Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

-24

Когда мы говорим «пикирующий бомбардировщик», мы невольно представляем себе Пе-2. «Пешка» выпускалась с 1941 по 1945 год и стала одним из самых массовых советских фронтовых бомбардировщиков, а также неким символом пикировщика как такового.

Между тем самолет этот был спорным: он имел множество инноваций для того времени, но, вместе с тем, обладал посредственной бомбовой нагрузкой, низкой скоростью, слабым оборонительным вооружением и требовал от летчика отточенного пилотирования.

Тем интереснее, что уже в 1942 году СССР имел лучший аналог — Ту-2, который, в сравнении с Пе-2, серий не имел, однако в строю летал вплоть до 1982 года. О нем мы сегодня и расскажем.

Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

Как и всякий достойный человек, Туполев был арестован советской властью в 1937 году и более года провел в камере с уголовниками в Бутырской тюрьме, откуда его направили в ЦКБ-29 4-го отдела НКВД, или, в простонародье, в «шарашку».

Там Туполев приступил к созданию бомбардировщика, который должен был быть способен наносить удары по кораблям английского флота. Напомню, что время было сложное: было понятно, что скоро с кем-то придется воевать, но не совсем понятно — с кем.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая, стало понятно, что бомбить корабли Великобритании не потребуется. Так, четырехмоторный проект «Пикирующий бомбардировщик ПБ-4» превратился в проект ПБ-2 (скоростной пикирующий бомбардировщик).

Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

По итогу Ту-2 оказался весьма неплох. Первый полет состоялся в 1940 году, и летчики оценили машину высоко. Самолету был дан зеленый свет, а производство планировали наладить на заводе №166 НКАП в Омске.

А далее Туполев попал в мир советских авиаконструкторов, который был жесток и играл по своим правилам.

С началом Великой Отечественной войны советская промышленность массово переезжала за Урал. Не хватало буквально всего: людей, мощностей, металла. В 1942 году завод смог выпустить 79 самолетов, что по тем временам — капля в море. А к концу года Туполева на этом заводе подсидел Яковлев, и мощности были переданы под истребители «Як».

Между тем Ту-2, переданные в опытную эксплуатацию, показали себя как отличные машины. Летчики отмечали, что самолет берет почти втрое больше (3 т против 1 т) бомбовой нагрузки, имеет лучшее оборонительное вооружение. Кроме того, самолет был оснащен двумя моторами М-82 воздушного охлаждения мощностью 1450 л. с., с увеличенной массой броневой защиты. Он также имел броневую защиту экипажа, что серьезно повышало живучесть в ходе вылетов.

Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

В дополнение к этому самолетом было по-настоящему легко управлять, что также выгодно отличало его от Пе-2.

Однако за весь 1943 год было выпущено 17 самолетов Ту-2, что по тем меркам даже не серия, а опытная партия.

Наступательные события 1942–1943 годов показали, что самолета, который мог бы заменить Ту-2, попросту нет. Не справлялся с этим и Пе-2, в то время как Красной Армии нужен был самолет, способный работать в условиях наступления советских частей. С 1943 года работы над созданием опытного производства нарастили, и с 1944 года самолет худо-бедно вошел в серию в 348 машин, а в 1945-м производство нарастили до 742 единиц. При этом новое производство было развернуто уже в Москве.

Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

Немаловажно также отметить, что по соотношению вылетов к боевым потерям Ту-2 является лучшим советским бомбардировщиком Второй мировой.

Поэтому буквально сразу встает вопрос: а почему самолет, который был лучше Пе-2 буквально во всем, за годы войны был выпущен некой потешной серией в ~1 тыс. единиц?

Если смотреть на двигатели, то с ними у Ту-2 не было каких-либо проблем. М-82 выпускался широкой серией, был прост в обслуживании и эксплуатации.

Может быть, самолет был сложен в производстве? Также нет. Ту-2 был предельно технологичным самолетом, который Туполев к 1943 году и без того предельно упростил.

Почему лучший пикирующий бомбардировщик СССР Ту-2 проиграл конкуренцию посредственному Пе-2

Так почему не был налажен выпуск столь нужной машины? Скорее всего, Туполев попросту не смог победить в той крысиной возне и битве за ресурсы, которая разгоралась в те годы.

К слову, Ту-2 оказался на редкость «долгоиграющим» самолетом. В СССР его массовый выпуск был налажен уже после Второй мировой войны и продолжался даже в эпоху реактивной авиации — вплоть до 1952 года. Всего таким образом было выпущено 2540 самолетов.

Самолет успел повоевать в Корее, где на нем летали китайские летчики, а также отметился в Индонезии. Последние машины были сняты с вооружения в КНР лишь в 1982 году, что говорит о серьезном техническом заделе, который был заложен Туполевым.

Источник — https://dzen.ru/a/Z1bkT0iU3yjwnPvl

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
96 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account