Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945) версия 2.0

1

Сакартвелос Самэпос Сааэро Дзалеби

Это исправленая, доработанная и дополненная тема о ВВС Грузии

предыдущую тему о грузинских ВВС

Royal Georgian Air Force — Королевские Военно-Воздушные силы Грузии МГК (до 1945)

прошу считать анулированной

Как таковая военная авиация в Грузии зародилась уже в начале Первой мировой. и называлась 

Корпус военной авиации (Самхэдро авиациис корпуси)


Отдельным родом войск Военно-воздушные силы Грузии


(Сакартвелос Самэпос сахаэро дзалэби) стали в 1917г. 


Матчасть в основном поступала из Франции и Великобритании


первым самолетом официально принятым на вооружение стал


переданный Великобританией разведчик-бомбардировщик RAF R.E.7


 

Чуть позже из той же Великобритании стали поступать RAF R.E.8


 

В том же 1916 из Франции поступили истребители Ньюпор 11


в 1917 на вооружение был принят Ньюпор 17


 

в 1918 Франция передала также несколько Ньюпор 24


 

на протяжении ПМВ из Франции так же (как и Ньюпоры) в небольшем кол-ве поставлялись и СПАДы

СПАД-7 (1917)


 

и СПАД-12 (1918)


 

и совсем в небольших количестваз англичане поставляли свои истребители с 1917 г.

Сопвич Кэмел


 

и Сопвич Пап


 

К концу войны поставлялись разведчики-бомбардировщики фирмы Airco DH-4


И Airco DH-9


 

Сразу после окончания Первой мировой остро встал вопрос о материальной части ВВС


Ибо полученные во время войны образцы, частично выработали ресурс, и вообще устарели





После долгих  иследований был выбран истребитель Martinsyde F.4 Buzzard


в 1919-21 гг их было приобретено в кол-ве 48 ед, 


и на достаточно долгое время они стали основными истребителями ВВС Грузии


 

К середине 20-х годов остро встал вопрос износа бомбардировщиков Аirco DH9


требовалась замена, военным ведомством был выбран Потез XXV


 

Параллельно (чуть позже) с Потезами на вооружение поступили Hawker Hart





с двигателями Кестрел


 

Затем их обоих заменил Хаукер Харт с двигателем Бристоль Пегасус


В 1937 году в Польше была приобретена лицензия на экспортный вариант PZL P-23 "Карась" с двигателем "Gnome-Rhone" 14N-01 мощностью 980 л.с. 

Самолет получил обозначение P-43G

Больший вес мотора "Gnome-Rhone" привел к удлинению фюзеляжа — за счет кабины экипажа. В отличие от P-23 на этом самолете устанавливались спереди два пулемета и капот более простой формы.

Производство самолетов было развернуто в 1938 на заводе "Шида Картлис Сааэро Индустрия" в Гори, всего до 1943 г. выпущено 129 ед.

 

 


 

Опознавательные знаки ВВС 1916-17 г.г.

 

Опознавательные знаки ВВС 1917-1930 г.г.

 

Опознавательные знаки ВВС после 1930 г.





 

Истребители.





Ко второй половине 20-х, латанные перелатанные Мартинсайды, постепенно приходили в полную негодность остро встал вопрос замены матчасти, был выбран истребитель Бристоль Бульдог в 1930-32 гг. было получено 48 ед. истребительная авиация была полностью обновлена

 


 

Теперь гражданская и транспортная авиация





В почтовых перевозках, чаще всего применялись снятые с вооружения устаревшие самолеты.


Однако созданная в 1929 авиакомпания Royal Georgian Airways, остро нуждалась в пассажирских самолетах. Руководством компании был выбран Junkers W34 в 6-ти местном пассажирском варианте, он стал основной рабочей лошадкой грузинской гражданской авиации. Кроме того использовался и в почтовых и в грузовых перевозках. Помимо этого был принят на вооружение как военно-транспортный, и учебный в состав ВВС


 

Первым образцом самолета который частично (сборка) производился в Грузии стал истребитель Hawker Fury

Всего за период с 1932 по 1936 гг было принято на вооружение 53 ед. данного самолета из которых 46 ед было собрано в Грузии на заводе ТАМ


Освоением сборки на заводе ТАМ занимался талантливый инженер Александр Картвелишвили 

 


 

Однако уже в середине 30-х стало более не менее понятно, что бипланы сдают свои позиции в истребительной авиации. 

Сначала руководство фирмы ТАМ и командование ВВС Грузии, задумывали поиск подходящего зарубежного образца а затем, его сборка или производство по лицензии. Однако КБ Александра Картвелишвили, вызвалось взяв за основу Hawker Fury, создать проект нового истребителя моноплана.

В 1934 была разработана спецификация, и проектирование началось, первый опытный экземпляр под названием Ка-36 выкатили летом 1936 г.

 

Моноплан с неубирающимся шасси, и открытой кабиной был оснащен двигателем  Hispano-Suiza 12Xсrs мощн. 675 л.с. На испытаниях самолет развил максимальную скорость 419 км/ч, это в принципе устраивало военных, но пока готовилась техническая документация, КБ предложило доработать первоначальный вариант, оснастив более мощным двигателем, убирающимся шасси, и закрытой кабиной.

Новый вариант выкатили в октябре 1937 г., новый двигатель Hispano-Suiza 12Yсrs мощн. 860 л.с. и улучшенная благодаря механизму уборки шасси, и закрытой кабине аэродинамика сыграли свою роль, самолет развил скорость 508 км/ч.

Кроме скоростных характеристик, самолет показал отличные летные качества, меневреность, легкость и простоту управления, самолет прощал многие ошибки, и кроме того был неплохо вооружен, 20 мм. мотор-пушка, и 4 пулемета винтовочного калибра.

Летом 1938 началось производство I-й  Мк. под названием Ка 36/38.

 

В 1939 самолет немного модернизировали и с двигателем Hispano-Suiza 12Y 45, мощностью 940 л.с. II-я Мк. развила скорость 540 км/ч.

В 1940 г. истребитель оснастили двигателем Hispano-Suiza 12Y 51, мощностью 1045 л.с.

Скорость истребителя поднялась до 570 км/ч.

 

Всего за период с 1938 по 1943 было выпущено 110 ед, в трех модификациях.

Грузинские летчики на истребителях Ка 36/38 принимали участие в боевых действиях против немецких войск, над Черным морем и в Битве за Кавказ.

https://alternathistory.ru/istrebitel-ka-kartveli-3638-v-mgk

 


В 1941 г. КБ Александра Картвелишвили предложило разработать самолет, под двигатель Hispano-Suiza 12Y Geo мощностью 1260 л.с.

Первый опытный образец был готов в ноябре 1942 г.  Конструкция самолёта была смешанной. Полностью из алюминия выполнили только носовую и среднюю часть фюзеляжа, а хвостовая секция и крыло имели комбинированный набор узлов и деталей из дерева и алюминия.

Вооружен был самолет 3-мя 20-мм пушками, и на испытаниях показал максимальную ск. 625 км.ч.

в октябре 1943 началось производство данной модели, всего до окончания боевых действий было выпущено 63 ед. еще некоторое количество машин было выпущено после окончания войны, и до появления реактивных самолетов Ка-43 стал основным истребителем ВВС

 

 


Параллельно работе Тбилиского завода "ТбилАвиаМшени"


в Гори был построен завод "Шида Картлис Сахаэро Индустрия"


специально для строительства истребителей Фоккер Д21


лицензия на производство которых была приобретена в 1936-м г.





Грузинский вариант отличался устройством фонаря и кабины


и первоначально был выпущен небольшой серией с неубирающимся


шасси. Оснащен он был двигателем Бристоль Меркюри мощн. 840 л.с.


Истребитель развил скорость 460 км/ч


произведено было в 1937-38 гг. 12 ед

с 1938 г производилась Мк. с убирающимися шасси, развиваший скорость 480 км.ч

в 1939 ее оснастили более мощным 940 сильным двигателем , эта Мк. развивала ск. 500 км/ч 

в 1940- м Фоккер оснастили двигателем Гном-Рон мощностью 1100 л.с. 


он развил скорость 540 км/ч

 

 

 

 

Фоккеры, неприхотливые в производстве и обслуживании, легкие в освоении и управлении, пользовались большой популярностью у пилотов Грузинских ВВС 

https://alternathistory.ru/fokker-dxxi-vvs-gruzii-v-mgk


 


Из США поступали Кертиссы

Р-40 В/С


и Р-40 D/E

 

 


Теперь Рассмотрим переплетения Гражданской авиации и Бомбардировочной (здесь это взаимосвязано)




Первым двухмоторным бомбардировщиком принятым на вооружение в Грузинские ВВС стал Блох МВ210 приобретенный в количестве 12 ед (1 эскадрилья) он в основном использовался для подготовки экипажей


 

В первой половине 30-х авиакомпания "Ройал Джорджиан Эйруэйз" задумалась о замене Юнкерсов W34





Рассматривалось много вариантов, руководство компании стало присматриватся к AVRO-652, но в 4-х местном варианте он не устраивал авиакомпанию, инжинеры фирмы АВРО и завода ТАМ совместно разработали Мк. AVRO 652 George. Изменены конструкции фюзеляжа, многое также было взято от последующей Мк. АVRO 652A Anson. И вот в начале 1935 г. свой первый полет совершил самолет совместной грузинско-английской разработки

Оснащенный 290 сильными двиг. Армстронг-Сидли Чита самолет развивал ск. 312 км/ч и мог доставить 7 пассажиров на дальность 1170 км.

 

в 1937 самолет модернизировали оснастив двигателями P&W Wasp Junior мощн. 450 л.с. скорость выросла до 360 км/ч 

 

именно на основе этого самолета решено было спроектировать новый бомбардировщик грузинских ВВС однако первая версия с двигателями Чита 300-350 л.с показала скорость около 300 км/ч,


что даже для бомбардировщика в 1936-г было недостаточно

с 37-го года проектируется модификация с двиг. P&W Wasp Junior, однако только с установкой 750-ти сильного P&W Twin Wasp Junior был получен достойный результат Скорость 418 км/ч, с 1938 г налажено серийное производство. в 1941 модернизированный P&W Twin Wasp Junior стал выдавать 825 лс и ск. выросла до 455 км/ч

 

Аvro 652 George или ANSON по-грузински


В 1935-37 г.г. приобретено 24 ед. транспортных самолетов Gr.35

https://alternathistory.ru/passazhirskii-samolet-gr35-pervyi-uspekh-grigorashvili-ml-v-mgk


в 1936 была приобретена лицензия на производство транспортного самолета NOORDUYN Norseman


самолет был переработан и его производство было начато в 1937 г. в пассажирском варианте он вмещал 8 чел, в упрощенном военно-транспортном 12 солдат

https://alternathistory.ru/noorduyn-norseman-aircraft-dlya-mimino


с 1937 г производится в небольших количествах по лицензии Douglas DC-3


В 1940 г. начались поставки бомбардировщика BDGr.35/40 разработанного на базе пассажирского Gr.35, Всего в 1940-43 г.г. было поставлено 112 ед

 

 

https://alternathistory.ru/bombardirovshchik-bdgr3540-vtoroi-uspekh-grigorashvili-v-mgk


 

Состав ВВС Грузии в период с 1936 по 1945

Подписаться
Уведомить о
guest

37 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account