Опередившие время: авианосцы «Лексингтон»
Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.
Содержание:
Вашингтонское морское соглашение 1922 года ограничило постройку линкоров. И страны-участницы бодро взялись за авианосцы. Больше всех преуспели американцы со своими «линкорными» «лексингтонами».
О пользе инсайда
В 1919 году флоту США не дали денег на нормальный авианосец — пришлось довольствоваться перестроенным угольщиком «Лэнгли». Но моряки не унывали и надеялись вскоре всё же раскрутить родной Минфин. А пока просто мечтали о большом и светлом! В виде скромных авианесущих монстриков размером с линкор.
Но с этими планами вышел облом. В июле 1921 года начальник отдела предварительного проектирования министерства ВМС огорошил своих подчинённых секретной новостью: руководство страны собирается в конце года продавить среди своих европейских и японских коллег по опасному бизнесу мораторий на постройку линкоров. А уже заложенные корабли — пустить на слом!
Но есть и хорошая новость. По паре недостроенных можно будет оставить, сделав из них авианосцы. И под это дадут денег! Так что забыли предыдущие проекты и начинаем думать, как перестроить стоящие на стапелях линейные крейсеры типа «Лексингтон». Да, и ещё — водоизмещение кораблей ограничат до 33 000 тонн.
Вопросы есть?
Вашингтонская конференция началась 21 ноября 1921 года. К тому времени американские конструкторы уже четыре месяца работали над проектом. Но вскоре они забили тревогу — никак не выходило впихнуть все хотелки в 33 000 тонн. Пришлось обращаться за помощью к дипломатам в погонах.
«ОК, что-нибудь придумаем!»
И вскоре предельное водоизмещение «конверсионных авианосцев» ненавязчиво увеличили до 36 000 тонн. Впрочем, остальные участники конференции не особо и возражали. Вашингтонский договор был подписан шестого февраля 1922 года, а уже 22 апреля министерство ВМС США утвердило проект перестройки «лексингтонов» в авианосцы.
Опередившие время
Оба корабля — «Лексингтон» и «Саратога» — вступили в строй в конце 1927 года. В отличие от своих британских, японских или французских коллег, американцы не стали экспериментировать ни с «многопалубностью», ни с хитрыми самолётоподъёмниками, а удивительным образом с первой же попытки угадали облик «классического авианосца».
Они не пошли по самому очевидному и дешёвому пути — не стали делать ангары и полётную палубу в виде надстроек. Всё это интегрировали в корпуса кораблей. В результате получили значительно улучшавший мореходность закрытый нос. Тот самый характерный Т-образный, что мы видим на всех современных авианосцах.
Из-за «крейсерских» обводов корпуса ангары получились гораздо меньше, чем планировали на авианосцах специальной постройки. И тогда американцы придумали использовать не только их площадь, но и объём. Резервные самолёты просто подвешивались к потолку ангара. Это позволило нарастить авиагруппу аж до 109 самолётов
Поначалу корабли вооружили «главным калибром» — по восемь 203-мм орудий в двухорудийных башнях. Однако с началом Второй мировой их демонтировали в пользу усиления ПВО. На «Саратоге» вместо них поставили восемь 127-мм универсалок, а «Лексингтон» отправился в свой последний поход усиленным по временной схеме — ему вместо «главного калибра» воткнули восемь дополнительных счетверённых 28-мм зенитных автоматов.
Плавучая электростанция
Ещё одной особенностью «лексингтонов» стала их турбоэлектрическая двигательная установка. Американская промышленность тогда просто не осилила коробки передач мощностью 45 000 л.с..
Пришлось вырезать гланды альтернативным способом.
Паровые турбины вращали генераторы, те питали электродвигатели, крутившие уже гребные винты. Всё хорошо, но весила такая установка на 500 тонн больше, чем стандартная турбозубчатая схема. Плюс риск коротких замыканий — а у нас солёная вода за бортом, вообще-то. Несмотря на очевидные недостатки, именно особенность двигательной установки впервые прославила данные авианосцы.
Зимой 1929 года обмелело водохранилище гидроэлектростанции, снабжавшей электричеством город Такома. Тогда правительство вспомнило, что у них есть пара плавучих генераторов по 150 мегаватт каждый. К набережной подогнали «Лексингтон», кинули с него кабели… И корабль месяц снабжал 100-тысячный город энергией.
Крепкие орешки
Было и другое качество, отличавшее эти авианосцы, — их завидная живучесть. В своём первом и последнем бою «Лексингтон» схлопотал две авиаторпеды и пару 250-килограммовых авиабомб. Но корабль оставался на плаву, не потерял ход, и даже пожары уже были потушены, когда из-за глупой ошибки произошёл объёмный взрыв паров бензина в ангаре.
История боевых повреждений «Саратоги» была ещё удивительней. Авианосец благополучно пережил попадания двух мощных подлодочных торпед, кучи авиабомб и трёх камикадзе. И для того, чтобы убить заслуженный корабль, потребовалась атомная бомба.
Точней, две атомных бомбы!
Потому как после первого воздушного подрыва над лагуной атолла Бикини авианосец отделался загоревшимся тиковым настилом палубы и пожаром в ангаре. Чтобы окончательно добить «сестрёнку Сару» потребовались ещё 23 килотонны тротилового эквивалента, взорванные в 400 метрах от неё уже в воде.
Огромный 40 000-тонный авианосец приподняло из воды и так приложило при падении, что его дымовая труба провалилась под палубу, и корабль вскоре ушёл на дно лагуны. Где и пребывает до сих пор, радуя дайверов.
Компоновка «лексингтонов» оказалась слишком передовой для своего времени. Вторую мировую американцы провоевали на более простых и дешёвых в постройке кораблях и вернулись к интегрированным ангарам и полётным палубам лишь на «Форрестоле» аж в 1955 году. И, глядя на самые современные авианосцы, мы без труда находим характерные черты, впервые опробованные на «лексингтонах» почти век назад.
источник: https://warhead.su/2019/10/22/operedivshie-vremya-avianostsy-leksington