. Во всё том же 1937 году был построен опытный образец ŠP-II-b, совместное детище Škoda и ČKD. Вообще создавался он для категории II-b, но вместо легкого пехотного танка получился средний. По броне и вооружению ŠP-II-b был сопоставим с танками категории III, а по подвижности существенно их превосходил. Самое смешное, что одновременно ČKD работала над своим средним танком — V-8-H. Что же касается Škoda Š-III, то с ним пытались ковыряться еще пару лет, но происходящее больше напоминало агонию. Известны снимки только Š-III-6, который к моменту оккупации Чехословакии находился в Вышкове и использовался как учебный танк. Позже его отправили в Куммерсдорф, дальше следы теряются. В отличие от легких танков, ситуация со средними боевыми машинами обстояло явно не радужно.
Источники:
- Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- forum.valka.cz
- ftr.wot-news.com
- eBay