Подвиг адмирала и его офицеров. Броненосные крейсера типа «Леон Гамбетта». Франция

15

В продолжение статьи посвящённой самой яркой победе Австро-Венгерских подводников, предлагаю вам подробный рассказ об объекте этой победы, французском броненосном крейсере «Леон Гамбетта».

Основную тяжесть противостояния могучему британскому флоту до начала 20-го века несла на себе Франция. Вечно второй флот в мировой табели о рангах. Весь 19 век. Пепел Трафальгара стучал в сердца французских адмиралов, жесткая борьба за колонии и рынки сбыта не давала расслабиться. К началу нового века океанские просторы бороздили огромные плавучие отели, олицетворяющие силу галльского гения, но главную роль в противостоянии с извечным врагом французы отводили броненосным крейсерам. Многочисленные «истребители торговли» должны были быстро поставить Британию на колени. Вот только со скоростью у французов тогда все время не складывалось. Огромное количество котлов никак не трансформировалось в дополнительные узлы. По вооружению они также вряд ли кого могли запугать, зато имели хорошую мореходность и неплохое бронирование. Таковы были особенности французской школы крейсеростроения. Хотя был еще и внешний вид, уникальный и неповторимый. Так французы-от Жюль Верна до флотских инженеров представляли себе технический прогресс-трубы, дым, таль и механизмы-побольше.

Начало 20-го века полностью поломало французскую картину мира. С Англией пришлось договориться и стать союзниками, а на морях появился новый амбициозный игрок,к тому же ,с недавних пор,смертельный враг и обидчик «прекрасной Франции»-Германская империя.Германские эскадры становились все больше ,мощнее и быстроходнее. Хотя денег на создание практически с нуля второго в мире флота педантичные немцы потратили в итоге меньше чем скупые французы,пытающиеся задержаться хотя бы на четвертом месте.

Новые германские крейсера типа «Принц Адальберт» по артиллерийской мощи превосходили французский тип «Глуар». Соответственно,требования к новому французскому броненосному крейсеру морское командование сформулировало весьма высокие- благодаря дополнительному водоизмещению( разрешено было 12 600 тонн) новые корабли должны были не только нарушать вражеские коммуникации,но и защищать свои,вести боевые действия и в составе эскадры и в одиночном рейде,по огневой мощи они должны быть сильнее немецких аналогов и быть равнозначны более крупным «британцам».Считалось,что более эффективными будут действия в составе эскадры из трех-четырех однотипных ,быстроходных и хорошо вооруженных крейсеров.

Общее количество броненосных крейсеров во французском флоте планировалось довести до 24.

Честь создания нового проекта броненосных крейсеров предоставили Эмилю Бертену.

Луи́-Эми́ль Берте́н (фр. Louis-Émile Bertin; 23 марта 1840, Нанси — 22 октября 1924, Ла-Гласери) — французский военно-морской кораблестроитель, иностранный советник при правительстве[en], активный участник создания японского императорского флота в начале XX века.

Интересно ,кстати,что всю военно-морскую вакханалию начала 20-го века-с полным сломом предыдущей схемы развития флота, устроили три бодрых старикана-Фишер,Тирпиц и Бертен,которым в это время было уже за 60.

Бертен на новом проекте применил двухорудийные башни улучшенной конструкции,что ,как раз,и усилило огневую мощь новых крейсеров.Новые крейсера стали родоначальниками последнего поколения французских броненосных крейсеров,по традиции сохранили хорошую мореходность и приличное бронирование,заметно увеличив боевую мощь. Только со скоростью все как то не получалось.Тем не менее специалистами они оценивались как одни из самых мощных в мире-на момент закладки.

Уже в ходе строительства этих кораблей, 8 апреля 1904 года было подписано англо-французское соглашение, положившее (на время)конец полувековому соперничеству.

По проекту Бертена французы построили серию из трех крейсеров,которые получили наименования в честь политиков и деятелей культуры предыдущего поколения- «Леон Гамбетта» (Leon Gambetta), «Жюль Ферри» (Jule Ferry), «Виктор Гюго» (Victor Hugo).

Лео́н Мише́ль Гамбетта́ (фр. Léon Michel Gambetta; 2 апреля 1838, Кагор — 31 декабря 1882, Севр), — французский республиканский политический деятель, премьер-министр и министр иностранных дел Франции в 1881—1882 годах.

Жюль-Франсуа́-Ками́ль Ферри́ (фр. Jules François Camille Ferry; 5 апреля 1832, Сен-Дье-де-Вож — 17 марта 1893, Париж) — французский политический деятель, министр просвещения, министр иностранных дел в 1879—1885 годах, премьер-министр в 1880—1881 годах.

Викто́р Мари́ Гюго́[5] (фр. Victor Marie Hugo, французский: [viktɔʁ maʁi yɡo] (слушать (инф.));; 26 февраля 1802, Безансон — 22 мая1885, Париж) — французский писатель (поэт, прозаик и драматург), одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Проблему со скоростью французы попытались решить на планировавшемся четвертом крейсере типа «Леон Гамбетта»— за счет снятия 4-х 164 мм орудий добавив дополнительные котлы(sic!). В итоге «Эрнест Ренан» отнесли к отдельному типу.(Статья о нем уже есть на канале).

броненосный крейсер «Леон Гамбетта»


броненосный крейсер «Леон Гамбетта»

«Леон Гамбетта»  Leon Gambetta   Брест — Заложен в январе 1901, спущен 26 ноября 1901, вошёл в строй в июле 1905 года. потоплен подводной лодкой 27.4.1915

«Жюль Ферри» Jule Ferry   Шербур — Заложен в августе 1901, спущен 23 августа 1903, вошёл в строй в октябре(сентябре) 1905 года. исключен 1927

«Виктор Гюго»  Victor Hugo Лориан — Заложен в марте 1903, спущен 30 марта 1904, вошёл в строй в 1907 году. исключен 1930

Водоизмещение 11 959—13 108 тонн, 12 351 т («В.Гюго» 13 108 т) . Длина 146,45 м. Ширина 21,41 м. Осадка 8,05—8,41 м.

Бронирование-крупповская броня-Пояс — 70…150 мм;
палуба — 20 + 35-40 мм (на скосах — 65 мм);
траверз — 80;
казематы — 40…84; (др-140 мм )
башни главного калибра — 170 мм; (др.- 200 — 180 мм )
башни среднего калибра — 170 мм; (др.- 165 — 130 мм )
барбеты — 100…140;
боевая рубка — 150 мм (др-200 мм )

Двигатели-3 паровые машины тройного расширения, 28 паровых котлов («Ж.Ферри»- 20 ) ,28 500 л. с., Движитель 3 винта. Скорость хода 22,5 узла. Экипаж 728—734 человек.

Вооружение-2 × 2 — 194-мм / 40 , 6 × 2 и 4 × 1 — 164,7-мм /45 , 2-65 мм, 22÷24 — 47-мм, 2 — 37-мм пушки Максима. Минно-торпедное вооружение-Два однотрубных 450-мм торпедных аппарата

*»Джейнс» дает большую толщину бронирования(в скобках)

Проектное водоизмещение составляло 12 351 тонн, фактическое нормальное — от 11 959 до 13 108 тонн. Их длина составляла 146,5 метра, ширина — 21,4 метра, и осадка — 8,05-8,41 метра. По размерам они превосходили броненосные крейсера предыдущих серий.

«Гамбетты» имели гладкий корпус со слегка наклоненным назад форштевнем. Для улучшения мореходности, корабли имели длинный полубак, продолжавшийся от форштевня и до кормовой башни главного калибра. В носовой части корпуса располагалась прямоугольная надстройка, служившая основанием для мостика и массивной боевой мачты с закрытыми марсами. В корме имелась легкая сигнальная мачта, и навесная прожекторная платформа.

Корабли были четырехтрубными, трубы размещались парами между мачтами.Как и предшествующие корабли, они оснащались множеством выступающих патрубков вентиляторов.

Вооружение крейсеров типа «Леон Гамбетта» было значительно усилено, чтобы противостоять новым противникам — германским броненосным крейсерам.Главный калибр был представлен четырьмя 194-миллиметровыми 40-калиберными орудиями образца 1896 года, установленными попарно в носовой и кормовой двухорудийных башнях. Носовая башня располагалась на баковой палубе, и могла вести огонь в любую погоду; кормовая башня была установлена несколько ниже, на верхней палубе, но благодаря высокому коническому барбету, башню заливало незначительно. Башенные установки крейсера имели необычную форму; барбеты их были коническими, направленными широкой стороной вверх. Это улучшало защиту барбетов, так как неприятельские снаряды ударяли в них под очень невыгодным для пробития углом.Тяжёлые орудия стреляли 90 килограммовым бронебойным снарядом с начальной скоростью 840 м/с. Скорострельность их составляла порядка двух выстрелов в минуту.

Основным же вооружением являлась батарея из шестнадцати 164,7-мм 45-калиберных скорострельных орудий образца 1896 года. Двенадцать орудий было расположено попарно в шести двухорудийных башнях, по три с каждого борта на баковой палубе крейсера. При этом центральные башни выступали на спонсонах, что позволяло им вести погонный и ретирадный огонь. Ещё четыре 164-мм орудия были установлены в казематах; два носовых на верхней, и два кормовых на главной палубе.

Противоминное вооружение состояло из двадцати четырёх 47-мм орудий Гочкисса, расположенных в небронированных казематах на верхней палубе и на крыше надстроек. Также имелись две автоматические 37-мм пушки М́аксима. Это вооружение уже считалось недостаточным для борьбы с крупными миноносцами, появившимися в начале 1900-х, но для действующего в океане броненосного крейсера вероятность встречи с миноносцем была сравнительно невелика. Скорее, по привычке, чем ради какой-то практической цели, крейсера несли по два 450-мм подводных траверсных торпедных аппарата, расположенных в центре корпуса, и пускавших торпеды перпендикулярно курсу.

Крейсера имели традиционный для французов пояс по ватерлинии от штевня до штевня из цементированной крупповской закаленной стали, более прочной чем гарвееская . Высота пояса равнялась 3,5 метрам, из которых 1 метр находился ниже ватерлинии. Толщина пояса в центральной части достигала 150 миллиметров; к верхней кроме он утончался до 120 миллиметров, и в оконечностях его толщина не превышала 70 миллиметров. Согласно расчетам, пояс мог выдержать попадания британских 234-мм снарядов с дистанции более 3500 метров.

«Гамбетты» имели две броневые палубы, разделенные слоем из небольших герметичных отсеков, предназначенных для локализации повреждений. Нижняя броневая палуба имела толщину в 43 миллиметров; она имела скосы по краям, соединявшиеся с нижней кромкой броневого пояса. Верхняя броневая палуба имела толщину в 33 миллиметров, состояла из трёх 11 мм слоёв судостроительной стали, она была плоской и опиралась на верхние края броневого пояса.

Башни главного калибра были защищены 200 миллиметровой броней, их барбеты защищались 180 миллиметровыми плитами, крыши имели 50-мм толщину. Башни вспомогательного калибра были защищены 165 миллиметровыми и 130 миллиметровыми плитами; их барбеты защищались 103 миллиметровыми плитами. Казематы орудий вспомогательного калибра защищались 140 миллиметровой броней.

Силовая установка — трёхвальная, из трех вертикальных машин тройного расширения, мощностью около 28 500 л. с. Все три крейсера различались котельной группой; «Леон Гамбетта» нес двадцать восемь котлов Никлосса, «Виктор Гюго» двадцать восемь котлов Бельвилля, и «Жюль Ферри» двадцать котлов Дю Темпля — скорость кораблей на мерной миле составила порядка 22,5 узлов. Дальность плавания на экономичной скорости в 10 узлов составила 12 500 км.

До войны «Леон Гамбетта» засветился во время транспортировки французского президента Лубэ в Португалию в 1905 году.Как всегда,обкатка нового боевого корабля в представительских целях.

Во время Первой мировой войны,по соглашению с англичанами французы отвечали за Средиземное море,имея в противниках австрийцев и турок.Все три крейсера несли службу в районе Адриатики,охраняя транспортные перевозки и реагируя на движения австрийского флота. Французские броненосные крейсера к этому времени превратились в настоящую «прислугу за всё» — благодаря своим мореходности и дальности плавания они буксировали подводные лодки, патрулировали пролив Отранто, прикрывали воинские перевозки и сами доставляли грузы.

“Виктор Гюго” с 1922 года служил на Дальнем Востоке, 20.1.1928 выведен в резерв,в 1930 исключен из списков флота.. «Жюль Ферри»был исключен из списков флота в 1927 и в следующем году сдан на слом.

Гораздо более трагичная судьба досталась головному кораблю-«Леон Гамбетта».

В апреле 1915 года в Лондоне итальянцы вели тайные переговоры о вступлении в войну на стороне Антанты,выторговывая горы и равнины,острова и колонии. Соглашение было заключено и 23 мая 1915 года Италия объявила войну Австро-Венгрии.Опасаясь что сильный австрийский флот нанесет превентивный удар по будущему союзнику,французы усилили блокаду Адриатики ,патрулируя опасные районы.В одном из таких патрулей в ночь с 26 на 27 апреля 1915 года нес службу броненосный крейсер «Леон Гамбетта» ,его зона ответственности располагалась в 15 милях к югу от мыса Санта-Мария-ди-Леука, находящегося на самом кончике каблука Апеннинского «сапога .

Ночь выдалась ясная, тихая, штилевая. Неожиданно два мощных взрыва произошли у левого борта крейсера, образовав две огромные пробоины: одну близ отделения динамо-машин, другую около задней кочегарки.

Во внутренних помещениях корабля погас свет, страшно заревел пар, травящийся из лопнувших паропроводов, мачты и антенны рухнули на палубу. «Леон Гамбетта» быстро накренился на левый борт. На воду удалось спустить одну-единственную шлюпку. В этот момент с мостика прозвучал усиленный рупором спокойный голос контр-адмирала Сенэ. — Не спешите! — крикнул он матросам — Шлюпка ваша! Мы остаемся здесь! Адмирал не кривил душой: среди спасшихся с корабля 137 человек не оказалось ни одного офицера…

27 апреля в 00:40 приблизительно в 15 милях от мыса Леука две торпеды поразили крейсер в самые уязвимые места — котельное отделение и отделение генераторов. От взрыва на палубу рухнули радиоантенны, лишившийся хода и электроэнергии корабль сразу получил сильный крен на левый борт. Множество моряков оказались заблокированными во внутренних помещениях, быстро возраставший крен сделал невозможным спуск большинства шлюпок. На верхней палубе некоторые моряки, видя неминуемую гибель корабля, прощались с жизнью, взывали к матерям, жёнам и детям, другие кричали «Да здравствует Франция» и пели «Марсельезу».

Старший на борту, командир 2-й лёгкой дивизии контр-адмирал Виктор-Баптистен Сенэ (Victor-Baptistin Senès), от имени офицеров обратился к экипажу в мегафон: «Ребята, мы остаёмся, постарайтесь спасти себя!» Удалось спустить только одну шлюпку, рассчитанную на 58 человек, поэтому адмирал, командир крейсера и офицеры хладнокровно остались на своих постах, предоставив возможность спасаться матросам. Многие, опасаясь взрыва, бросались в воду и стремились отплыть подальше от корабля, который уже начал уходить под воду.

В единственную спущенную шлюпку набралось 108 моряков, остальные пытались спастись, удерживаясь за плавающие обломки. По показаниям одного из выживших, адмирал и офицеры оказались в воде в полной форме одежды. Им пытались помогать удержаться на плаву, но безуспешно — они погибали один за другим. Шлюпка со спасшимися направилась к итальянскому берегу и достигла его спустя семь часов после торпедирования. По телеграфу о катастрофе были извещены итальянские военно-морские базы Бриндизи и Таранто, из которых для поиска выживших немедленно вышли в море четыре миноносца. Миноносцы прибыли на место к часу дня и смогли спасти 27 человек, ещё двоих моряков подобрали итальянские рыбаки. Из воды подняли 58 тел погибших, в том числе контр-адмирала Сенэ.

Как оказалось, “Леон Гамбетта” был потоплен двумя торпедами австрийской подлодки U-5. Из 821 матроса и офицера, бывших на борту крейсера , погибли 684 человека, в том числе адмирал, командир корабля и все офицеры. Это была крупнейшая катастрофа французского флота, блокирующего Адриатику, а по количеству жертв она превзошла первую серьёзную потерю французского флота — броненосец «Буве» (Bouvet), погибший в Дарданеллах 15 марта 1915 года вместе с 639 членами экипажа. Тела погибших были с воинскими почестями захоронены итальянцами на кладбище коммуны Кастриньяно-дель-Капо. До вступления итальянцев в войну спасенные имели статус интернированных.При этом французам была оказана всевозможная помощь и созданы максимально комфортные условия пребывания.

Виктор-Баптистен Сенэ ранее остался и в русской истории- он был командиром французского крейсера «Паскаль»,стационера в порту Чемульпо в момент вероломного нападения японцев на «Варяг» и «Кореец». «Паскаль» принял значительную часть русских раненых и 216 членов экипажа(около трети)после боя.

По иронии судьбы,которая свела этих людей на поле боя,командир австрийской подлодки U-5 оказался тоже весьма неординарным человеком. Это был Георг фон Трапп ,кстати женатый на Агате Уайтхед — внучке знаменитого изобретателя торпед и основателя верфи в Фиуме. При этом познакомились они на церемонии спуска на воду U-5 ,где она была крестной матерью подлодки.

Потопив «Гамбетту» ,австрийская подводная лодка не смогла принять на борт никого из выживших- это был слишком утлый и маленький корабль. Немецкий подводный ас капитан-лейтенант Отто Херзинг 13 мая 1915 года после беглого осмотра лодки австрийцев был краток: «Я бы отказался идти в поход на таком корыте».

За крейсер Траппу не досталось ни ордена ни повышения чина. За войну он записал на свой счет потопление итальянской подводной лодки и 12 транспортов,став самым удачливым австрийским подводником.После войны и смерти жены,оставившей его с 7 детьми на руках,повторно женился,сделал еще троих,потом вместе с детьми создал «Хор семьи Трапп» и активно гастролировал. Гитлера и аншлюса не принял,уехал в США. На Бродвее ему посвящен мюзикл «Звуки музыки».

Австрийские подводные лодки и до Траппа пытались проявить активность в Адриатике,несмотря на убогую матчасть. Известны их безрезультативные атаки броненосных крейсеров «Вальдек-Руссо» , «Жюль Ферри» и подводной лодки «Френель» , а также успешное торпедирование 21 декабря 1914 года U 12 французского флагмана дредноута «Жан Бар» , который прикрывал проводку конвоя для Черногории. Дредноут получил торпеду в носовую часть и ушел ремонтироваться на Мальту. Больше французы линкоры в Адриатику не отправляли.

Проект «Леона Гамбетты» стал этапным для французского флота,он породил новое поколение французских крейсеров,добавившим к традиционным мореходности и защищенности повышенную боевую мощб. Бортовой залп «Леона Гамбетты» составлял уже 760 кг против 417 у «Жанны д’Арк» . Такая разница стала возможной благодаря переходу на двухорудийные башни-и на главном и на среднем калибре. С определенными трудностями и затратами,но удалось сохранить и точность и скорострельность одноорудийных установок.

Но в историю «Леон Гамбетта» вошел прежде всего в связи с подвигом адмирала Сенэ и его офицеров.

Австрийцы же в связи со своей крупнейшей морской победой в мировой войне выпустили памятную медаль.

Трагедия «Леона Гамбетты»,несмотря на весь ежедневный ужас мировой войны,современникам запомнилась.Прежде всего проявлением благородства и силы духа.

Источник — https://dzen.ru/a/XjGQ5ltKPiPPghho

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account