Палубный торпедоносец ПТ-1М-82 ОКБ Четверикова. Проект. 1944г.
Реконструкция малоизвестного проекта палубного торпедоносца ПТ-1М-82 Четверикова и альтернатива.
В 1937 году в СССР была принята программа строительства «Большого морского и океанского флота», согласно которой в 1944 году планировалась закладка авианосцев проекта 72. Конструкторское бюро И.Четверикова начало разработку проекта палубного торпедоносца ПТ-1М-82 для вооружения этих кораблей, а ОКБ Туполева – торпедоносца ПТ-М71, но ни самолеты, ни авианосцы так и не были построены.
Информации об этом проекте практически нет, сохранился только эскиз и схема.
Эти оригинальные эскизы и требования к палубному торпедоносцу, предложенные ЦНИИ-45 и комиссией Костромитинова для проектируемого авианосца, послужили данными к визуальной и технической реконструкции, а также альтернативе по данной машине.
Альтернатива.
По факту боевого применения авиации на авианосцах «Громов», «Чкалов», «Рычагов» ВВС ВМФ пришли к выводу, что существовавшее до сих пор разделение ударных палубных самолетов на пикировщики и торпедоносцы не слишком практично и было бы удобнее иметь на борту авианосца универсальный ударный самолет, способный выполнять как торпедные атаки, так и бомбометание с пикирования. В этой связи была разработана спецификация, которая предполагала создание нового поколения морских самолетов, среди которых немаловажное место занимали новые палубные самолеты, способные в будущем заменить состоящие на вооружение на тот момент торпедоносцы Кочеригина КБТ-1 и пикировщик ОКБ-5.
Требования спецификации ВВС ВМФ были достаточно жесткими: 1) бомбовая нагpузка при запуске с катапульты 500 кг или из двух 250-кг бомб и двух 100-кг в отсеке или авиационная тоpпеда 45-36АН; 2) оборонительное вооружение из двух крыльевых 20-мм пушек и подвижного пулемета в задней кабине; 3) максимальная скоpость – 560–600 км/ч; 4) дальность полета нормальная 1500 км, максимальная – 3000 км; 5) разбег – 136 м, пробег 115 м; 6) двигатель М-82ФН Швецова; 7) Нормальная взлетная масса – 5500 кг; 7) Габариты: 11(д) ×4,2(в) ×14(ш) м. 8) Ширина при сложенных крыльях – 6 м.
Проект, получивший обозначение ПТ-1M-82, поручили ОКБ морской авиации И. Четверикова.
Для обеспечения высоких динамических данных конструктора решили отказаться от традиционной наружной подвески нагрузки, разместив в фюзеляже просторный бомбовый отсек, способный вместить две 250-кг бомбы тандемом или 500-кг бомбу на специальной подвеске. Правда, от внутренней подвески авиационной торпеды пришлось отказаться. Для размещения стандартной торпеды 45-36АН была разработана оригинальная подвеска, на которой торпеда располагалась под фюзеляжем. На подкрыльевых узлах подвески могли быть подвешены еще две 100-кг бомбы или ПЛАБ-100, также устанавливались 6 РС-82 или 4 РС-132.
Для размещения объемного бомбоотсека пришлось применить схему среднеплана, а для уменьшения длины стоек шасси крылья получили характерный излом типа «обратной чайки». Для размещения на лифтах и в ангарах авианосца консоли имели гидравлический привод складывания, уменьшавший размах с 14 до 7 метров. Крыло оснастили зависающими на 10 градусов элеронами. Воздушные тормоза устанавливались перед закрылками по всей длине от фюзеляжа до элеронов.
Экипаж состоял из двух человек.
Стрелковое вооружение состояло из пары крыльевых пушек ШВАК и оборонительного 12,7-мм пулемета УБ в задней кабине.
Пеpвый опытный самолет был готов в июне 1944г. Самолет демонстpиpовал высокие летные хаpактеpистики и отличную управляемость. Самолет пошел в производство под обозначением «Палубный тоpпедоносец-бомбардировщик Че-4».
Все выпущенные 212 самолетов Че-4 поступили в авианосные эскадрильи авианосцев ВМФ СССР, а также береговые части. Кроме того, Че-4 мог запускаться и с корабельной катапульты крейсеров и линкоров.
Боевое применение торпедоносца-бомбардировщика Че-4 было достаточно ограниченным и пришлось на завершающие бои Второй Мировой войны. Тем не менее, палубные Че-4 успели поучаствовать в уничтожении немецких кораблей в Балтийском море и в ударах по флоту Японской Империи, во время десантной операции по захвату о. Хоккайдо.
Кроме того, Че-4 находился на вооружении экспериментальной части НИИ морской авиации, где отрабатывались различные комплекты вооружения и тактики. Там, в частности, испытывался сброс торпед новой конструкции – сверхмощных 45-56НТ, несущих по 400 кг взрывчатки, реактивных РАТ-52, реактивной авиабомбы Hs 293A1 и самонаводящихся торпед АТ-1 и АТ-2.
В 1956 году на палубах советских авианосцев “старичка” Че-4 заменил турбовинтовой Ту-91.
ЛТХ (предполагаемые):
Самолет |
ПТ-1 М-82 (Че-4) |
Размах крыла, м |
14,00 |
Длина, м |
11,00 |
Высота, м |
4,20 |
Площадь крыла, м² |
35,00 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
3900 |
нормальная взлетная |
5625 |
максимальная взлетная |
6500 |
Тип двигателя |
1 ПД АШ-82ФН |
Мощность, л.с. |
1×1850 |
Максимальная скорость, км/ч |
565 |
Практическая дальность, км |
2800 |
Боевая дальность, км |
1400 |
Скороподъемность, м/мин |
580 |
Практический потолок, м |
10 250 |
Экипаж, чел. |
2 |
Вооружение |
две крыльевые 20-мм пушки ШВАК и один 12,7-мм пулемет УБ; |
Реконструкция: Сергей Сыч
С уважением, Сергей Сыч