Военно-техническое сотрудничество Германии и Японии в области авиации в 1940-45 годах. Часть 2
Содержание:
Тройственный пакт
В середине 1930-х годов на мировой политической сцене произошел ряд знаменательных событий, среди которых был приход к власти целого ряда правоэкстремистских правительств. Еще в октябре 1922 года Бенито Муссолини, известный как дуче (вождь), и его фашисты получили власть в Италии, а затем в Германии в январе 1933 года рейхсканцлером стал лидер нацистов Адольф Гитлер. В октябре 1941 года премьер-министром Японии стал генерал Хидеки Тодзио. Лидеры всех этих трех стран имели намерения, далеко выходящие за границы их национальных границ, и связали руководимые ими государства серией межгосударственных договоров.
25 ноября 1936 года между Германией и Японией был подписан Антикоминтерновский пакт, Италия присоединилась к пакту 6 ноября 1937 года со статусом полной первоначальной подписи. Договор содержал секретное политическое соглашение – на данном этапе оно не являлось военным, – в котором было сказано, что в случае, если одна стран-участниц подверглась нападению, то другие не должны были каким-либо образом усиливать военную мощь Советского Союза. Советская Россия являлась на тот момент основной целью японцев, стремившихся обезопасить северную границу оккупированной ими Маньчжоу-го (Маньчжурия).
К большому удивлению и неудовольствию японского правительства, которое заранее не было уведомлено о проходивших переговорах, стал договор о ненападении, заключенный СССР и Германией 23 августа 1939 года в Москве. Советскую сторону представлял нарком Вячеслав Молотов, немецкую сторону – Иоахим фон Риббентроп. С серьезными оговорками и колебаниями со стороны японцев, которые, впрочем, были смягчены быстрыми победами Германии в Европе (вал этих побед был начат с нападения 1 сентября 1939 года на Польшу), пресловутый Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией был подписан в Берлине 27 сентября 1940 года. Вслед за этим пактом, продолжительность которого определялась в 10 лет, 13 апреля 1941 года был заключен советско-японский договор о нейтралитете сроком на пять лет. Со стороны Японии целями данного договора были обеспечение безопасности северных границ японских владений в Маньчжурии и недопущение возможного советского вторжения в Маньчжурию, являвшуюся базой войны, которую Япония с 1931 года с перерывами вела против Китая.
В директиве (Weisung) №24 от 5 марта 1941 года, озаглавленной «Сотрудничество с Японией», среди различных мелких деталей можно обнаружить следующие принципы:
«1) Сотрудничество, установленное Тройственным пактом от 27 сентября 1940 года, должно иметь целью побудить Японию действовать на Дальнем Востоке как можно скорее. Таким образом, мощные британские силы были бы задействованы, [и] фокус интересов Великобритании сместится в сторону Тихого океана. Ввиду неразвитой готовности к войне со стороны ее противников, для Японии шансы на успех тем более увеличатся, чем быстрее она этими действиями займется.
2) Для подготовки к сотрудничеству необходимо усилить японскую боевую мощь всеми средствами. Для выполнения этой цели отделы ОКВ (OKW – Oberkommando der Wehrmacht; Верховное командование сухопутных сил) должны как можно более полно пойти навстречу всем пожеланиям японцев и предоставить им всю информацию о немецком боевом опыте и обеспечить поддержку как технического характера, так и с продукцией военного назначения. Взаимное сотрудничество является желательным, но не следует допускать осложнения переговоров. Те японские запросы, которые могут дать самый скорый эффект на ведение войны, следует размещать в первую очередь.
3) ОКМ (OKM – Oberkommando der Marine; Верховное командование кригсмарине) делегировано право заключить соглашение о проведении совместных операций. Они касаются: a) влияния торгового судоходства на японские действия; b) поставок сырья из Японии в Германию; c) захвата Сингапура в качестве предвестника общего военного успеха Тройственного союза.
4) В соответствии с Тройственным пактом должны быть созданы военные комиссии, предназначенные исключительно для обсуждения тех вопросов, которые имеют равный интерес для всех трех полномочных участников. В эту категорию в первую очередь относится экономическая война. Определение деталей (с согласия ОКВ) является задачей главы комиссии».
Открытие Японией военных действий на Тихом океане против Великобритании, Франции, Нидерландов и США, начатое 7 декабря 1941 года с вероломного нападения на базу ВМФ США Перл-Харбор было событием, которого давно и страстно желали германские и итальянские партнеры японцев. Европейские участники Тройственного пакта надеялись, что вступление Японии в войну и её быстрые победы, приведшие к захвату дальневосточных колониальных владений противников, отвлечет США от внимания к Европе. В соответствии с духом 3-й статьи первоначального Тройственного пакта (хотя они не были обязаны делать это и в полной мере осознали, что мощь американского военного производства в скором времени с катастрофическими последствиями опередит их собственное производство) Германия и Италия 11 декабря 1941 года объявили войну Соединенным Штатам. В тот же день Германия предложила проект соглашения, что три страны не должны складывать оружие и не идти на сепаратные перемирие или мирный договор с Великобританией или США.
Проработка деталей
15 декабря 1941 года японское руководство выдвинуло свои контрпредложения по военному соглашению между тремя странами, которое наряду с другими статьями предполагало, что партнеры – ОКВ и Императорский флот – установят радиосвязь и воздушную линию связи между двумя странами, а также восстановить коммерческие морские перевозки с взаимным сотрудничеством в вопросе судоходства через Индийский океан.
Первое заседание предложенной военной комиссии состоялось 15 декабря в Берлине, в ходе которого среди других тем на обсуждение вынесен вопрос степени военного сотрудничества. Он включал в себя географическое разграничение зон операции, совместные военные операции, обмен информацией, создание военных средств радиосвязи, военно-транспортных самолетов, а также воссоздание морских транспортных маршрутов. Японский запрос о создании прямого воздушного маршрута Германия – Япония был отвергнут, так как рейхсмаршал Геринг считал его невозможным в рамках сложившейся ситуации.
18 января 1942 года тремя странами было подписано военное соглашение, которое включал в себя японское пожелание создать совместную техническую комиссию. Данная комиссия должна была собраться как можно скорее, однако после открытия первой сессии военной комиссии, состоявшегося 24 февраля 1942 года, до начала 1943 года были проведены два или три дополнительных заседания.
7 марта 1942 года японцы подготовили проект соглашения об экономическом сотрудничестве между Германией и Японией. В свою очередь 2 июня 1942 года Германия выступила со своими предложениями к секретному соглашению по этому вопросу. Свои окончательные предложения Германия выдала 8 ноября 1942 года. Японское предложение от 10 декабря 1942 года включало поправку к статье 1 действовавшего соглашения об экономическом сотрудничестве.
На встрече, состоявшейся 16 октября 1942 года в штаб-квартире Гитлера, обсуждался вопрос создания военной авиалинии Токио – Берлин с целью обмена военными представителями. Немецкую делегацию возглавлял начальник Штаба оперативного руководства ОКВ генерал артиллерии Альфред Йодль, с японской стороны присутствовали начальник японской военной комиссии в Берлине вице-адмирал Наокуни Номура (Vice-Admiral Naokuni Nomura) и его помощники генерал Банзай (General Banzai; wtf?) и адмирал Тадао Йокои (Admiral Tadao Yokoi). Японцы также просили Германию оказать помощь с поставками станков и сталей. И хотя они были в состоянии поставлять взамен сырье, японцы признавали отсутствие в необходимых количествах морского транспорта для перевозки грузов в Европу.
10 января 1943 года японо-германский договор об экономическом и техническом обмене был, наконец, подписан; благодаря данному договору регламентировались торговля и техническое взаимодействие между двумя воюющими сторонами. В общих чертах соглашение предусматривало взаимный обмен сырьем, военной техникой, медицинскими товарами, промышленной продукцией и техническими научными исследованиями, а также данными о разработках. Помимо поставок сырья в Германию – каучука, олова, руды вольфрама, молибдена, хинина и других продуктов, доставлявшихся торговыми судами и подводными лодками, – японцы в свою очередь приобретали специальные стали, алюминий, платину, ртуть, промышленные алмазы, шарикоподшипники и химические вещества, которые всегда были в дефиците.
В Германии совершенно справедливо считали, что японцы мало что могут предложить в области передовых технологий и с самого начала обмен технической информацией стал во многом односторонним. Как следствие, немецкие военные стратеги не хотели полноценно сотрудничать со своими японскими коллегами. Лишь в начале 1944 года посол Японии генерал Хироси Осима и его военные помощники из числа японского посольства в Берлине ОКЛ (Oberkommando der Luftwaffe – OKL; верховное командование люфтваффе) и командованием RLM было дало разрешение на ограниченный допуск к сверхсекретным немецким программам реактивных и ракетных технологий. Так по воспоминаниям командующего истребительной авиацией генерала Адольфа Галланда в Рехлине 12-13 июня 1944 года в его присутствии и в присутствии генерал-фельдмаршала Эрхарда Мильха, министра вооружений Альберта Шпеера состоялась демонстрация японской делегации немецких новейших самолетов с полетами Arado Ar 234B, Messerschmitt Me 262A и Dormer Do 335.
Японцы запросили предоставить полные технические данные и производственные права на обладавшие высокими летными характеристиками истребители Me 262A и Me 163B и на реактивные и ракетные двигатели BMW 003A, Jumo 004B и HWK 500, 507 и 509A, которыми оснащались данные самолеты. Вскоре японцы дополнительно запросили оказать помощь со стороны немецких экспертов. Конструктор ракет профессор д.т.н. Герберт Вагнер (Prof Dr-Ing Herbert Wagner) заявил, что в 1943 и 1944 годах противокорабельные ракеты Henschel Hs 293 и Hs 294 были продемонстрированы японцам на аэродроме Гарц-Узедом (Garz-Usedom) и что представители Японии выразили заинтересованность в приобретении прав на лицензионное производство ракет этих двух типов.
источник: TED OLIVER «HANDS ACROSS THE WATER?» «THE AVIATION HISTORIAN» Issue No 16