Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 1 Бронеавтомобиль Гарфорд (армейский тип)

19
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 1 Бронеавтомобиль Гарфорд (армейский тип)

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 1 Бронеавтомобиль Гарфорд (армейский тип)

Начало цикла статей с канала Remont1969 яндекс-дзена, посвященного русским бронеавтомобилям Первой Мировой войны.

Авторское предисловие: Самая мощная броневая колесная машина и лучший тяжелый бронеавтомобиль Первой мировой войны серийно строились на Путиловском заводе. Четкое понимание задач, стоящих перед боевыми машинами, и системное формирование бронеавтомобильных частей позволило Русской Императорской Армии создать лучшие в мире на тот момент броневойска. И если бы шасси было получше, что позволило бы применять бронеавтомобиль Путилов-Гарфорд на поле боя, можно было бы назвать Бронеавтомобиль Путиловского завода на шасси американского грузовика Гарфорд и «колесным танком». Историю этой машины во всех подробностях и фотографиях рассказал Максим Коломиец в книге «Русский Гарфорд: «Дракон», «Громобой», «Чудовище» и другие» издательства ЭКСМО, вышедшей в 2019 году, к которой и рекомендую обращаться при любых дополнительных вопросах, там есть почти всё.

Уже через полтора месяца после вступления России в Первую мировую войну — 19 сентября 1914 года в Российской Императорской Армии были созданы подразделения бронеавтомобилей. Каждый бронеавтомобильный взвод должен был иметь в своем составе две пулеметные машины и одну пушечную. На опыте использования подразделений на бронированных Руссо-Балтах и с пушечными машинами на шасси Маннесманн-Мулаг уже осенью были сформированы уточненные требования к боевым машинам. Броневики должны быть полностью бронированы, пулеметные машины должны были иметь две пулеметные башни, а пушечные вооружены орудием калибра 76-мм. На основе требований военных были созданы лучшие в мире средние пулеметные броневики на шасси Остин, которые сначала поставлялись из Англии, и лучшие тяжелые бронеавтомобили, которые строились на Путиловском заводе по проекту генерал-майора Филатова на шасси американских 4-х тонных грузовиков Гарфорд.

Новую серию грузовиков Garford показали в январе 1912 г. на автомобильной выставке в Нью-Йорке. Главным шоу-стопером были 5-ти тонные грузовики модели D, которые в России считались 4-х тонными. Машины модели Д были оснащены 4-цилиндровым двигателем мощностью 29 л.с. производства фирмы Wisconsin. Главной особенностью машины было расположение двигателя между сиденьями водителя и пассажира. В стандартную комплектацию шасси грузовиков входила полноценная кабина с жёстким верхом и интегрированные в переднюю панель электрические фары. Из-за характерной внешности «Гарфорды» вскоре получили ник-нэйм «Римская колесница». Ходовая часть была традиционной с жесткой рамой и массивными деревянными спицованными «артиллерийскими» колёсами с «грузошинами» из сплошной резины и цепным приводом ведущей оси.

5-ти (4-х) тонный заднеприводный грузовик Гарфорд фирмы Garford Motor Truck Co. развивал максимальную скорость до 35 км/ч, собственная масса шасси (без кабины и грузовой платформы) составляла 3931 кг. Военных привлекла высокая грузоподъемность шасси, это позволяло навесить более толстую броню и установить более тяжелое вооружение. К середине декабря 1914-го года 33 грузовика «Гарфорд», закупленные комиссией «отца русского бронеавтомобиля» генерала Секретева, прибыли в Петроград и хранились в гараже Военной автомобильной школы.

Шасси Гарфорд тип Д-68

Шасси Гарфорд тип Д-68

Двигатель Garford Model 68 Wisconsin T Head Eng LH view

Двигатель Garford Model 68 Wisconsin T Head Eng LH view

Выбор артсистемы был с одной стороны прост — Противоштурмовая пушка образца 1910 года была самой мобильной из всего имеющегося у военных оружия, а с другой стороны сложен — нужно было полностью проработать вопрос установки её на грузовик.

Garford D из состава 16-го корпусного авиаотряда с аэропланом «Сикорский С-12» в кузове сентябрь 1915 г.фото: http://www.gruzovikpress.ru/article/2402-istoriya-marki-garford-garford-zaputannaya-biografiya-ch-1/

Garford D из состава 16-го корпусного авиаотряда с аэропланом «Сикорский С-12» в кузове сентябрь 1915 г.фото: http://www.gruzovikpress.ru/article/2402-istoriya-marki-garford-garford-zaputannaya-biografiya-ch-1/

Выбор генералом Филатовым противоштурмовой пушки обр 1910 года был сделан после испытаний её вместе с другими легкими орудийными системами – 37-мм Максимом (Пом-Пом), 47-мм скорострельной пушкой Гочкиса и 57-мм пушкой Норденфельда. Так как пушка должна была применяться в интересах пехоты, борьба с авиацией не была её профилем, а танков у противника не было, то 37 и 47-мм системы отпали сразу из-за низкого фугасного действия, а 57-мм пушка имела слишком большую отдачу для ее применения на автомобиле. Уже в январе 1915 года Путиловский завод получил заказ на постройку 30 броневиков, которые должны были пойти на вооружение 30-ти планировавшихся к концу 1915 года бронеавтомобильных отрядов. В марте началась сборка первых боевых машин, 16 апреля 1915 года первый бронеавтомобиль, условно названный Гарфорд-Путилов, был передан в запасную бронероту.

Противоштурмовая пушка образца 1910 года – переработанный вариант 3-дюймовой горной пушки образца 1909 года. Пушки должны были применяться для обороны при осадах крепостей. Противоштурмовые пушки находились в бетонированных укрытиях вплоть до начала штурма. Только после того, как противник начинал штурм крепости и проникал в её ров, расчет должен был выкатить пушку на позицию и открыть огонь прямой наводкой по штурмовым колоннам. Такая тактика применения определяла и три основных требования к таким пушкам: малые размеры, возможность перемещения силами расчета и хорошее фугасное и осколочное действие. Пушка должна была иметь те же параметры, которые позднее требовали от пехотных и полковых пушек. При проектировании противоштурмовой пушки за основу была взята горная пушка системы Данглиза-Шнейлера. Ствол и казённая часть горной пушки были установлен на новый более легкий неразборный лафет, так же был облегчен ствол. В боекомплекте использовались снаряды от горной пушки образца 1909 года, но с уменьшенным зарядом пороха, вследствие чего орудие имело меньшую отдачу и откат ствола. Серийное производство орудия началось на Путиловском заводе в 1911 году и продолжалось до середины 1915 года. Всего за этот период было выпущено 407 орудий в двух партиях. Помимо обороны рвов и валов она пред­назначалась для сопровождения войск на вылазках.

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 Фото: 2009 год, Новодевичий монастырь

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 Фото: 2009 год, Новодевичий монастырь

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Январь 2015, Государственный исторический музей, пушка из Новодевичьего монастыря

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Январь 2015, Государственный исторический музей, пушка из Новодевичьего монастыря

По тактике применения пушечная машина должна была двигаться в бой задним ходом, по этой причине Путиловский завод доработал конструкцию шасси — для обеспечения движения машины вперёд и назад с одинаковой скоростью коробка передач оборудовалась реверсом – «переводной муфтой», управляемой рычагом с места водителя, двигатель имел дополнительный пневматический стартёр. Первоначально машина не имела заднего поста управления, но уже в войсках некоторые броневики оборудовали и задним постом управления. Несмотря на свою жесткость именно шасси ограничивало боевые возможности машины. Слабомощный 29-сильный двигатель Garford, малоподвижность, плохая проходимость стали неустранимыми недостатками броневиков. И хотя кажется, что броневик был огромным, его размеры даже не превышают размеров грузового автомобиля Газель с тентом.

Бронирование и вооружение были продуманы и хорошо спроектированы. Кабина была полностью бронирована. Расположение органов управления над двигателем позволяло разместить полноценную орудийную бронированную башню. Кроме пушки в лобовой броне башни устанавливалась и пулеметная установка. Ещё два пулемета располагались в бортовых спонсонах и могли простреливать сектор стрельбы 180 градусов. Пушка не имела кругового вращения, сектор обстрела составлял 280 градусов, но для использования в качестве САУ и имевшихся углов было достаточно. Хром-никелиевая броня толщиной 6,5-мм была хорошего качества и не простреливалась стандартными пулями от винтовок Мосина и Маузера. Для вентиляции и пулеметное и пушечное отделения не имели полностью закрытой бронированной крыши. Позднее на некоторых машинах сверху было добавлено полное бронирование крыши.

Первые два броневика были переданы военным 6 мая 1915 года, последние 6 в октябре 1915-го. На фронт первые пушечные взвода отбыли 22 июня, а последние в конце декабря 1915 года. К наступательным операциям 1916 года российские бронеавтомобильные части были в основном сформированы и обучены. Несмотря на сложность совместного с более легкими пулеметными броневиками использования, Гарфорды показали себя очень хорошо, их активно применяли на всех фронтах. Мощное вооружение и качественное бронирование компенсировали недостатки машин. Несмотря на активное использование в 1915 и 1916 годах боевых потерь матчасти не было. Все 30 броневиков пережили это время.

В 1916 году по проекту бронеавтомобиля Гарфорд было построено ещё 18 пушечных бронеавтомобилей для морской крепости Петра Великого, отличавшиеся в деталях от армейских. Всего из 48 бронемашин такого типа 27 бронеавтомобилей еще числились в составе Красной Армии в 1930-м году, и если добавить еще 2 броневика попавших в немецкую армию, три в польскую и два в латвийскую, то получится что из 48 машин войну пережили 34 броневика, при этом повоевав на обоих сторонах фронта, а иногда и на четырех сторонах гражданской войны, как было в Латвии.

Историю этой машины во всех подробностях и фотографиях рассказал Максим Коломиец в книге «Русский Гарфорд: «Дракон», «Громобой», «Чудовище» и другие» издательства ЭКСМО, вышедшей в 2019 году. Как монография по отдельной единице боевой техники времен Первой мировой войны, книга получилась очень удачной и практические всеобъемлющей. Так что можно ожидать только уточненных изданий. Вряд ли имеет смысл браться еще кому-то за эту тему снова.

Несмотря на оригинальный внешний вид, производители моделей Die-cast пока не обратили внимания на этот броневик, да и вообще на бронетехнику времен Первой мировой за исключением моделей немецкого и итальянского броневиков. Но при ОЧЕНЬ большом желании на полку можно поставить броневик Гарфорд торговой марки Брикмания. Модель строится из шипованных кирпичиков по типу Лего и стоит совершенно немилосердные 8800 рублей (https://nevabrick.ru/en/shop/garford-putilov-armored-car). Сейчас вообще тема техники их брикетиков, особенно после проигрыша в 2010 году фирмой Лего суда запрещающего использование этой конструкции другими, стала популярной в Европе, да и в России уже есть производители таких «моделей». Но цену в 8000 рублей за полумодель-полуигрушку считать разумной как-то не получается.

Если Die-cast моделей в формате 1:43 только ждут, то модель в размере 1:1 уже построена, заказчиком был Федор Бондарчук, которому для съемок фильма «Белая гвардия» в 2010 году понадобился броневик.

Броневик в фильме Белая Гвардия

Броневик в фильме Белая Гвардия

Макет установили на шасси ГАЗ-51. Удивительно, но макет получился очень приличный снаружи, выглядит точь-в-точь как на старых фото. Бронекорпус сварен из стальных листов, заклёпки неплохо имитированы. Утверждается, что броневик был построен по оригинальным чертежам Путиловского завода, и получилось надо признать неплохо. Конечно, полностью аутентичный внешний вид портят пулемёты Максим образца 1910/30 годов выпуска после 1940-го года, но правда кого такая мелочь сейчас волнует. Сейчас макет хранится в музее в Зеленогорске под Санкт-Петербургом.

Из оригинальных артефактов в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге экспонируется пушка от броневика (3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 г) на тумбовом основании.

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Ноябрь 2019

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Ноябрь 2019

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Апрель 2012

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 на лафете для БА Гарфорд. Фото: Апрель 2012

Еще одна 3-х дюймовая противоштурмовая пушка образца 1910 прошла сложный путь. Долгие десятилетия она валялась в нише задних ворот Новодевичьего монастыря, которые видимо по совместительству играли роль фондохранилища Государственного исторического музея. Затем пушку отремонтировали, и она встречает посетителей на цокольном этаже бывшего здания Музея Ленина, а сейчас музей Отечественной войны 1812 года.

Путилов-Гарфорд/Бронированный 4-тн автомобиль «Гарфорд» с 3-дм противоштурмовой пушкой сист. Путиловского завода/Гарфорд-Путиловец

Страна: Россия

Производитель: Путиловский завод

Шасси: Garford D Five ton truck-68

Год выпуска: 1915-1916

Кол-во: 30 (армейских) + 18 (морских)

Боевая масса: 8,6 тн

Экипаж: 9 чел

Вооружение: 3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 г, 3×7,62-мм пулемета Максим обр 1910 года

Бронирование: 6,5-мм

Двигатель: 35 л.с.,

Где увидеть:

Орудийная установка Путилов-Гарфорд. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910. Москва. Государственный исторический музей.

Реплика броневика Путилов-Гарфорд. Музей Ретро Автомобилей. г.Зеленогорск. Приморское шоссе, д. 536, Зеленогорск, Санкт-Петербург

Что почитать:

Максим Коломиец, ЭКСМО «Русский Гарфорд: «Дракон», «Громобой», «Чудовище» и другие»

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/broneavtomobil-garford-1915-chast-1-luchshii-broneavtomobil-pervoi-mirovoi-5f27d45509f04e63c6b797db

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account