Так получилось, что в сложившейся ситуации виноват я сам. Рассчитывая экспортные и ресурсные возможности АИ РСФСР, я рассмотрел плотно только топливный баланс промышленности. В принципе больше и не надо было, так как резервы РСФСР по топливу огромны, а добыча торфа и древесного топлива обходится в сущие копейки, и обеспечить ими всех других потребителей кроме промышленности не представляет особо труда и затрат. Однако все аргументы в пользу такого подхода категорически отметались представителем мосчной Украинской Державы. Неизменно заявлялось, что УД это чистая МОСЧЬ. Она де содержала весь СССР. А в замен не получала ничего. Правда, на каком таком документальном основании это было решено, увы нам не сообщили. Каким образом 5,2% можно круглить до 6%, 18,5 до 20%, а 21% до 25% и все в пользу Украины, тоже постеснялись объяснить. Ну, одно можно объяснить непониманием методик расчета, другое — двойкой по математике в школе. Однако дальше пришлось столкнуться и с тем, что по ряду показателей получаем «аналогию из более позднего времени». А более чем странно, так как в НХ-24 имеются точные и полные данные. Только вот не в пользу Украины. А это уже прямая ЛОЖЬ.
Но вот представитель западноукраинского шляхетства считает, что округлял он всё правильно, а остальное «это не ложь, это… некоторое переживание».
В общем, топливный баланс стал некой соломинкой, за которую уцепилось правительство УД. К прошлому материалу был даже выложен АГРОМЕДНЫЙ комментарий «по топливному балансу». Только вот не понятно, где там был сам баланс. Основу балансоведения составляет принцип равенства двух частей баланса. А материал представлял собой прекрасную подборку документов характеризующих ДИНАМИКУ развития угольной промышленности СССР. Рост добычи и использования угля в промышленности. Чего никто и не оспаривал. Пикантность ситуации в том, что материал представил человек, называющий себя экономистом.
Короче, пришла пора упомянутую соломинку притопить и представить топливный баланс СССР на примере 1924 года на материалах статсправочника «Народное хозяйство СССР за 1923-24 год» http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=21341&Itemid=9
Свести воедино произведенное и потраченное без участия Украины топливо. Проверить их на наличие равновесия, свести баланс.
Условия задачи:
Удельная теплота сгорания, МДж/кг:
v Условное топливо 29,31 (7000 ккал/кг)
v Уголь каменный 29,3
v Дрова (березовые, сосновые) 10,2
v Нефть 41,0
Согласно таблице на странице 326 НХ-24 (http://lost-empire.ru/file/Narhoz_23-24/Narhoz_23-24_Toplivnaya_prom.pdf) «предположительное распределение топлива по группам потребителей» в условных топливных единицах уголь составляет — 697,14 млн.
Общие затраты топлива по СССР — 2597,53 млн. условных топливных единиц (включая ж/д, водный транспорт, учреждения, промышленность, водосвет и прочих потребителей).
Всего добыто угля (нетто) —837000 тыс. пудов.
Украина – 624000 тыс. пудов.
Из них использовано для обеспечения энергобаланса страны 477813,5 тыс. пудов (стр.328 НХ-24).
Использовано в промышленности УССР (за вычетом сразу оставшихся на шахтах) – 131987,58 тысяч пудов.
Использовано в промышленности остального СССР (за вычетом сразу оставшихся на шахтах) – 157598 тысяч пудов.
Другое топливо по потребителям:
ж/д – 202660 тыс. пуд. уте
водный транспорт – 83830 тыс.пуд. уте
учреждения и прочие потребители – 1173943 тыс. пуд. уте
промышленность и водосвет – 396930 тыс. пуд. уте
Объёмы промышленного производства в тысячах червонных / довоенных рублей 1923/1924 год. в отпускных ценах по месту производства. Стр. 256 + 232:
УССР – 881907,04/532369,09 или 21 %.
РСФСР – 3328552,96/2045393,91 или 79%.
Учреждения и население – 20% от общесоюзных.
Железнодорожный транспорт:
Протяженность дорог Украины – 20% от общесоюзных. Однако интенсивность использования товарного состава только под уголь доходит до 30 %. В общем меньше 20% не будет.
Водный транспорт:
Тоннаж Украинского государственного Черноморско — Азовского пароходства – 44% от общегосударственного. Количество судов – 49% от общегосударственного.
Состав государственного морского парового флота – 122 паротеплохода общей мощностью машин в 162360 инд.сил + 333 каботажных и вспомогательных судна.
УССР – 79556,4 инд. сил
Тоннаж Днепровского государственного речного пароходства – 5% от общегосударственного.
Состав парового флота госорганизаций — 627 пароходов общей мощностью 54.045 инд. сил.
УССР – 2702,25 инд. сил
Итоговая общая мощность машин водного транспорта УССР – 82258,65 инд. сил или 38%.
Вопрос:
Какова вероятность обеспечения положительного топливного баланса РИ РСФСР за счет реальных ресурсов 1924 года?
Решение.
Всего угля в балансе:
2597,53/697,14 =0,268 или 26,8%
Количество украинского угля в общем потреблении топлива по РИ СССР:
477813,5/697140 =0,685 26,8% х 0,685 = 18,36%
В общем, на этом можно было бы и заканчивать, если руководствоваться любимой пропорцией моего оппонента – потребление УССР в пределах 20% от общесоюзного. Производя всего 18,36% от всего задействованного в балансе топлива, Украина потребляет 20%.
Ну по мне, так уж лучше помучиться.
Итак.
Потребление угля промышленностью УССР в общем потреблении топлива по РИ СССР:
131987,58/697140=0,19 26,8% х 0,19 = 5%
Расход угля другими потребителями УССР:
v ж/д – 311510 х 0,2 = 62302 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 38370 х 0,38 = 14580,6 тыс. пуд. уте
v учреждения и прочие потребители – 49060 х 0,2 = 9812 тыс. пуд. уте
Итого – 86694,6 тыс. пуд. уте или 3,3 % от общесоюзного потребления топлива.
Потребление угля в УССР от общего потребления топлива по РИ СССР:
5%+3,3% = 8,3%
Потребление другого топлива различными потребителями УССР в общем потреблении топлива по РИ СССР:
v ж/д – 202660 х 0,2 = 40532 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 83830 х 0,38 = 31855,4 тыс. пуд. уте
v учреждения и прочие потребители – 1173943 х 0,2 = 234788,6 тыс. пуд. уте
v промышленность и водосвет – 396930 х 0,21 = 83355,3 тыс. пуд. уте
(Потребление в промышленности УССР колеблется от 19% нефть до 24% дрова. А с учетом того, что нефть составляет только 10% от всего топлива, указанная выше пропорция не опустится ниже 21%)
Итого – 390531,3 тыс. пуд. уте или 15% от общесоюзного потребления топлива.
Итоговое общее потребление топлива в УССР:
8,3% + 15% = 23,3%.
Таким образом, УССР производя всего 18,36 % от общесоюзного потребления топлива, сама потребляет – 23,3%. Соответственно, СССР (без Украины) поставляет в общий баланс 81,64%, а потребляет только – 76,7% балансного топлива.
Следовательно, вероятность обеспечения положительного топливного баланса РИ РСФСР за счет реальных ресурсов 1924 года равна – 81,64/76,7= 1,06 или 106%.
ОТВЕТ:
АИ РСФСР без изменения структуры топливной промышленности и наращивания добычи в состоянии полностью обеспечить свои потребности в топливе за счет собственных реальных ресурсов и с 6% запасом.
P.S.
Контрольный выстрел. Полные потребности Украины с учетом 118 млн. пудов угля сразу использованных на шахтах.
2597,53 х 23,3% = 605,23 млн.пудов уте
605,23 + 118 = 723,23 млн. пудов уте
Украина в 1924 году добыла чуть более 742 млн. пудов угля. Но из них пригодны для использования (нетто) только 620 млн. пудов.
Теоретическая вероятность обеспечения положительного топливного баланса Украинской державы – 620/723,23 = 0,86 или 86%.
Почему теоретическая? Потому что ДВС и котлы, изначально предназначенные для нефтяного отопления углём не протопишь. Для морского транспорта необходима бункеровка в иностранных портах. И т.д. Следовательно процент будет еще меньше.
P.P.S.
Для особо быстрых, бегущих вслед за караваном, чтобы всласть попереживать.
Население СССР около 141 млн.
Население УССР около 29 млн.
Количество назначенных к распределению дров понизится до 7.436,85 тыс. куб. саж., каменноугольное топливо до 692 млн. пуд. и торф до 137,4 млн. пуд., а общий итог в условном топливе до 1.784,9 млн. пуд. Удельный вес дровяного топлива выразится в 46%, Угля—в 33% и нефтетоплива в 17% от общего итога.
812,63/7425,32=0,109 (1 уте/ 1 куб.саж.)
Потребление дров без «прочих» — 4148,97 млн. куб. саж.
Прочие потребители при новых условиях – 3287,88 млн. куб. саж.
Таким образом балансом охвачено населения — 3287,88/10713,2=0,3069 или 31% всего населения СССР и это в основном не европейская часть бывшей Российской империи с её хорошо развитой инфраструктурой и высокой плотностью населения, что позволяет осуществлять достаточно плотный контроль за использование ресурсов населением.
Учтенное население – около 44 млн.
Городское население — 25074914
РСФСР — 17 442 655
БССР — 847 830
ЗССР — 1 410 876
УССР — 5 373 553 или 21%
Оставшееся около 19 млн. — сельское население в европейской части СССР тут у Украины будет не менее 30%, а с учетом небольших размеров БССР по сравнению с УССР и европейской частью РСФСР, то и все 40%.
В общем, ниже 25% потребление в УССР не будет.
Учреждения – четыре республики , или 25% на каждую.
Потребление в УССР угля:
v ж/д – 311510 х 0,2 = 62302 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 38370 х 0,38 = 14580,6 тыс. пуд. уте
v учреждения и прочие потребители – 49060 х 0,25 = 12265 тыс. пуд. Уте
v промышленность — 131987,58
Другое топливо:
v ж/д – 202660 х 0,2 = 40532 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 83830 х 0,38 = 31855,4 тыс. пуд. уте
v учреждения и прочие потребители – 406790,92 х 0,25 = 101697,73 тыс. пуд. уте
v промышленность и водосвет – 396930 х 0,21 = 83355,3 тыс. пуд. уте
Итого потребление топлива по УССР — 478575,61 тыс. пудов. уте. или 26,8% от всего нового топливного баланса СССР.
При производстве топлива в размере 22,06%.
Вероятность самообеспечения АИ РСФСР топливом – 77,94/73,2= 1,065 или 106%
УПССС!
P.P.P.S.
Вот это жизнь. Если что-то везут в Россию – это нормально. А если в Украину – сразу глаза размером с десертную тарелку и и вопль «Абалдеть!!!»
И как замечательно эволюционируют воззрения великих финансистов, именующих себя "наглыми нациками".
Этап №1. Сначала просто без ссылок на что-либо заявлялось, что Россия без Украины и с голоду помрет и экспорта у неё толком не будет и все с трудом заработанные деньги на импорт уйдут.
Не получилось. Расчеты показали, что вполне как-то проживем — и экспорт будет не намного меньше чем в РИ, а положительное сальдо выходит даже значительно больше.
Этап №2. Ну уж без украинского топлива Россия точно не обойдется.
Да нет, обошлись.
Этап №3.(наступил очень быстро- время созревания до суток). А вот с учетом текста на стр. 327 НХ-24, уж точно без украины не обойдетесь.
Да и с учетом этого обошлись.
Этап№4 (наступил ещё быстрее – пара часов). Вот ежели бы ещё и все население исключить. Вот уж тогда точно …
На предложение пересчитать самому следует барский ответ: «Боцман, это ж вы туфту насчитали — вот вы и пересчитывайте. А для баланса промышленности вы, конечно, всем углем вроде как обошлись, однако вот транспорт как-то остался у вас обделенным».
Видимо оппонент надеялся на то, что он весь такой зеленый и с гранатой – а значит прав.
Ох уж эти наивные львовские парни…
Только вот, уж если сокращать и уточнять…
Навигация на Черноморском направлении продолжается круглогодично. На Балтике навигация продолжается около 8 -9 месяцев, на Севере 4-5 месяцев. Средняя протяженность южных морских маршрутов в полтора раза длиннее северных. Таким образом затраты топлива на Черноморское пароходство возрастут чуть ли не до 90% А общие затраты на водный транспорт Украины составят около 73%.
(Да, для особ переживающих сообщаю, что только благодаря волжскому государственному речному параходству доля УССР в речном транспорте всего 5%. А по Каспию ходили пароходы акционерного общества и им государство топливо не поставляло, а приобреталось как частными лицами, а следовательно относится к категории "прочие потребители" — если есть желание можете доказать обратное. Со ссылкой на источники.)
Ну и с чугунными дорогами стоит несколько уточнить:
К 1924 году эксплуатационная длина железнодорожных путей Украины около 20 тыс. км. При общесоюзной около 68 тыс. км из которых порядка 10% на территории Сибири и дальнего востока, то есть в зоне наименьшей интенсивности движения. То есть на УССР приходится не 20%, а все 30%, что вполне соотносится с временем позднего союза 22,1 тыс. км к 72 тыс.км.
Ну что начнем ? Без населения — так без населения.
уголь:
v ж/д – 311510 х 0,3 = 93453 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 38370 х 0,73 = 28010,1 тыс. пуд. уте
v промышленность и водосвет — 131987,58
другое топливо:
v ж/д – 202660 х 0,3 = 60798 тыс. пуд. уте
v водный транспорт – 83830 х 0,73 = 61195,9 тыс. пуд. уте
v промышленность и водосвет – 396930 х 0,21 = 83355,3 тыс. пуд. уте
Итого УССР потребляет – 458799,88 или 33,4 %
Все топливо по СССР за исключением потребления населения – 1374570 тыс. пудов уте.
Угля в топливном балансе — 617569 тыс. пудов
Доля только украинского угля за вычетом поставок населению во всём топливе – 424001 или 31%
Совсем было успокоился – звонок. Говорят с УкрЧК. Ну, думаю, шляхтич уже доложил. Оказалось нет – топливо для учреждений где-то в пути застряло. Исправляемся.
Учреждения УССР — 43070 х 0,25 = 10767,5 тыс. пуд. уте
Итого потребление топлива по УССР – 469567,38 тыс. пуд. уте или 34,2%
Опять как-то неудачно зашли.
Вероятность топливной независимости Украины — около 91%. Интересный каламбур получается — вероятность существования УД без населения выше чем с ним.
Чего дальше исключать будем?