Было и стало. Как выглядели прототипы знаменитых советских самолётов и вертолётов
История авиации – это не только летопись триумфов и рекордов, но и захватывающее путешествие в мир инженерной мысли, где смелые идеи обретают крылья. За каждой легендарной машиной, за каждым самолётом-символом стоит долгий путь проб и ошибок, экспериментов и инноваций. В этой статье мы предлагаем вам заглянуть за кулисы создания знаменитых советских самолётов и вертолётов, узнать, как выглядели их первые, часто весьма необычные прототипы.
Мы привыкли видеть их совершенными, отточенными, готовыми к покорению неба. Но мало кто знает, сколько раз конструкторы переписывали чертежи, сколько раз меняли компоновку, прежде чем машина обретала свой узнаваемый облик. «Было и стало» – это взгляд на те самые ранние этапы, на те самые первые шаги, которые и привели к созданию авиационных шедевров, оставивших неизгладимый след в истории советской и мировой авиации. Приготовьтесь к неожиданным открытиям и захватывающим сравнениям, ведь мы покажем вам, как выглядели прототипы, и как они превратились в легенды.
Содержание:
Ми-28
Трудно поверить, но опытный Ми-28 совершил свой первый полет более 40 лет назад: 10 ноября 1982 года. Несмотря на серьезное внешнее сходство, внутри та машина сильно отличается от современных Ми-28Н.
Но разговор не о ней. Когда работы над Ми-28 стартовали, конструкторы первоначально видели вертолет немного по-другому.
Если взглянуть бегло, то покажется, что перед нами Ми-24 без грузовой кабины. Но в целом компоновочные решения будущего Ми-28 проглядываются и здесь.
МиГ-23
Какие внешние черты вспоминаются при разговоре о МиГ-23? Конечно же крыло изменяемой стреловидности и необычная конструкция основных опор шасси.
Однако этот истребитель мог выглядеть совсем по-другому. И тут вспоминаются сразу два интересных прототипа.
Программа создания МиГ-23 произошла из работ по модернизации МиГ-21, на который планировали установить новую РЛС «Сапфир-21», которая не помещалась в конус воздухозаборника.
За основу взяли МиГ-21ПФ. Ему перекомпоновали носовую часть: воздухозаборник переехал под кабину летчика, а в носовой части появился более просторный обтекатель, под который можно было убрать РЛС (на первом прототипе станции не было). Также самолет получил ПГО, что было в новинку для отечественных истребителей, и новый двигатель Р-21Ф-300.
Опытная машина под индексом Е-8-1 впервые поднялась в воздух 17 апреля 1962 года, второй экземпляр взлетел уже 29 июня.
Е-8-1:
К сожалению, 11 сентября того же года первый прототип был потерян во время испытаний, после чего полеты второго тоже прекратили и уже не возобновили.
Если по поводу Е-8 можно сказать, что к МиГ-23 эта опытная машина имеет весьма опосредованное отношение, то МиГ-23ПД (23-01) уже был куда ближе к тому самолету, что пошел в серию.
В те годы военные задумались об обеспечении минимального разбега при взлете и пробега при посадке, чтобы в случае масштабного конфликта использовать авиацию с импровизированных площадок. Одним из вариантов было применение подъемных двигателей. Сначала для опытов переделали серийный МиГ-21С, дооборудовав его двумя подъемными двигателями (ПД) РД-36-35.
Затем пришел черед и опытного МиГ-23, на который также установили пару РД-36-35. Помимо этих самых дополнительных двигателей от будущей серийной машины он внешне отличался треугольным крылом как у МиГ-21 и шасси с уборкой в крыло.
Самолет получился откровенно неудачным: дополнительные двигатели не только большую часть времени летали мертвым грузом, съедая драгоценное внутреннее пространство, но и очень быстро сжигали топливо. Кроме того, взлет и посадка с включенными ПД были очень сложными даже для испытателей.
После постройки в 1967 году МиГ-23ПД выполнил пару десятков полетов, был показан на воздушном параде в Домодедово и от греха подальше отставлен от испытаний. До нашего времени, к сожалению, машина не сохранилась.
Ми-24
У Ми-24 самая известная трансформация случилась уже после начала серийного производства.
Если первые летные экземпляры В-24 и серийный Ми-24А были похожи на какие-то странные Ми-8 с другой кабиной и крыльями, то начиная с Ми-24Д появился тот самый легендарный облик с тандемной кабиной.
Но интереснее, что Ми-24 мог быть и другим. Например, с одним двигателем и лыжами. Существовал даже такой макет (на фото ниже).
Прототип явно создавался под влиянием американского вертолета UH-1 «Ирокез», который тысячами применялся во Вьетнаме.
Но однодвигательный вариант развития не получил и в конкурсе на боевой вертолет принял участие и обошел конкурентов В-24 с двумя ТВД. Его облик уже всем куда лучше известен.
Су-25
Силуэт штурмовика Су-25 — легендарного «Грача» — хорошо известен по всему миру.
А вот изображений его ранних прототипов в сети буквально два. Они хоть и не так отличаются от серийной машины как однодвигательный В-24, но тоже заслуживают внимания.
Во-первых, это макет СПБ — самолета поля боя. Именно так первоначально назывался инициативный проект разработки нового штурмовика в ОКБ Сухого.
Чем-то напоминает Як-130. Не так ли?
Более близким к первым летным образцам был макет ЛСШ — легкого самолета-штурмовика.
Это развитие темы с СБП, которое затем эволюционирует в ЛСВШ (легкий войсковой самолет-штурмовик).
ЛСВШ уже будет близок к опытному Т-8-1, который совершит первый полет 22 февраля 1975. Эта машина, в свою очередь, внешне уже мало чем будет отличаться от будущих серийных Су-25.