Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945) версия 2.0
Сакартвелос Самэпос Сааэро Дзалеби
Это исправленая, доработанная и дополненная тема о ВВС Грузии
предыдущую тему о грузинских ВВС
Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)
прошу считать анулированной
Как таковая военная авиация в Грузии зародилась уже в начале Первой мировой. и называлась
Корпус военной авиации (Самхэдро авиациис корпуси)
Отдельным родом войск Военно-воздушные силы Грузии
(Сакартвелос Самэпос сахаэро дзалэби) стали в 1917г.
Матчасть в основном поступала из Франции и Великобритании
первым самолетом официально принятым на вооружение стал
переданный Великобританией разведчик-бомбардировщик RAF R.E.7
Чуть позже из той же Великобритании стали поступать RAF R.E.8
В том же 1916 из Франции поступили истребители Ньюпор 11
в 1917 на вооружение был принят Ньюпор 17
в 1918 Франция передала также несколько Ньюпор 24
на протяжении ПМВ из Франции так же (как и Ньюпоры) в небольшем кол-ве поставлялись и СПАДы
СПАД-7 (1917)
и СПАД-12 (1918)
и совсем в небольших количестваз англичане поставляли свои истребители с 1917 г.
Сопвич Кэмел
и Сопвич Пап
К концу войны поставлялись разведчики-бомбардировщики фирмы Airco DH-4
И Airco DH-9
Сразу после окончания Первой мировой остро встал вопрос о материальной части ВВС
Ибо полученные во время войны образцы, частично выработали ресурс, и вообще устарели
После долгих иследований был выбран истребитель Martinsyde F.4 Buzzard
в 1919-21 гг их было приобретено в кол-ве 48 ед,
и на достаточно долгое время они стали основными истребителями ВВС Грузии
К середине 20-х годов остро встал вопрос износа бомбардировщиков Аirco DH9
требовалась замена, военным ведомством был выбран Потез XXV
Параллельно (чуть позже) с Потезами на вооружение поступили Hawker Hart
с двигателями Кестрел
Затем их обоих заменил Хаукер Харт с двигателем Бристоль Пегасус
В 1937 году в Польше была приобретена лицензия на экспортный вариант PZL P-23 "Карась" с двигателем "Gnome-Rhone" 14N-01 мощностью 980 л.с.
Самолет получил обозначение P-43G.
Больший вес мотора "Gnome-Rhone" привел к удлинению фюзеляжа — за счет кабины экипажа. В отличие от P-23 на этом самолете устанавливались спереди два пулемета и капот более простой формы.
Производство самолетов было развернуто в 1938 на заводе "Шида Картлис Сааэро Индустрия" в Гори, всего до 1943 г. выпущено 129 ед.
Опознавательные знаки ВВС 1916-17 г.г.
Опознавательные знаки ВВС 1917-1930 г.г.
Опознавательные знаки ВВС после 1930 г.
Истребители.
Ко второй половине 20-х, латанные перелатанные Мартинсайды, постепенно приходили в полную негодность остро встал вопрос замены матчасти, был выбран истребитель Бристоль Бульдог в 1930-32 гг. было получено 48 ед. истребительная авиация была полностью обновлена
Теперь гражданская и транспортная авиация
В почтовых перевозках, чаще всего применялись снятые с вооружения устаревшие самолеты.
Однако созданная в 1929 авиакомпания Royal Georgian Airways, остро нуждалась в пассажирских самолетах. Руководством компании был выбран Junkers W34 в 6-ти местном пассажирском варианте, он стал основной рабочей лошадкой грузинской гражданской авиации. Кроме того использовался и в почтовых и в грузовых перевозках. Помимо этого был принят на вооружение как военно-транспортный, и учебный в состав ВВС
Первым образцом самолета который частично (сборка) производился в Грузии стал истребитель Hawker Fury
Всего за период с 1932 по 1936 гг было принято на вооружение 53 ед. данного самолета из которых 46 ед было собрано в Грузии на заводе ТАМ
Освоением сборки на заводе ТАМ занимался талантливый инженер Александр Картвелишвили
Однако уже в середине 30-х стало более не менее понятно, что бипланы сдают свои позиции в истребительной авиации.
Сначала руководство фирмы ТАМ и командование ВВС Грузии, задумывали поиск подходящего зарубежного образца а затем, его сборка или производство по лицензии. Однако КБ Александра Картвелишвили, вызвалось взяв за основу Hawker Fury, создать проект нового истребителя моноплана.
В 1934 была разработана спецификация, и проектирование началось, первый опытный экземпляр под названием Ка-36 выкатили летом 1936 г.
Моноплан с неубирающимся шасси, и открытой кабиной был оснащен двигателем Hispano-Suiza 12Xсrs мощн. 675 л.с. На испытаниях самолет развил максимальную скорость 419 км/ч, это в принципе устраивало военных, но пока готовилась техническая документация, КБ предложило доработать первоначальный вариант, оснастив более мощным двигателем, убирающимся шасси, и закрытой кабиной.
Новый вариант выкатили в октябре 1937 г., новый двигатель Hispano-Suiza 12Yсrs мощн. 860 л.с. и улучшенная благодаря механизму уборки шасси, и закрытой кабине аэродинамика сыграли свою роль, самолет развил скорость 508 км/ч.
Кроме скоростных характеристик, самолет показал отличные летные качества, меневреность, легкость и простоту управления, самолет прощал многие ошибки, и кроме того был неплохо вооружен, 20 мм. мотор-пушка, и 4 пулемета винтовочного калибра.
Летом 1938 началось производство I-й Мк. под названием Ка 36/38.
В 1939 самолет немного модернизировали и с двигателем Hispano-Suiza 12Y 45, мощностью 940 л.с. II-я Мк. развила скорость 540 км/ч.
В 1940 г. истребитель оснастили двигателем Hispano-Suiza 12Y 51, мощностью 1045 л.с.
Скорость истребителя поднялась до 570 км/ч.
Всего за период с 1938 по 1943 было выпущено 110 ед, в трех модификациях.
Грузинские летчики на истребителях Ка 36/38 принимали участие в боевых действиях против немецких войск, над Черным морем и в Битве за Кавказ.
https://alternathistory.ru/istrebitel-ka-kartveli-3638-v-mgk
В 1941 г. КБ Александра Картвелишвили предложило разработать самолет, под двигатель Hispano-Suiza 12Y Geo мощностью 1260 л.с.
Первый опытный образец был готов в ноябре 1942 г. Конструкция самолёта была смешанной. Полностью из алюминия выполнили только носовую и среднюю часть фюзеляжа, а хвостовая секция и крыло имели комбинированный набор узлов и деталей из дерева и алюминия.
Вооружен был самолет 3-мя 20-мм пушками, и на испытаниях показал максимальную ск. 625 км.ч.
в октябре 1943 началось производство данной модели, всего до окончания боевых действий было выпущено 63 ед. еще некоторое количество машин было выпущено после окончания войны, и до появления реактивных самолетов Ка-43 стал основным истребителем ВВС
Параллельно работе Тбилиского завода "ТбилАвиаМшени"
в Гори был построен завод "Шида Картлис Сахаэро Индустрия"
специально для строительства истребителей Фоккер Д21
лицензия на производство которых была приобретена в 1936-м г.
Грузинский вариант отличался устройством фонаря и кабины
и первоначально был выпущен небольшой серией с неубирающимся
шасси. Оснащен он был двигателем Бристоль Меркюри мощн. 840 л.с.
Истребитель развил скорость 460 км/ч
произведено было в 1937-38 гг. 12 ед
с 1938 г производилась Мк. с убирающимися шасси, развиваший скорость 480 км.ч
в 1939 ее оснастили более мощным 940 сильным двигателем , эта Мк. развивала ск. 500 км/ч
в 1940- м Фоккер оснастили двигателем Гном-Рон мощностью 1100 л.с.
он развил скорость 540 км/ч
Фоккеры, неприхотливые в производстве и обслуживании, легкие в освоении и управлении, пользовались большой популярностью у пилотов Грузинских ВВС
https://alternathistory.ru/fokker-dxxi-vvs-gruzii-v-mgk
Из США поступали Кертиссы
Р-40 В/С
и Р-40 D/E
Теперь Рассмотрим переплетения Гражданской авиации и Бомбардировочной (здесь это взаимосвязано)
Первым двухмоторным бомбардировщиком принятым на вооружение в Грузинские ВВС стал Блох МВ210 приобретенный в количестве 12 ед (1 эскадрилья) он в основном использовался для подготовки экипажей
В первой половине 30-х авиакомпания "Ройал Джорджиан Эйруэйз" задумалась о замене Юнкерсов W34
Рассматривалось много вариантов, руководство компании стало присматриватся к AVRO-652, но в 4-х местном варианте он не устраивал авиакомпанию, инжинеры фирмы АВРО и завода ТАМ совместно разработали Мк. AVRO 652 George. Изменены конструкции фюзеляжа, многое также было взято от последующей Мк. АVRO 652A Anson. И вот в начале 1935 г. свой первый полет совершил самолет совместной грузинско-английской разработки
Оснащенный 290 сильными двиг. Армстронг-Сидли Чита самолет развивал ск. 312 км/ч и мог доставить 7 пассажиров на дальность 1170 км.
в 1937 самолет модернизировали оснастив двигателями P&W Wasp Junior мощн. 450 л.с. скорость выросла до 360 км/ч
именно на основе этого самолета решено было спроектировать новый бомбардировщик грузинских ВВС однако первая версия с двигателями Чита 300-350 л.с показала скорость около 300 км/ч,
что даже для бомбардировщика в 1936-г было недостаточно
с 37-го года проектируется модификация с двиг. P&W Wasp Junior, однако только с установкой 750-ти сильного P&W Twin Wasp Junior был получен достойный результат Скорость 418 км/ч, с 1938 г налажено серийное производство. в 1941 модернизированный P&W Twin Wasp Junior стал выдавать 825 лс и ск. выросла до 455 км/ч
В 1935-37 г.г. приобретено 24 ед. транспортных самолетов Gr.35
https://alternathistory.ru/passazhirskii-samolet-gr35-pervyi-uspekh-grigorashvili-ml-v-mgk
в 1936 была приобретена лицензия на производство транспортного самолета NOORDUYN Norseman
самолет был переработан и его производство было начато в 1937 г. в пассажирском варианте он вмещал 8 чел, в упрощенном военно-транспортном 12 солдат
https://alternathistory.ru/noorduyn-norseman-aircraft-dlya-mimino
с 1937 г производится в небольших количествах по лицензии Douglas DC-3
В 1940 г. начались поставки бомбардировщика BDGr.35/40 разработанного на базе пассажирского Gr.35, Всего в 1940-43 г.г. было поставлено 112 ед
https://alternathistory.ru/bombardirovshchik-bdgr3540-vtoroi-uspekh-grigorashvili-v-mgk
Состав ВВС Грузии в период с 1936 по 1945