Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 2 Бронеавтомобиль Гарфорд (морской тип)

16
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 2 Бронеавтомобиль Гарфорд (морской тип)

Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 2 Бронеавтомобиль Гарфорд (морской тип)

Авторское предисловие: Летом 1915 года российское военное командование приняло решение по созданию мощной сухопутно-морской крепости, которая получила название крепость Петра Великого. В рамках формирования сухопутного обвода крепости было принято новаторское решение об использовании подвижных артиллерийских установок в рамках формирования обороны. Революционное решение российских военных, к сожалению, не было реализовано, но возможно, если бы оборона передовой позиции была реально реализована на базе артиллерийских автомобилей, история фортификации первой половины 20-го века могла пойти и по-другому. Для реализации программы Комиссия по вооружению сухопутного фронта Морской крепости Императора Петра Великого в Ревеле летом 1915 приняла решение оснастить крепость пушечными бронеавтомобилями по типу Гарфорд Путиловского завода. Под эту программу были заказаны 18 шасси.

перекрыть дополнительно в трех местах. Базой передовой позиции должен был стать Ревель, в окружающих и Моонзунде оборудовались стоянки для подводных лодок и миноносцев. Передовая позиция получила название Ревель-Поркалаудской — по линии Ревель-Поркалауд проходит самое узкое место Финского залива. Таким образом, взяв её под контроль, было легче всего не допустить противника на территорию залива.

Рассматривались различные варианты сухопутного укрепления позиций, но для реализации был выбран самый интересный и как ни удивительно самый дешевый. 2 сентября 1915 был подписан договор с Путиловским заводом на изготовление 18 бронеавтомобилей для оснащения 6 автомобильных отделений. К сожалению, так красиво и быстро, как получилось с машинами для армии не вышло. Система уже начало давать сбои. Началось с того, что Путиловский завод отказался делать 18 новых противоштурмовых пушек, в связи с тем, что серийный выпуск не было смысла восстанавливать в столь малом количестве. В итоге для броневиков были взяты пушки из крепостных запасов и для установки на тумбы использовался ствол с нижним станком от полевых пушек. Вместо закупки однообразных шасси из САСШ был получен винегрет шасси из десяти 5-ти тонных и восьми 6-ти тонных грузовиков. Две машины имели раму длиннее обычной на 712 мм и большую колесную базу, четыре раму короче на 341 мм, и ещё два короче на 670-мм. К этому добавилось то, что некоторые рамы были шире стандартных. Можно с высокой степенью уверенности предположить, что английская компания продала все, что нашлось на складах — и короткие шасси для самосвалов, и удлиненные для перевозки мебели.

Удлиненное шасси

Удлиненное шасси

Укороченное шасси с самосвальным кузовом

Укороченное шасси с самосвальным кузовом

14 декабря 1915 года шасси прибыли в Архангельск, а 13 февраля 1916 г с некоторыми перетрубациями типа отправки в другой пункт назначения их доставили в Петроград. Работы по бронировке начались в марте, с темпом примерно по три машины в начале декабря все машины были переданы Морскому ведомству. Несмотря на фактически разные шасси, корпуса были посажены на разные шасси, пушки были установлены с другими нижними лафетами на тумбы. Принципиально машины не отличались от армейских. При производстве машины сразу на Путиловском заводе оснащались вторым пунктом управления для движения задним ходом.

Для того, что бы отличить броневики «морского типа» от армейских нужно было конечно попасть внутрь машины и посмотреть на нижний лафет пушки. В остальном машины практически ничем не отличаются от армейских. Две машины с длинной базой легко можно выделить среди остальных броневиков. Одна из них носила название Уралец. На ряде машин были установлены усиленные колеса, которые можно отличить по двойному комплекту болтов для крепления. Но главным фактором является источник и место фотографии. Так, например, все 3 машины, попавшие к германской армии, машины в составе латышской армии и одна из машин в Польской армии с длинной базой, точно «флотского типа». Для определения так же можно использовать индивидуальные наименования бронемашин. Поэтому если на машине нет усиленных колес, стандартное шасси, нет немецких «черепов» и хорошо видной надписи — определить тип машин почти невозможно, не выясняя точно что за машина могла быть сфотографирована именно в этом месте.

Бронеавтомобиль с усиленными колесами "флотского типа" на службе латышской армии

Бронеавтомобиль с усиленными колесами «флотского типа» на службе латышской армии

Но в Ревеле броневой дивизион так и не удалось сформировать, задержки были по всем вопросам от состава вспомогательных машин до экипировки. Для более удобного формирования артдивизиона машины перебросили в Москву, куда в конце мая 1917 года подразделение и прибыло. Но к сожалению это уже был 1917 горд, и у власти был не царь-император, и цели войны стали призрачными. Тем не менее к августу были сформированы полностью три дивизиона и в начале месяца 9 машин были отгружены в Ригу. Остальные девять машин остались в Москве и судя по всему принимали участие и в боях в Москве, и вообще в гражданской войне на стороне Красной Армии.

Девять броневиков отправили в Ригу точно на заклание. Именно эти машины приняли самое активное участие в том бардаке, который творился в Прибалтике вплоть до 1920 года. Прикрывая отступающие части полностью деморализованной армии броневики Гарфорд, показали себя только с лучшей стороны, а бронеартиллерийские части как самые надежные во всей северо-западной армии, во многом обеспечив именно отход, а не паническое бегство армии в сентябре 1919 года в районе Риги. Тем не менее 3 броневика Гарфорд были повреждены, причем только один огнем противника, два других были оставлены экипажами после полного израсходования боеприпасов.

В ходе целого ряда войн на территории бывшей Российской империи броневики Гарфорд воевали на всех сторонах, причем многие машины переходили из рук в руки и не по одному разу. Одной из самых вооруженных оказалась Украинская армия, в составе которой было 10-12 машин Гарфорд, у Грузинской армии на вооружении был один броневик Гарфорд, Вооруженные силы Юга России в итоге так же имели 10-12 броневиков Гарфорд отбитых у Красной или желто-блакитной армии. Один броневик достался чехословацкому корпуса в виде недвижимости на платформе, на которой и использовался в составе бронепоезда. Из трех захваченных у Риги германской армией два броневика были отправлены в Берлин для формирования 9 бронеотряда, который и был сформирован, но на фронт не попал. Перевооруженные немецкими пулеметами MG08 aka Шпандау, машины повоевали уже в самом Берлине в составе Фрайкора против Красных отрядов. После наведения порядка самые мощные броневики немецкой армии были уничтожены в рамках разоружения армии союзниками.

Броневик Морского типа в составе Фрайкора в Берлине. Фото: ГрузовикПресс

Броневик Морского типа в составе Фрайкора в Берлине. Фото: ГрузовикПресс

Во время Советско-польской войны 1919–1920 гг. броневики Гарфорд приняли участие в наступлении на Варшаву в составе Красной Армии. броневика захватили поляки. Первый броневик поляки отобрали у украинской армии еще в 1919 году и он под именем Dziadek стал основой 1-го автоброневого взвода армии. Если истории первого боя танк против танка хорошо известна, то бой броневики против броневиков, который произошел 21 марта 1920-го года, когда польский взвод из Деда-Гарфорда и пулеметного Джеффери столкнулся с тремя полугусеничными Остин-Путиловцами. В ходе боя Гарфорд подбил один Остин, который в итоге после ремонта вошел в состав польских броневых сил.

К июлю у поляков было уже три Гарфорда и 21 июля состоялся уже бой между артиллерийскими броневиками. С польской стороны в «потасовке» у Слуцка участвовал Великопольский броневой отряд в составе — Гарфорд Морского типа, Фиат, Остин и вооруженный пулеметом Уайт, а со стороны красных 23-й и 50-й бронеотряды в составе 5-ти Остинов и 2-х Гартфордов. В ходе боя продолжавшего около 3-х часов используя преимущество в огне и маневре красные оттеснили противника и тот был вынужден отступить, причем «Генерал Шептицкий», так назывался Гарфорд получил повреждения, скорее всего от пулеметного огня.

Польские трофеи, слева Гарфорд

Польские трофеи, слева Гарфорд

Два «морских броневика» Гарфорд в 1919 году оказались в новоиспечённой армии Латышкой республике. Обе машины были оставлены неисправными на территории Риги, были отремонтированы и вошли в состав немногочисленной национальной армии. Курземис (Kurzemnieks) был на стандартном шасси, Лачпелис (Lacpplesis) на шасси с усиленными колесами и однозначно «морского типа».

Лачплесис так же принял участие в мултиброневовом столкновении 9 октября 1919 года, со стороны латышей были Гарфорд и Бронепоезд, со стороны немцев в лице армии Бермонта пушечный броневик «Титаник» (Пирс-Эрроу Ижорского завода так же вооруженный пушкой). Гарфорд подбил Пирс-Эрроу, но был уничтожен гранатами. Курземис же дослужил до 30-х годов, и даже попал на немецкие фотографии в 1941-м при захвате города Риги.

К концу Гражданской войны в частях Красной Армии было около 30-ти бронеавтомобилей «Гарфорд», в это число вошли не только машины попавшие из императорской армии напрямую в Красную, но и захваченные у Белых, Украинской Армии и Грузинских сил. В 1923 году было принято решение полностью сменить ходовую часть машин, полностью к этому времени изношенную, и поставить их на железнодорожный ход, превратив в бронедрезины. Но на Брянском машиностроительном заводе, куда отправили 21 машину, что-то пошло не так и видимо машины так и простояли на задворках завода в Бежеце. В 1931 г. комиссия Главного автобронетанкового управления вынесла постановление об утилизации всех бронемашин устаревших типов, в том числе и 27 «выживших» броневиков.

Самый мощный бронеавтомобиль Первой мировой войны — Гарфорд-Путиловский может претендовать и на звание лучшего бронеавтомобиля этого времени. Несмотря на не самое удачное для ударного броневика шасси, бронемашина всегда выполняла при грамотном применении свои задачи огневой поддержки пехоты. Наряду с французским FT-17 и английскими Ромбами броневик по праву входит в состав символов первой мировой.

Путилов-Гарфорд морского типа (условное название)/Бронированный 4-тн автомобиль «Гарфорд» с 3-дм противоштурмовой пушкой сист. Путиловского завода/Гарфорд-Путиловец

Страна: Россия

Производитель: Путиловский завод

Шасси: Garford D Five ton truck-68/Garford F Six ton truck-69

Год выпуска: 1915-1916

Кол-во: 18 (морских)

Боевая масса: 8,6 тн

Экипаж: 9 чел

Вооружение: 3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910 г, 3×7,62-мм пулемета Максим обр 1910 года

Бронирование: 6,5-мм

Двигатель: 35 л.с.,

Где увидеть:

Орудийная установка Путилов-Гарфорд. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Санкт-Петербург.

3-х дюймовая противоштурмовая пушка обр 1910. Москва. Государственный исторический музей.

Реплика броневика Путилов-Гарфорд. Музей Ретро Автомобилей. г.Зеленогорск. Приморское шоссе, д. 536, Зеленогорск, Санкт-Петербург

Что почитать:

Максим Коломиец, ЭКСМО «Русский Гарфорд: «Дракон», «Громобой», «Чудовище» и другие»

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/broneavtomobil-garford-1915-chast-2-luchshii-broneavtomobil-pervoi-mirovoi-morskoi-tip-5f27d5be81cce72eeb93c5e2

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account