1

История этого самолета может быть примером как в процессе долгого пути от проектирования до серии теряются возможности очень многообещающей машины.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

История создания

Работы над самолетом были начаты в 1939 году конструктором Чезаре Паллавичино (Cesare Pallavicino). Проектирование и строительство шли довольно быстро, и уже   31 августа 1940 года, управляемый главным летчиком-испытателем фирмы Этторе Венги (Ettore Wengi), Ca.331 впервые поднялся в воздух. 

Самолет представлял собой трехместный разведчик с двумя моторами Isotta-Fraschini Delta RC.40 мощностью 770 л.с. на высоте 4000 м, полностью остекленной по типу "Хейнкеля" Не-111 кабиной летчиков и расположенной сразу за кабиной турелью Caproni-Lanciani Delta с 12,7-мм пулеметом для защиты хвоста самолета. Также для обороны самолета в нижней-задней полусфере в нижнем выдвижном гнезде у радиста-пулеметчика был установлен 7,7-мм пулемет.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331А, начало 1941 года

Помимо оборонительных пулеметов Ca.331 был вооружен двумя 12,7-мм пулеметами в корневых частях крыла и оборудован бомбоотсеком, способным вместить до 1000 кг бомб. Самолет был заказан Итальянскими Королевскими ВВС в количестве трех прототипов, получивших номера MM.426-MM.428. Первые полеты показали, что несмотря на низкую мощность моторов, благодаря отличной аэродинамике скорость самолета достигала 480 км/ч на высоте 5100 метров.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331 (MM427)

Ca.331 был первым цельнометаллическим самолетом Caproni с монококовым фюзеляжем и полностью дюралевой обшивкой.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

схемы и сечения Са.331

 

Военные испытания проводились тест-пилотом Марио де Бернарди по обычной "стандартной программе": весной 1941 летные испытания в Гуидонии, а летом того же года стрельбы на полигоне Фурбара. 

Положительная немецкая оценка в Рехлине

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

август 1940, опытный образец версии разведчика (Ca.331A)

Несмотря на то, что результаты испытаний были хорошими, у руководства Итальянских Королевских ВВС сменились приоритеты. Regia Aeronautica не проявила интереса к этой машине, даже не заказав "нулевую серию". Ca.331 был возвращен компании в г.Понте-Сан-Пьетро (Ponte S. Pietro), где этот самолет был осмотрен немецкой миссией. После осмотра был проведен испытательный полет, оставивший очень благоприятные впечатления. После этого фирма получает приглашение на проведение серии испытаний в Экспериментальном центре Люфтваффе (Рехлин).

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Caproni Ca.331A в Гуидонии, весна 1941

Летом 1942 года Джанни Капрони и Чезаре Паллавичини доставили в Рехлин Ca.331 и Ca.314. Люфтваффе высоко оценила летные качества самолета и планировала заказать 1000 экземпляров в учебно-боевом варианте с двойным управлением под обозначением Ca.331G, но из-за его цельнометаллической конструкции, создававшей серьезные проблемы с поставками планы пришлось подкорректировать: Люфтваффе решило заказать Капрони 1000 экземпляров Ca.314G для обучения пилотов воздушной навигации и управлению многомоторными машинами.

Caproni Ca.331B

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Увеличение во второй половине 1942 года дневных и ночных налетов на итальянскую территорию увеличило потребность в современных машинах для противодействия им. Министерство авиации потребовала переделать Ca.331A в двухмоторный тяжелый истребитель с возможностью ночных полетов. В соответствии с этими требрваниями изменилась и сама машина: вместо остекленной веретенообразной носовой части была установлена ступенчатая короткая неостекленная. Вооружение усиливалось: к уже имевшимся пулеметам в корневых частях консолей добавлялись 4 четыре 12,7-мм пулемета в носу фюзеляжа, в нижнем выдвижном гнезде устанавливался 12,7-мм пулемет.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

подготовка к производству Ca.331B с 4-мя 20-мм пушками

Марио де Бернарди и Чезаре Паллавичини передали осенью 1942 года самолет на полигон Фурбара для проведения нового цикла стрелковых испытаний. После их успешного прохождения Regia Aeronautica сделала заказ на 1000 экземпляров этого самолета. Производство Ca.331B планировалось развернуть на основе кооперации нескольких промышленных комплексов с последующей сборкой компонентов:

  • передняя часть фюзеляжа планировалось изготавливалать на Капрони-Талиедо (Caproni-Taliedo);
  • задняя часть фюзеляжа, мотогондолы и шасси планировалось изготавливалать на Капрони-Бергамаска (Caproni Aeronautica Bergamasca);
  • крыло планировалось изготавливалать на Реджжани в Реджо-Эмилиа (Reggo-Emilia).

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331 на стрелковых испытаниях

Общая сборка должна была проводиться на заводе в Понте-Сан-Пьетро, для чего был арендован даже целый стадион (на тем планировалось хранить готовые части самолетов).

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331B конец 1942 года

Организация такой системы потребовала длительного времени из-за общей тяжелой ситуации, сложившейся в начале 1943 года. К началу перемирия различные сборочные линии даже не выпустили установочной серии.

Улучшения, различные двигатели и варианты вооружения

Помимо организации производства в течение 1942-43 годов фирма продолжала совершенствование самолета. Так в 1942 году планировалась установка двигателей Isotta Fraschini Zeta RC.42 мощностью 1.250 л.с., однако проблемы с доводкой этих моторов привели к срыву данной программы.

В 1943 году на Ca.331B были установлены новые двигатели Isotta-Fraschini Delta мощностью 825 л.с. на высоте 5700 метров. Применение нового типа винтов увеличило скорость до 505 км/ч на высоте 5300 метров. Планировалась установка двигателей FIAT RA-1050 RC.58 "Tifone" (лицензионная версия немецкого Daimler-Benz DB 605A-1) мощностью 1475 л.с., с которыми скорость ожидалась 640 км/ч.

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331 (MM427)

Помимо двигателей внимание было уделено усилению огневой мощи: в августе 1943 года на один прототип Ca.331B были установлены четыре 20-мм пушки Mauser MG 151/20 с боезапасом 200 снарядов на ствол, на второй прототип был установлен подбрюшный контейнер с шестью 20-мм пушками Ikaria. Оба эих самолета были реквизированы немцами и отправлены в Германию.

В планах проектировщиков оставались штурмовой вариант, вооруженный 37-мм пушкой, установленной на CANSа FC.20, и вариант бомбардировщика с фугасом весом в тонну. Вместо боеприпасов на внутренней подвеске этого самолета мог находиться дополнительный 516-литровый бензобак.

Техническое описание

Ca.331B ночной истребитель; цельнометаллический двухмоторный трехместный низкоплан с крылом "обратная чайка".

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

Ca.331B

Фюзеляж монокок с работающей обшивкой.

Металлическое кессонное крыло переменного профиля с работающей обшивкой.

Шасси убираюшиеся поворотом назад в мотогондолы двигателей с ручным управлением электрической или механической аварийных систем.

Хвостовое колесо поворотное, убирающееся.

Хвостовое оперение двухкилевое цельнометаллическое.

Кабины пилота и стрелка-радиста бронированные, самолет оснащен приемо-передающим радиооборудованием.

Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателями.

Топливные баки: два основных в крыле и два дополнительных в фюзеляже.

Двигатели с металлическими трехлопастными винтами Piaggio с шагом, изменяемым в полете.

 

 

Многоцелевой истребитель Caproni-Bergamasca Ca.331 Raffica. Италия

схемы Ca.331В

Вооружение состояло из 6 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT: 4 в носовой части и по одному в корневых частях консолей крыла с боезапасом 350 патронов на ствол. Оборонительный 12.7-мм Breda-SAFAT пулемет для защиты хвоста в турели Caproni-Lanciani Delta с боезапасом 500 патронов.

Фюзеляжный отсек для дополнительного бака или бомб, четыре пилона для внешних грузов.

Производство

  • ММ. 427 — первый прототип (Са.331А),
  • ММ. 428 — второй прототип (Са.331В),
  • ММ. 426 — частично завершенный прототип.

Модификация

Ca.331B

Размах крыла, м

16,4

Длина, м

11,74

Высота, м

3,18

Площадь крыла, м2

38,5

Масса, кг

пустого самолета

4790

нормальная взлетная

6850

Силовая установка

Тип двигателя

ПД Isotta-Fraschini Delta RC.40

Мощность, л.с.

2×825

Общая мощность, л.с.

1650

Максимальная скорость , км/ч

на высоте

560

у земли

410

Крейсерская скорость , км/ч

450

Перегоночная дальность, км

1810

Скороподъемность, м/мин

420

Практический потолок, м

8100

Экипаж, чел.

3

Вооружение

Стрелковое

вариант №1

8×12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT

вариант №2

4×20-мм пушки MG 151/20 или Ikaria и 2×12,7-мм пулемета Breda-SAFAT

Бомбовая нагрузка

до 1000 кг в бомбоотсеке или до 500 кг под фюзеляжем

источники:

http://www.airwar.ru/enc/fww2/ca331.html,

http://www.alieuomini.it/catalogo/dettaglio_catalogo/caproni_caab,42.html,

Dimensione Cielo 2 — Caccia Assalto

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account