Самые быстрые самолеты в мире. Часть 9 Гоночные и рекордные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V, NiD-29V и NiD-29Vbis, Франция 1919-21

12
Самые быстрые самолеты в мире. Часть 9 Гоночные и рекордные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V, NiD-29V и NiD-29Vbis, Франция 1919-21

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 9 Гоночные и рекордные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V, NiD-29V и NiD-29Vbis, Франция 1919-21

Первая Мировая война прервала поступательное развитие спортивных состязаний. В годы войны акцент развития авиации сместился в сторону развития боевой авиации, породив машины различных классов, размеров и назначения. К концу 1918 года авиация стала признанным родом войск, хотя все еще не имела решающего значения. Но в то же самое время из машин, сражавшихся над фронтами, лишь немногие могли похвастаться большей скоростью, чем скорость, которую лучшие гоночные самолеты развивали в 1913 году. Лишь последний год войны принес успехи в технологии, особенно в области разработки двигателей большой мощности.

Во Франции это были V-образные восьмицилиндровые двигатели конструкции швейцарца Марка Биркигта (Marc Birkigt), который в 1904 году в Барселоне основал знаменитую автомобилестроительную компанию Hispano-Suiza. Сначала он продавал свои двигатели во Францию и в Великобританию, а затем основал французский филиал в Буа-Коломбе и занялся производством моторов в Великобритании и США. В 1918 году двигатель HS-8Fa (model 42) смог показать мощность в 280 л.с. (206 кВт), а последовавший за ним HS-8Fb – 300 л.с. (220 кВт). Компания Hispano-Suiza изготовилас свыше 50000 двигателей типа HS-8 и после окончания Первой Мировой войны из производство продолжалось в Пльзене компанией Škoda.

Марк Биркигт, 1900 год

Марк Биркигт, 1900 год

двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя Hispano-Suiza HS-8Fb)

двигатель М-6 (лицензионная копия двигателя Hispano-Suiza HS-8Fb)

Двигателями HS-8Fb оснащались самолеты-истребители, разработанные на заключительном этапе войны. Так, например, конструкторы компании Nieuport Густав Деляж и Андре Мари (André Mary) выбрали эти моторы в качестве силовой установки изящных истребителей-бипланов Nie-29C-1, имевших монококовые фюзеляжи, двухстоечные бипланные коробки и развивавших максимальную скорость 236 км/ч. Во французской авиации истребители Nie-29C-1 состояли на вооружении до 1928 года, но еще дольше на них летали военные пилоты Бельгии, Италии, Японии, Испании и Швеции. Об успешности этих истребителей говорит общий объем построенных истребителей Nie-29C-1: свыше 1250 самолетов.

Густав Деляж (снимок приблизительно 1910 года)

Густав Деляж (снимок приблизительно 1910 года)

Не вызывает удивления, что истребитель Nie-29C-1 стал рассматриваться в качестве основы при создании гоночных и рекордных самолетов. Возмжности для первого послевоенного применения скоростных самолетов предоставили гонки на кубок большого поклонника авиации Анри Дойч де ла Мерта. Гонки на приз Дойч де ла Мерта проводились в предвоенные 1912 и 1913 годы, и в 1919 году промышленник предоставил французскому аэроклубу два миллиона франков для их возобновления.

истребитель Nieuport-Delage NiD-29C1, послуживший основой при создании рекордного самолета NiD-29V

истребитель Nieuport-Delage NiD-29C1, послуживший основой при создании рекордного самолета NiD-29V

французский промышленник Анри Дойч де ла Мерт (1846-1919)

французский промышленник Анри Дойч де ла Мерт (1846-1919)

Гонки должны были проходить недалеко от Парижа по замкнутому контуру длиной 190 километров. Победителем признавался тот пилот, чей самолет пришел первым и если показанная им скорость на 10% превышала скорость, которую показал прошлый победитель (данное требование было весьма стимулирующим фактором). Еще одним нововведением в гонках было то, что они проводились в течение всего года и победителем становился тот, чье достижение не удалось превзойти в течение восьми месяцев подряд.

Фактически гонки 1919-20 годов стали своего рода дуэлью между компаниями Nieuport и SPAD и их пилотами: графом Бернаром-Анри Барни де Романе и Жозефом Сади-Леконтом. Победителем 1919 года был Сади-Леконт, который на SPAD S-XXbis3 показал среднюю скорость 252,18 км/ч. Де Романе (18 подтвержденных побед в годы войны) летал на специально подготовленном Nie-29V, и 23 октября показал 268,63 км/ч. Это был достойный, но недостаточный результат (должно было быть 277,40 км/ч). Гоночный самолет Nie-29V (V – vitesse [скорость]) был оснащен одностоечной бипланной коробкой общей площадью 13,90 м² (вместо 26,75 м² двухстоечных крыльев истребителя) и другими аэродинамическими усовершенствованиями.

соперники в гонках Дойч де ла Мерт 1919-20 годов: Жозеф Сади-Леконт

соперники в гонках Дойч де ла Мерт 1919-20 годов: лейтенант граф Бернар-Анри Барни де Романе

соперники в гонках Дойч де ла Мерт 1919-20 годов: Жозеф Сади-Леконт (сверху) и лейтенант граф Бернар-Анри Барни де Романе (снизу)

В декабре 1919 года произошло то, чего никто не ожидал. Сади-Леконт и де Романе «поменялись конюшнями» и продолжили полеты за своих конкурентов. 3 января 1920 года Сади-Леконт сделал первый ход: на черном Nie-29V он выиграл приз Дойч де ла Мерта, показав на некоторых участках скорость 366 км/ч.

Между тем 6 января 1920 года ФАИ, наконец, утвердило регламент утверждения нового абсолютного рекорда скорости: пролет над мерной базой длиной 1 километр должен быть совершен на высоте не более 50 метров (включая и подход к трассе) и трасса должна была быть на расстоянии не менее 500 метров от аэродрома старта. Самолет должен был совершить четыре пролета над трассой по два в обоих направлениях и окончательный результат рассчитывался как среднее арифметическое четырех последовательных пролетов. И, наконец, разница нового рекорда с предыдущим должна была составлять не менее 1%.

Лекуант стал первым, кто установил абсолютный рекорд скорости в соответствии с новой формулой. Это произошло в Виллакубле 7 февраля 1920 года, когда машина Сади-Леконта – естественно Nie-29V – разогналась до 275,86 км/ч. В сентябре Сади-Леконт принял участие в гонке на приз Гордона-Беннета в 20000 франков, половину из которых предоставлял американский аэроклуб. Сади-Леконт пересел на NiD-29V (новое обозначение компании: Nieuport-Delage), верхнее крыло которого было уменьшено с 6,00 до 5,46 метров, а мотор был «форсирован» до 320 л.с. (235 кВт). Самолет Сади-Леконта со стартовым номером «10» убедительно выиграл со скоростью 279,6 км/ч.

 рекордный и гоночный самолет Nieuport-Delage NiD-29V; рисунок инженера З. Одехнала

рекордный и гоночный самолет Nieuport-Delage NiD-29V; рисунок инженера З. Одехнала

9 октября 1920 года в городе Бюк (Buc) шла борьба за установление мирового рекорда скорости. В первом раунде де Романе на новейшем S-XXbis6 разогнался до 292,68 км/ч. Сади-Леконт на модернизированном NiD-29Vbis достиг всего лишь 293,88 км/ч (для установления рекорда должно было быть не менее 295,61 км/ч). Рекордный самолет NiD-29Vbis был оснащен 330-сильным (252 кВт) двигателем HS-8F и имел гладкий монококовый фюзеляж без открытой кабины. Пилот сидел на полу кабины и мог смотреть наружу только через каплевидные окошки, расположенные на бортах фюзеляжа.

рекордные и гоночные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V и NiD-29V (снимки из архива Вацлава Немечека)

 рекордные и гоночные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V и NiD-29V (снимки из архива Вацлава Немечека)

рекордные и гоночные самолеты Nieuport-Delage Nie-29V и NiD-29V (снимки из архива Вацлава Немечека)

рекордный и гоночный самолет Nieuport-Delage NiD-29V

рекордный и гоночный самолет Nieuport-Delage NiD-29V

Нет нужды говорить, что взлет, полет и приземление были опасным приключением. Однако Сади-Леконт рискнул. Уже 10 октября он разогнался до 296,64 км/ч, а 20 числа этого месяца он преодолел планку в триста километров – 302,53 км/ч. Де Романе не сдавался и 4 ноября 1920 года установил новый рекорд 309,01 км/ч. Сади-Леконту ничего не оставалось как контратаковать, и 12 декабря 1920 года в Виллакубле он показал 313,04 км/ч. Жозеф Сади-Лекуант стал лучшим пилотом 1920 года, поскольку в этом году он установил четыре мировых рекорда и в гонках выиграл три ценных трофея, включая и победу на поплавковом гидросамолете Nieuport Nie-29G в гонках на приз Монако. Золотая медаль французского аэроклуба стали наградой и признанием со стороны французской общественности.

поплавковый гидросамолет Nieuport-Delage NiD.29G, модифицированный для участия в гонках на приз Монако

поплавковый гидросамолет Nieuport-Delage NiD.29G, модифицированный для участия в гонках на приз Монако

Также следует добавить, что старый Nie-29V вновь стал победителем гонок на приз Дойч де ла Мерта, которые были спонсированы вдовой их основателя. В 1922 году Nie-29V смог добиться успеха только потому, что это был один из немногих самолетов, которые пережили многочисленные повреждения и аварии. В 1921 году изменения претерпела сама компания Nieuport: она поглотила занимавшуюся воздухоплавательной техникой компанию Astra и сменила свое название на Nieuport-Astra. Впрочем с изменением названия интерес к рекордам и гонкам не уменьшился, о чем будет рассказан в одной из следующих статей цикла.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nie-29V NiD-29V NiD-29Vbis
Размеры:      
размах крыльев, м 6,00 6,00 6,00
длинам 6,23 6,23 6,23
площадь крыльев, м² 13,90 13,20 13,20
Вес:      
пустого, кг 600 550 470
взлетный, кг 936 900 805
Летные характеристики:      
максимальная скорость, км/ч 280 285 320

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa NIEUPORT-DELAGE NÍD-29V FRANCIE 1919-21» «L+K» 9/92, стр.12-13/524-525
часть фотографий взята в сети интернет

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account