Юрий Пашолок. Немецкий полугусеничный БТР-разведчик, построенный с нуля

4

Рассказ о реплике немецкого легкого полугусеничного БТР Sd.Kfz.250/1 Ausf.A, созданной в мастерской Вадима Елистратова

Поскольку образцов бронетанковой техники времен Второй мировой войны сохранилось немного, а спрос на них немалый, идет постоянная работа по их восстановлению. Нужны они отнюдь не только (и не столько) для музейного экспонирования. Тем же киношникам подобная техника нужна позарез, а музеи им как-то не торопятся помогать. Учитывая, как обычно киношники эксплуатируют подобную технику, ничего удивительного. Также есть спрос среди военно-исторических мероприятий, включая реконструкции. Там тоже часто совсем аутентичные танки не нужны.

Реплика Sd,Kfz.250/1 Ausf.A на съемках "Подольских Курсантов"

Реплика Sd,Kfz.250/1 Ausf.A на съемках «Подольских Курсантов»

Одним из способов получения исторической бронетехники является изготовление их реплик. Бывают либо полные копии, без единой родной детали, иногда используются и куски битой техники. Получаемый результат оказывается разным, всё зависит от бюджета, возможностей, включая документацию, а также упорства реставраторов. Одним из примеров того, как правильно делать подобные реплики, является немецкий полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.250/1 Ausf.A. Восстановлен он в мастерской Вадима Елистратова.

В ходе сборки. Шасси у машины своё, а не адаптация уже готового

В ходе сборки. Шасси у машины своё, а не адаптация уже готового

Данная машина находится несколько в тени Sd.Kfz.251, более крупного бронетранспортера, который является одной из самых известных образцов немецкой техники времен Второй мировой войны. Вместе с тем, машина эта слегка недооценена, хотя она сыграла весьма важную роль в системе немецкого вооружения. Собственно говоря, эта самая роль поначалу не совсем очевидна, но не просто так этих бронетранспортеров изготовили 6628 штук. Цифра, мягко говоря, немаленькая. Она, конечно, не столь внушительна, если сравнивать с более крупным Sd.Kfz.251, но 250-й и выпускался не так долго — с июня 1941 по март 1945 года.

Подвеска автомобильная, кстати, похожую можно увидеть у ряда современных гусеничных вездеходов

Подвеска автомобильная, кстати, похожую можно увидеть у ряда современных гусеничных вездеходов

Надо сказать, что Sd.Kfz.250 не был первым образцом подобной машины на шасси Demag D 7 (Sd.Kfz.10). До того появились специализированные спецмашины — подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252 и машина артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz.253. Оба аппарата имели закрытое боевое отделение, а объем их выпуска оказался скромнее — 413 и 285 штук соответственно. Между тем, потребность в машине, которая позже превратилась в Sd.Kfz.250, появилась еще до начала Второй мировой войны. Но, по разным причинам, выпуск откладывался. Ощущение, что наверху не сразу поняли, зачем нужна такая штука.

Мотор подбирался под габариты моторного отсека

Мотор подбирался под габариты моторного отсека

На те же мысли навевают и первоначальные объёмы выпуска Sd.Kfz.250. В 1941 году сдали всего 389 машин данного типа, а в 1942 году выпуск шел, можно сказать, рывками. Более трети выпуска (2895 штук) пришелся на 1943 год, когда машину, можно сказать, окончательно распробовали. Связано это с одним тонким моментом. Если Sd.Kfz.251 являлся, прежде всего, средством перевозки моторизованной пехоты, то Sd.Kfz.250, по своей идеологии, был ближе к американским «Скаутам». То есть пехоту он, конечно, перевозить мог, но небольшой объем (5 человек + механик-водитель). Набиться, потенциально, могло и больше. Но «маршрутка» — это скорее опциональная особенность машины.

Съемный "модуль", превращающий машину в Sd.Kfz.250/9 Ausf.A

Съемный «модуль», превращающий машину в Sd.Kfz.250/9 Ausf.A

Рост популярности Sd.Kfz.250 оказался напрямую связан с падением интереса к легким бронемашинам. Конечно, бронетранспортер имел меньшую максимальную скорость и весил на тонну больше. Но средняя скорость движения по шоссе оказалась одинаковой, а на бездорожье полугусеничная машина вырывалась вперед. Конечно, существовала не нулевая возможность посадить Sd.Kfz.250 на брюхо, но это всё равно лучше, чем у броневиков. Кроме того, внутри машина была более просторной, особенно это оказывалось актуальным для специальных вариантов Sd.Kfz.250.

То, что это реплика, в таком виде и не особо понять

То, что это реплика, в таком виде и не особо понять

Как раз эти самые, новые варианты машины дали рост объемов выпуска. Они заменили такие броневики, как Sd.Kfz.222, Sd.Kfz.223 и другие. На базе Sd.Kfz.250 выпускались самоходные минометы, штабные машины, легкие машины поддержки пехоты и так далее. Если по состоянию на начало выпуска Sd.Kfz.250 предусматривалось шесть вариантов исполнения, то годом спустя их было уже одиннадцать. Основная масса новинок являлась вариантами, которые заменяли ранее выпускавшиеся машины на других шасси. В том числе это касалось Sd.Kfz.252 и Sd.Kfz.253.

К вопросу о реквизите. Вот так, по мнению киношников, лучше. Ну и стоит тогда туда засылать раритеты?

К вопросу о реквизите. Вот так, по мнению киношников, лучше. Ну и стоит тогда туда засылать раритеты?

Выпускались Sd.Kfz.250 в двух основных версиях — ранней (Ausf.A) и поздней (Ausf.B). Ранних, самых массовых машин, сохранилось около десятка, из них ходовых всего несколько штук. Но при этом известно о нескольких репликах, которые изготовили в Словакии. Рецепт оказался простым. За основу брался полугусеничный БТР OT-810, чехословацкое развитие Sd.Kfz.251. В целом, похоже, но ходовая часть выдает реплику. Из них две являются музейными экспонатами. Схожая реплика стоит в Волгограде, где также является музейным экспонатом. Так что у музейщиков на такие штуки спрос есть.

Установка пулемета MG 34, такая же стояла на Sd.Kfz.251

Установка пулемета MG 34, такая же стояла на Sd.Kfz.251

В случае с машиной, о которой пойдет речь, конечной задачей являлось изготовление полного аналога, с точки зрения функциональных возможностей, массы и подвижности. Одной из особенностей проекта стало то, что использование родных деталей не предусматривалось. Использовался мотор от ЗИЛ-157, от него же отчасти элементы трансмиссии. Также использовался мост с японского грузовика, плюс детали с БРДМ (КПП). Выбор 157-го мотора обосновывался его габаритами, да и мощность у него схожая с Maybach HL 42.

Для кино такая реплика - самое оно

Для кино такая реплика — самое оно

Стартовал проект в начале 2016 года, предшествовал ему процесс подготовки материалов. Задача облегчалась тем, что в Кубинке имеется аналогичный БТР (ныне стоит в Музейном секторе парка «Патриот»), причем весьма так «раздетый». Это позволило более-менее досконально изучить прототип, чтобы подготовить материалы для изготовления рамы и бронекорпуса. Поскольку строилось с нуля, главная проблема реплик, а именно необходимость подгонки под имеющееся шасси, решалась сама собой. Так что обошлось без традиционного искажения пропорций.

К осени 1941 года Sd.Kfz.250 уже вполне массово использовались на советско-германском фронте

К осени 1941 года Sd.Kfz.250 уже вполне массово использовались на советско-германском фронте

Исходное шасси Demag D7p не отличалось простотой. На машине использовалась торсионная подвеска, делать ее было бы непростой задачей. Особенно с учетом ограниченного бюджета. Поскольку торсионы всё равно не видно, было решено поступить хитрее. Вместо торсионов используется пружинная подвеска от «Нивы», для машины такой массы вполне допустимо. Разместили подвеску внутри, так что снаружи ничего не понять. Катки изготовили с нуля, по образцам. То, что на самом деле это новодельные катки, а не оригиналы, даже вблизи не особо понятно. Это, пожалуй, сама сложная задача в таких проектах. Еще один важный момент — гусеничные ленты. Они изготовлены с нуля, но похожи на оригинальные.

По деталям машина чуть бедновата, но в целом выглядит очень неплохо

По деталям машина чуть бедновата, но в целом выглядит очень неплохо

Сформировалась машина к лету 2016 года, но по факту работы по ней продолжались еще год. Такому удивляться не стоит, самое сложное — это финализация работ и мелочевка. Последняя, особенно по интерьеру (а у Sd.Kfz.250 он открытый сверху) навела на мысль делать реплику «трансформером». Дело в том, что на базе Sd.Kfz.250 делалось немало других машин, включая разведчик Sd.Kfz.250/9. На нем стояла такая же башня, как у Sd.Kfz.222, причем выпустили их чуть больше 350 штук. Так вот, на реплику можно было ставить крышу с башней Sd.Kfz.250/9, в случае чего снимать.

Изначально реплика строилась для военно-исторических фестивалей, но дальше ее занесло в киноиндустрию

Изначально реплика строилась для военно-исторических фестивалей, но дальше ее занесло в киноиндустрию

Первые ходовые испытания реплика прошла в мае 2017 года, этому предшествовали испытания подвески и других элементов. Тем самым удалось проверить работу элементов ходовой части до того, как машина поедет по-настоящему. В итоге получилось именно то, что требовалось изначально, а именно полный функциональный аналог настоящего Sd.Kfz.250. Машина довольно резво ездит, хорошо маневрирует на бездорожье, спокойно преодолевает небольшие подъемы. Одним словом, именно то, что требуется от реплики. При этом было решено использовать ее в штатном исполнении, то есть как Sd.Kfz.250/1 Ausf.A.

Внутри машины

Внутри машины

Дебютировала машина на фестивале «Поле Боя» летом 2017 года. Тогда еще на ней не стояла вертлюга для MG 34, который был штатным вооружением Sd.Kfz.250. Машина в полной мере показала хорошие ходовые качества, а еще ее немного использовали как эвакуатор для легких машин, которые застревали в поле. По поводу ходовых качеств и внешнего вида были комментарии, мол, надо бы такую машину в кино. Слова оказались пророческими. Спустя некоторое время реплика Sd.Kfz.250/1 Ausf.A оказалась в собственности студии «Военфильм», где он как раз и использовался как машина для съемок.

В фильме машина шла в основной танковой колонне

В фильме машина шла в основной танковой колонне

В данном случае можно видеть, какой был данный аппарат в ходе съемок фильма «Подольские Курсанты». Это к вопросу, что бывает с техникой, когда она используется во время киносъемок. Для киношников что реплика, что настоящий БТР, равнозначны, это реквизит. Его надо обвесить покрасивее и заляпать по самое не балуйся. При этом машина выглядит как настоящий Sd.Kfz.250, даже вблизи разницы особой нет. Да, некоторые детали не самые точные, но ровно то же самое можно сказать про мелочевку, которую умельцы лепят на музейные машины. Она там обычно не лучше.

Подобные фашины вполне использовались с осени 1941 года

Подобные фашины вполне использовались с осени 1941 года

Интересно даже, какая будет дальнейшая судьба у машины. Появление ее в музее является совсем не нулевой вероятностью. Главное то, что такой аппарат является идеальным вариантом для реконструкций и киносъемок. Разница с настоящим Sd.Kfz.250, по внешнему виду, минимальная, при этом ни одна музейная машина не пострадала. И киношники довольны, и музейщики спокойны.

Автор благодарит Вадима Елистратова (г. Москва) за помощь в подготовке материала

источник: https://dzen.ru/a/ZoPBaBojxTmqsyhf

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account