Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911
Эдуард де Нипор (Edouard de Niéport) родился во французской дворянской офицерской семье с довольно жесткими правилами. Он начал обучение в высшей электротехнической школе, и общение с современной молодежью побудило его восстать против консервативной семьи. Он изменил свою фамилию с де Нипор на Ньюпор (Nieuport), прервал учебу и занялся современными видами спорта и даже стал профессиональным велосипедистом. В 1908 году Эдуард Ньюпор был очарован авиацией и полностью посвятил себя ей. Средства для этого были получены за счет эксплуатации небольшой электростанции в Сюрене (Suresnes).
Ньюпор основал компанию Société ďAérolocomotion и начал разрабатывать, строить и испытывать собственные самолеты. В своей деятельности Эдуард Ньюпор жестко придерживался выбранной схемы самолета-моноплана с минимальным количеством расчалок и подкосов. При создании самолетов вопросы аэродинамики и уменьшения сопротивления воздуха имели для Ньюпора первостепенное значение: будучи профессиональным велосипедистом он как никто другой знал, на что способен сильный встречный ветер.
Хотя Nieuport I – первая созданная Ньюпором в 1909 года машина – имела непокрытый обшивкой фюзеляж, но это уже был моноплан. Спустя год Эдуардом Ньюпором был создан Nieuport II с покрытым обшивкой фюзеляжем в виде аэродинамического профиля и с минимальным количеством расчалок и полумачт. Новый самолет был оснащен сложным шасси с выступавшей вперед противокапотажной лыжиной. Еще одной особенностью легкого самолета Nieuport II было положение пилота: если в большинстве самолетов тех лет летчик почти полностью находился в воздушном потоке, то в машине Ньюпора из кабины выступала только одна голова.
В 1910 году компания Эдуарда Ньюпора сменила название на Société Anonyme des Etablissements Nieuport (Nieuport) и ее производственные мощности располагались в Исси-ле-Мулено. Ньюпор на Nieuport II выполнял полеты в Шалоне, где добился значительных результатов. Легкий самолет Nieuport II, оснащенный миниатюрным плоским 20-сильным (14,7 кВт) двигателем воздушного охлаждения Darracq показал максимальную скорость свыше 70 км/ч.
Тем не менее, «двойка» имела различные недостатки, в том числе и в хвостовом оперении. Стабилизатор легкого самолета Nieuport II имел овальную форму и был прикреплен к верхней части фюзеляжа. Рули высоты располагались чуть выше стабилизатора у самого конца фюзеляжа, к которому крепились две вертикальные поверхности. Но затем в ходе развития «двойки» конструктор отказался от столь громоздкой конструкции, и самолет был построен с классическим хвостовым оперением, лишенным киля и имевшим небольшой руль направления. Когда Эдуард Ньюпор представил свой самолет в Реймсе и со столь слабым двигателем смог достигнуть скорости 72 км/ч, его машина многими специалистами по праву была названа лучшим самолетом 1910 года.
В 1911 году Ньюпор оснастил «двойку» собственным двухцилиндровым 26-сильным (20,6 кВт) двигателем и дал машине обозначение Nieuport IIN. На аэродроме Шалона Эдуард Ньюпор целенаправленно готовился к побитию мирового рекорда скорости. 11 мая 1911 года он разогнался до 119,76 км/ч, 16 июня его машина показала 130,06 км/ч, а 21 июня – 133,14 км/ч. Этими достижениями Эдуард Ньюпор показал мировой авиации всю важность аэродинамики.
Два последних достижения были получены на модифицированном Nieuport IIG, где литера G указывала на использование семицилиндрового 50-сильного (37 кВт) ротативного радиального двигателя Gnôme Gamma. С этого момента ротативные двигатели компании Gnôme стали стандартными силовыми установками для последующих самолетов компании Nieuport.
Легкий самолет Nieuport IIG также установил несколько рекордов дальности и высоты. 16 июля 1911 года бельгиец Ян Олисляхерс (Jan Olieslagers) пролетел 625 километров, а француз А. Гобе (A. Gobé) 25 декабря 1911 года смог преодолеть 740,3 километров. 28 декабря 1913 года Жорж Легань (Georges Legagneux) на легком самолете Nieuport IIG, оснащенном 80-сильным (59 кВт) ротативным двигателем Gnôme Monosoupape A, достиг высоты 6120 метров.
Но вернемся к гонке за призраком скорости. Поскольку в 1910 году гонки на приз Гордона-Беннета выиграл англичанин Грэхэм-Уайт (Grahame-White) [1], то состязания 1911 года проходили в Истчерче, Великобритания. Генки в Англии прошли под знаком самолетов компании Nieuport: победителем стал американец Чарльз Вейман (Charles Weyman) на Nieuport IIG, сам Эдуард Ньюпор пришел третьим, а пятое место занял пилот Шевалье (Chevalier) на Nieuport IIG.
К сожалению, Эдуард Ньюпор не смог продолжить создавать самолеты и устанавливать новые рекорды, поскольку 16 сентября 1911 года он, демонстрируя свой самолет французским военным, погиб в авиакатастрофе. Руководство компанией взял на себя его брат Шарль, он он ненадолго пережил Эдуарда: в 1913 году авиакатастрофа унесла и его. В январе 1914 года компанию возглавил Густав Деляж (Gustave Delage), который на посту главного конструктора заменил работавшего с Ньюпором М. Паньи (M. Pagny). Деляж изменил конструктивную схему самолетов компании Nieuport с монопланов на полуторапланы, которые добились большого успеха в годы Первой Мировой войны.
Эпоха оригинальных монопланов Эдуарда Ньюпора была не только временем достижения рекордов, но и реальной практикой использования его самолетов. Одноместный Nieuport IIG и двух- и трехместные легкие самолеты Nieuport IVG – все с классическим управлением и гошированием крыла – завоевали большую популярность и были широко распространены в гражданской и спортивной областях. Однако самое большое применение было в военной сфере. Перед началом Первой Мировой войны «ньюпоры» можно было обнаружить в составе армий Франции, России, Италии и у британского флота.
С самолетами компании Nieuport связано имя и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, который 27 августа 1913 года выполнил первую в мире мертвую петлю.
На «ньюпоры» устанавливали пулеметы и другие устройства для ведения воздушного боя. В Российской империи и в Италии изготавливали легкие самолеты Nieuport IVG как по лицензии, так и собственные самолеты, в основе которых лежали «ньюпоры». В заключение следует сказать, что работы Эдуарда Ньюпора внесли огромный вклад в перевод авиации из области сенсаций и ярмарочных аттракционов в область обычной экономической деятельности.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | Nieuport IIN | Nieuport IIG |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Nieuport | Gnôme Gamma |
мощность, л.с. | 1×28 | 1×50 |
общая мощность, л.с. | 28 | 50 |
Размеры: | ||
размах крыла, м | 8,40 | 8,65 |
длина, м | 7,20 | 7,50 |
площадь крыла, м² | 14,00 | 14,60 |
Вес: | ||
пустого, кг | 240 | 240 |
взлетный, кг | 290 | 310 |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость, км/ч | 120 | 133 |
практический потолок, м | 910 | 2100 |
дальность полета, км | 80 | 400 |
Примечание: с двигателем Monosoupape A максимальная скорость легкого самолета Nieuport IIG составляла 145 км/ч, практический потолок – 6120 метров
[1] летал на Blériot Xlbis и показал среднюю скорость 98 км/ч
источники:
текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa NUEUPORT IIN a IIG FRANCIE 1911» «L+K» 7/92, стр.12-13/396-397
часть фотографий – http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28471.htm