Русская паровая «лохань»

15

У нас на сайте достаточно много материалов, посвящённых русским паровым танкам, которых, как известно, не было в реальности. Вчера я поднял давний пост о русском паровом танке на базе трактора Хорнсби. Сегодня другая машина другого автора.

Материал так же давний, написанный 7 лет назад, ещё в 2012 году.

Русская паровая "лохань"

 

На второй год Великой войны в Россию стали поступать сведения о новой английской броне­машине, способной преодолевать рвы, траншеи, воронки, а также прорывать проволочные заграж­дения. Англичане дали новому броневику странное название – лохань, или бак. Представитель русского генштаба на Западном фронте тщательно изучил новые бронемашины и подготовил подробную записку об их ТТХ, упирая на их высокую проходимость, не идущую ни в какое сравнение с колесными машинами. В конце записки офицер сообщил о лихорадочных действиях французов по созданию собственных машин по образцу английских «лоханей» и, возможно, немцев.

Готовясь к летнему наступлению 16-го года (знаменитый «Брусиловский прорыв»), русский генштаб тщательно отслеживал все новинки, применявшиеся на Западном фронте. Весть о новой, высокопроходимой бронемашине не осталась без внимания. Анализ информации показал, что английские танки действительно превосходят все доселе существовавшие сухопутные машины. Даже полугусеничный Остин-Кегресс, гордость российской армии, не мог тягаться с англичанином в преодолении траншей и воронок.

Офицеры генштаба проанализировали варианты применения подобных машин и пришли к выводу, что «лохани» способны обеспечить быстрый и сравнительно малокровный прорыв первой полосы обороны. По расчетам выходило, что даже несколько десятков машин, сосредоточенных на острие главного удара, гарантировано обеспечат успех операции. По тем же расчетам выходило, что «лохани» для преодоления окопов нужны пулеметы с круговым обстрелом. После прорыва траншей «лохани» неизбежно столкнутся с полковой и дивизионной артиллерией. Для борьбы с ней машинам понадобятся орудия, калибром не менее трех дюймов, с высокой скорострельностью и хорошей баллистикой. Бронирование лобовых проекций должно выдерживать с расстояния пол-версты поставленную «на удар» немецкую 75-мм гранату, а бортовые проекции – разрыв 105-мм гранаты на расстоянии трех саженей. Обратили внимание на обеспечение вентиляции боевого отделения и отдельно отметили необходимость применения перископических приборов для наблюдения и прицелов, из-за частого поражения экипажей бронеавтомобилей через смотровые щели.

Результатом исследований стала разработка ТТХ и заказ на строительство 50-ти экземпляров «русских лоханей». Для проектирования и строительства была организованна рабочая группа из специалистов Ижорского, Путиловского и Коломенского паровозного заводов. Все специалисты имели большой опыт создания бронеавтомобилей и бронепоездов. За основу было решено взять английский Мк1. И тут главной проблемой стал двигатель, точнее его полное отсутствие. В Российской Империи не производили бензиновых моторов требуемых характеристик. Второй, но не менее сложной проблемой стала коробка передач и механизм поворота. И эти агрегаты изготовить в России не было никакой возможности. Конечно, оставалась надежда ввезти сотню моторов и КПП из той же Англии через Николаев-на-Мурмане, но было очевидно, что повлечет за собой это такой ворох проблем, что уложиться в сколь-нибудь приемлемые сроки было нереально. Уже хотели закрыть проект, но кто-то из коломенцев вспомнил о увиденном в начале века на выставке в Париже геликоптере с паровым двигателем, весьма высоких характеристик. Воодушевленные путиловцы, взяв за основу проект паровой машины разъездного катера, с помощью инженеров коломенского завода радикально его модернизировали для использования в «лохани». В результате получилась компактная высокооборотная ПМ двойного расширения с алюминиевым (!) блоком цилиндров, мощностью аж 60 л/с. Водотрубный паровой котел с керосиновой форсункой и принудительным дутьем был спроектирован на основе котла Серполле и получился вполне достойным. Ещё бы, ведь в нем был почти километр медных трубок. Зато разогрев котла составлял всего 15 минут, после чего котел выдавал высокотемпературный (2500°С) пар с давлением 12 атм. Было решено установить две ПМ и один котел. Такая схема позволяла избавиться от коробки скоростей, механизма поворота, и придавала танку способность разворачиваться на месте, пустив одну гусеницу вперед, а другую – назад. Котел разместили в кормовой части машины, а ПМ – в гусеничных обводах, непосредственно возле ведущих колес. Инженерам пришлось немало повозиться с конденсаторами пара. В итоге их разместили в гусеничных обводах слева и справа от котла. Для повышения эффективности их снабдили центробежными воздуходувками с приводом от паровых турбинок, работающих на мятом паре. Однако этого было недостаточно, и при работе котла более чем на 60% мощности пар конденсироваться не успевал. Решили проблему лобовым путем, разместив в передней части два бака для питательной воды, общим объемом около 500 литров.

С размещением оружия было много споров, но победили ижорцы, поэтому пулеметы установили не в спонсонах, а в башнях, из-за чего количество пулеметов получилось минимальным. Обошлись двумя Максимами в казематных бронировках, и ещё двумя вспомогательными Льюисами для перекрытия мертвых зон. С пушкой мучились долго. Установку пушек в бортовых спонсонах путиловцы забраковали сразу, как малоэффективную, да и опыт применения бронеавтомобилей уже научил, что поворачиваться к противнику боком не стоит. Но сделать башню никто так и не решился — сказалось отсутствие опыта и станочного парка. В итоге пушку решили поставить в носовом спонсоне. Определив место, никак не могли определиться с самим орудием. Классическая трехдюймовка не подходила из-за большой длины ствола, длинного отката и поршневого замка, снижавшего скорострельность. Горная пушка не устраивала низкой баллистикой, а как помним, генштаб предсказывал артиллерийские дуэли между танками и батареями германских 7,5-см пушек. Остановились на укороченной зенитной пушке Лендера с полуавтоматическим клин-затвором, объединявшей хорошую баллистику с высокой скорострельностью.

При проектировании ходовой части сразу было решено, что жесткое крепление опорных катков неприемлемо. Однако же и упругую подвеску делать не решились. Сошлись на блокированных тележках, объединенных балансирами, подобно ходовой части тяжелых портальных кранов. С учетом проектной максимальной скорости по шоссе, равной 8-ми верстам в час, такой ходовой было достаточно, чтобы обеспечить экипажу вполне сносные условия, существенно лучшие, чем у английских Мк.

Итак, что же представляли собой три десятка построенных «русских паровых лоханей»?

Внешне танки сильно напоминали английские Мк – те же ромбические гусеничные обводы, побортное расположение пулеметов, низкая скорость. Боевой вес удалось удержать на уровне 22–23 тонн. Корпус выполнен из броневой стали толщиной 8,3–12,7 мм, (треть и полдюйма) с дополнительными накладками на лобовых деталях. В передней части место водителя, в лобовой броне лючок для вождения на марше. В боевой обстановке у водителя имелось два перископа с посеребренными зеркалами. По обеим сторонам от него находятся водяные баки. За водителем находится «боевой штырь» пушки, с которого начинается боевое отделение. В просторном боевом отделении в два яруса размещено вооружение. Нижний ярус образуют два пулемета Максим в полуутопленных в корпус башнях с сектором обстрела 180°. В рубке над боевым отделением расположена трехдюймовая укороченная пушка системы Лендера. Слева от орудия наводчик с перископическим прицелом. Справа от орудия место командира танка. Место оснащено командирской башенкой с 4-мя перископами и вентиляционным куполом. В распоряжении командира пулемет Льюис в спонсоне. За орудием располагается заряжающий. Кроме основных обязанностей, заряжающий контролирует кормовой сектор с помощью пулемета Льюиса в спонсоне. В левом борту боевого отделения, за пулеметной башней расположена броневая дверь для входа/выхода экипажа. За боевым отделением расположен паровой котел и место механика. Над местом механика расположен вентиляционный купол с тремя смотровыми щелями. С его помощью механик может вести наблюдение за кормовыми секторами и в случае необходимости брать на себя управление при движении задним ходом. Справа и слева от котла в гусеничных обводах находятся конденсаторы пара. В кормовой части корпуса размещен топливный бак, вмещающий 110 пудов керосина. В гусеничных обводах перед ведущими колесами горизонтально расположены две ПМ двойного расширения. Над машинами размещены маслобаки на 8 пудов касторового масла каждый.

На первых же испытаниях выяснялось, что «русские лохани» просты в управлении, весьма маневренны, имеют высокую тактическую скорость, а на скорости до 5 верст в час издают шума не больше, чем обычный автомобиль, что позволяло экипажу сносно переговариваться во время боя. Запаса топлива и воды хватало на 30 верст. Продуманное размещение узлов и агрегатов, просторное боевое отделение, наличие подвески обеспечивало экипажу весьма комфортные, по сравнению с английскими Мк-ми, условия. Удачное размещение вооружения отличалось малыми мертвыми зонами и позволяло сравнительно немногочисленному экипажу (7 чел.) создать высокую плотность огня во всех направлениях.

Русская паровая "лохань"

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account