Самые быстрые самолеты в мире. Часть 9 Гоночные и рекордные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V, NiD-29V и NiD-29Vbis, Франция 1919-21
Первая Мировая война прервала поступательное развитие спортивных состязаний. В годы войны акцент развития авиации сместился в сторону развития боевой авиации, породив машины различных классов, размеров и назначения. К концу 1918 года авиация стала признанным родом войск, хотя все еще не имела решающего значения. Но в то же самое время из машин, сражавшихся над фронтами, лишь немногие могли похвастаться большей скоростью, чем скорость, которую лучшие гоночные самолеты развивали в 1913 году. Лишь последний год войны принес успехи в технологии, особенно в области разработки двигателей большой мощности.
Во Франции это были V-образные восьмицилиндровые двигатели конструкции швейцарца Марка Биркигта (Marc Birkigt), который в 1904 году в Барселоне основал знаменитую автомобилестроительную компанию Hispano-Suiza. Сначала он продавал свои двигатели во Францию и в Великобританию, а затем основал французский филиал в Буа-Коломбе и занялся производством моторов в Великобритании и США. В 1918 году двигатель HS-8Fa (model 42) смог показать мощность в 280 л.с. (206 кВт), а последовавший за ним HS-8Fb – 300 л.с. (220 кВт). Компания Hispano-Suiza изготовилас свыше 50000 двигателей типа HS-8 и после окончания Первой Мировой войны из производство продолжалось в Пльзене компанией Škoda.
Двигателями HS-8Fb оснащались самолеты-истребители, разработанные на заключительном этапе войны. Так, например, конструкторы компании Nieuport Густав Деляж и Андре Мари (André Mary) выбрали эти моторы в качестве силовой установки изящных истребителей-бипланов Nie-29C-1, имевших монококовые фюзеляжи, двухстоечные бипланные коробки и развивавших максимальную скорость 236 км/ч. Во французской авиации истребители Nie-29C-1 состояли на вооружении до 1928 года, но еще дольше на них летали военные пилоты Бельгии, Италии, Японии, Испании и Швеции. Об успешности этих истребителей говорит общий объем построенных истребителей Nie-29C-1: свыше 1250 самолетов.
Не вызывает удивления, что истребитель Nie-29C-1 стал рассматриваться в качестве основы при создании гоночных и рекордных самолетов. Возмжности для первого послевоенного применения скоростных самолетов предоставили гонки на кубок большого поклонника авиации Анри Дойч де ла Мерта. Гонки на приз Дойч де ла Мерта проводились в предвоенные 1912 и 1913 годы, и в 1919 году промышленник предоставил французскому аэроклубу два миллиона франков для их возобновления.
Гонки должны были проходить недалеко от Парижа по замкнутому контуру длиной 190 километров. Победителем признавался тот пилот, чей самолет пришел первым и если показанная им скорость на 10% превышала скорость, которую показал прошлый победитель (данное требование было весьма стимулирующим фактором). Еще одним нововведением в гонках было то, что они проводились в течение всего года и победителем становился тот, чье достижение не удалось превзойти в течение восьми месяцев подряд.
Фактически гонки 1919-20 годов стали своего рода дуэлью между компаниями Nieuport и SPAD и их пилотами: графом Бернаром-Анри Барни де Романе и Жозефом Сади-Леконтом. Победителем 1919 года был Сади-Леконт, который на SPAD S-XXbis3 показал среднюю скорость 252,18 км/ч. Де Романе (18 подтвержденных побед в годы войны) летал на специально подготовленном Nie-29V, и 23 октября показал 268,63 км/ч. Это был достойный, но недостаточный результат (должно было быть 277,40 км/ч). Гоночный самолет Nie-29V (V – vitesse [скорость]) был оснащен одностоечной бипланной коробкой общей площадью 13,90 м² (вместо 26,75 м² двухстоечных крыльев истребителя) и другими аэродинамическими усовершенствованиями.
В декабре 1919 года произошло то, чего никто не ожидал. Сади-Леконт и де Романе «поменялись конюшнями» и продолжили полеты за своих конкурентов. 3 января 1920 года Сади-Леконт сделал первый ход: на черном Nie-29V он выиграл приз Дойч де ла Мерта, показав на некоторых участках скорость 366 км/ч.
Между тем 6 января 1920 года ФАИ, наконец, утвердило регламент утверждения нового абсолютного рекорда скорости: пролет над мерной базой длиной 1 километр должен быть совершен на высоте не более 50 метров (включая и подход к трассе) и трасса должна была быть на расстоянии не менее 500 метров от аэродрома старта. Самолет должен был совершить четыре пролета над трассой по два в обоих направлениях и окончательный результат рассчитывался как среднее арифметическое четырех последовательных пролетов. И, наконец, разница нового рекорда с предыдущим должна была составлять не менее 1%.
Лекуант стал первым, кто установил абсолютный рекорд скорости в соответствии с новой формулой. Это произошло в Виллакубле 7 февраля 1920 года, когда машина Сади-Леконта – естественно Nie-29V – разогналась до 275,86 км/ч. В сентябре Сади-Леконт принял участие в гонке на приз Гордона-Беннета в 20000 франков, половину из которых предоставлял американский аэроклуб. Сади-Леконт пересел на NiD-29V (новое обозначение компании: Nieuport-Delage), верхнее крыло которого было уменьшено с 6,00 до 5,46 метров, а мотор был «форсирован» до 320 л.с. (235 кВт). Самолет Сади-Леконта со стартовым номером «10» убедительно выиграл со скоростью 279,6 км/ч.
9 октября 1920 года в городе Бюк (Buc) шла борьба за установление мирового рекорда скорости. В первом раунде де Романе на новейшем S-XXbis6 разогнался до 292,68 км/ч. Сади-Леконт на модернизированном NiD-29Vbis достиг всего лишь 293,88 км/ч (для установления рекорда должно было быть не менее 295,61 км/ч). Рекордный самолет NiD-29Vbis был оснащен 330-сильным (252 кВт) двигателем HS-8F и имел гладкий монококовый фюзеляж без открытой кабины. Пилот сидел на полу кабины и мог смотреть наружу только через каплевидные окошки, расположенные на бортах фюзеляжа.
Нет нужды говорить, что взлет, полет и приземление были опасным приключением. Однако Сади-Леконт рискнул. Уже 10 октября он разогнался до 296,64 км/ч, а 20 числа этого месяца он преодолел планку в триста километров – 302,53 км/ч. Де Романе не сдавался и 4 ноября 1920 года установил новый рекорд 309,01 км/ч. Сади-Леконту ничего не оставалось как контратаковать, и 12 декабря 1920 года в Виллакубле он показал 313,04 км/ч. Жозеф Сади-Лекуант стал лучшим пилотом 1920 года, поскольку в этом году он установил четыре мировых рекорда и в гонках выиграл три ценных трофея, включая и победу на поплавковом гидросамолете Nieuport Nie-29G в гонках на приз Монако. Золотая медаль французского аэроклуба стали наградой и признанием со стороны французской общественности.
Также следует добавить, что старый Nie-29V вновь стал победителем гонок на приз Дойч де ла Мерта, которые были спонсированы вдовой их основателя. В 1922 году Nie-29V смог добиться успеха только потому, что это был один из немногих самолетов, которые пережили многочисленные повреждения и аварии. В 1921 году изменения претерпела сама компания Nieuport: она поглотила занимавшуюся воздухоплавательной техникой компанию Astra и сменила свое название на Nieuport-Astra. Впрочем с изменением названия интерес к рекордам и гонкам не уменьшился, о чем будет рассказан в одной из следующих статей цикла.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Nie-29V | NiD-29V | NiD-29Vbis |
Размеры: | |||
размах крыльев, м | 6,00 | 6,00 | 6,00 |
длинам | 6,23 | 6,23 | 6,23 |
площадь крыльев, м² | 13,90 | 13,20 | 13,20 |
Вес: | |||
пустого, кг | 600 | 550 | 470 |
взлетный, кг | 936 | 900 | 805 |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость, км/ч | 280 | 285 | 320 |
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa NIEUPORT-DELAGE NÍD-29V FRANCIE 1919-21» «L+K» 9/92, стр.12-13/524-525
часть фотографий взята в сети интернет