Предтеча всех транспортников Антонова. Загадочный военно-транспортный самолёт 40-х Ан-Р. СССР

6

Данный самолёт не стал первой машиной КБ Антонова, до неё был создан легендарный Ан-2. Однако именно в этой машине были заложены те принципы, которые легли в основу всех военно-транспортных самолётов КБ вплоть до сегодняшнего дня и вывели СССР в мировые лидеры по грузовой авиации.

Предтеча всех транспортников Антонова. Загадочный военно-транспортный самолёт 40-х Ан-Р. СССР

В декабре 1948 года ОКБ-153 начало работу над проектом транспортного самолета «Р», который, как позже вспоминал Антонов, отличился хорошим соответствием техническим требованиям ВВС СССР:

«Изучив проект требований к двухмоторному транспортно-десантному самолету с полезной нагрузкой 4 тонны, я считаю возможным заняться разработкой этого проекта и, в случае его одобрения, построить самолет в ОКБ-153».

После проведенных исследований и предварительных испытаний моделей, которые подтвердили возможность выполнения требований по взлетно-посадочным характеристикам самолета, Антонов обратился в министерство:

«Считаю возможным завершить в 1951 году эскизный проект. Прошу включить эту работу в план на 1951 год».

Каков же был технический облик этого транспортного самолета?

Проект «Р» предполагал создание десантно-транспортного самолета, способного перевозить разнообразные грузы, технику (такие как пушки и автомобили) и военных (до 30 человек) общей массой до 3000 кг. Самолет «Р» должен был обладать улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (разбег и пробег не более 200 м при максимальной взлетной массе 13 500 кг, скорость посадки — 85–90 км/ч) и высокими эксплуатационными качествами, такими как удобство и скорость загрузки и разгрузки. Конструкция самолета включала двухпалубный высокоплан с поршневыми двигателями АШ-62ИР мощностью по 1000 л. с., а также V-образное хвостовое оперение.

Ключевой конструктивной особенностью был объемный грузовой отсек (размеры 6,4×2,55×2,26 м) с возможностью сквозного проезда, который должен был образуется при откидывании носовых и хвостовых обтекателей. Предусматривалось, что загрузка самолета может производиться с помощью тельфера на монорельсе, бортовой лебедки или через проезд автомашины через грузовой отсек. Для облегчения ручной загрузки уровень силового пола совпадал с высотой кузова автомобиля ГАЗ-51. Грузовая кабина объемом 37 куб. м вмещала:

  • любые грузы и десантные комплекты общей массой 3000 кг, а с перегрузкой до 3500 кг;
  • 30 десантников с полным вооружением;
  • 24 тяжелораненых на носилках;
  • авиадесантную самоходную установку АСУ-53 массой 3550 кг;
  • 37-мм. автоматическую зенитную пушку образца 1939 г. (масса 2300 кг) с расчетом и боеприпасами;
  • 122-мм. гаубицу образца 1938 г. (масса 2400 кг) с расчетом и боеприпасами;
  • 85-мм. дивизионную пушку (масса 1700 кг) с расчетом и боеприпасами;
  • бронеавтомобиль БА-64 (масса 2400 кг) с экипажем и боеприпасами;
  • автомобиль ГАЗ-51 (масса 2710 кг) с водителем и горючим;
  • два автомобиля ГАЗ-67Б (общей массой 2750 кг) с водителями и горючим.

Двигатели размещались в специальном моторном отсеке, расположенном позади кабины пилотов на верхней палубе фюзеляжа. Винты приводились в движение через угловую трансмиссию. Такая компоновка силовой установки обеспечивала возможность механику проводить обслуживание двигателей прямо в воздухе и создавала удобные условия для проведения ремонтных работ на земле в ночное время и при неблагоприятных погодных условиях.

Общая емкость топлива составляла 3400 литров, и оно хранилось в крыльевых протекторированных баках. Для достижения высоких взлетно-посадочных характеристик крыло было оснащено мощной механизацией: на участках крыла, не обдуваемых винтами, устанавливались предкрылки, а по всей длине крыла располагались выдвижные закрылки. Отсутствие мотогондол способствовало повышению эффективности винтов и позволило достичь аэродинамического качества самолета в 13 единиц.

На верхней палубе располагались кабина пилотов, отсек стрелка-радиста и механика. Сообщение с грузовым отсеком осуществлялось через трап-стремянку, установленную в левом борту внутри кабины. Кабина пилотов была отделена от моторного отсека звукоизолирующей перегородкой с дверью. Оборонительное вооружение включало верхнюю и кормовую установки с 12,7-мм пулеметами. По расчетам максимальная скорость на высоте 1750 метров составляла 300 км/ч, практический потолок – 4600 метров, а максимальная дальность полета – 1500 км.

Предусматривалось создания разных вариантов самолёта Ан-Р:

  • Буксировщик планеров – Самолет «Р» предполагалось использовать и как буксировщик планеров с полетной массой 3-6 т — тяжелых планеров Як-14, Ил-32 и Ц-25, создаваемых в то время в ОКБ А. С. Яковлева, С. В. Ильюшина и П. В. Цыбина.
  • Самолёт на лыжном шасси – Для повышения проходимости и использования самолета в зимних условиях и в районах Крайнего Севера предусматривалась установка лыжного шасси.
  • Самолёт на гусеничном шасси – проектом был предусмотрен и экзотичный вариант самолета на гусеничном шасси. Эта идея себя еще полностью не изжила, хотя установка гусеничного шасси на самолетах У-2, Р-5 в довоенный период и на Ли-2 в годы войны особого преимущества перед обычным, колесным шасси не показала.
  • Ан-Р с двухбалочным фюзеляжем – рассматривался вариант с двухбалочным фюзеляжем этого самолета, снизу которого подвешивалась легкоотделяемая грузовая кабина. Через два года такая идея была реализована на американском самолете Фэйрчайлд ХС-120.
Самолёт Фэйрчайлд ХС-120


Самолёт Фэйрчайлд ХС-120

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account