Двухмоторные поршневые истребители компании Grumman от XF5F-1 Skyrocket до F7F-3 Tigercat. Часть 2
Продолжение цикла винтажных статьей полувековой давности, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Содержание:
По сравнению с самолетом Skyrocket фюзеляж проекта G.46 был значительно вытянут вперед в тонкую заостренную оконечность, вмещавшую в себя вновь скомпонованное бортовое вооружение и переднюю стойку нового убирающегося трехопорного шасси. Затем проект G.46 получил новые моторные гондолы, вмещавшие в себя основные стойки с новыми нишами и шарнирными сочленениями. И, наконец, крыло самолета стало нескладывающимся. В качестве вооружения были выбраны две 20-мм пушки с боезапасом по 60 снарядов на ствол и два 12,7-мм пулемета с боезапасом по 500 патронов на ствол. Эти две группы вооружения располагались одна под другой в верхней половине носовой части фюзеляжа. В дополнение к стрелковому вооружению самолет мог нести две 45-кг бомбы под консолями крыла. Топливные баки были самоуплотняющимися, а сиденье пилота защищала толстая броня. Силовая установка состояла из двух девятицилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright R.1820-67/69 с турбокомпрессорами B.33. Данные двигатели развивали мощность по 1200 лошадиных сил и вращавшие трехлопастные винты постоянной скорости Curtiss.

прототип Grumman XF5F-1 Skyrocket в своем окончательном виде; апрель 1943 года. Обратите внимание на большие створки ниш основных стоек шасси, удлиненные назад моторные гондолы и двухцветную камуфляжную окраску
Проект Grumman G.46 был представлен командованию армейской авиации летом 1939 года, и 25 ноября был подписан контракт на постройку прототипа XP-50. Модель компании Grumman должна была составить конкуренцию опытному истребителю Lockheed XP-49 – варианту знаменитого P-38. Прототип XP-50 покинул сборочный цех в апреле 1941 года и 14 мая совершил свой первый полет. Во время этого первого испытания взорвался один из двух турбокомпрессоров, что привело к разрушению самолета. Эта досадная авария поставила крест на дальнейшей карьере прототипа компании Grumman. Однако расчетные характеристики и предлагаемые возможности позволили XP-50 занять второе место в конкурсе, организованном командованием армейской авиации. Следует отметить, что Lockheed XP-49 также не получил развития и был заменен «доработанной» версией P–38.

как видно из снимка опытный истребитель Grumman XP-50 обеспечивал пилоту отличный обзор вперед. Следует отметить, что передняя стойка шасси имела собственную створку ниши, которая также служила в качестве аэродинамического тормоза, а капоты двигателей имели очень чистые линии. К сожалению, самолет погиб во время своего первого полета
Следует отметить, что весной 1941 года компания Grumman предложила техническим службам армейской авиации проект двухмоторного истребителя. Эта модель, оснащенная двумя двигателями Wright R.2600-10 мощностью по 1700 л.с. каждый и получившая военное обозначение XP-65, была рассмотрена экспертами армейской авиации и не получила одобрения. Об отказе от проекта XP-65 компания Grumman была официально уведомлена 4 августа 1941 года.
F7F Tigercat
Однако опыт, накопленный компанией Grumman при создании одноместных двухмоторных перехватчиков XF5F-1 и XP-50, неожиданно получил применение. Как мы помним, изначально командование ВМС США рассматривало возможность использования в составе авиагрупп авианосцев самолетов данного типа, но вскоре отказались от этого, вернувшись к концепции одномоторных палубных самолётов. Выбор данной концепции оказался успешным, что было подтверждено в ходе боевых действий на Тихом океане. Однако после того как в Соединенных Штатах приступили к постройке крупных авианосцев нового класса, проблема оснащения авиагрупп этих боевых кораблей вновь встала на повестку дня. Эти новые 45000-тонные авианосцы класса «Мидуэй» с полетной палубой длиной 275 метров предоставляли такие возможности, что вновь был поставлен вопрос об использовании двухмоторных перехватчиков.
Таким образом, именно в этом новом свете, который в то время носил совершенно спекулятивный характер, 30 июня 1941 года командованием ВМС США и руководством компании Grumman был подписан контракт на проектирование нового одноместного двухмоторного палубного истребителя. Конструкторы компании Grumman, используя документацию и опыт создания прототипов XF5F-1 и XP-50, вскоре разработали проект G.51. По-видимому, данный проект представлял собой компромисс между двумя предшественниками, сохраняя от них общую конфигурацию. Однако крыло стало трапециевидным с прямой задней кромкой, фюзеляж сильно вытянулся и приобрел очень элегантный вид, а хвостовое оперение стало однокилевым. Роме того выбранные двигатели стали гораздо мощнее, как, впрочем, и вооружение.
В 1942 году проект был представлен на рассмотрение ВМС США. После одобрения компетентных служб был подписан контракт на изготовление двух прототипов, получивших обозначение XF7F-1 [1] и наименование Tomcat. Хотя самолет очень напоминал этих неудачливых предшественников, на самом деле он представлял собой новую модель с инновациями практически во всех деталях. Шасси было новой конструкции, выбранные двигатели Pratt and Whitney R.2800-22W развивали мощность по 2100 л.с. каждый, кабина пилота и хвостовое оперение имели очень изящные очертания, и, наконец, вооружение было полностью переработано. В связи с этим отметим, что четыре 20-мм пушки с боезапасом по 200 снарядов на ствол размещались в корневых частях крыла, а в передней оконечности фюзеляжа – четыре 12,7-мм пулемета (по 300 патронов на ствол). Кроме того, самолет был способен нести под фюзеляжем бомбовую нагрузку массой 1360 кг, 457-мм авиаторпеду или большой сбрасываемый топливный бак.
Первый прототип XF7F-1 (военный серийный номер [Bu Aer] 03549), переименованный флотом в Tigercat, появился в начале зимы 1943 года и в декабре совершил свой первый успешный полет. К прототипу тотчас же появился особый интерес со стороны командования Корпуса морской пехоты США, которое в то время нуждалось в боевых самолетах наземного базирования. Этот интерес привел к немедленному заказу 500 экземпляров… Второй прототип XF7F-1 (Bu Aer 03550) появился в начале 1944 года, и в апреле того же года первые предсерийные экземпляры были поставлены Корпусу морской пехоты США. Следует отметить, что оба прототипа испытывались с крупными обтекателями втулок воздушных винтов и с гнутым цельным лобовым стеклом.
Первые боевые модификации
Однако конкретные проблемы, связанные с боевым применением нового перехватчика и некоторым количеством модификаций, предложенных летчиками-испытателями, привели к аннулированию первоначального контракта, который ограничился всего 34 экземплярами F7F-1 (BuAer 80259, BuAer 80260 и BuAer 80262 – BuAer 80293). Первые серийные экземпляры истребителя-перехватчика F7F-1 были оснащены большими обтекателями втулок винтов, от которых, впрочем, быстро отказались. Также они были оснащены гнутым цельным лобовым стеклом – как и на прототипах, но с большей толщиной и металлическим каркасом. Следует отметить, что задняя часть кабины пилота соединялась с остальной частью фюзеляжа быстро уменьшающейся металлической деталью. У пилота за исключением зеркала заднего вида никакого обзора не было. Ход боевых действий на Тихом океане и новая ситуация, возникшая в результате все более частых ночных налетов японских самолетов, привели к серьезным изменениям в программе разработки истребителя-перехватчика Tigercat. ВМС США обратились к компании Grumman с просьбой переоборудовать F7F-1 в двухместный самолет, который впоследствии может быть использован в качестве ночного истребителя. В ответ на эту просьбу компанией Grumman был изготовлен прототип XF7F-2 (BuAer 80261). Вместо большого топливного бака самолет получит кабину второго члена экипажа, остекление которой никоим образом не нарушало очень красивый профиль самолета.

палубный истребитель Grumman F7F-1 Tigercat, являвшийся прямым потомком опытных истребителей XF5F-1 Skyrocket и XP-50. Первая версия самолета семейства F7F подверглась многочисленным изменениям

прототип Grumman XF7F-1 (BuAer 03549), созданный на основе своих неудачливых предшественников XF5F-1 и XP-50, включал в свою конструкцию множество новых технических решений. Обратите внимание на огромные обтекатели втулок винтов и овальные воздухозаборники на передней кромке крыла
Прототип летал в данной конфигурации и затем был возвращен на завод для переоборудования в ночной истребитель XF7F-2N; самолет должен был получить поисковый радар и несъемное оборудование. Этот вариант был немедленно заказан в серийное производство, и было изготовлено 65 ночных истребителей F7F-2N (BuAer 80294 – BuAer 80358). Чуть позже многие из них были переоборудованы в дневные истребители с присвоением обозначения F7F-2D. Следует отметить, что один из этих дневных истребителей F7F-2D (BuAer 80335) был модифицирован в усовершенствованный самолет со второй приподнятой кабиной пилота с каплевидным фонарем.

41-й серийный самолет F7F-1 Tigercat все еще оснащен крупными обтекателями втулок винтов, от которых вскоре отказались

как и все самолеты ВМС США истребители F7F-1 Tigercat были полностью окрашены в темно-синий полуматовый цвет. Обратите внимание на конструкцию передней стойки шасси со створкой ниши

одна из первых эскадрилий, оснащенных F7F-1, транспортируется на Гуам на борту эскортного авианосца «Уиндхем Бей» (USS Windham Bay) в последние дни войны на Тихом океане. Обратите внимание на подвесные топливные баки под центропланами крыльев
F7F-3
Потребности ВМС США и КМП США заставили пересмотреть первоначальное предназначение машины компании Grumman, то есть дневного одноместного истребителя. Компании было поручено создать новый вариант истребителя F7F с улучшенными характеристиками. Результатом работ стала модификация F7F-3, которая отличалась 2100-сильными двигателями Pratt and Whitney R.2800-34W и новой конструкцией вертикального оперения. Одноместный истребитель F7F-3 стал самой распространенной одноместной версией, поскольку было изготовлено 189 экземпляров (BuAer 80359 – BuAer 80547). Некоторые истребители F7F-3 имели боевой опыт, поскольку в последние месяцы войны на Тихом океане они базировались на Окинаве.
Модификация F7F-3N вновь стала ночным истребителем. Самолет вновь получил кабину второго члена экипажа, вписанную в профиль фюзеляжа. Установка нового более крупного оборудования, действовавшего совместно с радаром SCR.270, привела к удлинению носовой части фюзеляжа с добавлением большого выступа внизу и еще одного поменьше сверху. В целях размещения радиолокационного оборудования самолет был лишен фюзеляжных 12,7-мм пулеметов. С другой стороны самолет получил восемь держателей под складывающимися внешними консолями, и машина могла нести восемь неуправляемых реактивных снарядов.
Самолёты модификации F7F-3N были изготовлены в количестве 60 экземпляров (BuAer 80549 – BuAer 80608) и их производство продолжалось до 1946 года. Отметим, что некоторые из этих машин позднее были переоборудованы в модификацию F7F-3E, оснащенную специальным электронным оборудованием, и модификацию F7F-3P с камерами для фоторазведки.
Наконец, некоторые самолеты модификации F7F-3 были модифицированы для испытаний новых систем вооружения, устанавливаемых на современные самолеты. Для этих целей несколько машин были переоборудованы в буксировщики мишеней F7F-3D, а еще несколько в беспилотные дистанционно-управляемые летательные аппараты F7F-3K.
Окончательный вариант F7F-4
Последним вариантом самолетов семейства Tigercat стала модификация F7F-4N, который представлял собой переоборудование последнего изготовленного самолета модификации F7F-3 (BuAer 80548). Вариант F7F-4N был очень похож на F7F-2N, но его двигатели и вертикальное оперение было по типу F7F-3. Под фюзеляжем самолет почти всегда нес большой сбрасываемый топливный бак, который компенсировал внутрифюзеляжный топливный бак, удаленный в пользу кабины оператора РЛС. После выпуска двенадцати серийных самолетов (BuAer 80609 – BuAer 80620) производство F7F-4 прекратилось в конце 1946 года. Следует отметить, что самолеты модификации F7F-4N, которые в качестве эксперимента применялись с борта авианосца и, следовательно, были единственными, которые использовали тормозной гак. Отметим попутно, что все модификации дневных истребителей получили в обозначении литеру D.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: | XF5F-1 | XF-50 |
Силовая установка: | ||
тип двигателя | Wright XR.1820-40/42 | Wright R.1820-67/69 |
мощность | 2×1200 л.с. | 2×1200 л.с. |
общая мощность | 2400 л.с. | 2400 л.с. |
Размеры: | ||
размах крыла | ||
в развернутом положении | 12,80 м | 12,80 м |
со сложенными консолями | 6,40 м | –––––– |
длина | 8,75 м | 9,73 м |
высота | 3,45 м | 3,83 м |
площадь крыла | 28,20 м2 | 28,20 м2 |
Масса: | ||
пустого самолета | 3650 кг | 3768 кг |
с полной нагрузкой | 4700 кг | 4789 кг |
максимальная | 4940 кг | 5130 кг |
Летные характеристики: | ||
максимальная скорость | 616 км/ч | 687 км/ч |
на высоте | 0 м | 7620 м |
крейсерская скорость | 338 км/ч | 510 км/ч |
скорость набора высоты | 1220 м/мин | |
Время набора высоты 6100 метров | 5 мин | |
теоретический потолок | 10425 м | 12200 м |
практический потолок | 10060 м | 11500 м |
дальность полета | ||
нормальная | 1500 км | 940 км |
максимальная | 1930 км | 1250 км |
Вооружение: | ||
пулеметы | 4×12,7 мм | 2×12,7 мм |
пушки | –––––– | 2×20 мм |
бомбы | –––––– | 90 кг |
[1] к этому временем промежуточное между F5F и F7F обозначение было присвоено палубному истребителю Hellcat
источник: Bernard Millot «Les Bimotoreurs de chasse Grumman» «Le Fana de l’Aviation» 1973-11 (049), pages 11-15
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-les-bimotoreurs-de-chasse-grumman-02