Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

1

В последнее время на портале было опубликовано много проектов различных СССР-овских армейских автомобилей и  БА конца 30-х годов. Многие из них, страсть как хороши, но лично мне они не нравятся только по одной причине: уж больно метало/станкоемкие и совершенные машинки. Не могли они появиться в той стране, не было тогда в СССР, ни станков, ни людей к этим станкам… А вот простой и дешевый автомобильчик мог случиться, если б к толковому конструктору удалось приложить пройдоху-толкача.

Костя, а точнее Константин Андреевич Шарапов, был конструктором первого советского автомобиля, т.е. первой самостоятельной конструкции, а не копии иномарки. Действительно, хотя машина НАМИ-1 во многом и походила на Татру11, но была эдакой импровизацией по мотивам, вполне самостоятельной конструкции. Впоследствии К. Шараповым был сконструирован более совершенный автомобиль НАТИ-2.

Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

И вот тут случилось страшное: в СССР решили производить форды модели А и АА. Против Форда, Костя не потянул, американская автомобильная индустрия походя непринужденно раздавила кустарное совецкое производство.

Перспективная, и в целом, интересная машинка должна была быть сдана в архив, Костя ходил по инстанциям, но в Наркомате автомобильной промышленности и слышать не хотели ни о чем, зачарованные масштабами и темпами ГАЗ-а. И вот, в один из дней, печальный Костя столкнулся в столовке наркомата с самоуверенным лощеным человечком, называвшим себя авиаконструктором Сильванским. Посмотрев на Костин тубус, Сильванский поинтересовался содержимым. Узнав, что там проект легкого спортивного автомобиля, потерял интерес, усмехнулся и сказал:

если хочешь что-нибудь протолкнуть ИМ, — он поднял палец вверх,

— сделай что-нибудь для военных.

-что сделать?

-ну, машину, авто, или что там у тебя?

-у меня авто, но зачем военным спорткар?

-Праильна, низачем.

-тогда что?

-ну-уу, автомобиль-разведчик!

-а-аа, так Форд же…

-а в твоей машине есть что-то, чего нет у Форда?

— скорее нет того, что есть у форда: нет радиатора охлаждения и нет дифференциала.

— и что в этом хорошего?

Я понял, понял!

Заорал Костя и побежал вон из Наркомата, держа тубус над головой. Весь следующий день Костя рисовал легкий автомобиль-разведчик. Форд, он конечно голова, но проходимость не очень, в расейской грязи вязнет, в туркестанских песках тонет, в Заполярных снегах перемерзает в радиаторе вода.

Как повысить проходимость? Вообще-то у машин Шарапова она была и так оч. недурна, сказывалось отсутствие межколесного дифференциала и независимая подвеска колес. Но нужно было сделать проходимость выше на порядок, чтобы военные ухватились за машинку, как за маму.

Полный привод, скажете?   Откель такие чудеса, ответит нам Костя Шарапов, в СССР такого нема. Тогда что же? Костя давно заметил, что его НАМИ-1 едет по грязи тем лучше, чем больше нагрузка на ведущую заднюю ось. Делать машину более тяжелой не стоит, зато можно перенести назад мотор, и загрузить им ведущие колеса. Но выстроенные в линию ГП, КПП и двигатель сильно вывешиваются назад, через мелкую ямку не проехать, поддоном картера зацепишься. Покрутив на чертеже агрегаты и так и этак. Костя поставил КПП над главной передачей и соединил их промежуточным редуктором через «паразитку». Вроде неплохо, но другая беда – мотор стоит высоко, центр тяжести пополз, и вообще… А если положить мотор на бок? И чуток сместить вбок, то все и сложится!

Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

И вот на чертеже новый эскиз НАТИ-2: мотор сзади, плашмя, над осью, трубчатая хребтовая рама, короткая база, солидный дорожный просвет, предельно простой кузов, общий вес машины в половину меньше чем у ГАЗ-А.

Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

А что, неплохо, вот ещё кузов можно из дюраля склепать для пущей легкости — сказал Сильванский, разглядывая в столовой Наркомата проект авто.

Скажите, Костя, а каково назначение этого автомотора?

Ну-уу, разведка, там, дозоры… — промямлил конструктор.

Ха, молодой человек, такими доводами вы ИХ не проймете, нужно конкретное назначенье, иначе ваш проект полетит в корзину.

Может, типа тачанки?

Нет, милейший, тачанку из форда сейчас Дыренков делает, знаете такого?

Нет, а что?

О! Это ужасно талантливый человек, уверяю Вас, его автотачанка будет самой страшной в мире!

А вот если назвать это радиомашиной? Радийный Разведывательный Автомомбиль? РРА!!

Хм-мм, а вы знаете, такое может пройти, причем лучше обратиться в НКВД, там к радио отношение более трепетное, армейцы могут просто вас не понять.

Ладно молодой человек, я составлю вам протекцию, так и быть.

Комиссия в синих гимнастерках со шпалами, поджав губы, презрительно смотрела на маленький угловатый автомобильчик зеленого цвета. На фоне новеньких блестящих ГАЗ-ов, машинка выглядела неказисто и старомодно. Поехали, махнул рукой Главный. Сначала поехали все, но дорога быстро кончилась, и начался песчаный пляж. Газовские легковушки и  полуторки увязли сразу, трехоска ещё поползла метров …надцать, и всё. А маленькая машинка, казалось, и не заметив разницы, с негромким шипением прокладывала колею в песке. Потом были и пашня и болото, и снег, и опять пески, причем уже в Кара-Кумах. РРА проезжал везде, ведь по сути, это был багги, наподобие багги Шлессера, многократного чемпиона ралли Париж-Даккар. А в пустыне открылось ещё одно преимущество – мотор не кипел!

Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

Через три месяца та же комиссия стояла вокруг маленького угловатого зеленого автомобиля.

Члены комиссии, в целом, довольны вашим автомобилем, но нужно увеличить вместимость машины, один пассажир – мало, нужно минимум два – внушал Сильванскому Главный в синей гимнастерке.

Что скажешь?

Сделаем,- отвечал счастливый Костя.

Так Костина машинка попала на вооружение пограничных войск НКВД. В Ижевске Шарапову, почитай, Сильванскому, выделили здание под цех, и спустили план на 300 машин в год. Поначалу машинку делали в двух модификациях, отличавшихся лишь длиной трубчатой рамы и вместимостью. Все машины, в обязательном порядке комплектовались усиленным генератором и радиостанцией.

Триумф Кости Шарапова. Часть 1. Или альтернативные предвоенные совесткие автомобили.

В ходе производства выяснилось, что к машинке легко можно приделывать любое количество ведущих осей, так родилась трехоска. Трехоска стала основой уже бронированной РРА, т.е. БРРА. Впервые РРА и БРРА «понюхали пороху» на Халхин-Голе. Экипажи армейских броне и просто автомобилей, с завистью смотрели на пограничников, легко сновавших на своих машинках по, казалось, непроходимым пескам, взлетающих в туче пыли на барханы, и не закипающих, даже на 40-ка градусной жаре. Армейские начальники тоже заметили РРА, но с другой стороны: пограничники всегда были в курсе всего происходящего, скорость поступления разведдонесений у них была неизмеримо выше, исключительно благодаря наличию в передовых частях радийных машин. Армейцы были настолько впечатлены РРА, что имели места случаи угона машин, а уж предложениями сменить РРА на БА-10/20 бедных погранцов совсем замучили. В штабы посыпались заявки на РРА, армейцы в матерных выраженьях требовали нарушить монополию НКВД на чудо-оружие, и только окончание конфликта ослабило накал страстей

 

blacktiger_63
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
st .matros
Редактор
07.03.2017 16:38

Горин», летом 1917 года,

Горин», летом 1917 года, налетел на каменный бар и так повредил себе днище, что оказался ремонтонепригоден.

Наверное НЕ ремонтопригоден.

Wasa
07.03.2017 19:36

Это лучше, поскольку как Вы

Это лучше, поскольку как Вы знаете сейчас вплотную занимаюсь Амурской флотилией (собственно мне речные флотилии ближе даже географически) вполне допуская такое развитие, если бы не но….

1.Плавбатарея «Капитан Сазонов» — это как раз более или менее полноценный крейсер, в том числе и по мореходным качествам. Эквивалент я нати не могу из кораблей того времени. Ксати вопросы по водоизмещению возникают. Ну слишком мало. А если увеличить хотя бы до водоизмещения Новика он в Амур не влезет.

2. Броненосные крейсера II класса «Хинган», «Гилюй», «Анюй» и «Горин» — эквивалент монитора "Хасан". Что в нем крейсерского не понятно.

Wasa
07.03.2017 20:53
Ответить на  Андрей Толстой

Я Вас удивлю. Искал про

Я Вас удивлю. Искал про плавбатареи и наткнулся вот на это. Для себя берег но да ладно http://sergiovillaggio.livejournal.com/414255.html и http://v-vodokachkin.livejournal.com/220233.html

Wasa
07.03.2017 19:39

Вообщем плюньте вы на большое

Вообщем плюньте вы на большое водоизмещение, делайте поменьше, не надо большой скорости. Да и разберитесь с классификацией. Плавбатарея со скорость в почти 16 уз это нонсес.

redstar72
Редактор
07.03.2017 20:29

++++++++++++ 

++++++++++++ yes

vasia23
08.03.2017 00:33

Уважаемый коллега.

Уважаемый коллега. Плавбатарея мне понравилась. Однако:

1. Зачем вы опустили орудия ГК на миделе? Получился этакий недоспонсон или перебалкон.

2. Прожекторная площадка мала для двух прожекторов. Либо один, либо расширить. Да и мачту укрепить тогда.

3. Кормовой … э-э… мостик. Шлюпка (баркас, гребной катер, бот, ял — нужное подчеркнуть) буквально втиснут между мачтой и конструкцией. Да и кран-балка развернута в другую сторону. А с другой стороны плавсредство наоборот далеко. И выстрел коротковат, чесслово.

4. Простой щит для ГК не годится. Да и небыло тогда таких. Вот для примера.

Как-то так.

vasia23
08.03.2017 09:10
Ответить на  Андрей Толстой

Уважаемый коллега. 
Верхний

Уважаемый коллега. 

Верхний вес, а мы с ним боремся, пусть лучше недобалкон, чем верхний вес

Т.е. в борьбе с весом Вы утяжелили корабель? 

alex66ko
08.03.2017 05:05

Ну, кто о чем, а я об

Ну, кто о чем, а я об экономии. На амурских мониторах установили 6"/45 которые явно избыточны. Ну нафига там орудия с дальностью стрельбы в 40 кабельтовых? Да еще с дорогущими стальными снарядами? За глаза хватит и стареньких пушек Бринка. С весьма могущественным чугунным фугасом. Которые кстати в РИ устанавливали на амурские баржи.

Ansar02
08.03.2017 05:31

!!! Хорошая работа, почтенный

yes!!! Хорошая работа, почтенный коллега! Интересно и аргументированно.

ИМХО — на "Капитане Сазонове" артиллерия размещена неудачно. Бортовые орудия ГК при стрельбе вперёд/назад газами снесут прислугу 87 мм пушек. Может быть от 87 мм отказаться вовсе, а вместо четырёх 47 мм пушек, поставить два 40 мм автомата "Виккерса"? Да и водоизмещение под 4х203 мне кажется несколько маловато… при заяленных скорости, дальности и бронезащите. Это-ж не плавбатарея, а настоящий крейсер получается — и не хилый! А убрав 87 и 47 мм пушки, Вы и верхний вес сэкономите и к плавбатарее 8" пушек будете ближе, чем к крейсеру. А супротив миноносцев два 40 мм "пом-пома" будут наверное гораздо эффективнее, чем по паре 87 и 47 мм однозарядных пушек на борт.

С уважением, Ансар.

 

 

Дмитрий Ю
08.03.2017 06:46

чертежи интересные, браво как чертежи интересные, браво как альтернатива интересно рад что продолжаете заниматься творчеством ИМХО монитор типа Шквал все таки кажется мне оптимальным монитором для этого периода времени. Как таковой калибр 203мм на Амуре не так уж и хорош: скорострельность мала, против кораблей не повоюешь. Но берегу Амура каких-то укреплений, которые устойчивы скажем против 120мм и пробиваются 203мм просто нет и не предвидится. 120мм вполне грозен для кораблей и в то же время совершенно достаточен для обычных целей на берегу — типа позиции полевой пушки в неглубоком окопчике или пехотной стрелковой ячейки по правде сказать, даже и 102-мм пушки эсминцев типа Новик вполне успешно работали против берега в 1941 году при обороне от немецких егерей на северном фланге ВОВ. Для альтернативности же как своего рода лидер мониторов можно вероятно было бы взять Шквал за основу и. к примеру сделав его существенно шире и немного длиннее, такой корабль вооружить 4 спаренными 152мм башнями (без 87 мм пушек) позже (с принятием на вооружение 130мм пушек) можно представить себе монитор с 4 спаренными 130мм башнями как предел совершенства мониторов (возможно либо перевооружение с 152мм пушек Кане, либо как вновь заложенный корабль). Это был бы убийца эсминцев всех типов, и достаточно неприятный противник для… Подробнее »

Дмитрий Ю
08.03.2017 15:54
Ответить на  Андрей Толстой

Браво
стало явно лучше 

Браво

стало явно лучше yes

Bull
08.03.2017 16:47

Доброго здоровья уважаемый Доброго здоровья уважаемый коллега Андрей Толстой. Опять опоздал я — коллеги уже все высказали.  У вас все как всегда здорово, однозначно плюс ++++++++. Правда меня удивляет такая мощь флота устья Амура. Понятное дело там главное Татарский пролив и высадка на Сахалин. Но ведь это реальный крейсер а не плавбатарея — специфичный конечно. Но крейсер. Я чесслово побаиваюсь такие туда строить, там у меня правда есть монитор "Мамонт" (в Николаевске) и его систершип "Бизон" (в Артуре), ну и они не шибко от "Бобров" отличаются — так прямые наследники, хотя и покрупнее. А у Вас прямо настоясчий флот открытого моря, прямо завораживает и настораживает. Эдак япы и не сунуться к Сахалину. Теперь собстно по корабликам: мое мнение — мониторы типа "Хинган" весьма перспективны и уравновешенные корабли. А вот плавбатарея немного просится под корректировку. Первонаперво бортовую установку ГК нужно поднять до уровня верхней палубы. Щиты орудий ГК желательно коробчатого типа — бабы конечно матросню нарожают, но потом. А в бою они нужны живыми и более защищенными. Все же 203 мм орудия пригодны даже против Камимуриных асамоидов, а другие там точно не предвидятся. Ширина корпуса в 12,5 метров думаю простит такой верхний вес. Так как уровень стволов ГК от КВЛ не… Подробнее »

Альтернативная История
Logo
Register New Account