Плавучие базы Макарова
5
Известно, что у Российской Империи в конце 19 века не было собственных опорных баз в Мировом океане. Собственно мало опорных баз было и у СССР. Хотя ситуацию исправили базы Вьетнама и Кубы, но их было недостаточно. И тогда в составе флота Советского союза появились плавучие базы. А если бы Плавучие Базы «классического типа», т.е. как соединение из 5-6-7 специализированных кораблей появляются в русском флоте с конца 19 века?
Когда Россия планировала начинать в скорое время войну с Турцией за освобождение народов Балканского полуострова, русская армия оказалась в сложном положении. После Крымской войны России было запрещено иметь военный флот на Черном море, и, хотя в 1870 г эта статья Парижского мирного договора была отменена, сильный флот (почему-то) построить не успели. Турки могли безнаказанно нападать на русские берега, наносить удары по флангам наступающей армии, воспрепятствовать ее переправе через Дунай. И молодой капитан 1-го ранга С.О. Макаров предложил вооружить быстроходный пароход «Константин» минными катерами. Маленькие катера могли быть быстро переброшены в нужное место и спущены на воду. Идея была воплощена на следующий год: пассажирский пароход был переделан в минный транспорт.
Успех минного транспорта «Великий князь Константин» был очевиден. Был очевиден и успех минных катеров, причем не просто минных катеров, а перебрасываемых с помощью парохода минных катеров. Минный катер на таком корабле, по сравнению с обычным минным катером, имел огромные преимущества. Существенно возросла дальность плавания, появилась возможность ремонта, стало возможно пополнение боезапаса и экипажа. Не говоря уже о том, что мореходность таких катеров так же возросла.
1878 г. Минный транспорт или корабль матка. Он представлял собой, если так выразится, порт в миниатюре, хотя бы порт для минных катеров. Не сколько «порт», сколько ….
А если построить минный транспорт (корабль-матку) увеличенных размеров, не для легких катеров в 15 тонн, а для более тяжелых кораблей. Будет кроме минного транспорта, еще крейсерский и броненосный транспорт. Но как создать, даже на базе минного транспорта, крейсерский транспорт? Какой мощности должны быть краны, что бы спускать на воду не только хотя бы 50-100 тонные миноносцы, но и 2-3-х тысячно тонные крейсера?
А зачем собственно спускать крейсер на воду с подобного корабля — крейсера или броненосцы будут идти рядом. Это вам не минный катер, где и дальность плавания малая и мореходность для тихой погоды. К каждому крейсерскому отряду можно прикрепить собственный корабль, который может обеспечить отряд всем необходимым. Специальный корабль-матка или скорее «дойную корову» увеличенных размеров.
А еще лучше 3-4 корабля различного класса и назначения. Заправщик, ремонтный, складской или оружейный. Так же можно включить плавучий госпиталь, провизионный корабль. А так же минный транспорт. Это как конная армия или кочевая армия. Каждый конный воин имеет около трех лошадей. На одной едет, на второй сражается, на третьей везет припасы. Можно попеременно ехать или сражаться, а на двух вести припасы. Пять – шесть кораблей для обеспечения крейсерского отряда всем необходимым. Тут Макаров осознал, что получившиеся соединение уже не подходит под определение ни «корабль-матка», ни «дойная корова». Это уже был новый тактический или даже стратегический уровень. Соединение из 6-7 кораблей имеющих все необходимое в открытом море для мирной и боевой службы, является если так выразится, плавучей базой.
А зачем нам нужна плавучая база?
Любой флот, даже самый мощный, имеет одну уязвимость — собственный порт или собственную базу. А вражеская страна может блокировать наш порт или даже взять его штурмом. Флот может наносить удары, обстреливать берега противника, топить вражеские суда, но только временно. Боеприпасы, топливо, продовольствие, личный состав – все нуждается в пополнении. Кроме того, корабль нужно ремонтировать. А где взять все необходимое в открытом океане, где нет поблизости своих портов? Да часть необходимого можно найти на вражеском корабле. Это топливо и продовольствие, так же смазка и запчасти. Если повезет и боеприпасы. Но крайне редко на вражеском корабле будут снаряды подходящего калибра, так что рассчитывать на это не стоит. А кроме того экипаж крейсера так же несет потери от различных обстоятельств – несчастные случаи, болезни, вражеский огонь, и его так же нужно пополнять. Не будет базы, и самый удачный рейдер в конечном итоге будет стоять перед фактом сдачи.
Знаменитый рейдер «Алабама» как раз из серии отсутствия базы. Необходимость пополнить топливо вынудила рейдер зайти в порт. И тут он и был перехвачен, и потоплен. А ситуация с русскими крейсерами будет такой же. Собственные порты и базы, где можно укрыться от неприятеля, крайне уязвимы. Черное море закрыто. Балтика уязвима. Тихоокеанские порты слабо развиты и так же уязвимы.
А представим, что к каждому нашему крейсерскому отряду прикреплен корабль-заправщик, а так же ремонтный и оружейный. Теперь крейсерскому отряду надо реже заходить в порт. Все необходимое он может получить в открытом море.
Противники возражали. Крейсер – корабль индивидуального поиска. У нас 4-6 крейсеров (фрегаты и клипера), и каждый крейсер патрулирует какой-то свой район. Крейсер-1 действует в северной Атлантике. А крейсер-2 и крейсер-3 в центральной и в южной Атлантике соответственно. Направьте все силы на поиски одного, а второй тем временем действует в другом месте. К тому же «Алабама» как-то почти 2 года успешно обходилась без заправочных кораблей и собственных баз. Наверное нашла все необходимое на вражеских судах, а что не нашла то купила в каком-то порту.
Но ведь «Алабаму» все-таки нашли, и потопили. Бой корабль против корабля – и рейдер потоплен. Или тяжело поврежден. Раз он поврежден ему нужно зайти в порт для ремонта. А раз зашел, вражеские агенты сообщат, что наш корабль стоит в таком-то порту. И дальше его уже не выпустят. А корабль-заправщик противник может потопить или по той или иной причине, корабли не встретятся. Нужен ремонт, снаряды, топлив, а корабль-заправщик неизвестно где. А группа специальных кораблей (ПБ) даст нашему рейдеру все необходимое.
Но обнаружить группу кораблей, специальных или нет, (вашу ПБ) гораздо легче, чем один корабль. А значит, и перехватить легче.
Легко перехватить? Ведь корабли противника, в основном крейсера, так же действуют поодиночке. А один крейсер не сможет перехватить группу кораблей. Ну, обнаружил он ее, а дальше? Драться он с ней не может – в одиночку слаб. Справиться со слабо вооруженными торговыми кораблями сил у него хватит, но ведь и собственные крейсера есть. А они перехватят уже вражеский крейсер. Преследовать ПБ — вражескому крейсеру просто не хватит дальности плавания. А ведь в группе может быть не один крейсер, а два, и три. Каков результат боя, если «Кирсардж» ведет бой с 2-я «Алабамами», а то и тремя? А насчет обнаружения, тоже не все так просто. Да соединение из 10 кораблей заметить легче, чем 1-2 корабля. Но ведь соединение может пересекать океан, скрываясь от противника, по несудоходным маршрутам. Сегодня у нас в Северной Атлантике действует 4 корабля. А завтра все четыре корабля уже в Центральной Атлантике. Отправляете силы на перехват? – а мы уходим в пустые районы океана.
Но ведь у противника может быть броненосцы для эскадренного боя. А крейсер против броненосца не устоит. Конечно, с двумя крейсерами броненосцу придется туго, но тут кто кого. А расправившись с крейсерами, противник потопит всю нашу ПБ.
А почему у нас не может быть броненосца, а то и двух? К тому же зачем нам вступать в бой – полный вперед, и противник нас не догонит. Да крейсера противника придется отгонять, но сама база уцелеет. К тому же как будет проходить бой? Условно силы равные четыре корабля против четырех одного класса. Происходит бой, и обе стороны несут повреждения, имеют и расход боеприпасов. Через 2-3 часа боя противники расходятся для краткого ремонта (как например Афонское сражение). Но у нас есть возможность получить помощь лучше (ремонтный корабль) и пополнить боезапас. Противник вынужден вести крайне ограниченный огонь, а мы можем засыпать его градом снарядов.
В 1881 г. при разработке 20-летней судостроительной программы было подтверждено, что крейсерская война в открытых морях продолжает оставаться «почти единственным и весьма сильным средством для «нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего более или менее значительным коммерческим флотом» И хотя программа предусматривала создание эскадр из мореходных броненосцев, крейсера еще преобладали, и их задачи оставались прежними.
Несколько изменилась тактика. Теперь в океанах имелся собственные опорные пункты и базы снабжения, русскому крейсеру предстояло действовать самостоятельно или в группе и уметь наносить быстрые и решительные удары, при помощи другого корабля. Наибольшего эффекта русские крейсера должны были добиваться не столько сражениями с одиночными кораблями (или с отрядами) противника, сколько созданием паники и «моральной угрозы неприятельской морской торговле». Этими требованиями определялся тип русского крейсера как рейдера с повышенными мореходностью, скоростью, мощным вооружением, автономностью и достаточными комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании.
Предполагалось иметь одновременно четыре крейсерских отряда по три или четыре корабля в каждом отряде. А значит надо иметь 4 специальных отряда снабжения(«плавучие базы») для каждого отряда.
Состав маневренного отряда, мог быть таким:
крейсерский отряд: 1 крейсер и 2 клипера, 2 крейсера и 2 клипера, 3 крейсера. 6 клиперов.
специализированные корабли снабжения (ПБ): 2 угольщика, ремонтный, минный транспорт, оружейный. Так же госпитальный и корабль провизии.
На каждом вспомогательном корабле 2-4 пушки в 120-152мм, и около десятка скорострельных пушек. А кроме того десантные партии и легкие пушки которые можно установить на вражеский корабль в открытом море.
Крейсерский отряд должен был двигаться строем треугольника или ромба. В центре корабли плавучей базы, по вершинам – военные корабли. Естественно каждый крейсер мог отдалиться от своих «дойных коров» на достаточное расстояние – плыть крейсерскими углами для лучшего обнаружения цели. Естественно ромб и треугольник не единственный вариант – можно плыть строем фронта, держа определенное расстояние между кораблями. Такая система загонщиков позволит обнаружить значительно больше целей, чем сможет обнаружить один корабль.
Если практически все необходимое есть на следующем корабле, то крейсер можно максимально приспособить для военных задач. Убрать все лишнее с его борта, в первую очередь паруса.
Уменьшение запасов угля и провизии, дает выигрыш в скорости. Но ведь одной из задач крейсеров теперь было не сколько уничтожение вражеских кораблей, сколько защита собственной ПБ. Поэтому было решено освободившийся «излишек» потратить на усиление вооружения. Либо установить более мощные 229-мм пушки, либо увеличить количество 203-мм пушек.
1885 год строительство крейсерских и броненосных кораблей снабжения. Броненосные отличались только оружейным кораблем – он должен был нести 10 и 12 дюймовые боеприпасы. К счастью недостаток средств вынудил уменьшить количество универсальных кораблей. Любой оружейных корабль был оборудован помещениями для «крейсерских» и «броненосных» боеприпасов. А сами специальные корабли снабжения в какой-то момент оказались пятым колесом у телеги. Морское министерство, хотя и одобрило плавучие базы, все же относилось к ним с недоверием.
Так автономность осталась одной из приоритетных задач при строительстве крейсера. Автономностью корабля уменьшили, но не на много. Да и полный отказ от парусов радовал не многих. Парусное вооружение все же сокращали, но медленно – последним русским крейсером, имевшим паруса, стал броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» (а не «Рюрик»).
Боезапас так же был сокращен не намного. Значительно уменьшился лишь запас мин заграждения. Ведь отряд имеет в своем составе минный заградитель. (Может быть, якорных мин теперь было мало и на броненосце «Петропавловск»).
Развитие авиации и воздушных шаров, привело в состав группы еще один корабль – авианосный, т.е. авиаматка. Воздушный шар или дирижабль существенно повышали обзор группы.
Очень востребованными оказались и радиостанции для быстрой связи между кораблями.
В 1904 г. Владивостокский отряд крейсеров имел собственную плавучую базу. ВОК мог заниматься крейсерством, не заходя во Владивосток около 6 месяцев подряд. Осуществляя поиск строем фронта, он мог обнаружить практически все корабли, курсирующие между Японией и США. А перехватить такой отряд у Японии не было никаких сил. Ведь ВОК мог выйти из Владивостока один единственный раз, и получать все необходимое в море — а при необходимости зайти в Петропавловск-Камчатский .
Эскадра адмирала Верениуса, могла так же совершить переход в Порт-Артур или во Владивосток, не через Индийский океан, а через Атлантический и Тихий океан.
Действительность.
Плавучая БАЗА состоит из транспортов с боевыми запасами, топливом и средствами для ремонта эскадры. Защитой плавучей БАЗЫ является сама эскадра. Но наружному виду транспорты, составляющие плавучую БАЗУ, не должны отличаться от судов торгового флота, чтобы не возбуждать подозрений противника. В случае надобности они должны заменить друг друга; все транспорты плавучей БАЗЫ должны быть оборудованы хорошими буксирными и погрузочными приспособлениями, обладать по возможности гладкими бортами, хорошими морскими качествами и скоростью хода, достаточной для походного следование с боевыми судами эскадры. Осадка их и размеры должны отвечать местным условиям и потребностям: для минных судов транспорты плавучей БАЗ делаются водоизмещением около 2.000 тонн, с осадкой не более 10-12 фт., чтобы они могли следовать за миноносцами по мелководью; для линейных кораблей суда плавучей БАЗЫ делают значительно больших размеров, имея в виду как возрастание грузов, так и достижение надлежащей мореходности. Так, в английском флоте судно-мастерская плавучей БАЗЫ Cyclops имеет водоизмещение 11.000 тонн, при длине в 460 фт. и ширине-55 фт.; в эскадре адм. Рождественского был транспорт-мастерская «Камчатка» в 7.200 тонн и т. д. . Так как плавучая БАЗА представляет собою отдельный транспорт или отряд судов, на которых поврежденный в бою корабль должен найти все необходимое для исправление, снабжение и пополнение израсходованных запасов, то размеры плавучих БАЗ, число входящих в состав её судов и находящиеся на ней средства зависят от рода и количества боевых единиц, которые база должна обслуживать. Составными элементами плавучей БАЗЫ являются следующие суда:
1) Транспорт-мастерская, оборудованный для ремонта кораблей и их разнообразных механизмов и снабженный необходимейшими починочными материалами, инструментами и принадлежностями; обыкновенно здесь имеются кузнечная, литейная, котельная и токарно-слесарная мастерские с электромоторными станками и, сверх того, обширное пневматическое оборудование со сверлильными, рубильными и клепальными инструментами и шлангами. Транспорт снабжается мощными подъемными кранами для передвижение громоздких исправляемых частей, водолазными принадлежностями, разборными кессонами, пластырями, отливными средствами, а также буксирными принадлежностями и завозными якорями.
2) Транспорт с боевыми припасами, приспособленный для перевозки снарядов, зарядов, самодвижущихся и плавучих мин, для чего в трюмах его устраиваются стеллажи, необходимое вентиляционное охлаждение для безопасного хранение бездымного пороха. На этом же судне хранятся обыкновенно запасные части к орудием и минам, а также починочные и расходные материалы по артиллерийской и минной частям.
3) Угольный транспорт, имеющий, кроме этого своего главного груза, еще запасы масла для смазки судовых механизмов, обтирочный материал (ветошь, пакля), а также иногда нефтяные остатки (мазут) в бочках или специальных цистернах. Весьма существенными на этих судах являются приспособление для быстрой перегрузки угля в море, т. к. военный корабль должен затрачивать на погрузку угля минимальное время.
4) Транспорт-водолей необходим особенно в составе плавучих БАЗ, обслуживающей минные суда, собственные средства которых для хранения пресной воды недостаточны, а расход её весьма значителен, благодаря большой скорости хода таких судов. На этом транспорте, кроме цистерн с водою и насосов для перекачки её, устраивают мощные испарители с холодильниками для опреснения забортной воды. Иногда пароходы-водолеи используют одновременно и как транспорт для провизии, устраивая на нем холодильные камеры для хранение мяса и другой провизии в замороженном виде.
5) Боновой заграждатель (заградитель), т.е. транспорт, приспособленный для быстрой постановки бонов (плотов из бревен) с привязанными к ним сетями, защищающими данный район от попадания неприятельских самодвижущихся мин (торпед). Вполне удовлетворительного типа такого заграждателя ни в одном флоте до сих пор не имеется.
6) Плавучий госпиталь.
7) Провизионный транспорт. Особенно нуждаются в плавучем БАЗЕ мелкие суда-миноносцы и подводные лодки.
Плавучая БАЗА для подводных лодок служит почти всегда транспортом-мастерской, приспособленный для подъема подводной лодки и несущий с собою склад мин, воздухонагнетательные насосы, динамо-машины для заряжание аккумуляторов, запасы бензина для тепловых двигателей, смазочных и других расходных материалов; на этом же транспорте устраиваются помещение для временного отдыха личного состава подводных лодок, баня, прачечная с сушильней для стирки белья и проч.; плавучие БАЗЫ для подводных лодок называются иногда их матками.
(Сайт Международной военно-исторической ассоциации)
Выход оперативных соединений в удаленные районы Мирового океана потребовал не только снабжения их всем необходимым в этих районах, но и создания специальных кораблей, способных действовать в их составе и во время боевых действий, постоянно обеспечивая их всеми видами снабжения и боеприпасами.
Исходя из принятого сценария боевого применения, в 60-х годах вначале рассматривались лишь скоротечные боевые столкновения с применением ракетного оружия, пополнение которого на кораблях второго послевоенного поколения в море не предусматривалось. Фактически, таким кораблям были необходимы только танкеры.
Только в середине 70-х годов, когда сценарий изменился (стал рассматриваться вариант длительного несения т.н. «боевой службы» и ведения боевых действий оперативными соединениями), возникла необходимость в кораблях комплексного снабжения. Кроме того, корабли третьего и последующих поколений уже были приспособлены для приема боезапаса на ходу в море.
(Энциклопедия кораблей – суда обеспечения Россия – Березина).