Проект легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur. Великобритания

1

 

Данная статья является третьей в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны.

Excalibur был проектом легкого авиатранспортабельного истребителя танков, разработанного школой танковой техники (School of Tank Technology) в 1960-х годах. Согласно заданию требовалась боевая машина весом не более 30 тонн, которая была бы плавающей и имела бы габариты, позволявшие осуществлять перевозку тяжелыми военно-транспортными самолетами Blackburn B-101 Beverley. Боевая машина должна была обладать отличной подвижностью, иметь как можно меньшую высоту и нести вооружение, способное уничтожить любой советский танк того времени.

Для удовлетворения требований технического задания конструкторы истребителя танков выбрали довольно необычную компоновку. Вместо того чтобы выбрать стандартную компоновку корпуса, на которой останавливались разработчики других истребителей танков, сотрудники школы танковой техники предпочли установить в передней части корпуса частично вращающуюся башню. Данное техническое решение было выбрано с целью обеспечения относительно небольшую высоту истребителю танка и максимальный угол разворота его орудия.

В проекте истребителя танков разработчики постарались преодолеть несколько основных проблем казематной компоновки и в первую очередь ограниченные возможности при нахождении в неподвижном положении. Безбашенные танки и танки с казематным размещением вооружения для разворота и грубой наводки орудия используют поворот всего корпуса, и повреждение ходовой части или непроходимая местность могут эффективно нейтрализовать наступательные способности этих боевых машин, поскольку фактический угол разворота их орудий обычно ограничен несколькими градусами.

Имея в передней части корпуса частично вращающуюся башню, угол разворота орудия в которой составлял 90 градусов (по 45 в каждую сторону), легкий истребитель танков Excalibur решил эту проблему без установки поверх корпуса вращающейся башни. В результате истребитель танков имел бы низкую общую высоту, что увеличивало живучесть на поле боя.

Из-за весовых ограничений, накладывавшихся требованиями аэротранспортабельности, конструкторы для истребителя танков Excalibur выбрали алюминиевую броню. Передняя часть корпуса истребителя танков должна была быть установлена под углом и иметь толщину 50 мм; толщина нижнего лобового листа должна была быть уменьшена до 40 мм. Передняя и боковые стороны частично вращающейся башни имели бы толщину 25 мм, а задняя сторона – 15 мм. В дополнение к основной броне на бортах истребителя танков должны были быть размещены по несколько укладочных ящиков с толщиной стенок 5 мм. Алюминий был выбран, поскольку он достаточно легкий для использования в авиатранспортабельных танках и достаточно прочный, чтобы соотвествовать заданным требованиям, а именно: обеспечение защиты от ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Об обеспечении легкого истребителя танков защитой от бронебойных подкалиберных снарядов и управляемых ракет того времени не могло быть и речи. Защитой истребителя танков Excalibur должны были стать размеры, подвижность и засадная тактика.

Конструкторы рассмотрели установку нескольких вариантов основного вооружения, но в конечном итоге была выбрана 105-мм пушка с низким давлением пороховых газов в стволе. Данные орудия были разработаны для установки на транспортные средства, для которых требуется применение пушек больших калибров и которые не могут выдержать отдачи обычных орудий с высоким давлением пороховых газов в стволе или же не обладают достаточным пространством для отдачи обычных орудий. Хотя данные орудия не являются идеальными для бронебойных снарядов, они отлично подходят для стрельбы кумулятивными и бронебойно-фугасными снарядами. Для эффективного воздействия данных снарядов по противнику нет необходимости в высокой начальной скорости. Оборотной стороной орудий с низким давлением пороховых газов в канале ствола являлась уменьшенная дальность стрельбы по сравнению с обычными орудиями того же калибра. Как следствие наводчик должен был увеличивать угол подъема ствола для стрельбы на ту же дальность и учитывать большее КВО снарядов. Защита от пехоты противника должна была обеспечиваться спаренным 7,62-мм пулеметом и 12,7-мм пулеметом HMG, установленным на верлюге.

Проект легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur. Великобритания

боковое сечение проекта легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur

Проект легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur. Великобритания

Проект легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur. Великобритания

компьютерная модель проекта легкого авиатранспортабельного истребителя танков Excalibur

В случае необходимости на истребитель танков Excalibur также могли быть установлены ПТУР Swingfire; ракеты размещались бы в контейнерах вдоль кормы корпуса истребителя танков над его гусеницами. Благодаря способности ПТУР Swingfire разворачиваться на 90 градусов спустя секунду после выстрела (данная особенность и по сей день является уникальной среди противотанковых управляемых ракет) Excalibur смог бы поражать танки противника, при этом полностью оставаясь в укрытии.

Силовая установка истребителя танков Excalibur должна была состоять из одного многотопливного двухтактного двигателя Leyland L50 с эффективной мощность 580 л.с.. Благодаря этому двигателю и автоматической коробке передач Allison XTG 411-3 боевая машина могли бы развивать максимальную скорость 48 миль в час (77 км/ч) и иметь дальность хода по шоссе на одной заправке 318 миль (611 км). Ходовая часть истребителя танков Excalibur должна была состоять из десяти опорных катков по пять на каждую сторону; подвеска была торсионной. На каждой стороне должны были быть установлены по четыре поддерживающих катка. Еще одной особенностью двигателя Leyland L50 был встроенный водометный движитель, благодаря которому истребитель танков Excalibur смог бы относительно быстро пересекать водные преграды без предварительной подготовки (как указывалось выше Excalibur должен был обладать амфибийными свойствами).

Экипаж боевой машины должен был состоять из трех человек и размещаться в частично вращающейся башне: командир и наводчик справа от орудия, заряжающий/радист – слева. Поскольку истребитель танков Excalibur никогда не предназначался для ведения огня в движении, то наводчик должен был выполнять функции механика-водителя; перевод из режима стрельбы в режим подвижности должен был осуществляться с помощью переключателя.

В заключение следует сказать, что истребитель танков Excalibur так и не был воплощен в железе. В случае, если бы Excalibur был бы изготовлен, испытан и запущен в серийное производство, то он бы стал неплохой боевой машиной, которая поступила бы на вооружение не только британской армии, но и армия ряда других стран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Excalibur

Назначение: легкий авиатранспортабельный истребитель танков

Статус: проект

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка:

двигатель – многотопливный двухтактный двигатель Leyland L50 с эффективной мощность 580 л.с.
трансмиссия – Allison XTG 411-3
подвеска – торсионная
рулевое управление – механизм T-образной форм
гусеницы – траки резино-металлические (матированная сталь) шириной 22 дюйма (558 мм)

Размеры:

длина 25,10 футов (7,6 м)
высота 8,11 футов (2,47 м)
ширина 11 футов (3,3 м)
клиренс 40 дюймов (406 мм)

Вес:

максимальный 60000 фунтов (30 т)

Максимальная скорость: 48 миль в час (77 км/ч)

Вооружение:

основное – 105-мм пушка с низким давлением пороховых газов в стволе
вспомогательное – два 7,62-мм пулемета и один 12,7-мм пулемет HMG
дополнительное – восемь ПТУР Swingfire

источник: https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2194764514076887?__tn__=K-R

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account