Взгляд из Великобритании 1940 года на итальянские боевые самолеты. Часть 5 Бомбардировщики компании Savoia-Marchetti

14

Предыдущие части цикла

Взгляд из Великобритании 1940 года на итальянские боевые самолеты. Часть 5 Бомбардировщики компании Savoia-Marchetti

Продолжение цикла небольших, но интересных винтажных статей, которые были опубликованы в выпусках журнала «Flight» (1940 год) и которые, думаю, заинтересуют читателей и коллег.

БОМБАРДИРОВЩИКИ КОМПАНИИ SAVOIA-MARCHETTI

Трехмоторные бомбардировщики S.M.79 и S.M.81 : Двухмоторный пикирующий бомбардировщик

Содержание:

S.M.79

Самым массовым итальянским бомбардировщиком является трехмоторный моноплан Savoia-Marchetti S.M.79. По сути, эта машина является аналогом немецкого Heinkel He 111 и находится в производстве примерно столько же времени. Как и «Хейнкель», бомбардировщик S.M.79 выпускался сначала в качестве гражданского самолета, но также как и немецкая машина больше подходил для боевого применения, а не для экономичной коммерческой эксплуатации. С момента своего появления в 1935 году машина совершила ряд выдающихся полетов и установила различные рекорды. Лишенный вооружения и оснащенный дополнительными топливными баками, S.M.79 стал победителем международных авиагонок по маршруту Истр – Дамаск – Париж и совершил скоростной перелет по маршруту Рим – Рио-де-Жанейро с одной промежуточной посадкой. Вместе со старым и более медленным бомбардировщиком S.M.81 он с определенным успехом действовал в Испании.

S.M.79 представляет собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. Как и большинство итальянских бомбардировщиков он имеет смешанную (древесина и металл) конструкцию и оснащен тремя радиальными двигателями. Крыло изготовлено неразъемным, и для фюзеляжа, моторных гондол и основных стоек шасси предусмотрены металлические крепления. Топливные баки размещены между лонжеронами крыла и могут быть легко извлечены через специальные отверстия. Щелевые закрылки расположены на задней кромке крыла между элеронами и моторными гондолами. Сами элероны, сохраняя способность дифференциального отклонения, могут во время взлета и посадки отклоняться вниз одновременно вместе с закрылками. Передние кромки внешних консолей крыла оснащены слотами Handley Page для обеспечения поперечной устойчивости на малых скоростях полета. Основу конструкции крыла составляют три лонжерона двойного Т-образного сечения, соединенные фанерными нервюрами; обшивка крыла изготовлена из фанеры и является частью устойчивой к нагрузкам конструкции. Заметным преимуществом деревянного крыла является определенная степень плавучести, обеспечивающая нахождение на водной поверхности при вынужденной посадке на море.

схема общего вида бомбардировщика S.M.79

схема общего вида бомбардировщика S.M.79

Основу фюзеляжа составляет ферменная конструкция, сваренная из стальных труб. В передней части фюзеляжа обшивка выполнена из листов дюралюминия, хотя его верхняя часть частично покрыта фанерой. Для обшивки бортов и нижней поверхности фюзеляжа используется полотно. Места соединения крыла с фюзеляжем тщательно заделано зализами из дюралюминия.

За носовым двигателем находится противопожарная перегородка, за которой находится кабина пилотов с двойным управлением. Сиденья радиста (по правому борту) и механика (по левому борту) расположены за сиденьями пилотов. В центральной части фюзеляжа расположены бомбодержатели и кабина бомбардира, снабженная дублирующими тягами руля поворота, приборной панелью, бомбардировочным прицелом и бомбосбрасывателем, а также, при необходимости, фотокамерой. Все отсеки фюзеляжа связаны друг с другом и перемещаться между ними можно без проблем.

Хвостовое оперение имеет силовой набор, сваренный из стальных труб, и полотняную обшивку. Руль направления и высоты статически и аэродинамически сбалансированы, хвостовая стойка шасси частично закрыта обтекателем.

Шасси и двигатели

Основные стойки шасси убираются во внешние гондолы. Каждая из основных стоек шасси состоит из вилкообразной опоры, снабженной масляно-пневматическим амортизатором и несущей колесо с тормозом и шиной среднего давления. Уборка основной стойки осуществляется гидравлическим насосом, приводимым в действие от одного из двигателей, но также предусмотрен аварийный ручной насос.

Самолеты S.M.79 итальянских ВВС стандартно оснащаются тремя девятицилиндровыми радиальными двигателями воздушного охлаждения Alfa Romeo 126 RC 34, созданными на базе британских двигателей типа Bristol Pegasus. Каждый из этих двигателей при частоте вращения вала 2300 оборотов в минуту и на высоте 11150 футов (3399 м) развивает мощность 750 л.с.; максимальную мощность 780 л.с. эти двигатели развивают на высоте 11450 футов (3490 м) при частоте вращения вала 2415 оборотов в минуту. На взлете при использовании 100-октанового топлива двигатели развивают мощность 930 л.с.. Моторные рамы двигателей изготовлены из стальных труб и снабжены демпферами вибраций компании S.I.A.I.. Двигатели вращают трехлопастные воздушные винты изменяемого шага Alfa Romeo.

снимок крупным планом носовой части бомбардировщика S.M.79, на котором хорошо показано размещение двигателей Alfa Romeo. Данные авиамоторые созданы на базе выпускавшегося по лицензии британского двигателя Bristol Pegasus

снимок крупным планом носовой части бомбардировщика S.M.79, на котором хорошо показано размещение двигателей Alfa Romeo. Данные авиамоторые созданы на базе выпускавшегося по лицензии британского двигателя Bristol Pegasus

Оборудование включает в себя выдвижную посадочную фару и полный комплект электрического оборудования. Штатное вооружение – три 12,7-мм пулемета Breda SAFAT. Один из этих пулеметов является фиксированным и ведет огонь из точки над кабиной пилота; два других пулемета: один установлен в верхней части фюзеляжа, а другой – под фюзеляжем. Когда расположенный на верхней поверхности фюзеляжа пулемет не используется он закрывается обтекателем, придающим машине горбатый внешний вид. Четвертый пулемет (вероятно калибра 7,7-мм) может быть установлен в качестве дополнительного оборудования на выдвижной установке внутри задней части фюзеляжа. Этот пулемет может вести огонь из окон с любой стороны фюзеляжа. В случае нападения наших маневренных, тяжеловооруженных истребителей маловероятно, что S.M.79 сможет произвести большое впечатление, поскольку его размеры и большая удельная нагрузка на крыло делают его сравнительно неманёвренным для применения фиксированного пулемета, а количество и размещение подвижного вооружения (и тот факт, что наведение и стрельба из пулеметов ведутся вручную) затрудняют стрельбу из него под любым заметным углом за пределами линии полета. Поскольку подвижные пулеметы являются крупнокалиберными, то их скорострельность довольно низкая, хотя эффект попадания 12,7-мм пули при определенных обстоятельствах может быть значительно больше, чем у пуль винтовочного калибра.

рисунок гипотетического боевого применения трехмоторных бомбардировщиков Savoia-Marchetti S.M.79 из состава итальянских ВВС. На снимке хорошо показано расположение верхнего и нижнего подвижных 12,7-мм пулеметов. Четвертый пулемет размещается внутри фюзеляжа таким образом, чтоб из него можно вести огонь через любое из окон в бортах фюзеляжа. Наведение всех подвижных пулеметов осуществляется вручную, и прицеливание затруднено из-за их больших размеров и массы. Учитывая все обстоятельства, S.M.79 должен быть легкой целью для истребителей Королевских ВВС

рисунок гипотетического боевого применения трехмоторных бомбардировщиков Savoia-Marchetti S.M.79 из состава итальянских ВВС. На снимке хорошо показано расположение верхнего и нижнего подвижных 12,7-мм пулеметов. Четвертый пулемет размещается внутри фюзеляжа таким образом, чтоб из него можно вести огонь через любое из окон в бортах фюзеляжа. Наведение всех подвижных пулеметов осуществляется вручную, и прицеливание затруднено из-за их больших размеров и массы. Учитывая все обстоятельства, S.M.79 должен быть легкой целью для истребителей Королевских ВВС

Общая бомбовая нагрузка массой 2755 фунтов (1250 кг) размещается в фюзеляже вертикально. Типичными бомбовые нагрузки: две 1100-фунтовые (499 кг) бомбы, пять 550-фунтовых (249 кг) бомб или двенадцать 320-фунтовых (145 кг) бомб.

S.M.79B

Хотя в компании-производителе утверждают, что что средства наведения бомб на S.M.79 являются достаточными, носовой двигатель, должно быть, является недостатком. Улучшенные возможности для бомбометания обеспечиваются в двухмоторной версии, получившей обозначение S.M.79B. Самолеты данной модификации массово итальянскими ВВС не применяются, но поставляются правительствам Аргентины, Румынии и Ирака. S.M.79B, оснащенный двумя двигателями FIAT A80 RC41, развивает максимальную скорость 254 миль в час (409 км/ч) и поднимается на высоту 13000 футов (3962 м) за 16 минут 40 секунд. Когда автор статьи в октябре 1937 года посетил Милан, ему рассказали о разрабатываемой модификации S.M.79B, которая должна была получить два 1400-сильных радиальных двигателя Alfa Romeo. Автор статьи также узнал, что во время демонстрации представителям аргентинского правительства был поднят вопрос о маневренности S.M.79B и что пилот компании Savoia выполнил четыре или пять петель Нестерова.

Savoia-Marchett, S.M.79B является двухмоторной версией бомбардировщика S.M.79. На снимке хорошо видно, что носовая часть фюзеляжа самолета перепроектирована для размещения в ней бомбардира

Savoia-Marchett, S.M.79B является двухмоторной версией бомбардировщика S.M.79. На снимке хорошо видно, что носовая часть фюзеляжа самолета перепроектирована для размещения в ней бомбардира

S.M.81

Несмотря на свое обозначение, S.M.81 является более старым и медленным самолетом по сравнению с S.M.79. Подобно преемнику S.M.81 разработан на базе гражданского самолета S.M.73, и его характеристики уступают характеристикам устаревшего британского бомбардировщика Handley Page Harrow.

S.M.81 представляет собой трехмоторный моноплан с низкорасположенным крылом; S.M.81 имеет большие, чем S.M.79 размеры и неубирающееся шасси. В некоторых отношениях S.M.81 имеет внешнее сходство с Junkers Ju 52, но в отличие от немецкой машины имеет, разумеется, смешанную конструкцию. Крыло у S.M.81 деревянное, а фюзеляж сварен из хромомолибденовых труб и покрыт полотном.

во время войны в Испании бомбардировщики Savoia-Marchetti S.M.81 обычно сопровождались истребителями C.R.32

во время войны в Испании бомбардировщики Savoia-Marchetti S.M.81 обычно сопровождались истребителями C.R.32

Некоторые из находящихся на вооружении бомбардировщиков S.M.81 оснащены 700-сильными радиальными двигателями Piaggio Stella IX RC, другие получили французскими Gnome-Rhone K14, а остальные двигателями Alfa Romeo типа Pegasus. Ни у одного из вариантов максимальная скорость не превышает 200-210 миль в час (322-338 км/ч).

Штатное вооружение состоит из двух выдвижных и вращающихся гидравлических турелей, расположенных на верхней и нижней поверхностях фюзеляжа. Кроме того, предусмотрена возможность стрельбы из пулемета через окна, расположенные в бортах в задней части фюзеляжа. Все оборонительное вооружение обычно имеет калибр 7,7-мм.

на этом снимке показана гидравлически управляемая передняя турель бомбардировщика Savoia-Marchetti S.M.81, оснащенная двумя 7,7-мм пулеметами

на этом снимке показана гидравлически управляемая передняя турель бомбардировщика Savoia-Marchetti S.M.81, оснащенная двумя 7,7-мм пулеметами

Бомбы размещаются во внутрифюзеляжном отсеке; предусмотрена вертикальная и горизонтальная загрузка. Расположенная за носовым двигателем гондола бомбардира является полуубирающейся. Вибрация и загрязнение остекление маслом являются двумя потенциальными недостатками.

Вместо трех радиальных двигателей была изготовлена экспериментальная силовая установка, состоящая из двух 12-цилиндровых V-образных рядных авиамоторов жидкостного охлаждения Isotta Fraschini. Также в этом самолете была использована носовая часть фюзеляжа аналогичная носовой части бомбардировщика S.M.79B. Хотя SM81B, как назвали модифицированную машину, проходил испытания в Гуидонии, не предполагается, что поступили заказы на серийное производство.

S.M.85

Одной из новейших разработок концерна Savoia-Marchetti является одноместный двухмоторный пикирующий бомбардировщик S.M.85, который впервые появился на публике 11 июня. В этот день в Гуидонии перед Дуче и представителями прессы был устроен показательный полет этих машин. Журнал «Flight» сообщал:

«Завершающим событием стала атака с пикирования новых двухмоторных одноместных монопланов Savoia-Marchetti. Эти машины пикировали почти вертикально, используя воздушные тормоза, на воображаемую цель в центре аэродрома, а затем с ревом проносились над головами в пологом пикировании с включенными двигателями и с убранными тормозами.»

строй из девяти пикирующих бомбардировщиков S.M.85. Самолеты летят на фоне стоящих на земле бомбардировщиков S.M.85

строй из девяти пикирующих бомбардировщиков S.M.85. Самолеты летят на фоне стоящих на земле бомбардировщиков S.M.85

офицер итальянских ВВС объясняет синьору Муссолини устройство бомбоотсека пикирующего бомбардировщика S.M.85. Перед бомбоотсеком находятся пулемет Breda SAFAT (внешний обтекатель удерживает пустые звенья и гильзы) и окно в полу

офицер итальянских ВВС объясняет синьору Муссолини устройство бомбоотсека пикирующего бомбардировщика S.M.85. Перед бомбоотсеком находятся пулемет Breda SAFAT (внешний обтекатель удерживает пустые звенья и гильзы) и окно в полу

S.M.85 легко узнать по характерному изгибу нижней поверхности фюзеляжа к однокилевому хвостовому оперению, а также по вынесенному вперед расположению кабины пилота.

Машина, созданная в виде моноплана с высокорасположенным крылом, имеет цельнодеревянную конструкцию. Крыло имеет умеренную трапециевидность и закругленные законцовки. У задней кромки крыла между элеронами и корневыми частями крыла расположены закрылки-аэродинамические тормоза, которые шарнирно отклоняются вниз так, что когда машина пикирует между закрылками и крылом можно увидеть дневной свет.

одноместные двухмоторные пикирующие бомбардировщики Savoia-Marchetti S.M.85. Аэродинамические тормоза отклонены на 90 градусов и обеспечивают возможность нанесения бомбовых ударов под любым углом вплоть до вертикали

одноместные двухмоторные пикирующие бомбардировщики Savoia-Marchetti S.M.85. Аэродинамические тормоза отклонены на 90 градусов и обеспечивают возможность нанесения бомбовых ударов под любым углом вплоть до вертикали

если подержать данный снимок над головой, то можно получить представление о внешнем виде пикирующего бомбардировщика Savoia-Marchetti S.M.85, в момент, когда он совершает атаку с опущенными аэродинамическими тормозами

если подержать данный снимок над головой, то можно получить представление о внешнем виде пикирующего бомбардировщика Savoia-Marchetti S.M.85, в момент, когда он совершает атаку с опущенными аэродинамическими тормозами

Фюзеляж имеет плоские борта с внешними продольными ребрами жесткости. Руль направления имеет закругленный контур, хотя киль имеет прямую переднюю кромку. Горизонтальное оперение подкосное.

В нижней части передней оконечности фюзеляжа находится окно, которым пилот может воспользоваться либо во время захода на бомбометание, либо, если он сложится вдвое для минимизации воздействия перегрузки, во время пикирования на цель. Считается, что S.M.85 оснащен двумя двигателями Piaggio P X RC 35.

SAVOIA-MARCHETTI S.M.79

Три двигателя Alfa Romeo 126 RC.34

Размеры

Размах крыла 66 футов 3 дюйма (22,19 м)
Длина 53 фута 2 дюйма (16,21 м)
Высота 13 футов 6 дюймов (4,11 м)
Площадь крыла 656,5 кв. футов (61 м²)

Массы и удельные нагрузки

Масса пустого самолета 14090 фунтов (6391 кг)
Общая масса 22156 фунтов (10050 кг)
Удельная нагрузка на крыло 33,75 фунтов на кв. фут (164,79 кг/м²)

Летные характеристики

Максимальная скорость на высоте 12450 футов (3795 м) 270 миль в час (434 км/ч)
Крейсерская скорость на высоте 16400 футов (4999 м) при 70 процентах мощности силовой установки 248 миль в час (399 км/ч)
Время набора высоты 3280 футов (1000 м) 3 минуты 10 секунд
Время набора высоты 6560 футов (1999 м) 6 минут 20 секунд
Время набора высоты 9840 футов (2999 м) 9 минут
Время набора высоты 13100 футов (3993 м) 13 минут 15 секунд
Время набора высоты 16400 футов (4999 м) 19 минут 45 секунд
Практический потолок 22050 футов (6721 м)
Длина разбега 328 ярдов (300 м)
Длина пробега 383 ярда (350 м)
Дальность полета при скорости 223 мили в час (375 км/ч) с 2640 фунтами (1198 кг) бомб 1145 миль (1842 км)
Дальность полета при скорости 223 мили в час (375 км/ч) с 1100 фунтами (499 кг) бомб 1615 миль (2599 км)

Данные для S.M.79

С тремя двигателями Piaggio P XI RC.40

Масса пустого самолета 10750 фунтов (4876 кг)
Общая масса 24910 фунтов (11299 кг)
Удельная нагрузка на крыло 37,0 фунтов на кв. фут (181 кг/м²)
Максимальная скорость на высоте 16400 футов (4999 м) 295 миль в час (475 км/ч)
Крейсерская скорость на высоте 18000 футов (5486 м) при 70 процентах мощности силовой установки 254 миль в час (409 км/ч)
Крейсерская скорость на высоте 18000 футов (5486 м) при 60 процентах мощности силовой установки 245 миль в час (384 км/ч)
Время набора высоты 9840 футов (2999 м) 7 минут 50 секунд
Время набора высоты 13100 футов (3993 м) 10 минут 15 секунд
Время набора высоты 16400 футов (4999 м) 14 минут 30 секунд
Практический потолок 27850 футов (8489 м)
Длина разбега 300 ярдов (274 м)
Длина пробега 305 ярда (279 м)
Практический потолок с двумя работающими двигателями 18000 футов (5486 м)

источник: H. F. King «Savoia-Marchetti bombers» «Flight» July 11, 1940, pages b,c,d, 23

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-vzglyad-iz-velikobritanii-1940-na-italyanskie-samolety-05

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account