Дополнительные топливные баки КВ-1 производства Кировского завода
О необходимости дополнительных баков для топлива задумались задолго до начала Второй мировой войны. Искать причины их появления следует в том, что далеко не всегда обеспечение могло сопровождать танковые колонны. Особенно актуально это стало для колесно-гусеничных танков семейства БТ. Первыми среди советских танков, которые стали получать дополнительные топливные баки, стали БТ-7. От них, можно сказать, по наследству, похожие запасные баки получили Т-34. Они, конечно, преодолевали не столь большие расстояния, но лишние 135 литров топлива, которые находились в запасных баках, совсем лишними не являлись.

Похороны танкиста, 1942 год. Танк из состава 1-й Краснознамённой танковой бригады, на нем установлено 8 запасных бачков
В отличие от Т-34 и БТ-7, другие советские танки обычно запасное топливо с собой не таскали. Для тех же Т-26 это было не столь актуально, а Т-28 и Т-35 на такие длинные дистанции обычно не ездили. Не особо актуальными были такие баки и для тяжелого танка КВ. Согласно данным испытаний, запас хода по шоссе у первых образцов танка составлял около 250 километров. Тем не менее, летом 1941 года на КВ-1 стали устанавливаться запасные топливные баки. Они стали характерным признаком ленинградских танков позднего выпуска.

Типовое расположение дополнительных баков, танк с утолщенной башней Ижорского завода, выпускать ее начали в конце июля 1941 года
Надо сказать, что постепенно запас хода у КВ начал снижаться. Связано это не только с ростом боевой массы, но и изменениями в топливной системе. Если у КВ первых выпусков объем топливных баков составлял 670 литров, то к концу 1940 года он снизился до 615 литров. Соответственно, снизился и запас хода, хотя и не сильно — до 225 километров. В любом случае, такого запаса топлива вполне хватало для того, чтобы КВ-1 мог преодолевать необходимые дистанции. В длительные марши их гоняли не так часто, да и было это для КВ совсем не полезно.
Корни появления запасных топливных баков надо искать в процессах, которые стали происходить в начале июля 1941 года. После начала Великой Отечественной войны темпы выпуска КВ-1 взвинтили, что заставило существенно переигрывать объемы необходимой продукции. Уже за июль 1941 года ожидалось выпустить 150 танков, в августе 175, в сентябре 250 штук, и далее держать схожий темп. В связи с этим резко выросли потребности в необходимых деталях. Расширился объем ленинградских предприятий, которые были задействованы в выпуске танка. Так вот, дополнительная нагрузка по данным изделиям легка на завод №194 им. Марти (ныне Адмиралтейские верфи).
Так вот, где-то в конце июля-начале августа 1941 года начинают появляться первые КВ-1, которые получали по 6-8 запасных топливных баков на крыльях. Кто стал инициатором их появления, пока неизвестно, документов на данный счет найти не удалось. Можно лишь говорить, что данные баки появляются на танках, которые получали утолщенные башни, как выпуска Ижорского завода, так и завода №371 (ЛМЗ). При этом баки можно встретить далеко не на всех танках, часть из них не имела запасных баков изначально.
Зачем вообще были нужны эти самые баки, пока что загадка. Не исключено, что связано это с тем, что в августе 1941 года на часть КВ-1 стали ставить двигатели М-17Т. С другой стороны, примерно в это же время стали появляться запасные топливные баки и на КВ-1 выпуска Челябинского Тракторного Завода. Баки у него совершенно иной конструкции, да и появляются они явно далеко не только на танках с бензиновыми моторами. В любом случае, ленинградские баки можно очертить по времени выпуска как август-сентябрь 1941 года.
Документации по данным бакам тоже пока нет. Зато пара таких баков дожила до наших дней, в довольно «уставшем» виде, но тем не менее. Главное, что благодаря этой находке удалось получить хоть какие-то подробности. Для начала, теперь известен объем такого бака, он составлял около 50 литров. Кроме того, стали известны дополнительные детали, например, наличие сливной пробки в нижней части бака. В этом смысле то, что выпускают моделисты, получилось несколько упрощенным.
Сама по себе конструкция баков была проработана очень грамотно, причем простотой она явно не отличалась. Весьма внушительный объем баков (суммарно 300-400 литров) позволял увеличить запас хода по шоссе более чем на 110-150 километров. Таскать такие баки было удобно, поскольку у них имелись ручки по бокам. Форму бакам придали такую, что они не выступали за высоту корпуса и не мешали вращению башни. Удобной оказалась и система крепления баков на поперечных стяжках.
Вместе с тем, имелись у таких запасных баков и минусы. Во-первых, они получились более сложными, чем челябинские баки. Во-вторых, таскать их было удобно, а вот насколько удобно получалось сливать топливо, уже другой разговор. Ведь это не более чем большие канистры, с которых потом топливо заливалось в основные башки. Если с цилиндрическими баками всё очевидно, то тут заливать как-то не очень удобно. Так что удобство в одном обернулось проблемами в другом.
После остановки выпуска КВ-1 на Кировском заводе коробчатые запасные топливные баки исчезли. Уже то, что они где-то сохранились, маленькое чудо. Можно сказать, что ни стали памятником технической мысли. Далеко не всегда правильные идеи реализуются с первого раза. В данном случае лучше получилось у ЧКЗ, причем созданные осенью 1941 года цилиндрические запасные баки позже появились на целом ряде танков и САУ отечественного производства.
источник: https://dzen.ru/a/Z8nyWhNUpnhXZ5N6