Двенадцать японских перевертышей

15

Реанимация одного (двух/трех) своих старых проектов.

Первоначально крейсера типа «Миоко» должны были нести 8 203-мм орудий, когда стало известно, что англичане и американцы решили строить корабли с 8-9 203-мм орудиями. Другими словами, японский крейсер будет иметь равную огневую мощь (или незначительно уступать) с крейсером потенциального противника. Проблема была в том, что у этих потенциальных противников — даже по отдельности — кораблей было больше. Но раз нет возможности сравниться с противником в численности (не говоря уже о превосходстве), значит надо превзойти его в другом. Например в качестве. Не в смысле качестве кораблей — оно оказалось не очень, а качеством в виде огневой мощи.

Проект переработали под 5 башен и 10 орудий (схема 2*5) — но преимущество получалось не значительным. Что бы преимущество вышло значительным надо было увеличить число орудий до 12…. Однако флот отказался от данного проекта (6-башенного крейсера) — в этом случае крейсер (принявшего одну башню) покидали торпедные аппараты вместе с торпедами (хотя придираясь к словам, торпеды действительно можно было оставить — но без торпедных аппаратов….).

Решение задачи «12 орудий + 6 ТА = хороший крейсер» было найдено в трехорудийных башнях. Всего четыре башни (3*4) давали хорошую огневую мощь, и позволяли оставить торпедные аппараты (вместе с торпедами). Неизбежные потери в скорострельности орудий (с 4-х выстрелов в минуту до 3,5) должны были быть компенсированы увеличенным числом орудий. Минутный залп: для 8 орудий — 4 в/мин, 4027,2 кг, для 10 орудий  5034 кг, для 12 орудий —  3,5 в/мин  — 5285,7 кг.

Для повышения живучести башен (по сравнению с 5-башенным проектом), было решено отказаться от линейно-возвышенной схемы, в пользу линейной схемы. Такой вариант (надстройку пришлось смещать к носу) позволил избавиться от барбетов и делал и так не высокий силуэт крейсера еще ниже.

Но, Страна Восходящего Солнца, справедливо опасалась, что строя и построив крейсера с 12 203-мм орудиями, она получит адекватный ответ со стороны Великобритании и США (ну по мелочи от Франции). Ответ будет выражаться в том, что корабли «белых», так же получат 12 203-мм орудий — и никакого преимущества японский корабль  не получит. И это, еще не считая того, что Европейцы могут предъявить Японии обвинение, что она нарушает Вашингтонское соглашение (ее корабли превысили допустимое водоизмещение), и…. неизбежные тяжелые последствия за это.

Казавшееся неразрешимое логическое противоречие — «у них 8 орудий, у нас 8 орудий но этого мало, мы построим с 12 орудиями — они ответят 12 орудиями, и опять у нас мало» — было найдено когда Хирага вышел за условия задачи.

Японские крейсера должны были получить только 3 башни и 9 203-мм — совсем как и европейцев и американцев. Но на самом деле, крейсера должны проектироваться и строиться из расчета 4 башни и 12 203-мм орудий! Крейсера будут в мирное время плавать с тремя башнями, а перед войной (в Японии рассчитывали что войну начнут именно они — а не противник) будет установлена 4-я башня. В результате японские крейсера в один момент прибавят четверть огневой мощи.

Дабы «пустое место» не привлекло не нужное внимание, при строительстве крейсеров, было принято решение поставить на месте скрытой  4-й башни (точнее на месте башни №3), 120-мм зенитную спаренную установку.

В результате всех ухищрений, Японский флот получил неплохие «вашингтонские» крейсера (9 203-мм, 10 120-мм), которые должны были стать хорошими «антивашингтонскими».

Следующим типом крейсеров Японского флота стал тип «Такао» — и здесь японские конструктора воспользовались отработанной схемой: первоначальное и официальное вашингтонское вооружение — 9 203-мм и 10 120-мм (3*3 и 2*5), и неофициальное но которое должно быть действительным — 12 203-мм и 8 120-мм.

Но самой неприятной неожиданностью для союзного флота  и верхом «оборотничества» стали крейсера типа «Могами».

Подписав в 1930 году Лондонский морской договор, Япония ограничила число своих тяжелых крейсеров до 12 штук. Но проект «улучшенного «Такао» уже был, а строить легкие крейсера было не запрещено (естественно в пределах лимита). Вопрос «как превратить легкий крейсер в тяжелый» перед японскими конструкторами даже не стоял — проекты «Миоко» и «Такао» показывали верный путь. И строительство «Могами» по ранее утвержденному плану началось.

Как и типы «Миоко» и «Такао», тип «Могами» проектировался и строился под основное вооружение — 12 203-мм, 8 127-мм орудий,

а построен и показан — со скромными 9 152-мм и 10 127-мм орудиями.

При проектировании и строительстве типа «Могами» японцы отказались от нескольких интересных проектов вооружения.

Первый проект предусматривал установку 155-мм вместо 152-мм орудий, вариант был отклонен. И так крейсера собирались вооружать 203-мм орудиями, поэтому — к чему весь этот цирк с 3-мм?!. С другой стороны готовясь быстро ставить башни, японцы обратили внимание на разные погоны башен своих тяжелых крейсеров, пришлось разработать одинаковые погоны башен «Такао» и «Могами».

Второй проект — 12 (3*4) 152-мм орудий вместо 9 орудий. Этот вариант был отклонен в виду «адекватного ответа противника». Японцы справедливо опасались, что европейцы узнав о 12 152-мм орудиях «Могами» дадут адекватный ответ — крейсер с 12 152-мм орудиями. А вот на проект с 9 орудиями — ответит проектом крейсера все с теми же 9 орудиями. Здесь умение манипулировать и анализировать чуть не подвела японских проектировщиков и военных, собственно в какой-то момент и подвела.

Установка 5-й (ложной) зенитной установки привела к тому, что в Европе и США задались вопросом — а почему Япония так усиливает зенитное вооружение? Может опасается действий авиации? — а раз опасается, то были уже прецеденты на учениях — т.е. Япония сама готовится активно действовать авиацией.

Сходный момент был и у японцев, на многочисленных учениях ПВО, крейсера типа «Миоко», «Такао» и «Могами» использовали все установки, в том числе и кормовую — ложную. И когда внезапно оказалось, что зенитная установка не действует, более того отсутствует (вместо нее башня с 8-дюймовыми не зенитными орудиями)….. на счастье японских моряков в начале войны союзная авиация действовала не эффективна и у моряков было время привыкнуть к смене орудий.

Но в основном японцы (вот где пригодилось умение играть в го) правильно спрогнозировали действия американских и европейских военных.

Так США ответили серией крейсеров типа «Бруклин» — 12 152-мм (3*5) и 8 127-мм орудий.

Великобритания — крейсерами типа «Саугемптон» и «Белфаст» с 9 (3*3) 152-мм орудиями.

Последними тяжелыми крейсерами Японии стали гидрокрейсера типа «Тоне». Здесь японцы сбросили маску сразу ставя башни с 203-мм орудиями.

 

Тут автор не определился с окончательным вариантом.

Вариант-1 Оставляем 9 орудий (3*3) линейной схемы.

Вариант-2. Оставляем 9 орудий (3*3) линейной схемы + спаренная 127-мм зенитка на баке.

Вариант-3. Все же ставим 12 орудий (3*4) линейно-возвышенной схемы. Только теперь смещаем возвышенную башню к надстройке.

 

В преддверии войны крейсера типа «Миоко», «Такао» и «Могами» прошли перевооружение — в результате огневая мощь этих двенадцати кораблей возросла в почти в два раза! С 64 до 120 орудий, или с 27125 кг (не учитывается 11880 кг 6-дюймовок «Могами»)  до 63000 кг (при скорострельности 3,5 выстрелов в минуту).

12 203-мм орудий на японских тяжелых крейсерах стали в прямом смысле убийственным сюрпризом для голландских, английских, австралийских и американских моряков. Тяжелые крейсера (не говоря уже о легких) союзников раз за разом проигрывали артиллерийские дуэли и сражения. Бои на дальних и ближних дистанциях — все было не в пользу союзных крейсеров, в выигрыше оказывались японские, и иногда немецкие крейсера (тот же Новогодний бой — теперь по новому). Если проигрыши крейсеров были явными, то потери морских пехотинцев и десантников были не явными. А ведь солдаты союзных армий то же страдали —  кто от недостатка огневой поддержки «Бруклинов» и сопутствующих моментов, кто напротив — от обстрелов японских крейсеров.

Но, индивидуальное преимущество японских крейсеров было не долгим.

Со стапелей американских верфей сошло 4 крейсера типа «Аляска», строительные работы которых шли форсированным ходом (что по одной из версий привело к недолгой службе данных кораблей).

Скорострельность и точность стрельбы союзных крейсеров неуклонно росла — имея больше орудий, японские крейсера в минуту выкидывали стали и взрывчатки меньше чем их менее многоствольные противники (плюс еще точность стрельбы).

Росла и численность противников — на каждый японский тяжелый крейсер приходилось сначала по полтора, потом два, потом три союзных крейсера.

Но главной проблемой для японского флота, была проблема авиации. Своя, японская авиация уже не могла прикрыть японские корабли, а вот союзная авиация не только успешно прикрывала свои корабли, но и успешно гонялась за кораблями Японии.

В этих условиях — вот парадокс истории —  японский флот был вынужден вернуться к первоначальному проекту. Башня №3 была снята вновь, и на ее месте устанавливалась зенитка, и учитывая воздушную угрозу, зениток пришлось ставить две (итого 9 203-мм, 12 127-мм орудий).

Вновь одевшие «вашингтоновскую» шкуру тяжелые японские крейсера стали (на короткое время) сюрпризом теперь для союзной авиации — но на судьбу, что самих тяжелых крейсеров Японии, что самой Страны Восходящего Солнца, это уже не влияло.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account