История GMC T70, истребителя танков, ставшего прямым предшественником GMC M18
Американские истребители танков, в ходе своего развития, прошли довольно сложный путь развития. Во многом это оказалось связано с явлением, которое можно сформулировать как «много амбиций, мало амуниции». То есть мысли правильные, а вот с базой для их реализации дела плохо. Попытка сделать истребитель танков на базе Light Tank M2A1 закончилась неудачей, хотя уже тогда можно было видеть общую тенденцию. Заключалась она в создании башенного истребителя танков, имеющего более высокую маневренность огня. В виду того, что с танковыми базами в 1940-41 годах была беда, пришлось использовать колесные и полугусеничные базы, при этом высокая маневренность и круговой сектор обстрела оставались в приоритете. Впрочем, получалось это далеко не всегда, посему как только появилась возможность сделать новый истребитель танков, военные ей воспользовались.
Свет надежды забрезжил после того, как началось массовое производство Light Tank M3. Впрочем, как позже выяснилось, как база для истребителя танка он мало подходил. Это не помешало создать несколько проектов башенных истребителей танков, включая GMC T50. Приоритетом стало создание подвижной боевой машины, с максимально возможным низким силуэтом, а также вооружением в виде 76-мм орудия, имевшего баллистику зенитной пушки. Поначалу, правда, такое орудие в башню решительно не лезло, поэтому имели место эксперименты сначала с 6-фунтовой пушкой, а затем с 75-мм орудием M3. Тем временем, на вооружение американской армии приняли GMC M10, созданной на базе Medium Tank M4A2. Ее появление отнюдь не означало, что работы по легким машинам прекратились. Как это не парадоксально прозвучит, но эта машина и проектировавшиеся легкие истребители танков являлись одноклассниками. Больше того, предполагалось, что после появления удачных образов они сменят GMC M10.
В 1942 году работы по американским легким истребителям танков привели к тому, что от танковых шасси решили отказаться. Стало очевидно — необходимо специальное шасси. Так появился истребитель танков GMC T49, эволюционировавший в GMC T67. Эта боевая машина стала разработкой Танково-автомобильного центра (ныне TARDEC), организованного в Детройте. В тесном сотрудничестве с подрядчиком, которым выступала автомобильная компания Buick, была создана очень быстрая САУ, которая отлично вписывалась в концепцию генерала Эндрю Брюса. Тот явно смотрел в сторону танков Кристи, больше того, на T49/T67 использовалась свечная подвеска. Правда, изначально на GMC T49 стояла 6-фунтовая пушка, а на GMC T67 ставили 75-мм орудие M3. Более мощное орудие влезло, но подобные переделки бесследно не проходят. Кроме того, у GMC T67 наблюдались проблемы с трансмиссией. 26 декабря 1942 года прошло совещание, в ходе которого было принято решение о создании нового истребителя танков. Комитет по Вооружениям утвердил разработку этой машины 7 января 1943 года, присвоив ей индекс GMC T70. Дальнейшее развитие этой машины более известно как GMC M18.
Разумеется, с нуля делать новую САУ не собирались, по крайней мере поначалу. Но дальше сложилась ситуация, когда от GMC T67 осталась не более чем общая концепция. Работы по машине, начавшиеся 1 января 1943 года, быстро пришли к необходимости радикальной переделке исходной САУ. Возглавили разработку GMC T70 те же люди, которые ранее работали над GMC T35 (GMC M10). Среди них оказался и Квентин Берг, ведущий разработчик GMC M10. Кроме того, при создании новой машин максимально использовался опыт еще одного детища Танко-автомобильного центра — Light Tank T7, позже принятого на вооружение как Medium Tank M7. Машина эта оказалась скорее неудачной, но лишь потому, что изначально создавалась как легкий танк, а получился средний. В остальном же танк представлял собой крайне интересную разработку, ряд технических решений с него далее взяли на ряд других машин.
Наибольшее влияние Light Tank T7/Medium Tank T7 наблюдалось с точки зрения моторно-трансмиссионной группы. От GMC T67, с этой точки зрения, в GMC T70 вообще ничего не осталось. Даже компоновочно это были совершенно разные машины. На GMC T70 вернулись к классической схеме расположения агрегатов. Вместо спарки автомобильных моторов Buick установили радиальный авиационный мотор Continental R975 C1, как на упомянутом легко-среднем танке. Также на истребитель танков перекочевали элементы трансмиссии, включая и трансмиссионный блок. В едином блоки находились планетарная коробка передач 900T Torqmatic, гидротрансформатор Detroit Transmission 900T и двойной дифференциал.
Отличительной чертой GMC T70 стала и система, которую прямо позаимствовали с Light Tank T7/Medium Tank T7. Дело в том, что демонтаж и обслуживание силовой установки, а также элементов трансмиссии, занимало немало времени и требовало кранового оборудования. На M7 это решалось оригинальным способом: в носовой и кормовой части корпуса имелись большие люки, открыв которые, можно было выдвинуть мотор назад, а трансмиссионный блок вперед. Их рамы были выполнены в виде рельсов, это заметно облегчало обслуживание мотора и трансмиссии. На танках данная идея не прижилась, а в случае с GMC T70 оказалась очень кстати. Броневая защита у САУ была крайне условной, так что наличие здоровенного люка во лбу корпуса не являлось большой проблемой.
Одним только заимствованием дело, естественно, дело не ограничилось. По ряду причин свечная подвеска на GMC T49/T67 не прижилась, поэтому Танко-автомобильный центр стал реализовывать на GMC T70 торсионную подвеску. О ней заговорили осенью 1942 года, после знакомства сначала с Pz.Kpfw.III, а затем с КВ-1. Изучив зарубежные разработки, Джозеф Колби, глава Танко-автомобильного центра, разработал собственную конструкцию. В ней можно заметить и немецкое, и советское влияние, но принципиальная схема оказалась оригинальной. Из 5 балансиров 4 получили механические амортизаторы, что позволяло эффективно гасить продольные колебания. Также каждый балансир получил отбойник с буферной пружиной как упругий элемент. Балансир последнего опорного катка был связан с кривошипом ленивца при помощи тяги, тем самым обеспечивалось постоянное натяжение гусеничной ленты. Похожие технические решения Танко-автомобильный центр позже перенес на Light Tank T24 и Medium Tank T20E3, но уже по опыту разработки ходовой части GMC T70.
По итогам разработки GMC T70 получилось шасси, внешне чем-то похожее на GMC T67, но по факту имевшее массу отличий. За счет переноса трансмиссии вперед удалось перенести боевое отделение назад, это благоприятно сказалось на центровке машины. Что же касается башни, то ее сделали вообще с нуля, учтя опыт не только GMC T67, но и GMC M10. И там, и там имелась проблема с неуравновешенностью башни, которую решили за счет появления развитой кормовой ниши. В ее оконечности находился противовес, самая толстая часть боевой машины. Толщина брони в этом месте составляла 40 мм, в то время как корпус по периметру имел толщину 12,7 мм, такой же толщины были борта башни, а ее лоб сделали толщиной 19 мм. Таким образом, всё, что мощнее винтовочного калибра, было для GMC T70 смертельно опасным.
При разработке боевого отделения учитывали требования к необходимости установки кольцевой турели. В отличие от будущей GMC M36, которая ее так и не получила, на GMC T70 кольцевую турель с крупнокалиберным пулеметом Browning M2HB всё же поставили. Еще одним пунктом работы над ошибками стал гидравлический привод поворота башни. Благодаря ему оборот вокруг своей оси башня делала за 17 секунд. Тем самым была исправлена ключевая проблема GMC M10 — исключительно ручной привод. Боевое отделение GMC T70 получилось теснее M10, но работать было вполне можно.
Столь частое упоминание GMC M10 в тексте дается не просто так. Истребительное командование заказывало GMC T70 с четким замыслом последующей заменой этой машиной самоходки на базе Medium Tank M4A2. То, что одна машина имела боевую массу чуть больше 17 тонн, а другая 29,5 тонн, не должно никого смущать. По факту вооружение у обеих машин было одинаковым (76-мм орудия M7 и M1 имели очень схожую баллистику), а по мнению Истребительного командования, чем быстрее и ниже будет повозка для пушки, тем лучше. В этом смысле GMC T70 смотрелась перспективнее. Она получалась быстрее, заметно меньше, с высокой маневренностью огня, да еще и со сдвоенным управлением. Поэтому не стоит удивляться, что еще на старте работ Buick, оставшийся подрядчиком по выпуску, получил контракт RAD-563 на изготовление 6 пилотных машин. Первая из них была изготовлена 15 апреля 1943 года, последние покинули завод в июне того же года. Они получили регистрационные номера U.S.A. 40128384–40128389.
Сразу же после того, как первые машины покинули завод Buick, начались их интенсивные испытания. Помимо Абердинского полигона, тесты шли в Форт-Худ, штат Техас. Здесь находился испытательный центр Истребительного командования. Еще одним местом, где испытывались эти машины, стал полигон General Motors в Мильфорде, штат Мичиган. Интенсивные испытания позволили оперативно выявить первые проблемы, связанные с машиной. Про это обычно не пишут, но на пилотных GMC T70 явно имелись проблемы с торсионами. Еще одной проблемой стали амортизаторы, которые часто ломались. Прежде всего это касалось амортизаторов передних балансиров, как самых нагруженных. Имелись проблемы и с траками. Цельнометаллические траки, которые стали развитием конструкции GMC T49/T67, имели низкий ресурс. В общем, намучились с ходовой частью изрядно. Правда, тогда еще испытатели не знали, сколько горя хлебнут с Medium Tank T20E3/T23E3.
Имелись претензии и к установке вооружения, хотя, в общем и целом, это больше касалось его обслуживания. Существовала проблема с ручным поворотом башни, прежде всего по причине небольших ее внутренних габаритов. Но в целом Истребительное командование осталось машиной довольно. На фоне GMC T67 можно сказать, что у GMC T70 проблем не было от слова совсем. Зато динамика машины явно радовала генерала Брюса. Максимальная скорость GMC T70 достигала 80 км/ч. Это делало машину самым быстрым истребителем танков из тех, что достигли статуса серийного изделия. Уже в июне 1943 года стало понятно, что машину одобрят, хотя пока не стандартизируют. В виду описанных выше проблем до стандартизации было еще далеко.
В июле 1943 года Buick стал исполнять контракт T-6641 на выпуск 1000 GMC T70. Машины получили серийные номера 7-1006, поскольку первые 6 — это пилотные образцы. Регистрационные номера находились в пределах U.S.A. 4108110-40109109. Первые 6 серийных GMC T70 сдали в июле 1943 года, далее последовали 83 в августе, 112 в сентябре, 152 в октябре 267 в ноябре, 194 в декабре и последние 188, по контракту T-6641, в январе 1944 года. При этом машина постепенно менялась. Первая серийная машина получила ящики ЗИП в передней части башни, но еще имела выступ, в виде эллипса, в районе места наводчика. Он исчез с борта в августе 1943 года. Также в августе 1943 года переделали надмоторную плиту.
Запуская еще не доведенную до конца машину, американское командование сильно рисковало. Хотя скорее там бытовало мнение, что раньше особо проблем не было, и сейчас не будет. Хотя дальнейшие события показали, что такое отношение было чересчур оптимистичным. Уже в ходе войсковых испытаний стали вылезать проблемы, которые приняли серьёзный оборот. Дело в том, что диапазоны передаточных отношений в коробке передач оказались неправильно настроены. В результате на разбитом проселке и целине у машины терялась мощность и резко возрастал расход топлива. У нас, кстати говоря, на испытаниях GMC T70 «виновником» считали гидротрансформатор. Об истинных причинах проблем докопались уже позже. Но одно дело испытания, а другое войсковая эксплуатация. По факту машина не была полностью готовой.
Лишь в декабре 1943 года проблему окончательно выявили проблему и окончательно устранили недостатки, связанные с ходовой частью. Уже в январе 1944 года началось исполнение второго контракта, T-9167. Он предполагал выпуск 1800 истребителей танков. Первые 62 машины сдали в январе, еще 218 в феврале и 170 в марте. Тогда же, в марте 1944 года, Комитет по Вооружениям стандартизировал GMC T70 как GMC M18. Считается, что первым «полноценным» GMC M18 стала машина с серийным номером 1351. Кроме того, еще летом 1943 года машину стали именовать как Hell-Cat, или просто Hellcat. Название Hell-Cat было неофициальным, но вполне себе использовалось. Вообще переводится Hellcat как «ведьма», но кошачья голова прямо намекала на «адскую кошку». Имя это прямо ассоциировалось с эмблемой американских Истребительно-Противотанковых Сил — голова злобного кошачьего, которая жует вражеский танк. Поэтому когда очередной заезжий лингвист будет вам что-то доказывать, смело показывайте ему логотип и пусть идет изучать диффузию.
На самом деле GMC M18 стали все машины начиная с САУ, имевшей серийный номер 686. Им перенастроили коробки передач, и на этом всё. Все машины, что имели номер 7-685 (выпуска июля-декабря 1943 года), отправились на модернизацию. Из этого числа сразу вычитаем 5 GMC T70 выпуска ноября 1943 года, которые уехали в Советский Союз на испытания. По факту модернизацию прошло всего 32 машины раннего выпуска. Остальные 640 переделали в машины снабжения AUV M39. Также часто проходит информация, что GMC T70 воевали в Италии. По факту это уже были GMC M18, но выпущенные до марта 1944 года. Фактически от «каноничного» M18 они отличались менее мощным мотором и иной формой воздухозаборника с левой стороны корпуса. В остальном же они выглядели ровно так же, как «официальные» GMC M18. Для них Италия отнюдь не стала единственным местом боевого применения. «Пропатченные» машины, которые именовались уже как GMC M18, воевали и в Нормандии, и много где еще. Поставлялись они и на экспорт, например, в Югославию.
Что же касается «настоящих» GMC T70, то до сегодняшнего дня сохранилась всего одна такая машина. Она имеет регистрационный номер U.S.A. 40108549 и серийный номер 439, изготовили ее в ноябре 1943 года. Именно эта машина испытывалась на НИБТ Полигоне в 1944 году. Позднее ее оставили на музейной площадке при полигоне, а далее она оказалась в музее, открытом в 1972 году. Ныне единственную GMC T70 можно увидеть в павильоне №6 Технического центра парка «Патриот». Время сделало своё дело, но дожила машина до наших дней вполне неплохо. Немного комично, что единственный образец первой американской серийной боевой машины с торсионной подвеской сохранился на территории России.
Список источников:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
- M18 Hellcat Tank Destroyer 1943–97, Steven J Zaloga, Osprey Publishing Ltd, 2004
- Фотоархив автора
- usautoindustryworldwartwo.com