Пролетарская молотилка. Продолжение

12

В статье почтенного коллеги Ansar02 Пролетарская молотилка рассматривается возможность создания на основе ходовой части Т-35 сверхтяжелой САУ.

Пролетарская молотилка.  Продолжение
Что понравилось – четкая и внятная формулировка предназначения предлагаемой машины. А именно – работа с закрытых позиций по сильно-защищенным оборонительным сооружениям (ДОТам). Задача явно востребованная, хотя и достаточно узкоспецифическая. Поэтому предлагается иметь для РККА всего с дюжину машин.
Что еще понравилось – достаточно разудалая техническая фантазия и смелость, граничащая с безумием. Что выразилось в предложении удлинить исходную ходовую часть на одну тележку. Это позволит разместить больший боекомплект и снизит давление на грунт, но возникнут проблемы, которые мы попытаемся решить ниже.
Автор пишет –
Да, машина длиннющая, да, с ужасной поворотливостью, да, относительно тяжёлая.
Каждому, даже не специалисту, с первого взгляда очевидно, что при такой длине шасси, у машины будет очень большой радиус поворота.
Поскольку и главный фрикцион и бортовые передачи выполнялись многодисковыми, металл по металлу, усилить их в принципе не проблема. Не факт что это вообще потребуется – в машине, которая всего на несколько тонн тяжелее 50-тонного исходного шасси, и имеющаяся трансмиссия, при качественном изготовлении и грамотной эксплуатации, возможно, будет работать удовлетворительно.
Поскольку самоходка получается длинной и в целом, достаточно тяжёлой, с, соответственно её пропорциям, очень хреновой поворотливостью (что, впрочем, критично для постоянно маневрирующего танка, а не для САУ), чтоб облегчить труд механика-водителя (нагрузки на рычаги управления и в Т-35А считались уже предельными), вспомним о разработанной ещё для Танка Гроте (ТГ) пневматической системе усилителей управления.
А теперь посмотрим поподробнее, что значит “плохая поворотливость”, и можно ли решить эту проблему усилением трансмиссии или применением пневмоусилителей. Рассмотрим также альтернативную схему трансмиссии, и к чему это приведет.

Пролетарская молотилка.  Продолжение

На картинке два танка с разными типами трансмиссий.

Слева – с бортовыми фрикционами, справа – с бортовыми КПП.
Оба только что выполнили правый поворот, но механизм выполнения поворота различается. В случае с фрикционами отстающая правая гусеница была полностью остановлена, а забегающая левая гусеница провернула танк вокруг остановленной.
В случае КПП для правой гусеницы была включена пониженная передача и танк начал двигаться по плавной дуге, поворачивая вправо.
Бортовые фрикционы получили распространение благодаря их простоте, а недостаток их в том, что при повороте значительно возрастает сопротивление движению. И еще – при такой схеме “радиус поворота” не зависит от длины танка, разворот выполняется вокруг остановленной гусеницы, и чем длиннее танк, тем тяжелее его развернуть.
На картинке танки короткие, а Т-35 изначально был слишком длинным. Значит, сопротивление повороту возрастало в разы по сравнению с прямолинейным движением, и тяги мотора не хватало. Можно было поворачивать короткими рывками, используя инерцию движения, но тогда возрастали динамические нагрузки на трансмиссию, что вело к поломкам. Можно было лишь слегка притормаживать отстающую гусеницу, но тогда быстро сгорал бортовой фрикцион. Все плохо.
Но, предположим, мы усилили двигатель и трансмиссию и удлинили ходовую часть. Что произойдет? Тяги левой гусеницы не хватит для разворота танка. Гусеница будет буксовать, зарываясь в землю, но танк разворачиваться не будет. Другой вариант, на твердой поверхности с малым сцеплением, на брусчатке Красной площади, например, водитель остановит правую гусеницу, но танк будет продолжать двигаться прямо.
Поэтому для длинной ходовой части необходима другая схема трансмиссии.
В простейшем случае –вот такая

Пролетарская молотилка.  Продолжение

Фактически, трансмиссия состоит из 5-ти узлов.
Главный фрикцион, угловой реверсивный редуктор, главная двухскоростная КПП и две бортовые двухскоростные КПП.
Везде надвижные шестерни, что для советского танкостроения 30-х вполне в тренде. Даже у углового редуктора, хотя так обычно не делают.
Преимущество этой схемы – простота, а недостаток – повышенный износ шестеренок.
Но эта проблема решается увеличением размера шестеренок во-первых.
А во-вторых, все переключения передач выполняются на неподвижной машине.
Так как предложенная схема значительно разгрузит двигатель, то можно использовать нефорсированный М-17Т с 400 лс при 1600 об/мин.
Максимальная скорость на второй передаче – 18 км/ч.
Максимальная тяга на первой передаче при 900 об/мин – 15т.
Радиус поворота – 30 м.
Время выполнения полной циркуляции – 90 с.
Параметры далеко не рекордные. Но – такая машина будет уверенно ездить и управляться при разумных нагрузках на двигатель, трансмиссию и подвеску.
И, добавим, при разумных нагрузках на рычагах управления. Поэтому не понадобится заморачиваться с ненадежными пневмоусилителями.
Итак, главная мысль этой небольшой статьи – Можно построить мощную САУ на удлиненном шасси от Т-35, но при этом обязательно придется поменять схему трансмиссии. Бортовые фрикционы для длинной ходовой части не годятся в принципе.
Другие изменения не так принципиальны. Раз уж придется переделывать ходовую часть, то, вероятно, будет удобнее перенести моторное и трансмиссионное отделения вперед, а всю заднюю часть освободить для боевого отделения.
Рубку водителей удобнее всего расположить прямо над трансмиссионным отделением.

Пролетарская молотилка.  Продолжение

Ну, и по вооружению. Так как с царских времен осталось некоторое количество 234 мм и 280 мм мортир и куча снарядов к ним, то для САУ можно использовать оба калибра.
Дульные тормоза к мортирам лучше не делать.
А еще – для самообороны и для хоть какой-никакой ПВО, поставить пару пулеметов.
Вот такой получается “вагон на гусеницах”, не слишком совершенный, но простой, вполне реализуемый в постройке, надежный и работоспособный.

Дмитрий Желонкин
Подписаться
Уведомить о
guest


2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Tungsten
25.11.2014 19:08

У меня при прочтении статей

У меня при прочтении статей Суворова всегда присутствует некоторый диссонанс . С одной стороны грамотный текст ( не без налёта "самых поездатых поездов" , но это фильтруется ) и хорошая аналитика , но иногда , как что нибудь ляпнет или в иллюстрации вставит …

Вот и здесь — с удовольствием читал статью в журнале , но "осколочный снаряд" просто выбил из под меня стул .

KETF — классическая шрапнель , а никакой не "осколочный" снаряд . Разрывного заряда нет — только небольшой вышибной , вместо ударного взрывателя — программируемый в полёте с подрывом в заданной точке траектории , а вместо осколков — вольфрамовая шрапнель .

elephant_white
elephant_white
25.11.2014 19:26

А почему на первых фото(где

А почему на первых фото(где машина в камуфляже под среднюю полосу) пять опорных катков, а на нескольких последующих(в пустынном камуфляже) шесть?  Разные варианты? или при навеске доп. брони еще каток ставят? Или как?…

yassak
26.11.2014 04:14

У данной машины нет будущего,

У данной машины нет будущего, она уже устарела. Слишком тяжела и, кроме того не имеет запаса на модернизацию. Отсуствует какая-либо защита от ударных беспилотников и многое другое. Короче, как машина поля боя не соответствует даже современным требованиям. А для борьбы с гражданским населением она избыточна.

27.11.2014 14:25
Ответить на  yassak

Отсуствует какая-либо защита

Отсуствует какая-либо защита от ударных беспилотников

Войсковая ПВО?

Слишком тяжела

Которая из? Пума существует в ТРЁХ вариантах.

Короче, как машина поля боя не соответствует даже современным требованиям

Каким? smiley 

putnik -ost
27.11.2014 03:13

Удивляет другое. Немецким

Удивляет другое. Немецким инженерам на создание с чистого листа нового танка «Леопард» — от первого штриха на кульмане до выхода с конвейера первой серийной машины — потребовалось 7 лет. И это в Германии, не успевшей в полной мере восстановить всю промышленность после Второй мировой войны. На создание БМП «Пума» в высокоиндустриальной Германии XXI в. уже ушло более 15 лет, а завершения этой истории пока не видно.

 

Пусть не удивляет — лучшее — враг хорошего, а аппетит приходит во время еды. Дер Аппетит комт дем эссен, как грится. 

Кроме того, тевтоны широко известны свой склонностью к перфекционизму и умением коробчить каждый грош(пффенинг). 

27.11.2014 14:20
Ответить на  putnik-ost

putnik-ost пишет:Удивляет

[quote=putnik-ost]Удивляет другое. Немецким инженерам на создание с чистого листа нового танка «Леопард» — от первого штриха на кульмане до выхода с конвейера первой серийной машины — потребовалось 7 лет. И это в Германии, не успевшей в полной мере восстановить всю промышленность после Второй мировой войны. На создание БМП «Пума» в высокоиндустриальной Германии XXI в. уже ушло более 15 лет, а завершения этой истории пока не видно.[/quote]

Объединение Германии нанесло сильный удар по многим программам. До сих пор сказываются последствия.

Альтернативная История
Logo
Register New Account