История чехословацких средних танков 1929-1940 годов
После окончания Первой мировой войны на карте появилось много новых государств, образовавшихся на осколках развалившихся империй. Среди них оказалась и Чехословакия, данный союз появился неспроста. У ряда государств, которые вновь появились на карте мира, имелись амбиции и территориальные претензии. Понимая, что к чему, чехи и словаки решили, что вместе будет лучше. Результатом стало государство, получившее в наследство от Австро-Венгрии мощную промышленность. В отличие от почившей империи, Чехословакия смогла реализовать танкостроительную программу, оказавшись еще и лидером по экспортным поставкам танков.
Успех чехословацкой промышленности на ниве танкостроения случился не сразу. Поначалу Чехословакия пыталась решить вопрос создания собственных танков за счет «варягов». Впрочем, эксперименты Йозефа Фольмера оказались крайне сомнительными. После пяти с лишним лет попыток сделать из KH-50 и его потомков что-то вразумительное, чехословацкое военное командование решило дать промышленности разрабатывать танки самостоятельно. Результат не заставил себя долго ждать. Уже к середине 30-х годов Škoda и ČKD создали целый ряд опытных и серийных легких танков, что стало базисом для дальнейшего успеха. А вот со средними танками, работа по которым началась еще в 1929 году, ситуация выглядела совсем иначе. Выхлоп, конечно, из этих работ был, серийный, но пользу от него ощутила отнюдь не чехословацкая армия.
В случае с легкими танками ориентир нашелся довольно быстро. За основу была взята концепция Vickers Mk.E, естественно, с рядом изменений, но идейный прародитель очевиден. А вот со средними танками дела обстояли совсем иным образом. Поскольку у ведущих танкостроительных держав средние танки находились в состоянии «всё очень плохо», то однозначного ориентира не имелось. В результате поначалу было решено развивать концепцию Kolohusenka. В 1929 году MNO (Ministerstvo Národní Obrany, министерство обороны) подготовило тактико-технические требования на средний колесно-гусеничный танк. Его боевая масса составляла 12 тонн, толщина брони составляла 16 мм, а вооружение состояло из 75-мм пушки и 2 пулеметов.
Принципиальным отличием KSÚ (Kombinovaný Střední Útočný, или комбинированная ударная машина среднего класса) было то, что предполагался опускаемый колесный движитель, а не съемные колеса, как у Kolohusenka. Впрочем, в VTÚ (Vojenský Technický Ústav, Военно-Технический Институт), где разрабатывали концепцию KSÚ, не учитывали результаты работ по таким танкам в других странах. Тот же Wheel-Cum-Track Light Tank Mk.I получился крайне сомнительной боевой машиной. При этом разные фирмы по-своему подошли к вопросу колесного хода. Tatra выбрала для своего танка KÚV схему Kolohusenka, то есть съемные колёса снаружи. Это существенно повлияло на ширину танка. В случае со Škoda проект SKV получил схему, которую предложил VTÚ. При помощи хитроумной системы колесный ход поднимался и опускался, это не только усложнило трансмиссию, но и предопределило немало проблем.
Результатом стало то, что SKV (Střední Kombinovaný Útočný Vůz) остался в виде эскизного проекта, а Tatra KÚV обкатали в виде тягача Tatra KTT (Kombinovaný traktor Tatra). Программа KSÚ, окончательно утвержденная в июле 1931 года, закончилась провалом. На этом фоне неудивительно, что объединение ČKD, третья сила в чехословацкой танкостроительной программе, проигнорировало данную программу. Видимо, там быстро догадались, что к чему. Собственно, особого смысла участвовать в этом не имелось, учитывая, что скорость на колесном ходу у SKV составляла 40 км/ч, а на гусеницах — 25 км/ч. К 1933 году, когда MNO решило заключить контракт по выпуску опытных образцов танков, эти данные выглядели крайне сомнительными. Более того, дальнейший подсчет показал, что 12 не получится, танк бы весил минимум 15 тонн.
Голос разума подсказывал, что колесно-гусеничная схема не имеет будущего. Поняли это и в MNO. 16 июля 1934 года появились тактико-технические требования на категорию III. Средний танк в MNO обозначили как танк прорыва, впрочем, реально это было прямое развитие KSÚ. Боевая масса составляла те же 15 тонн, что и KSÚ по состоянию на 1933 год. За счет отказа от колесного хода наращивалась броня — до 32 мм с лобовой проекции и до 30 мм по бортам. Такая броня должна была защищать от 3-фунтовой (47-мм) пушки. Максимальная скорость такая была равнозначна KSÚ — до 25 км/ч по шоссе. Учитывая наработки по SKV и KÚV, MNO рассчитывало довольно быстро получить опытные образцы танков. Собственно говоря, исходно чисто гусеничные танки обозначались ровно так же, как и их предшественники.
В начале 1936 года случилось логичное переименование: KÚV превратился в Tatra T-III, а SKV — в Škoda Š-III. Надо сказать, что в MNO довольно разумно подошли к вопросу разработка танка категории III. Tatra и Škoda изготовляли по 2 опытных шасси, а башни с вооружением у них унифицировались, за них отвечала Škoda. План выглядел надежным, как швейцарские часы: изготовлялись опытные образцы, их испытывали, победитель шел в крупную серию. Правда, объемы поставок выглядели весьма скромными — всего 42 танка. По большому счету, в середине 30-х годов чехословацкие средние танки выглядели скорее как средство усиления более легких боевых машин.
Для Škoda работа по среднему танку облегчалась тем, что уже имелся легкий танк Š-II-a, более известный как LT vz.35. При этом несложно заметить, что общая концепция чехословацких средних танков от разных фирм была очень похожей. Шасси имело классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии, очень характерной формой корпуса, а также не менее характерной ходовой частью с блокированной подвеской и листовыми рессорами как упругие элементы. Также имелись дополнительные опорные катки, которые были совсем не лишними во время преодоления препятствий. Конечно, Tatra пыталась выпендриться, но и у нее ходовая была похожей. В общем-то, и проблемы оказались одинаковыми. Построенные в 1936 году опытные образцы Tatra T-III и Škoda Š-III отличались невысокой надежностью, существенным превышением боевой массы, а также очень высокой стоимостью.
Сложная ситуация с танками категории III привела к тому, что до их уровня пришлось доводить пехотный танк по спецификации II-b (лёгкие пехотные танки с бронированием толщиной 25 мм по периметру). Там тоже было не всё гладко, поэтому 30 июня 1936 года MNO инициировало работы по «объединенному» танку ŠP-II-b. В конце 1936 года танк «надули»: боевая масса достигла 16 тонн, поставили 47-мм пушку, а толщину брони увеличили до 32 мм. Танк собирался силами Škoda, а ČKD доставалось изготовление корпуса, мотора и коробки передач. Проблема в том, что очередной план MNO по объединению усилий изначально оказался обречен на неудачу. Отношения ČKD и Škoda были сродни кошки с собакой. Объединение усилий шло на фоне запуска работ по собственным танкам — V-8-H и Škoda Š-IIс. Оба они разрабатывались как экспортные, но мы-то всё понимаем, не так ли?
В такой ситуации печальная судьба ŠP-II-b оказалась предсказуемой, как и ожесточенная борьба ČKD и Škoda со своими собственными средними танками. Победа официально оказалась на стороне V-8-H: 20 апреля 1938 года танк приняли на вооружение как ST vz.39. Последовал заказ на 300 танков, казалось бы, всё решено. Но на самом деле у V-8-H дела обстояли не так хорошо, как оно хотелось бы. В это же самое время Škoda продолжала лихорадочно допиливать Š-IIс, который страдал от проблем с охлаждением мотора. Вот в такой «веселой» обстановке чехословацкая программа средних танков встретила 15 марта 1939 года. Немецкая оккупация Чехии поставила крест на планах по выпуску средних танков. Они им, в отличие от LT vz.38, оказались не особо интересны. Какое-то время Škoda еще развивала свой средний танк, но не более того.
Škoda Š-IIс, переименованный в T-21 (T — танк, 2 — средний, 1 — первый тип), повезло больше V-8-H. Танком заинтересовались итальянские и венгерские военные. И если итальянцы только провели тесты чешского танка, то в случае с венграми ситуация оказалась совсем иной. 6 декабря 1940 года T-21 был принят на вооружение Королевской армии Венгрии как 40M Turán. Машина стала серийной. Но с рядом нюансов. Венгерским инженерам пришлось существенно переделывать шасси, дабы танк имел нормальную систему охлаждения. Еще больше переделок потребовала башня, которая у детища Škoda получилась откровенно тесной. Так что венгерский средний танк весьма отличался от своего прародителя.
С одной стороны, само то, что чехословацкие компании довели свои средние танки до стадии опытных образцов — это большое достижение. С другой стороны, давайте будем реалистами. Даже если бы в июне 1939 года ST vz.39 пошел в серию, 300 танков чехословацкая армия ждала долго. Да и сам танк стремительно устаревал. По состоянию на лето 1939 года ни его вооружение, ни броневая защита не выглядели соответствующими реалиям поля боя. Конечно, немецкие средние танки также уже имели слабую броню (30 мм легко пробивались тогдашними противотанковыми пушками), но они превосходили чехословацкие танки по всем статьям. А главное, они уже имелись в крупной серии.
Список источников:
- Československá obrněná vozidla 1918-1948, Vladimír Francev, Charles K. Kliment, Ares, 2004
- Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013
- ftr.wot-news.com
- forum.valka.cz
- РГВА
- Архив Карла Бломстера
источник: https://dzen.ru/a/ZlMFxkV2MT4ywP3x