Взгляд из Великобритании 1940 года на итальянские боевые самолеты. Часть 7 Средние бомбардировщики Caproni Ca 135 bis
Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.
БОМБАРДИРОВЩИК Ca 135 bis
Caproni с необычными особенностями вооружения : «Procellaria»
Содержание:
На авиационной выставке, состоявшейся в Милане в октябре 1937 года, миланская авиастроительная компания Societa Italiana Caproni представила новый двухмоторный бомбардировщик, получивший обозначение Ca 135. Затем стало известно, что промышленность выполняет заказ на данные машины. Вскоре самолеты данного типа поступили на вооружение и ими стали оснащаться эскадрильи итальянских ВВС. Представленная в Милане первоначальная модель была оснащена двумя 12-цилиндровыми V-образными рядными двигателями водяного охлаждения Isotta Fraschini XI RC 40 мощностью по 900 л.с. каждый, но позднее были заменены на радиальные двигатели производства компаний FIAT или Piaggio. Машина с двигателями воздушного охлаждения получила обозначение Ca 135 bis. Версия с двигателями жидкостного охлаждения в настоящее время устарела.
Ca 135 bis представлял собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом. Крыло состоит из трех частей; внешние консоли имеют съемные законцовки, а также передние и задние кромки. Основу силового набора крыла составляют два деревянных коробчатых лонжерона с прочными фанерными нервюрами; обшивка крыла частично выполнена из фанеры, а частично из полотна. Кессон, образованный лонжеронами и обшивкой верхней и нижней поверхностей крыла, был разделен на несколько водонепроницаемых отсеков, так что машина должна обладать хорошей плавучестью. Щелевые закрылки установлены между элеронами и фюзеляжем.
Центральная и задняя части фюзеляжа имеют каркас, сваренный из стальных хромомолибденовых труб, и обшивку частично из фанеры и частично из полотна. В передней части фюзеляжа также был стальной каркас. В обшивке используется легкий сплав, в которой имелось несколько прозрачных панелей для работы бомбардира. Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение со скругленными углами.
Горизонтальное оперение самолета свободнонесущее, вертикальное оперение двухкилевое с размещением шайб далеко от законцовок стабилизатора. Конструктивным материалом силового набора хвостового оперения было дерево.
В убранном положении колеса основных стоек шасси немного выступали из моторных гондол. Последние, кстати, очень длинные и простираются на некоторое расстояние за заднюю кромку крыла. Каждая основная стойка шасси состоит из двух опор с масляно-пневматическим амортизатором «Fast» и двух наклоненных назад втягивающихся стоек. Колеса оборудованы шинами низкого давления и пневматическими тормозами. Хвостовое колесо фиксированное и частично закрыто обтекателем.
Старые двигатели Isotta были установлены в несколько грубой форме. Их радиаторы находились в передних частях моторных гондол под корпусами редукторов. Радиальные двигатели FIAT и Piaggio покрыты обычными капотами НАКА с управляемыми створками охлаждения. Капоты двигателей Piaggio имеют аэродинамически более чистую форму.
Указанным типом двигателя компании FIAT является 18-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель A 80 RC 41 с общим рабочим объемом 45,72 литра. Заявлено, что на высоте 13400 футов (4084 м) при частоте вращения вала 2100 оборотов в минуту эксплуатационная мощность составляет 1000 л.с., на уровне моря при 2100 оборотах в минуту составляет 885 л.с.. Мощность 1030 л.с. двигатель развивает на взлете при частоте вращения вала 2200 оборотов в минуту. Двигатель FIAT A 80 RC 41 вращает воздушный винт постоянной скорости FIAT Hamilton. В качестве альтернативной силовой установки используются 14-цилиндровые радиальные двигатели Piaggio P XI RC 40, каждый из которых на высоте 13100 футов (3993 м) при частоте вращения вала 2200 оборотов в минуту развивает мощность 1000 л.с.. Сухая масса двигателя составляет 1433 фунта (650 кг).
Общая емкость топливных баков
Моторные рамы изготавливаются из стальных труб и соединяются с передним и задним лонжеронами крыла. Топливо (473 галлона [2150 л]) размещается в центроплане крыла. Для выполнения задач дальней разведки внутренний запас топлива может быть увеличен до 605 галлонов (2750 л) путем установки дополнительных баков в бомбоотсек.
Кабина пилотов расположена примерно на одной линии с передней кромкой крыла и имеет сиденья, установленные бок о бок. Чтобы обеспечить доступ к месту бомбардира, расположенному в нижней части носовой оконечности фюзеляжа, органы управления, установленные по правому борту кабины, можно отключить. Радиоаппаратура установлена за местом пилотов, а за радиорубкой предусмотрена установка фотокамеры. Кислородное оборудование относится к автономному типу, что означает наличие индивидуальной подачи и регулятора для каждого члена экипажа.
Вооружение
Примерно в двух футах (0,6 м) от носовой оконечности фюзеляжа находится горизонтальная прорезь, из которой выступает ствол одиночного 12,7-мм пулемета Breda SAFAT. Возможный сектор обстрела в горизонтальной плоскости составляет около 160 градусов, но угол возвышения очень ограничен. За кабиной пилотов расположена полуубирающаяся турель с механическим приводом и двумя 12,7-мм пулеметами, которые расположены так, чтобы вести огонь в противоположных направлениях, хотя ими управляет один человек. Такое расположение объясняется тем, что турель поворачивается только на 180 градусов.
Размещение пулемета в нижнефюзеляжной оборонительной позиции выполнено изящнее и, безусловно, практичнее. Пулемет размещен на установке, которая убирается в фюзеляж. Большие окна в бортах фюзеляжа пропускают достаточно света в эту оборонительную позицию.
Внутри фюзеляжа в районе его пересечения с крылом имеются два отсека, способные вмещать до 2425 фунтов (1100 кг) бомб. Возможны несколько комбинаций бомб. Четыре створки бомбоотсеков открываются и закрываются при помощи гидравлического привода.
Еще одним итальянским бомбардировщиком, имеющим внешнее сходство с Ca 135, является Procellaria (Ca 405), выпускаемый концерном Reggiane. Как следует из типового номера, эта машина была разработана компанией Caproni. Это свободнонесущий моноплан деревянной конструкции со среднерасположенным крылом, имеющим два лонжерона I-образного поперечного сечения, составными нервюрами и фанерной обшивкой. Наиболее выдающейся особенностью машины является тип используемых закрылков. Это закрылки с двойной кривизной профиля; эти закрылки простираются по всему размаху крыла, причем задние части внешних секций функционируют как элероны.
Для передней части фюзеляжа овального поперечного сечения используется конструкция, сваренная из стальных труб и покрытая обшивкой из листов легкого металла. За носовой частью находится деревянный монокок. Хвостовое оперение имеет более современную компоновку, чем у Ca 135, и его вертикальные поверхности расположены у законцовок стабилизатора.
Силовая установка состоит из двух 12-цилиндровых двигателей водяного охлаждения Isotta Fraschini XI RC 40, каждый из которых развивает максимальную мощность 900 л.с.. По меньшей мере на одной машине установлены двухрядные радиальные двигатели воздушного охлаждения FIAT или Piaggio.
В носовой части расположена турель Breda с механическим приводом, и известно, что сразу за задней кромкой крыла расположена нижняя оборонительная позиция. Более подробная информация о вооружении отсутствует.
Стандартный экипаж состоит из четырех человек, а общая масса самолета составляет 24000 фунтов (10886 кг). Масса пустого самолета составляет 13300 фунтов (6033 кг). Учитывая небольшую площадь крыла, можно предположить, что удельная нагрузка на крыло очень высокая. Заявленная максимальная скорость составляет более 260 миль в час (418 км/ч), а минимальная скорость полета – 78 миль в час (126 км/ч).
CAPRONI Ca 135
Два Двигателя Piaggio PXI RC 40
Размеры
Размах крыла 81 футов 8 дюймов (24,89 м)
Длина 48 футов 10 дюймов (14,88 м)
Высота 11 футов 3 дюйма (3,43 м)
Площадь крыла 848 кв. футов (78,8 м²)
Массы и удельные нагрузки
Масса пустого 13837 фунтов (6276 кг)
Масса с полной нагрузкой 21054 фунта (9550 кг)
Удельная нагрузка на крыло 30,2 фунтов на кв. фут (147,5 кг/м²)
Летные характеристики
Максимальная скорость на уровне моря 229 миль в час (368 км/ч)
Максимальная скорость на высоте 15740 футов (4798м) 273 миль в час (439 км/ч)
Минимальная скорость 80 миль в час (129 км/ч)
Время набора высоты 3280 футов (1000 м) 2 минуты 20 секунд
Время набора высоты 6650 футов (2027 м) 6 минуты 17 секунд
Время набора высоты 9840 футов (2999 м) 9 минуты 20 секунд
Время набора высоты 13120 футов (3999 м) 12 минут 53 секунды
Время набора высоты 18400 футов (5608 м) 17 минут 23 секунды
Длина разбега 380 ярдов (347 м)
Длина пробега 270 ярдов (247 м)
Дальность полета (при скорости 217 миль в час [349 км/ч]) 1240 миль (1996 км)
ПРИМЕЧАНИЕ – Утверждается, что машина с одним работающим двигателем и несущая нагрузку 4400 фунтов (1996 кг) поднимется с высоты 5570 футов (1698 м) на высоту 10500 футов (3200 м) за 40 минут
источник: «The Ca 135 bis Bomber» «Flight» July 25, 1940, pages a, b, c
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-italyanskie-samolety-07