Юрий Пашолок. Колесно-гусеничный сменщик Т-26, повоевавший как огневая точка
Рассказ о колесно-гусеничном танке Т-46-1, одном из экспонатов музея на Поклонке
В истории отечественного танкостроения были как светлые, так и тёмные времена. В начале 30-х годов случился настоящий прорыв. За 1931-33 годы Красная Армия приняла на вооружение целый ряд танков. Они стали основой советских бронетанковых сил 30-х годов. Другой вопрос, что они должны были стать промежуточным звеном к новым образцам танков. Их предполагалось запустить в серию во второй половине 30-х годов, часть даже приняли на вооружение. Но большинство этих образцов так и не стали серийными машинами. Лишь в конце 30-х годов появились достойные сменщики, а по танкам сопровождения смена появилась и вовсе весной 1941 года.
На площадке Музея Г.О.Р.А., как теперь называется открытая экспозиция бывшего Центрального Музея Великой Отечественной войны, хватает уникальных экспонатов. Есть они и среди образцов бронетанковой техники. Один из таких уникумов находится на площадке инженерных сооружений. Речь идет о колесно-гусеничном танке Т-46-1. Находится он там не случайно, поскольку именно как танк Т-46-1 не использовался. Зато вполне послужил в качестве неподвижной огневой точки.
История Т-46 началась 90 лет назад, 17 августа 1933 года. В этот день ОКМО (Опытно-конструкторский машиностроительный отдел) завода «Большевик» получил задание на разработку колесно-гусеничного танка. Создавался он на базе Т-26, поэтому поначалу носил обозначение Т-26А. 10-тонный танк должен был развивать скорость до 70 км/ч на колесном ходу, и до 50 км/ч на гусеничном ходу. Вооружение и экипаж повторяли Т-26. Впрочем, исходные требования продержались недолго. Кроме того, в ноябре 1933 года, когда появился эскизный проект танка, стало понятно, что от Т-26 почти ничего не осталось. Поэтому его и переименовали в Т-46.
Ведущим инженером машины являлся М.В. Симский, вторым по значимости разработчиком танка стал М.П. Зигель, общее руководство осуществляли С.А. Гинзбург и О.М. Иванов. Уже на стадии эскизного проекта боевая масса выросла до 11 тонн. Помимо спаренной установки 45-мм пушки и пулемета ДТ, танк имел вооружение в виде огнемета КС-2. Новый танк не имел ничего общего не только с Т-26, но и другими существовавшими тогда танками. При этом уже на стадии эскизного проекта возникли вопросы. Например, элементы подвески размещались внутри корпуса, как их обслуживать, почему-то никто не спросил. Хотя вопросов по танку набралось много. В начале 1934 года по проекту Т-46 набралось 115 пунктов замечаний.
За 1933-34 годы танк довольно существенно изменился. Для начала, боевая масса достигла 15 тонн, что превышало массу танков семейства БТ. Изменилась конструкция корпуса и башни, танк получил опытную зенитную пулеметную установку, более известную как П-40. Опытный образец танка сдали в мае 1935 года, при этом у него сразу же вылезли проблемы с траками. В результате пришлось ставить гусеничные ленты от Т-28, что привело к росту массы до 15,5 тонн. Несмотря на вылезавшие проблемы, танк выглядел перспективным. Максимальная скорость на колесном ходу составила 82 км/ч, а на гусеничном — 56 км/ч.
В ходе испытаний возникали различные нарекания. Касались они коробки передач, мотора, обслуживания ходовой части. Тем не менее, 29 февраля 1936 года Т-46 приняли на вооружение Красной Армии. Примерно в это же время появился индекс Т-46-1. Началась подготовка к серийному производству, но при этом работы по эталонной машине затягивались. Помимо нее, завод №174 должен был сдать 4 танка установочной партии. Ходит информация, что завод №174 серийные Т-46-1 сдал, но на самом деле этого так и не произошло. Единственным танком, который условно сдали, стал эталонный Т-46-1. Позже он оказался на НИБТ Полигоне в Кубинке.
Сама по себе история Т-46-1 лучше всего характеризуется словами «хотели как лучше, а получилось как всегда». Машина получилась в полтора раза тяжелее Т-26, в 2,5 раза его дороже, с ненадежным двигателем и коробкой передач. При этом руководство завода №174 и завода опытного завода №185 докладывало, что танк готов к запуску в серию. Причастные к Т-46 получили ордена и большие премии, в 1937 году за всё это спросили по всей строгости. По итогам летом 1937 года было принято решение Т-46 в серию не запускать, работы прекратить, а заводу №174 срочно возобновлять выпуск Т-26. По заводам прошла волна репрессий, догнала она и тех, кто успел перебраться из Ленинграда в Харьков. Одним из тех, кого не тронули, стал М.И. Кошкин. Свою работу по кооперации производства он выполнил честно, потому и претензий не нашлось.
В связи со снятием Т-46-1 с производства случился казус. Официально Ижорский завод сдал 5 комплектов корпусов и башен Т-46-1. Все они пошли на изготовление эталонного образца и 4 танков установочной партии. Но на самом деле имелся задел из нескольких десятков корпусов и башен, оставшихся после отмены производства. По официальным ведомостям они не прошли, но на самом деле вполне существовали. Оставшийся задел отправился на КаУР, где он был использован для изготовления огневых точек. Туда же уехали и те Т-46-1, которые изготовили, но так и не сдали.
На укрепрайоны отправились как комплектные корпуса с башнями (часть из них имела вооружение, скорее всего, те самые 4 танка установочной партии), так и корпуса. Из последних сделали блокгаузы, по аналогии с корпусами Т-26. В бортах вырезали бойницы, которые закрывались сдвижными люками. При этом корпус клали днищем вверх. Такую конструкцию, по аналогии с КТ-26, можно именовать КТ-46. Один корпус, притащенный из Карелии, ныне находится в парке «Патриот», а второй в Сестрорецке.
Герой данной статьи использовался как неподвижная огневая точка в районе Сосново (ранее Рауту). Был ли он одним из тех самых четырех Т-46-1, которые построили, но окончательно не сдали, вопрос открытый. Дело в том, что он имеет все посадочные под элементы подвески, сохранились отбойники. Всё это намекает на высокую вероятность, что ранее он был именно танком. Но пушки в башне не имелось. Не исключено, что ее не было изначально. В конце 2001 года корпус, вытащенный поисковиками из леса, привезли на Поклонку.
Некоторое время корпус находился на площадке подготовки техники. К счастью, дело не дошло до того, чтобы приделать к нему неродную ходовую часть и поставить в танковую экспозицию. В 2004 году было принято решение отправить танк на экспозицию инженерных сооружений. Поскольку без ствола танк явно не смотрелся бы, в бронировку орудийной маски воткнули трубу от 45-мм морской пушки 21-К. Также на башне появилась имитация поручневой антенны. В таком виде танк пребывает и по сей день.
За исключением нескольких мелких элементов (имитация поручневой антенны, перископов, фары в броневом колпаке) бронированная огневая точка оставлена как есть. В этом смысле она имеет большую ценность, чем неряшливо восстановленный танк. Как танк Т-46-1 не воевал, в отличие от его корпусов с башнями. На месте остались все заварки, как на корпусе, так и на башне. Согласно имеющимся снимкам, корпус вкапывался полностью, на поверхности оставалась только башня. Иногда на поверхности можно было видеть и подбашенную коробку. Естественно, вкапывать таким образом не стали, аналогичным образом поступили и с корпусом МС-1, стоящим по соседству.
«Раздетый» корпус танка позволяет хорошо видеть его конструкцию. Конечно, некоторые детали имеют сходство с Т-26, но не более того. Т-46-1 стал по-настоящему оригинальным танком. При этом использовались некоторые технические решения, использовавшиеся на более ранних танках. Например, характерные боковые выступы по бокам от подбашенной коробки позаимствовали у Т-18. Предназначались они для размещения топливных баков. Место механика-водителя сместили ближе к центру, что улучшило ситуацию с обзорностью. Имелись и странные решения, например, фара в лобовом листе подбашенной коробки. Зачем делать ее в самом поражаемом месте корпуса, вопрос открытый.
Впрочем, на фоне ходовой части фара выглядит не так странно. Т-46-1 оснащался свечной подвеской, причем пружины размещались внутри корпуса. Менять свечи было бы еще тем аттракционом. Для того, чтобы повысить управляемость, поворотными были две передние пары опорных катков. Ведущих колес также стало больше. Ими сделали две последние пары опорных катков, причем для привода использовались карданные валы. Данная система бралась с Т-29, а он ее получил с ПТ-1. Кстати говоря, Кошкин похожую систему привода использовал на А-20.
Для обеспечения высокой подвижности использовался V-образный 8-цилиндровый двигатель МТ-5 воздушного охлаждения объемом 20,32 литров. Эксплуатационная мощность мотора составляла 300 лошадиных сил, а максимальная — 330. Поскольку мотор был выше двигателя Т-26, появился характерный «горб». У танка на Поклонке все воздуховоды на месте, это является дополнительным аргументом, что некоторое время огневая точка побывала танком.
Башня, как и корпус, у Т-46-1 была оригинальной. Она чем-то похожа на башню Т-26, чем-то Т-26-4, но не более того. Поскольку изначально предполагалось, что вооружение у танка будет разным (включая 76-мм пушки для «артиллерийской» версии), ее сделали более крупной. Диаметр погона в свету составлял 1350 мм, что заметно больше, чем у Т-26. Немало отличий было и по форме башни.
Вместе с тем, говорить о том, башня Т-46-1 делалась в полностью независимом режиме, неверно. Как некоторые элементы Т-46 перекочевали на Т-26, так и происходил обратный процесс. Влияние конструкции Т-26 всё же имело место, например, с него перекочевала штампованная бронировка орудийной установки. Вместе с тем, кормовой пулемет и зенитная пулеметная установка первыми появились еще на опытном образце Т-46. Серийная версия танка получила доработанные детали. Правда, на кормовой люк экземпляра с Поклонки я бы не ориентировался. Он был утрачен, вместо него бутафория.
Следует также отметить, что в ходе подготовки к установке на укрепрайон башня подвергалась массе переделок. Заваривались пистолетные порты, также убирались перископы и люк заряжающего. Есть вопросы и по вооружению. Часть огневых точек имела чисто пулеметное вооружение, в том числе это касается и машины с Поклонки. Вероятнее всего, ставилась имитация ствола, снимки с такими пушками имеются.
Как уже говорилось выше, танк имел и огнемет КС-2. Ставился он с правой стороны башни, у танка с Поклонки его порт заварен. Установка крайне спорная, поскольку запас огнесмеси был всего 50 литров. Этого хватало на 12 пусков, причем дистанция огнеметания составляла всего 25 метров. Неслучайно разрабатывался проект химического танка, имевший обозначение ХТ-46. Вместо штатной башни Т-46-1 ставилась башня от Т-26, а вместо 45-мм пушки — крупнокалиберный пулемёт ДК. Соответственно, и огнемет был более эффективным. Впрочем, смерть Т-46-1 поставила на химической версии крест.
В некотором смысле огневая точка на базе Т-46-1 может служить памятником большому бардаку в отечественном танкопроме, случившемся в середине 30-х годов. Виноваты в нем оказались все — и промышленность, и командование. Огромные деньги и большие усилия ушли впустую. Т-46-1 стал апофеозом этого бардака. Потенциально самый массовый танк Красной Армии оказался «сырым», дорогим и не готовым к серийному выпуску. Пригодился он только в качестве неподвижной огневой точки. Так что трогать его и превращать в танк не надо. В нынешнем виде он выглядит более ценным.
Список источников:
- РГВА
- ЦАМО РФ
- SA-KUVA
- Архив автора
источник: https://dzen.ru/a/ZOmoR7w79jwuE88r