Приложение к части XI: Крейсера Сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

3

Есть у меня в АИ пара турбинных «Изумрудов» («Сапфир» и «Топаз»), которые я «заложил» еще в первой части (правда, на них как-то не обратили внимания); кроме того у меня в составе флотилии присутствует бывший немецкий крейсер «Kolberg», который я переименовал в «Малахит», и низведенный до ранга учебного судна «Рюрик», который стал «Владивостоком». Собственно это все, чем располагает из крупных кораблей Сибирская флотилия в моей альтернативе в период с 1923 по 1928 (если не считать авианосца, то и до 1931). Это конечно больше, чем было в РИ, но все эти корабли старые и им нужна модернизация, что я и представляю ниже. ТТХ, думаю, излишние – все есть в ранних постах.

После вывода из боевого состава броненосных (линейных) крейсеров типа «Рюрик» по результатам Вашингтонского морского соглашения Сибирская флотилия фактически снова скатилась до состояния флотилии пограничной охраны. Оставшиеся в строю крейсера могли максимум осуществлять показ флага и гонять браконьеров; единственное, что можно было сделать – это провести модернизацию.

Первым на модернизацию встал «Топаз» («Сапфир», который находился в ремонте больше двух лет после боя с «Эденом», был лучше в техническом состоянии). Сначала модернизацию хотели ограничить переводом котлов на нефтяное отопление и усилением зенитного вооружения, но аппетит приходит во время еды, тем более что для «новых» авианосцев запланировали создать двухорудийные башни с модернизированными 130-мм орудиями (прим.: я подразумеваю это как некий аналог башен Б-2ЛМ, но с орудиями типа Б-7 и диаметром башни по шарам 2591 мм, т.е. как у КЛ типа «Шквал» – допускаю, что это возможно). Докование и модернизацию котлов провели осенью-зимой 1925-26 г.г., но проблема была в новых башнях: они только выходили на стадию прототипа и раньше 1927 года их ждать не приходилось. Однако поскольку их основание совпадало с основанием башен под 120-мм пушки Виккерса, их установку конструкторский коллектив «Дальсудзавода» гарантировал в недельных срок после поступления. Правда, вес установки, который был заявлен производителем, составлял в варианте бронирования в 50 мм – 53 т, что было слишком много (башни с 120-мм имели массу в 40 т). Поэтому решили, что вместо кормовой верхней башни поставят орудие за щитом, которое было легче в 3 раза.

Одновременно в качестве бортовых 120-мм решили поставить двухорудийные универсальные пушки итальянского производства, но и их пришлось ждать достаточно долго, тем более что итальянцы намеревались модернизировать свои орудия и продать уже «стоковые» универсалки. В итоге весь 1926 год «Топаз» проходил со старым вооружением. В 1926 году «Сапфир» стал на аналогичную модернизацию и докование; кстати, он первый и получил башни, которые пришли в октябре 1927 года. Вслед за ним их установили на «Топаз», правда универсальные 100-мм орудия еще отсутствовали и в качестве временной меры на спонсоны установили старые 75-мм пушки Канэ на станках Миллера. Наконец в 1928 году из 20 закупленных в 1928 году 100-мм установок Минизини 10 ушло на Дальний Восток, и оба крейсера наконец-то получили полный комплект вооружения (к нему также добавили 37-мм зенитные автоматы образца 1928 года). Кстати, отказ от третьей башни после установки универсалок оказался правильным, поскольку четыре пятнадцатитонных установки оказались достаточно приличным довеском к водоизмещению.

Приложение к части XI: Крейсера Сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

Крейсера типа «Сапфир» до и после модернизации

В итоге в 1928 году флотилия имела два более или менее адекватных крейсера, которые, правда, уже разменяли третий десяток. Первое время они использовались как лидеры ЭМ, благо их скорость после «колдования» с котлами достигала 27,5 уз. После прихода в состав флота линкоров и новых крейсеров все старые крейсера свели в бригаду, главной задачей которой была охрана «Можайского», правда из-за небольшой дальности хода дальше Сахалина и Курил они не совались. В итоге к 1936 году было понятно, что корабли даже после всех модернизаций не соответствуют современным требованиям ни по одному из пунктов, и в итоге их вывели из боевого состава. Правда, «Топаз» был перестроен в быстроходный минный заградитель, притом часть узлов при ремонте была заимствована с «Сапфира», но об этом в другой публикации.

Более крупный легкий крейсер (хотя по сути он был бронепалубным) – бывший немецкий «Kolberg», который получил название «Малахит», пришел на Дальний Восток в 1924 году. Надо сказать, что его перевооружили еще в 1923 году на Балтике, когда 6×150-мм немецких орудий заменили на 7 130-мм. Зенитную артиллерию немецкого производства сняли для изучения, а вместо нее поставили 2 зенитки Лендера в кормовой и носовой части. На место 88-мм поставили еще одно орудие обуховского завода.

Из-за ремонта, который крейсер прошел еще на Балтике, его поставили на модернизацию последним – в конце 1927 года. Сняли 130-ки с щитами на оконечностях и заменили на двухорудийные башни, такие же, как у "камушков" и авианосцев. Среднее орудие сняли, а вместо него поставили катапульту с гидроавиатранспорта «Ангара», правда катапультный разведчик для нее появился только в 1929 (МРК-1 конструкции бригады молодого конструктора Четверикова), а до этого времени применявшийся МРЛ-2 оперировал с воды. Зенитное вооружение усилили 4×37-мм автоматами образца 1928 года; в принципе, на этом модернизация завершилась в 1929 году. Надо заметить, что много времени и сил заняла установка башен; это, кстати, повлияло на решение об отказе от такого решения на крейсерах «Светлана». «Малахит» до 1936 года входил в бригаду крейсеров, а в дальнейшем числился учебным крейсером.

Приложение к части XI: Крейсера Сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

Крейсер «Малахит» до и после модернизации

В 1939 году была даже идея перевести его на Балтику для замены «Авроры» в качестве флагманского корабля учебной бригады, но такой переход вследствие физического и морального износа посчитали нежелательным и его оставили на Дальнем Востоке. Окончательно его списали только после войны, в которой он не сделал ни одного выстрела.

Стоит рассказать еще об одном крейсере, хотя это определение было достаточно условным. По результатам подписания Вашингтонских соглашений было разрешено оставить в качестве учебного крейсер типа «Рюрик», правда требовали разоружения корабля, а также снижения боевых качеств. В соглашении были прописаны следующие условия:

  • снижение максимальной скорости хода до 18 узлов;
  • снижение количества орудий главного калибра до 6, также требовалось уменьшить количество орудий ПМК (правда, точное число оговорено не было);
  • снятие вертикального бронирования.

Интересно, что когда пришла очередь перестраивать линкоры в учебно-артиллерийские корабли Великобританией, США и Японией («Iron Duke», «Wyoming» и «Hiei»), эти требования остались практически без изменений.

Но тут случилась заминка: на производственных площадях «Дальсудзавода» уже шли работы по разоружению для переоборудования в авианесущие корабли однотипных «Баяна» и «Адмирала Макарова», и поставить под эту процедуру еще и «Рюрик» физически не было возможности. Япония предложила сделать это на своих верфях, но не бесплатно, а за счет передачи им снимаемых орудий и брони – это вообще не устраивало. Тогда, чтобы создать видимость действия, в июне 1922 года в присутствии консулов Японии и США опечатали 1 и 2 котельные отделения, а также кормовую двухорудийную башню. В принципе это ничего не дало, так как на выходе в июле того же года «Рюрик» заснял японский гидросамолет-разведчик и на фото было видно, что опечатанная башня повернута на борт; в итоге протеста японской стороны о несоблюдении Россией договоренностей корабль все-таки поставили к достроечной стенке, а работы по будущим авианосцам временно прекратили. В новом виде «Рюрик», который получил название «Владивосток», вышел в море только весной 1924 года.

Начали с демонтажа 152-мм бронепояса; это дало снижение водоизмещения в 2300 т. Барбеты орудий, бронепалуба и бронирование башен остались прежними, хотя это не было предусмотрено договором. Но бронерубку уменьшили, а кормовую сняли вообще, это дало еще минус 300 тонн.

С орудиями главного калибра поступили вполне естественным способом: сама система размещения орудий при условии сохранения 6 орудий ГК подразумевала снятие только одной двухорудийной башни (в данном случае это была кормовая) массой 650 т.

Противоминная артиллерия также претерпела изменения, хотя далеко не сразу. 120-мм орудия оставались в составе вооружения вплоть до 1927 года по одной простой причине – 130-мм пушки были очень востребованы и Обуховский завод просто не успевал с заказами: только Сибирской флотилии требовалось для перевооружения авианесущих и легких крейсеров 54 орудия данного типа. Но даже старые пушки Виккерса подверглись «сокращению», частично из-за требований договора, а часть из них убрали для обустройства дополнительных помещений из-за нового учебно-штабного назначения корабля (например для оснащения адмиральского салона). В итоге из двадцати 120-мм орудий в 1925 осталось только 12 казематных орудий. Когда 130-мм наконец-то получили, то их также установили в казематах: укрепление палубы для установки таких пушек за щитами, а тем более формирование основ для башенных установок сочли лишней тратой времени и денег.

Что касается другой артиллерии, то тут что могли, то творили. Еще из Кронштадта крейсер ушел с 76,2-мм орудиями Лендера, но кроме этих орудий на флотилии активно использовали 75-мм пушки Канэ на станке Меллера – в итоге установили и их на носовой башне. Когда же в 1929 году пришло время принимать на вооружение 100-мм универсалку Минизини (тогда еще итальянского производства), то и ей нашлось место: две установки поставили по бортам практически на месте снятой дымовой трубы. Тогда же наконец сняли 75-мм, вместо которой, а также на двух кормовых одноорудийных башнях поставили по 37-мм автомату образца 1928 г.; пушки Лендера при этом остались.

Для снижения скорости было принято решение снять котлы 1 и 2 котельного отделения (заодно ликвидировали ненужную теперь носовую трубу); это также уменьшило водоизмещение на 400 т. Но тут случилась загвоздка – стандартное водоизмещение корабля уменьшилось на 3600 т, соответственно и осадка стала меньше почти на 80 см. Снятие «лишних» котлов теоретически давало полный ход чуть выше 17 уз, но это при старом водоизмещении; кроме того, в процессе переоборудования оставшиеся 18 котлов перевели на нефтяное отопление (это оказалось дешевле с точки зрения логистики), и когда в мае 1924 года корабль вышел на испытания, он умудрился разогнаться до 22 уз. Этот факт скрыли и официально корабль посчитали соответствующим требованиям. Кстати, на месте бывшего котельного отделения и частично на батарейной палубе сформировали обширные помещения для курсантов (для штабных офицеров сделали салон на верхней палубе за кормовой трубой).

Кроме того, еще на этапе проекта была поставлена задача увеличить боевые качества корабля. По сути единственный способ без нарушения договорных обязательств крылся в оснащении кораблей самолетами. В принципе один из крейсеров («Адмирал Макаров») оснастили самолетом еще во время ремонта в Николаеве в 1920–1921 гг., но тут решили увеличить количество самолетов, благо корма оказалась свободна. До катапульты еще не доросли, но на кормовой платформе поставили 2 гидросамолета разведчика (до 1926 года М-24, позднее МРЛ-2). Когда же появились торпедоносцы ТБ-1П, то шальная головушка одного из деятелей в штабе предлагала и его затянуть на палубу, но кольчужка оказалась велика, поэтому ограничились возможностью заправлять самолеты на плаву (ввели специальные кранцы) и построили специальный катер который мог использоваться для подвески торпеды ТАН-12.

Приложение к части XI: Крейсера Сибирской флотилии (модернизация 20-х годов)

Учебно-штабной корабль «Владивосток» до и после модернизации

В общем, получился достаточно оригинальный корабль, по сути огромный бронепалубный крейсер; кто-то даже сравнил его с броненосцами класса «Италия» 80-х годов 19 века.

Корабль был самый «ходовой» из всей флотилии, всю вторую половину 20-х годов он проходил то под флагом командующего, то под флагом учебного отряда (в который кроме «Владивостока» входил пароход «Орел»), притом его заносило в такие дали, как Сидней и Перл-Харбор. В принципе он мог прослужить еще долго, если бы не Лондонский договор, который Россия, правда, подписала частично. В 1931 году старый крейсер наконец-то обрел «немореходное» состояние, став учебным кораблем Тихоокеанского военно-морского училища им. С.О. Макарова. В принципе он не должен был иметь возможность выходить в море (чего в принципе он и не делал), но такая возможность сохранялась. Списали старый корабль только в 1936 году (сказались возраст и состояние корабля, который за свою почти 30-летнюю жизнь получил почти все виды боевых повреждений).

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account