Модернизация «Мацусим»
Историческая справка:
После постройки бронепалубные крейсера типа «Мацусима» своим внешним видом демонстрировали сочетание двух эпох. Об ушедшем времени многопушечных парусных линкоров напоминали боевые марсы, завал бортов и просторная батарейная палуба, позволявшая легко перемещать прислугу с борта на борт. Длинноствольное крупнокалиберное орудие в барбете, имевшее возможность стрелять не только по курсу, но и на любой борт, предвещало скорое рождение дредноутов со сравнительно малым количеством главной артиллерии.
Войдя в строй, они стали самыми большими по водоизмещению и внушительными боевыми единицами японского флота, сочетая в себе качества двух классов кораблей: крейсеров и броненосцев. Сравнительно узкий корпус позволял рассчитывать на высокую скорость, а скорострельная 120-мм артиллерия делала их опасными противниками для любого крейсера или миноносца того времени. Наличие 320-мм орудия с круговой системой подачи боеприпасов и броневого барбета приближали эти крейсера к броненосцам.
При соответствующем увеличении водоизмещения число главных орудий на них могло возрасти до двух или четырёх, а броневой пояс соединил бы барбеты. Но финансовые ограничения и стремление увеличить численность корабельного состава толкнули японских заказчиков на совмещение практически взаимоисключающих требований.
Понадобился опыт испано-американской, японо- китайской и русско-японской войн, чтобы осознать ненужность множества теорий, в том числе и официальных. Заложенные же и построенные во исполнение какой-либо идеи, корабли продолжали служить, невзирая на недостатки конструкции, вызванные не инженерными просчётами, а буйными тактическим фантазиями. Лишённым бортовой защиты крейсерам типа «Мацусима» в основном предназначалось идти треугольным строем «кучки» и в скоротечном сражении меткими одиночными выстрелами поражать главным калибром поясную броню неприятельских броненосцев. Две войны они исполняли крейсерские задачи и участвовали в многочасовых боях, где немаловажными требованиями для выживания и победы оказались скорость и манёвр, огонь и защита. Строй «кучек», таран и даже торпедные залпы оказались невостребованными.
Отсутствие бортовой брони, казематов для прислуги средних орудий привели в битве при Ялу к большим потерям на «Мацусиме». Осколок снаряда, выведший из строя гидравлическую систему на этом крейсере, указал на необходимость её защиты. Броня же неприятельских броненосцев оказалась неуязвлённой. Частые неполадки котельных установок, поломки в гидросистемах, сравнительно невысокая скорость хода, несбалансированные, медленно стрелявшие главные орудия создавали экипажам трёх кораблей немало дополнительных трудностей во время службы.
Японские инженеры и рабочие, построившие на собственной верфи крейсер «Хасидате», последний в серии, научились встраивать барбет и бронированную систему подачи боеприпасов его орудия в корпусную конструкцию. Теперь создание броненосцев и дредноутов оказывалось делом времени.
Пока японские инженеры разрабатывали новые проекты, крейсера типа «Мацусима» продолжали честно исполнять свой долг в учениях, многомесячных походах и боях. Долгое время они числились учебными кораблями и готовили командиров для эсминцев, крейсеров, линкоров, авианосцев и подводных лодок будущего флота империи.
***
Как считал адмирал Макаров в альтернативной реальности глядя на японский крейсер
«Ицукусима» — последний уцелевший из трех построенных для Японии по французскому проекту. Неказистый, к слову сказать, кораблик. «Одна труба, одна мачта, одна пушка — одно недоразумение». Так говорят на Балтийском флоте о броненосце «Гангут». Очень этим «Ицукусима» на «Гангут» похожа
Но если отечественное «одно недоразумение» — «Гангут» служил не долго, то японским крейсерам удалось послужить и повоевать большой срок. Впрочем, особо они не отметились.
Но, может дать им еще один шанс?
Итак, японцы по итогам японско-китайской войны разочаровались в больших пушках (весу много, а не попадает), и принялись легкие корабли лишать тяжелой арты (в целом процесс характерен не только для Японии).
В целом у японцев два варианта:
Первый – убрать нахрен 320-мм орудие, поставить 120-мм артиллерию (увеличив их число этак до 16), в результате получаем что-то типа «Нанивы». А если добавить еще одну мачту, то совсем хорошо (хотя лучше скорость увеличить) – сигналы проще принимать-отправлять.
.
Впрочем, можно количество 120-мм оставить прежним, но увеличить их углы обстрела. Как артиллерийская платформа (за счет размеров) подходит лучше, а то что скорость не такая большая – так не все японские корабли скороходы.
.
Второй (японцы решили помучаться). Так же поставить мачту, добавить 120-мм пушек (или улучшить углы их обстрела), но вместо 320-мм пушки, поставить что-то полегче, например 260-мм или 203-мм. А может и 2 203-мм пушки. Такая артиллерия и легче, и скорострельнее, и преемственность сохраняется.
.
.
В результате, можно или сформировать отдельное крейсерское соединение, по сути, по-прежнему три «Мацусимы», но теперь без броненосца «Чиен-Иен»,
Или распихать «Мацусимы» по отрядам пятым кораблем.