Проект быстроходного танка CALIBAN. Великобритания

2

 

Данная статья является второй в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны.

Старт работам по проекту CALIBAN был дан в начале 1960-х годов. Перед Королевским военно-научным колледжем, школой танковой техники, (Royal Military College of Science School of Tank Technology) была поставлена задача разработать проект танка, способного поддерживать мотострелковые дивизии. В первую очередь это относилось к возможному ядерному конфликту на европейском ТВД.

На тот момент в Великобритании на вооружении находились тяжелые танки Conqueror и основные танки Centurion. Первые предназначались для боя с тяжелыми бронированными машинами противника, а вторые несли на себе основную тяжесть борьбы с бронетехникой противника и взаимодействия с пехотой. Оба этих танка считались слишком тяжелыми для стремительных ударов по мотострелковым подразделениям русских. Помимо этого данные танки не могли быть переброшены по воздуху и не могли использовать маршруты передвижения пехоты и мосты 30-тонного класса.

В командовании Королевской армии сочли, что остро не хватает танка, способного быстро перемещаться совместно с пехотой и в короткие сроки вступать в бой с советскими подвижными соединениями. Будущая боевая машина виделась в виде быстроходного танка с бронированием, толщина которого была достаточной для защиты от боевых машин, тесно взаимодействующих с пехотой противника.

Вооружение будущего танка должно было быть способным уничтожать подразделения пехоты, любые тактические наземные цели, а также любые советские основные танки, которые попадутся ему на пути. Дополнительным требованием, предъявляемым к вооружению танка, была способность эффективно сдерживать войска противника во время ведения арьергардных боев: благодаря значительному превосходству в огневой мощи он должен был сдерживать наступающие войска противника в случае, если советское командование не пустит в бой свои сверхтяжелые танки.

Исходя из заданных требований было решено, что основной вооружение танка будет чем-то особенным и способным соответствовать всем вышеперечисленным критериям; оно должно было значительно превосходить все имевшиеся на тот момент танковые пушки и обладать значительной избыточной мощностью.

В качестве основного вооружения была выбрана 160-мм пушка с автоматом заряжания, в боезапас которой входили бронебойно-фугасные снаряды со сминаемой головной частью (High-Explosive Squash Head [projectile] – HESH), фугасные снаряды и тактические ядерные боеприпасы. HESH снаряд весил 60 фунтов (27 кг) и мог уничтожить советский танк на дальности до 2000 ярдов (1800 м). Ожидалось, что на дальностях 1000 и 1500 ярдов (914 м и 1,3 км) вероятность попадания составит 98,5% и 88% соответственно.

Пушка была встроена в качающуюся башню с силовым приводом и оснащалась джойстиковой системой управления. В целях упрощения механики автомата заряжания (удаление мезанизма извлечения гильзы) снаряды 160-мм пушки были раздельного заряжания с использованием шелковых зарядных картузов. Боезапас пушки должен был составлять 30 снарядов; HESH снаряды, фугасные снаряды и, в случае необходимости, ядерные боеприпасы должны были храниться раздельно. Пушка не имела дульного тормоза и оснащалась эжекционным устройством.

Вспомогательное вооружение танка должно было состоять из 0,3-дюймового (7,62 мм) спаренного пулемета Russel Robinson. Этот пулемет был выбран из-за его относительно небольшой части, находившейся внутри танка, и способности выбрасывать отстрелянные гильзы вне танка. Второй пулемет того же типа должен был быть установлен на крыше качающейся башни и обеспечивать сектор обстрела в 360 градусов.

Проект быстроходного танка CALIBAN. Великобритания

Проект быстроходного танка CALIBAN. Великобритания

Проект быстроходного танка CALIBAN. Великобритания

схема проекта быстроходного танка CALIBAN

В состав стандартного оборудования танка должны были входить два многоствольных дымовых гранатомета. Вращающаяся на 360 градусов качающаяся башня была очень похожа на французскую, но отличалась очень толстым бронированием передней части. Толщина лобовой брони башни составляла 162 мм при угле наклона 55 градусов, что давало приведенную толщину в 282 мм. В то же самое время толщина бортов и задней стенки была тонкой и составляла всего 25 мм. Угол склонения пушки должен был бы равен минус 12 градусов; угол возвышения – плюс 20 градусов.

Корпус танка должен был иметь сварную конструкцию с типом защиты «все или ничего». Верхний лобовой лист должен был иметь толщину 130 мм и устанавливаться под углом 60 градусов к вертикали, а затем под углом 20 градусов к горизонтали, в результате чего приведенная толщина брони превышала бы 260 мм. В свою очередь нижний лобовой лист должен был иметь толщину 30 мм и устанавливаться под углом 40 градусов. В отличие от верхнего лобового листа бронирование бортов и задней части корпуса танка было бы очень тонким – от 25 до 10 мм – и достаточным лишь для защиты от осколков снарядов и стрелкового оружия. Механик-водитель должен был размещаться справа и иметь три эпископа новой конструкции. В случае, если они в случае ядерного взрыва становились непрозрачными, то (как и было задумано) они поворачивались и из внутренней части танка выставлялись новые смотровые приборы.

В качестве силовой установки – двигатель устанавливался в задней части корпуса танка – был выбран бензиновый двигатель Meteorite Mk.202. Мощность от двигателя передавалась к гусеницам через дисковое сцепление Borg and Beck, коробку передач Z5 Merritt brown и задние ведущие колеса. Для зарядки аккумулятора были предусмотрены два отдельных 4-киловаттных двухскоростных генератора. Ходовая часть должна была состоять из десяти опорных катков по пять на каждую сторону; подвеска была пружинно-торсионной. В поддерживавших катков не было, и провисшая верхняя ветвь гусеницы должна была опираться непосредственно на опорные катки.

источник: https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2191530154400323

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account