Про «Аврору» слышали многие, а вот о том, что у нее есть близкий родственник на другом конце Земли — в США — скорее всего, нет.
Сегодня речь пойдет об еще одном ветеране — американском бронепалубном крейсере «Олимпия».
Содержание:
История службы
7 сентября 1888 года Конгресс США в дополнение к принятой ранее кораблестроительной программе одобрил строительство 6 быстроходных крейсеров. Новые американские крейсера должны были стать сильнейшими в своём классе.
Вскоре, однако, военно-морская программа США была вновь пересмотрена в пользу строительства тихоходных броненосных кораблей, и из серии быстроходных крейсеров был заложен только один.
Строительство корабля было начато в 1891 году близ Сан-Франциско на верфи Union Iron Works.
Значительная часть стоимости крейсера (1 млн. 796 тыс. долларов) была оплачена пожертвованиями Анны В. Дикки, которая 1 апреля 1893 года окрестила его при спуске на воду в честь столицы штата Вашингтон города Олимпии.
После нескольких раундов испытаний, крейсер USS Olympia был официально принят заказчиком 5 февраля 1895 года.
«Олимпия» стала одним из первых больших современных военных кораблей, построенных на тихоокеанском побережье США, и несколько последующих лет являлась флагманом американской крейсерской эскадры на Тихом океане.
После вступления в строй «Олимпия» несла службу в составе т. н. «Азиатской эскадры» на Дальнем Востоке, курсируя между портами Китая и Японии.
Перед началом испано-американской войны 1898 года «Олимпия» под флагом коммодора Джорджа Дьюи совершила переход из Иокогамы в Гонконг, где собрались корабли Азиатской эскадры (4 крейсера, 2 канонерки, 3 вспомогательных судна).
Как флагманский корабль Дьюи «Олимпия» приняла участие в сражении в Манильской бухте (битва при Кавите) 1 мая 1898 года, которое закончилось полным уничтожением испанской Филиппинской эскадры.
После окончания войны с Испанией «Олимпия» совершила в 1899 году переход через Индийский океан, Средиземноморье и Атлантику в Нью-Йорк, где адмиралу Дьюи и его крейсеру устроили 26 сентября торжественную встречу.
В 1899—1902 гг. «Олимпия» прошла перестройку со снятием торпедных аппаратов (под впечатлением их взрывов на испанских крейсерах в Сантьяго).
В 1902—1904 годах несла службу в Карибском море — на Кубе и в Панаме.
В 1904 году направлена в Средиземноморье, совершила визит в Турцию, но в конце того же года возвращена в Вест-Индию.
С 1906 года учебный корабль. Совершала плавания с гардемаринами в Атлантике.
В 1910 году с «Олимпии» были сняты башни главного калибра, заменённые носовым и кормовым 127-мм орудиями.
В марте 1912 года списана в резерв, разоружена и превращена в плавучий склад при торпедной базе в Чарлстоне (Южная Каролина).
В 1916 году в связи с нарастанием угрозы нападения немецких подводных лодок в первую мировую войну «Олимпия» была выведена из резерва и вооружена десятью 127-мм/51 орудиями. Стала флагманом Патрульных сил Атлантического флота. Сопровождала конвои через Атлантику.
В мае 1918 года входила в эскадру союзных сил, посланных в Мурманск, приняв, таким образом, участие в иностранной интервенции во время гражданской войны в России.
В 1919 году «Олимпия» действовала на Средиземном и Чёрном морях, в том же году вернулась в США, но в 1920—1921 годах ещё дважды совершала плавания в европейские воды.
После переклассификации 1920 года присвоено обозначение CA-15, в 1921 году CL-15.
В ноябре доставила в США из Франции прах американского Неизвестного солдата. Американский флот вновь устроил «Олимпии» торжественную встречу.
В 1922 году использовалась как учебное судно; 9 декабря того же года была выведена из активного состава. Сохранялась как военная реликвия.
В 1931 году присвоено обозначение IX-40.
В 1957 году превращена в корабль-музей с восстановлением первоначального облика.
Находится на мемориальной стоянке в Филадельфии.
С 1996 года экспонат военно-морского музея Independence Seaport Museum.
Устройство
Корабль имеет стальной гладкопалубный высокобортный корпус с таранным форштевнем.
От носового до кормового мостика протяжённая надстройка.
Две мачты с боевыми марсами и две дымовые трубы.
Двигательная установка состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, которые питались 6 огнетрубными паровыми котлами (2 парными и 2 одинарными).
Развивая мощность в 13,5 тыс. л. с., 5800-тонная «Олимпия»» могла разгоняться до 21,7 узла.
Нормальный запас угля составлял 400 т., максимальный — 1080 т.
Первоначально предполагалась и возможность идти под парусами, с установкой на мачтах парусного вооружения шхуны. Фактически же «Олимпия» никогда не пользовалась парусами.
Артиллерия
Главным артиллерийским вооружением были четыре 203-мм (8-дюймовых) орудия в носовой и кормовой двухорудийных бронированных башнях
и десять 127-мм (5-дюймовых) казематных орудий в надстройке.
На нос и на корму могли вести огонь два 8-дюймовых и теоретически четыре 5-дюймовых орудия, на каждый борт — четыре 8-дюймовых и пять 5-дюймовых орудий.
Дополнительное вооружение составляли четырнадцать 57-мм (6-фунтовых) противоминных скорострельных орудий (10 — на казематной палубе, 4 — на спардеке).
Минное вооружение составляли шесть надводных 456-мм торпедных аппарата.
Бронирование
Крейсер был защищён выпуклой броневой палубой толщиной от 2 до 4,7 дюйма (на скосах), дополненной вдоль ватерлинии отсеками с целлюлозой и угольными ямами.
Вертикальное бронирование ограничивалось башнями и орудийными щитами, а также боевой рубкой толщиной в 4 дюйма.
Крейсер совмещал высокую для своего времени скорость и мощное артиллерийское вооружение с башенным размещением орудий главного калибра (что сближало «Олимпию» с классом броненосных крейсеров).
В общих чертах и по компоновке крейсер «Олимпия» напоминал российские крейсера типа «Богатырь».
Источник — https://dzen.ru/a/ZEGaXwnpSAxBVAJ7