Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 3 «Трёхколёска» с пушкой. Бронеавтомобиль генерала Филатова. 1915
Авторское предисловие: На роль создателя российских бронетанковых войск с полным правом претендует генерал Секретев, начальник 1-й автомобильной школы, именно под его руководством были созданы первые бронеавтомобильные части, закуплена первая техника, созданы строевые подразделения. Но не только Секретев определял будущее этих войск. Генерал Филатов бывший руководителем 1-й Офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме стал автором проекта лучшего броневика Первой мировой войны – артиллерийского Гарфорда. После реализации проекта генерал Филатов не собирался почивать на лаврах и сразу же взялся за разработку нового типа техники – легких пулеметных и пушечных бронемашин.
Уже на испытаниях пушечных броневиков на шасси американского грузовика Гарфорд выявилась главная и почти единственная проблема броневика – низкая скорость и проходимость. Военные отмечали, что применение медленных артиллерийских машин в составе броневых отделений, в которые входили и пулеметные броневики, затруднительно из-за существенно отличающейся тактической мобильности техники. 1915 год для российского бронетехникостроения можно назвать «офицерским годом» — на заводах строились в относительно больших количествах бронемашины на разнообразных шасси и конструкции разных авторов, в большинстве своем офицеров действующей армии. Вот и генерал Филатов решил попробовать построить машину, лишенную недостатков Гарфордов, разработав полную противоположность – очень легкие броневики, но так же вооруженные пушкой.
Полная официальная версия истории бронированной трехколески говорит о том, что и шасси для броневиков были сразу проектом для бронирования при этом максимально дешевыми. Можно предположить, что трехколесное сверхлегкое и сверхпростое шасси все-таки было разработано отдельно, как легкая машина, например для командира полка, и только потом Филатов присмотрел её для бронирования. По крайней мере прототип шасси выглядит как полноценный автомобиль, а не заготовка для бронирования.
Особенностями конструкции треколесного средства передвижения было переднее управляемой колесо, укрепленное на вилке. Здание мосты, двигатели, валы, коробки передач использовались от вышедших из строя и изношенных легковых машин. Рама делалась новая. Тем не менее даже такой вариант позволил построить вполне неплохую боевую машину. Первым проектировался артиллерийский бронеавтомобиль, для этого Филатову так же выделили несколько штурмовых орудий. Дизайн-проект броневиков, особенно артиллерийского, удовлетворил военных, и они предложили предъявить на испытания оба типа машин. Главным преимуществом была малая масса машин, которая даже при отсутствии полного привода позволяла легко перемещаться по полю боя, объезжать воронки и сопровождать огнем пехоту. Филатов предложил два варианта вооружения: два 7,62-мм пулемёта «Максим» или одна 76,2-мм противоштурмовая пушка. Военных интересовал в основном пушечный вариант. С конца 1915 года по апрель 1916 были бронированы на Стрелковых офицерских курсах в Ораниенбауме 7 пулеметных машин, 2 пушечных и еще один пулеметный на Ижорских заводах. К апрелю 1916 года на испытания были представлены два двухпулеметных броневика Офицерской школы, один пушечный того же бронирования, один однопулеметный бронирования Ижорского завода и один пушечный четырехколесный, скорее всего конструкции прапорщика Улятовского.
Испытания показали прямую зависимость проходимости машин от массы — если броневик Ижорского завода с одним пулеметом легко перемещался по полигону, двухпулемётная машина – ещё могла ездить, пушечный броневик – с трудом, в четырехколесный – не мог ездить даже с трудом. Итогом испытаний стала передача построенной техники в войска для усиления бронечастей распределив машины между броневыми дивизионами – 1-й получил две пулеметные, 7-й – две пулеметные, 8-й – две пулеметные и пушечную и 9-й одна пулеметную трёхколеску.
Пушечный броневик конструкции Филатова представлял собой полностью бронированное шасси минимальной высоты. Переднее колеса также было бронировано. Для устойчивости стрельбы из пушки были добавлены специальные сошки, которые опускались на грунт для ведения огня. Как показали опыты во время испытаний в 1916 году от времени выдачи приказа до открытия огня требовалось 1 минута 10 секунд.
Несмотря на свою оригинальность и явные перспективы пушечная «Трёхколеска» Филатова имела неустранимый недостаток, кроме низкой подвижности по грунту, крайне малый объем боевого отделения – вести прицеливание, заряжание и огонь из пушки было сложно и неудобно. На испытаниях это еще можно было терпеть, но в боевых условиях применять машины было невозможно. Так же военные отмечали, что пулемет Максима обладает очень высоким поражающим потенциалом и целесообразнее заказать именно пулеметные броневики, а с пушками у них уже были машины на шасси Гарфорда и Ланчестера. Тем менее в историю бронетехника эта машина как самый легкий артиллерийский бронированный объект.
Трехколеска/Трехколесный бронеавтомобиль Филатова с 76-мм пушкой
Страна: Российская империя
Производитель: Ижорский завод
Год производства: 1915-1916
Кол-во выпущенных: 2 пушечных
Бронирование: 4-6 мм
Вооружение: 76-мм противоштурмовая пушка обр 1910 г.
Боевая масса: 2720 кг