Соперничество линейных кораблей. Мир.
– Срок?
– Год, сэр.
– Приступайте, – лаконично бросил первый морской лорд Джон Арбетнот Фишер, прозванный на флоте Её Величества «Джеки».
Кораблестроитель Джордж Нарбет сдержал слово: через год и один день новый линейный корабль «Дредноут» – «Неустрашимый» – стоял у стенки пирса в Портсмуте, готовый к испытаниям. Военные моряки были потрясены рождением первенца новой эры. В «Дредноуте» поражало всё: и размеры (почти 18.000 тонн водоизмещения), и десять 305-мм орудий в пяти башнях; и сплошная броневая защита, прикрывавшая весь корпус корабля и делавшая его неуязвимым для фугасных снарядов, причинивших столько бед русским броненосцам у Цусимы. Была усовершенствована и энергетическая установка – привычные поршневые паровые машины впервые уступили место турбинам Парсонса. В результате «Дредноут» получил превосходство в скорости на два-три узла и мог теперь при дуэли с броненосцами старых типов выбирать дистанцию боя, наиболее выгодную для своей мощной артиллерии.
Так Великобритания получила корабль, появление которого обесценило все прежние броненосцы, включая и недавно заложенные. Ни один из них не мог противостоять «Дредноуту» в бою, и государства, затратившие огромные средства на их постройку, оказались почти безоружными в войне на море. Именно поэтому с появлением «Неустрашимого» началась новая эпоха военного кораблестроения.
Однако это было только началом. Военно-морское соперничество началось с нуля, и главный противник британской империи, «над которой никогда не заходит солнце», – Германия – не преминула приступить к серийному строительству дредноутов. К 1910 году в строю и на стапелях в Англии находилось десять дредноутов, а в Германии – восемь, причём немцы намеревались закладывать по четыре новых дредноута ежегодно. Двухдержавный стандарт – принцип, согласно которому британский флот должен быть равен флотам двух любых морских держав, – оказался под угрозой, а этого «Владычица морей» допустить никак не могла.
Английский ответ на германский вызов был прост: если Германия будет закладывать по четыре новых дредноута ежегодно, Британия будет закладывать по восемь. На количественный ответ Британии, Германия могла ответить только качеством: ее корабли имели лучшее бронирование. Но неожиданно, Германия получила еще одну прибавку к качеству – огневая мощь.
Дело в том, что в мире существовало две методики изготовления орудий.
В Англии, использовали метод «скрепленных цилиндров», когда орудийный ствол собирался из нескольких, очень точно подогнанных друг к другу цилиндров.
В то же время, Германия и Россия работали по старинке, используя «проволочную» технологию. Ее смысл заключался в том, что бралась внутренняя труба, на нее наматывалось несколько слоев высокопрочной калиброванной стальной проволоки, а затем помещали в еще одну трубу и сверху — цилиндрический кожух. Преимущество данной системы заключалось в том, что производство орудий было относительно дешевым, так как для внешних труб и кожухов можно было использовать менее дорогую углеродистую сталь.
«Владычица морей» — Великобритания не могла себе позволить экономить на флоте – «мы не настолько богаты что бы покупать дешевые вещи». В то же время, Россия и Германия, для которых на первом месте стояла армия, наоборот снабжали флот по остаточному принципу. И хотя, в начале 20-го века отношение ко флоту как в Германии, так и в России, несколько изменилось, привычка экономии осталась.
Были у «проволочной» системы и недостатки: так, например, немецкие и русские орудия получались значительно более тяжелыми.
Германская пушка 305-мм/50 SK L/50 имела вес 67 770 кг, а более слабая 305-мм/45 SK L/45 — 58 626 кг, российская 305-мм/45 артсистема – 58500 кг. В то же время куда более мощная английская 305-мм/51 пушка Mark XI имела вес 52000 кг.
Однако же увеличенная масса была далеко не главным недостатком «проволочных» артсистем. Б.В. Козлов, В.Л. Кофма отмечают малую продольную прочность таких орудий, что приводило к прогибу ствола и вибрации при выстреле, что увеличивало рассеивание снарядов. По всей видимости, этот недостаток практически не проявлялся (хотя… не по этой и причине падала точность стрельбы у немецких линкоров и линейных крейсеров с 305-мм орудиями на больших расстояниях?) у относительно короткоствольных 40-45-калиберных артсистем, но становился заметным с удлинением орудия свыше 45 калибров.
В то же время О. Паркс отмечает, что 305-мм/50 SK L/50 была менее точной в сравнении с 350-мм орудиями, но не конкретизирует причин. А ведь более крупнокалиберное орудие может иметь превосходство в точности над менее крупным просто благодаря большей кинетической энергии снаряда, имеющего за счет этого меньшее рассеивание на одинаковой дистанции. Таким образом, О.Паркс, не подтверждает, но и не опровергает российских авторов.
С другой стороны, косвенным подтверждением высказанной ими (Б.В.Козлов и В.Л. Кофма) точки зрения может служить то, что у немцы (после 305-мм/50 SK L/50) и русские (после 305/50-мм) никогда не создавали крупнокалиберных орудий свыше 45 калибров длиной.
Соответственно, автор настоящей статьи предполагает, что история появления сверхдредноутов выглядела так. Вскоре после русско-японской войны в связи с постепенным ростом размеров линейных кораблей, а также (что, вероятно, было еще важнее) дистанций огневого боя, флоты всего мира стали испытывать нужду в более мощных артсистемах, чем у них были до этого. Многие страны пошли по пути создания более мощных 280-305-мм артсистем с увеличенной длиной ствола – Великобритания, США, Япония довели длину своих пушек до 50 калибров. Первенство здесь принадлежит Великобритании, создавшею превосходное 305-мм орудие с длинной ствола в 51 калибр. Мощь данной системы поражала – фугасный снаряд (образца 1911 года) на дистанции 70 кабельтов дырявил 220-мм плиты линкоров. Но именно эта выдающаяся артсистема сыграла негативную роль для английского флота. Усугубили проблему и традиции (другими словами консерватизм), которыми славен Королевский флот: в то время как русско-японская война показала увеличение дистанции боя в два раза (с 30 до 75 кабельтов), сами «учителя японцев» продолжали тренироваться на минимальной дистанции (30 кабельтов). Новая артсистема прекрасно вписывалась в имеющуюся доктрину.
Германия и Россия также предприняли попытки, принять на вооружение 305/50-мм орудия, но они оказалась не слишком удачными. В то же время возврат к 45-калиберным 305-мм орудиям заведомо ставил бы Германию и Россию в отстающее положение. Не имея возможности создавать длинноствольные пушки, «континенталы» могли компенсировать это лишь увеличением калибра орудий – так и появились 350 и 356-мм/45 артсистемы.
Однако, вне зависимости от причин, побудивших германцев и русских перейти на 14-дюймовый калибр следует признать, что данные артсистемы значительно превосходили по огневой мощи любые 305-мм орудия мира.
В общем виде, соперничество флотов выглядело так.
1907 год
Великобритания закладывает линкоры типов «Баллерофон» и «Сент-Винсет».
Германия закладывает линкоры типа «Нассау»
США закладывает линкоры типа «Дэлавэр»
Содержание:
1908 год
Германия закладывает линкоры типа «Гельголанд» и линейный крейсер «Фон дер Танн»
1909 год
Великобритания
Летом 1908 года появились сведения о закладке в Германии четырех линейных кораблей и в планах закладки в следующем году такого же количества кораблей. Благодаря политике экономии правительства, возглавляемого премьер-министром Асквитом, кораблестроительная программа Великобритании на 1908 год предусматривала закладку только двух капитальных кораблей — линкора «Нептун»» и линейного крейсера «Индефатигебл»». Обнародование этих сведений вызвало грандиозный скандал в прессе и возмущение общественности. Великобритания считалась владычицей морей и придерживалась двухдержавного стандарта — её флот должен был быть первым по силе и крупнее флотов, занимающих второе и третье место вместе взятых. В новых условиях к 1912 году Германия имела бы 13 линкоров и линейных крейсеров, а Великобритания — 16.
В прессе развернулась кампания по агитации за строительство большего количества кораблей, выразившаяся в лозунге «Нам нужно восемь, и мы не хотим ждать». В результате была принята чрезвычайная кораблестроительная программа на 1909 год, которой предусматривалась закладка шести линкоров и двух линейных крейсеров.
При разработке новых линкоров (тип «Орион»), британцы обратили внимание на удачный проект американского «Дэлавэра», у которого орудия были расположены в диаметральной плоскости, что позволило иметь мощный бортовой залп. Стоит отметить, что мощный бортовой залп «Орионов» обеспечивали не только другое расположение башен, но и новейшие 305/51-мм орудия главного калибра, которые должны были показать врагам Королевского фронта места обитания раков.
На подобие линкоров типа «Орион», строились и линейные крейсера типа «Лайон».
***
Примечание. А вот с «Лайонами» у меня проблема. В зависимости от графического изображения, почему-то получалось различное количество башен. Если на одном рисунке едва удалось впихнуть 5 башен линейно-эшелонной схемы, то на другом – уже нет.
Поэтому и не решил какой вариант лучше
«Лайон» и последующие корабли (вплоть до «Худа» и «Рилапса») получают по пять башен и 10 орудий.
«Лайон» вооружен 8 305-мм линейно-возвышенной схемы, а последующие корабли ( «Куин Мэри» и «Тайгер») имеют уже по 10 орудий.
***
Германия.
Заложены линкоры типа «Кайзер».
По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Гельголанд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-возвышенного их расположения на каждый борт могли вести огонь все десять орудий. Калибр орудий главного калибра существенно подрос – с 30-см до 35-см. Учитывая, что была усилена броневая и подводная защита, то не удивительно что тип «Кайзер» по этим параметрам считался сильнейшим в мире. Кроме этого, впервые среди германских дредноутов на типе «Кайзер» была применена паратурбинная силовая установка. Всего в 1909-1913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910/11 годов. При этом «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л. с. до работоспособного состояния, так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах.
Явились дальнейшим развитием линейного крейсера «Фон дер Танн» (при этом «Зейдлиц» не редко выделяют как самостоятельный проект). За счёт увеличения нормального водоизмещения (более чем на три тысячи тонн) были улучшены все параметры. Имели 4 башни главного калибра (линейно-возвышенной схемы) с 305/45-мм орудиями. Имели большую скорость (уступали британским крейсерам второго поколения типа «Лайон») и лучшее бронирование.
В принципе, если немцы пойдут на увеличение водоизмещения, то «Мольтке» можно сделать и вот таким
Россия.
Заложены линкоры типа «Севастополь» с 12 305/50-мм орудиями. Однако при постройке линкоров, выяснилось, что 305/50-мм орудие имеет крайне низкую живучесть, так же на дальней стрельбе существенно падает меткость орудий. Возврат же к проверенным 305/45 (стоящим на додредноутах «Андрей Первозванный») был не приемлем.
В качестве выхода, было принято решение поставить 356/45-мм орудия. Подобная замена, хотя отрицательно сказывалась на пристрелке, и скорости стрельбы (8 орудий вместо 12), положительно сказывалась на убойной мощности и дальности стрельбы.
Вот только, достраивались «Севастополи» не как линкоры, а как линейные крейсера! Причины победившие перестраивать «слабые» (!!!) линкоры в «сильные» линейные крейсера мало понятны. «Крейсер Севастополь» (по сравнению с «линкорами Севастополь») прибавил в скорости, дальности плавания, была улучшена мореходность, но вооружение составило всего 6 356/45-мм орудий. Судя по всему, основной задачей таких крейсеров должна была стать борьба с броненосными и бронепалубными крейсерами противника – уйти те не могли, причинить серьезный вред то же. При этом, высокая скорость и дальность стрельбы позволяли «Севастополю» уйти от неприятностей.
Была и еще одна причина, по которой линкоры типа «Севастополь», стали линейными крейсерами – России требовались сверхдредноуты!
В это же время, в Япония заложены линкоры типа «Кавати» (с 12 305/50-мм орудиями), а в США линкоры типа «Флорида».
1911 год
Великобритания.
Заложены линкоры типа «Кинг Джордж 5», представляющие собой дальнейшее развитие линкоров типа «Орион». В новом проекте попытались устранить недостатки, которые были присущи кораблям типа «Орион»: слабую противоминную защиту и недостаточную остойчивость; однако улучшения получились незначительными.
Нормальное водоизмещение увеличено на 500 длинных тонн. Длина и ширина увеличены на 4,1 м и 0,15 м соответственно.
Противоминная артиллерия размещена с учётом усиления огня по носу 12 из 16 орудий могли вести огонь в носовых курсовых углах, носовые орудия находились в забронированных 76-мм плитами одиночных казематах.
Несколько усилена защита жизненно важных частей корабля (постов управления, погребов боезапаса и машинно-котельной установки).
Максимальную проектную скорость увеличили на 0,7 узлов
….
К моменту закладки серии «Кинг Джордж» и крейсера «Куин Мэри», в Великобритании уже не могли спокойно смотреть как во флоте явного противника (Германии) появляются корабли, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Консерватизм консерватизмом, но от новаторства (особенно когда речь шла о боевой эффективности) Королевский флот не отказывался. Поэтому, корабли типа «Кинг Джордж» и «Куин Мэри» должны были стать первыми сверхдредноутами Великобритании, имея по 8-10 орудий в 14-дюймов (рассматривался вариант и с 13,5-дюймовыми орудиями). Но здесь британский флот постигло несчастье: опытное 356/50-мм орудие показало большие проблемы с бронепробитием (имелись «и иные причины»!) и пришлось вооружать линкоры проверенными 12-дюймовками.
С другой стороны, в 1911 году на вооружение Королевского флота поступили новые снаряды, для 12-дюймовых орудий. Вес взрывчатого вещества снарядов 1911 года, по сравнению со снарядами 1905 года возрос вдвое! Подобные «гриинбои» должны были легко пробивать броню любого корабля из вражеского флота
Германия.
Последней и наиболее совершенной серией германских линкоров, успевших вступить в строй достаточно рано, чтобы принять существенное участие в боевых действиях войны (корабли следующей серии – типа «Байерн» — в боях почти не использовались), стала серия линкоров типа «Кенинг».
Конструктивно линкоры типа «Кёниг» представляли собой дальнейшее развитие типа «Кайзер» и отличались убиранием лишней средней башни («средняя башня всегда кому-то мешает»), так и ростом главного калибра – 38-см. Помимо этого, за счёт увеличения водоизмещения, на линкорах типа «Кёниг» была вновь усилена броневая защита. Всего в 1911-1914 годах было построено четыре линкора типа «Кёниг»: первые три — в рамках кораблестроительной программы 1911/12 гг и четвёртый — по программе 1912/13 гг. Как и другие типы германских дредноутов, существенной модернизации за годы войны корабли типа «Кёниг» не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°. Помимо этого, в годы войны два из их зенитных орудий и все 88-мм противоминные орудия были демонтированы.
Водоизмещение нормальное 25916 тонн, скорость хода 21 узел, броня до 350мм, 8 350/45-мм, 14 150/45-мм орудий, 5 500-мм торпедных аппаратов, экипаж 1078 человек.
Российская Империя
Россия так же не стояла на месте, и учтя все ошибки при строительстве типа «Севастополь», заложила на Черном море их аналоги, линейные корабли типа «Екатерина Великая».
Все началось с того, что угрозу турецкого флота на Черном море нельзя было исключать. Пока турецкий флот имел 2 броненосца (против 4-х русских), на турок не обращали внимания, вот только в 1910 году, в разгар дредноутной лихорадки, Турция начала переговоры с Англией о постройке линкоров дредноутного типа. В 1911 году в Англии был подписан контракт о постройке для Турции двух дредноутов: «Решад V» и «Султан Осман». К лету 1914 года Турция располагалась бы двумя дредноутами английской постройки (при этом были сведенья о том, что Турция к 1916 году доведет линейный флот до 4-х линкоров).
Перспектива усиления ВМС Турции обеспокоила Морское министерство России, и 23 сентября 1910 года в Совете Министров был заслушан доклад о безотлагательных мерах по усилению Черноморского флота. По мнению Морского министерства, для сохранения господства на Чёрном море в дополнение к располагаемой бригаде в составе трёх линкоров-додредноутов: «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», требовалось срочно ввести в строй ещё три линкора дредноутного типа, девять паротурбинных эскадренных миноносцев и шесть подводных лодок.
Для ускорения разработки проекта и постройки черноморских дредноутов в качестве прототипа было решено взять за основу проект строящихся балтийских дредноутов типа «Севастополь». Но, упирая на то, что «Севастополи» получились излишне слабыми, моряки добились увеличения как выделяемых средств, так и увеличения размеров планируемых дредноутов.
В результате, российский флот заложив линкоры типа «Императрица Мария» (первые отечественные сверхдредноуты) совершил качественный скачок по сравнению с заложенными ранее «Севастополем». Линкоры типа «Екатерина Великая» были вооружены 12 356/45-мм орудиями при водоизмещении около 27 тысяч тонн.
Япония.
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвисибл». В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии – собственно «Конго» был заложен в 1911 году.
Как показала дальнейшее, Япония сделала правильный выбор, так как «вероятный противник» — США заложил корабли типа «Нью-Йорк» с 12 305-мм орудиями. Учитывая, что законодательница флотской моды – Великобритания предпочитала пользоваться 12-дюймовками, в США не рискнули перейти на 14-дюймовые орудия.
С другой стороны, Страна Восходящего Солнца никак не могла исключать, что другие страны, вовсю строят корабли с орудиями более крупного калибра, чем Япония и ее учитель – Великобритания. И если на строительство Флота Открытого Моря, Японии было по большому счету все равно, то кораблестроению Российской Империи требовалось уделить большое внимание.
1912 год.
В 1911 году Первым Лордом Адмиралтейства стал Дэвис Таунсенд. Программа 1912 года включала 3 линкора типа «Айрон Дьюк» и линейный крейсер «Тайгер». Корабли данной программы стали первыми в Великобритании сверхдредноутами получив по 10 356-мм орудий («Тайгер» нес 8 орудий).
Следом, по улучшенному проекту «Айрон Дюк» была заложена серия из 10 кораблей типа «Куин Элизабет» с тем же вооружением — 10 356-мм орудий.
При этом, отставание Великобритании в гонке калибров могло быть разрешено: вовсю шла работа по созданию 381-мм орудий. Энтузиасты предлагали не ждать завершения работ по созданию 15-дюймовых орудий главного калибра, а сразу строить линкоры «Куин Элизабет» под данные орудия.
Однако новый Первый лорд Адмиралтейства, со свойственной ему осторожностью запретил подобные проекты. Никакие сведения
— Германия планирует еще увеличить калибр орудий своих дредноутов
— В США готовятся делать корабли с 14-дюймом
— Япония активно интересуется 381-мм орудиями, и собирается ставить их на свои дредноуты
— Россия вооружает свои линейные корабли 356-мм орудиями.
не поколебали консервативного Таунсенда. В итоге, возникшая перед Адмиралтейством дилемма:
— рискнуть и произвести закладку кораблей с неиспытанным вооружением, или
— строить корабли с уже опробованным вооружением, но заведомо уступающие равнозначным кораблям других государств.
была решена в пользу второго пути.
Нельзя сказать, что Таунсенд сделал не удачный выбор, не настояв на увеличение мощности орудий. Таунсенд, упирая на опыт англо-бурской войны (1899-1903 годов) стоял на мнении что количество лучше качества.
И как показали события, Таунсенд мало ошибался: из десяти заложенных в 1912 году линкоров типа «Куин Элизабет» к Ютландскому сражению поспели восемь! Неизбежное перепроектирование под 15-дюймовые орудия привела бы к задержке строительства, и в «Битве флотов» английский флот не имел бы численного преимущества над немецким флотом. «Владычица морей» — Великобритания продолжала гонку линейных сил упирая в первую очередь на количество.
Германия
Линейные крейсера типа «Дерфлингер», по сравнению со своим предшественником — «Мольтке»/ «Зейдлицем»» — этот тип линейных кораблей имел многочисленные конструктивные изменения.
Всего было построено три корабля этого типа. В рамках бюджетной программы 1911 года был заказан линейный крейсер, получивший затем название «Дерфлингер». По программе 1912 года был заказан «Лютцев», а в рамках бюджета 1913 года — последний корабль серии — «Гинденбург». «Гинденбург» строился по несколько изменённому проекту и имел на 300—350 тонн большее водоизмещение, возросшую на 2,4 м длину и несколько отличную схему бронирования.
Линейные крейсера типа «Дерфлингер» получили 35-см орудия с длиной ствола 45 калибров. Корабли имели основательное бронирование и совершенную противоторпедную защиту. Схема бронирования мало отличалась от таковой на предшественнике.
Благодаря сбалансированному бронированию и вооружению линейные крейсера типа «Дерфлингер» некоторыми специалистами считаются лучшими линейными крейсерами, вступившими в строй до окончания войны.
Водоизмещение нормальное 31000 тонн, скорость хода 28 узлов, броня до 300мм, вооружение 8 350/45-мм, 12 150/45-мм орудий, 5 600-мм торпедных аппарата, 1186 человек
Российская империя.
Перерыв. Хорошо это или плохо? С одной стороны небольшой отдых для восстановления сил, с другой стороны – после так не хочется работать, да и в голову такие ценные идеи приходят (например, как научно обосновать чтобы не работать). История создания линейных кораблей типа «Измаил» как раз пример – что лучше с перерывом или без?
Учитывая слабость линкоров (перестроенных в линейные крейсера) типа «Севастополь», корабли типа «Измаил» следовало заложить сразу же – в 1911 году. Однако был перерыв, и «Измаилы» были заложены только в 1912 году.
За один год прошло очень много.
Если бы «Измаилы» были бы заложены в 1911 году, они бы были бы вооружены 12 356-мм орудиями.
В 1912 году, «Измаилы» планировалось вооружать уже 406-мм орудиями все в том же количестве 12 штук.
К сожалению, желание моряков получить очередной тип сверхдредноута, натолкнулось на стену ужаса отечественной бюрократии. Рост линкоров, выраженный как в простом металле, так и золотом, просто поражал воображение. Всего в 1909 году водоизмещение типа «Севастополь» составляло 24 тыс.тонн, уже в 1911 году «Императрица Мария» подросла до 27 тыс.тонн, При этом проект «Измаила» (с 12 356-мм орудиями) все в том же 1911 году достигал 32,5 тыс.тонн. Принять линкор (с 12 406-мм орудиями) почти в 40 тыс.тонн было не возможно. Поэтому, водоизмещение было увеличено не значительно, и «Измаил» получил всего 9 406/45-мм орудиями.
Япония.
Заложены типа «Фусо» и «Ямасиро», представляющие как увеличенный проект «Конго» с 10 381-мм орудиями.
США
Заложены линкоры типа «Техас» с 10 356-мм орудиями.
1913
Великобритания.
Первыми дредноутами Королевского флота получившими 15-дюймовые орудия стали линкоры типа «Ривендж». Первоначально планировалась постройка восьми кораблей. Но заложены в 1914—1916 годах были только пять кораблей. Ещё два заказанных корабля «Риннаун» и «Рилапс» строились уже как линейные крейсера, постройка восьмого была отменена.
Линкоры типа «Ривендж» являлись развитием проекта линкоров типа «Куин Элизабет». Вооружение новых кораблей составило 8 новейших 381/50-мм орудий, следствием столь мощного вооружение стала меньшая скорость (21 узел вместо 24-х) и угольное отопление. Мощность 40 000 л. с., полный запас нефти составил 3400 тонн. Дальность плавания по сравнению с «Куин Элизабет» не изменилась.
Участвовали в Ютландском сражении.
Германия.
Тип «Байерн».
Корабли этого типа стали самыми мощными (а также последними) из германских линкоров, вошедших в строй в годы войны. По первоначальному проекту в 1913-1917 годах были построены два корабля. Ещё два корабля были заложены по улучшенному проекту, но достроены не были. Боевое применение двух построенных кораблей из-за их позднего вступления в строй было ограниченным
Для принятия решения по вооружению линейных кораблей программы 1913 года морской министр Тирпиц 4 августа 1911 года отдал распоряжение департаменту вооружений провести сравнительные исследования вариантов будущих линкоров с вооружением из 38- 40- и 42-см орудий. Совещание 24 сентября также ничего нового не привнесло, специалисты склонялись к выбору 400-мм орудия. В пользу этого варианта было несколько соображений. Во-первых, расчёты показывали, что именно в районе этого калибра находится оптимум соотношения цена/качество для линкора. При росте калибра свыше этой величины зависимость наступательной мощности от водоизмещения и, соответственно, стоимости становится нелинейной, и цена линкора начинает «зашкаливать».
Водоизмещение нормальное 42000 тонн, скорость хода 25 узлов, броня до 350-мм, 8 400/45-мм, 16 150/45-мм орудий, 3 600-мм торпедных аппарата, экипаж 1200 человек
США заложен линкор типа «Пенсильвания»
1914 год
Российская Империя
Несмотря на 9 406-мм орудий, проект «Измаил» не удовлетворял моряков. Заложенные немецкие корабли мало уступали по силе, а кроме того, превосходили численно. Требовались линкоры куда сильнее имеющихся. Кроме того, российских моряков не устраивало число орудий главного калибра 9 штук. Схема с 12 орудиями была гораздо лучше, и в плане живучести, и в плане пристрелки. Но и стоили суперлинкоры очень много!
Но время шло, на стапелях европейских, а также не европейских стран, росли новые корпуса дредноутов. Все больше и мощнее предыдущих, а также существенно дороже. И теперь линкор с водоизмещением около 40 тысяч тонн водоизмещения, и соответствующей суммой золотого эквивалента не выглядел чем-то великим. Да и строили иностранцы свои корабли куда быстрее. И если было продолжать гонку в том же духе, то закладываемый как передовой и превосходящий все иностранные аналоги отечественный корабль, к моменту окончания постройки, оказывался середнячком.
Первоначальные варианты с 12 406-мм орудиями были отвергнуты моряками именно по причине «устаревания»: «сегодня он новый, а завтра уже старый» и «это требовалось уже вчера».
Проектом, который был принят моряками, стал вариант с 16 (4х4) 406-мм орудиями.
Головной корабль – «Император Николай-1» был заложен на Черном море, три его систершипа («Петр Великий», «Александр-1», «Иван Грозный» на Балтике. То, что однотипные корабли были заложены в разных местах, никого не смущало. С одной стороны требовался четвертый корабль для черноморских барышень, с другой стороны именно «монархи» должны были стать главной силой, которая возьмет реванш над Страной Восходящего Солнца.
Планы Российской империи на флот были амбициозными, но малореальными. Уже строительство кораблей типа «Измаил» выявило многочисленные проблемы, которые существенно влияли на скорость работ. Не исключено, что строительство российских «монархов» было бы остановлено и без войны. Но именно бушующая в Европе война вбила последний гвоздь в российские супердредноуты. В 1915 году строительство балтийских линкоров («Петр», «Александр», «Иван Грозный») было остановлено, черноморскому «Николаю-1» повезло больше, но скорость работ над кораблем упала до минимума.
1915 год
Несмотря на бушующую войну, гонка линейных кораблей продолжалась, но состав участников стал менее разнообразным. При этом, может это было совпадением, а может действительно влияние времени, но 1915 год с полным правом можно назвать «соперничеством 15-дюймовых».
Великобритания, заложены линейные крейсера «Ринаун» и «Рилапс» (крейсерская версия линкоров «Риверендж») с 6 381-мм орудиями
В ответ Германия, заложила линейные крейсера типа «Маккензен», так же с 6 381-мм орудиями.
Тем временем, Япония закладывает линкоры типа «Исэ» с 10 381-мм орудиями
1916 год
Великобритания закладывает линейные крейсера типа «Худ», США закладывает линкоры типа «Теннеси»
1917 год
Япония, по типу линкора «Исэ», закладывает линейные корабли типа «Нагато» с 10 406-мм орудиями
В США заложены линкоры типа «Мэриленд» / «Колорадо» всего с 8 406-мм орудиями.
П.С.
В данном так же как и коллеги Апокалипсис затронут вопрос о личности в истории. И частично перекликается с постом коллеги Артурпраэтор.