9

Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103

Историю американских тяжелых танков кратко можно описать словами «всё сложно». В годы Второй мировой войны их даже принимали на вооружение и запустили в серию, но дальше так сложилось, что от тяжелых танков отказались в виду их низкой тактической подвижности. Снова по их поводу дернулись летом 1944 года, но пока шла разработка, война внезапно кончилась. Да и если бы они даже на нее успели, ничего хорошего ждать не приходилось. Слишком сырыми оказались американские танки второго поколения.

Единственным американским тяжелым танком, который не просто приняли на вооружение, но и реально эксплуатировали в войсках, стал Heavy Tank M103 (T43E1). Стандартизировали его 26 апреля 1956 года, спустя более чем 7,5 лет после начала работа по программе Heavy Tank T43. Не то, чтобы его служба была выдающейся, но, по крайней мере, она оказалась полноценной, причем как в армии, так и в составе корпуса морской пехоты. До наших дней сохранилось около трех десятков M103, включая и предсерийные Heavy Tank T43. Но ездит из них всего один танк, ныне находящийся в танковом музее Бовингтон, Англия.

Ситуация вокруг M103 выглядела весьма комичной, поскольку танк, по большому счету, выглядел безальтернативным. Исходно Heavy Tank T43 должен был иметь боевую массу 52,6 тонны, на практике получилось 56,7 тонн. В начале 50-х годов была запущена программа разработки перспективных тяжелых танков, которые имели боевую массу около 50 тонн. Наиболее известной из них стала программа T110, которая, впрочем, дальше масштабных макетов всё равно не продвинулась. Пока суть да дело, Newark Assembly (завод Chrysler, открытый в 1951 году для выпуска танков) сдал 300 Heavy Tank T43E1, случилось это в 1953-54 годах. Параллельно шла программа доведения T43E1 до более-приличной кондиции. Всего пришлось вносить 98 доработок, переделанный подобным образом танк и стандартизировали как M103. На этом фоне ИС-3 уже не выглядит таким уж сырым.

На этом серийный выпуск M103 прекратился, зато начался процесс его дальнейшей доработки. Первой из них стал M103A1 (T43E2), где решали недостатки боевого отделения. Внезапно выяснилось, что место наводчика находится слишком далеко, а заряжающему приходилось бегать туда-сюда. В результате место наводчика сдвинули на 1,2 метра вперед, внесли ряд изменений в систему управления огнем. Утвердили данную программу модернизации 13 июня 1957 года, за 2 года переделали 219 танков. Причем подобным образом перепиливали M103 корпуса морской пехоты, а армия просто взяла 72 танка у морпехов.

Находящийся в Бовингтоне танк относится к самой совершенной версии — M103A2. Работы по данной версии начали 5 июня 1961 года. Основной задачей стал перевод танка с бензинового двигателя Continental AV-1790 на дизельный Continental AVDS-1790. Те же самые процессы проводились в отношении M48. Также снова доработали систему управления огнем, часть танков получила прожектора.

Индекс M103A2 утвердили 13 декабря 1962 года, сначала переделали 153 танка, а в 1968 году еще 52 штуки. M103A2 служили только в корпусе морской пехоты. Несмотря на несколько меньшую мощность мотора и рост массы до 58,1 тонны, подвижность танка даже выросла. M103A2 стал последним в мире тяжелым танком, принятым на вооружение. Комичность ситуации в том, что разрабатывали T43 как визави ИС-3, а к моменту появления M103A2 уже прекратился выпуск Т-10М, а дальнейшую работу по советским тяжелым танкам свернули еще в начале 60-х. А 20 мая 1968 года приняли на вооружение Объект 434 (Т-64А), первый основной танк. Поговорка «лучше поздно, чем никогда» тут звучит как сарказм.

Единственный ходовой M103 является постоянным участником фестиваля Tankfest, который проводится ежегодно, в конце июня. Следующий пройдет 28-30 июня. Ездит, кстати, M103A2 довольно резво. Более-менее высокая подвижность закладывалась в него с самого начала. Правда, если после него проедет Т-10М, кому-то будет немного неловко. Последний советский серийный тяжелый танк был быстрее минимум на четверть, а уж про габариты и говорить не приходится. «Десятка» получилась более-менее компактной, а 103-й — еще тот сарай.

Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103 Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103 Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103 Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103 Юрий Пашолок. Единственный ездящий M103

источник: https://dzen.ru/b/ZnfTS02KUBenO3XD

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account