Мюнхенская перетасовка или что, если подписание Мюнхенского соглашения будет отложено. Часть 38. Атака Таранто (операция «Правосудие»)

11

Другие части цикла

Опять практически РИ. Однако есть и отличия, это сроки, в РИ атака проводилась в ноябре 1940 года, в АИ 3 января и результаты – итальянский флот понёс более существенные потери, так как в атаке участвовали не 1, а целых 3 авианосца. На что это может повлиять в будущем, бог весть. Высказывайтесь в комментариях.

К началу 1941 года меры охраны в порту Таранто стали довольно слабыми. Аэростаты заграждения, поврежденные в плохую погоду, не были заменены. Некоторые противоторпедные сети не были восстановлены, поскольку они были так же повреждены, в ходе штормов, а те, что были, не обеспечивали полной защиты. В целом, корабли и береговые службы погрузились в унылую рутину. А скука привела к ослаблению дисциплины, усугубленной в это время тем фактом, что многие офицеры, отправившиеся на празднование Нового года, еще не вернулись назад.

Адмирал Каннингем и Средиземноморский флот Великобритании были настроены гораздо более инициативно и решили отложить собственные празднования в пользу возможности, наконец, начать давно откладываемую операцию «Judgement».

В ночь со 2 на 3 января три авианосца Королевского флота заняли позиции у Таранто и отправили свои самолеты в ночь, в то время как итальянцы оставались в неведении о надвигающейся катастрофе.

Такие ночные действия были непростыми, но экипажи HMS Illustrious , HMS Formidable и HMS Eagle перед этим интенсивно тренировались для проведения таких операций.

При этом итальянцы не знали о наличии у англичан третьего авианосца Формидабл, который был введен в эксплуатацию только 6 ноября и немедленно отправлен в Средиземное море для участия в операции.

Отдельно нужно заметить, что Формидабл был однотипным авианосцу Илластриэс. И даже когда итальянские самолёты-разведчики его замечали они не могли идентифицировать его как третий английский авианосец, считая что они наблюдают Илластриэс.

Авианосец «Илластриес» на позиции для атаки Таранто


Авианосец «Илластриес» на позиции для атаки Таранто

Идея авиаудара по итальянскому флоту в Таранто родилась ещё до войны, в 1938 году. Тогда главнокомандующий Средиземноморским флотом адмирал Дадли Паунд был обеспокоен тем что авианосец HMS Glorious, будет уничтожен итальянцами в первую очередь, если итальянские силы в Таранто перейдёт к активным действиям. Однако капитан Glorious, Ламли Листер, заверил его, что его самолеты вполне способны провести ночную атаку на итальянские корабли в Таранто, и Паунд приказал начать обучение пилотов таки действиям.

 Адмирал Дадли Паунд


Адмирал Дадли Паунд

Период после объявления войны Италией был таким же разочаровывающим для адмирала Каннингема, как и для генерала О’Коннора в Египте. Оба обнаружили, что их руки связаны, когда Британия перегруппировалась после падения Франции, поскольку даже Черчилль не хотел рисковать, провоцируя итальянцев на действия в тех обстоятельствах. К концу 1940 года, когда итальянские атаки в Греции и Восточной Африке были в самом разгаре, а британские силы в Египте были пополнены свежими войсками и техникой. Наконец Каннингему дали зеленый свет на проведение операции «Правосудие».

Адмирал Эндрю Каннингем


Адмирал Эндрю Каннингем

Три британских авианосца запустили шестьдесят один торпедоносец Farey Swordfish. При этом самолёты с авианосца Eagle были предназначены для сбрасывания сигнальных ракет для освещения целей и бомбардировки береговых сооружений, а вот самолёты с Формидабла и Илластриеса должны были атаковать торпедами итальянские корабли на якоре.

Нужно заметить, что на момент атаки торпедоносцы-бипланы Swordfish изрядно устарели, и к концу 1941 года их начали постепенно заменять более современными Fairey Monarch Barracuda. Однако к операции «Правосудие» они всё ещё были основной ударной силой британских авианосцев и продемонстрировали, что все еще способны эффективно выполнять боевые задачи. Большинство Свордфишей вооружили торпедами, однако на некоторые подвесили и авиабомбами. Для освещения целей так же были использованы сигнальные ракеты, которые так же находились на английских самолётах.

 Главная ударная сила британского флота в операции «Правосудие» торпедоносцы Farey Swordfish


Главная ударная сила британского флота в операции «Правосудие» торпедоносцы Farey Swordfish

Атакующие самолеты с «Формидабла» и «Илластриуса» приближались к гавани Таранто двумя «колоннами», разбитыми на несколько волн, при этом самолеты с сигнальными ракетами с «Игла» также прибывали волнами, чтобы кружить над гаванью и постоянно её освещать. Колонны атакующих самолётов развернулись на подходе таким образом, что создавать перекрестный огонь торпед, увеличивая вероятность их попадания. Противоторпедные сети, которые были в Таранто, не стали большим препятствием, поскольку они не доходили до самого дна гавани, и британские торпеды проходили под ними.

Первые вспышки разрывов, вспыхнувшие над их кораблями, насторожили некоторых итальянских моряков и береговой персонал, но их первой реакцией было скорее замешательство, чем продуманные действия, поэтому зенитные орудия и прожекторы базы не включались в течение драгоценных первых минут атаки. Только когда несколько самолетов пролетели над итальянскими кораблями после того, как они сбросили свои торпеды, итальянцы начали понимать, что они подверглись атаке. Однако было уже поздно, так как огромные водяные султаны взметнулись в воздух, после того как первые торпеды достигли своих целей. Далее последовали взрывы на берегу, когда самолеты, вооруженные бомбами, начали работы по береговым целям.

Атака Таранто


Атака Таранто

Хаос и смерть царили в порту, когда вторая и третья волны атак добавили гибнущие корабли. К тому времени, когда итальянские зенитные орудия сделали первые выстрелы, последние из британских самолётов поворачивали домой, и только три из них были сбиты. При этом все экипажи были спасены из воды итальянцами.

Потери Королевского флота были практически нулевыми, учитывая масштаб операции. Как только самолеты вернулись на авианосцы, все три ударных британских корабля и их эскорт развернулись и начали уходить от Таранто. Однако им не о чем было беспокоиться, поскольку после атаки в итальянском порту царил слишком большой хаос для какого-либо осмысленного ответа, и британская эскадра благополучно ушла. Вскоре после этого воздушная разведка подтвердила результат атаки.

Потопленный в результате атаки на Таранто итальянский линкор «Конте ди Кавур»:

Для итальянцев атака стала катастрофой. Тяжелый крейсер Pola был потоплен, а три эсминца повреждены. Пять линкоров были поражены торпедами. Conte di Cavour , его систершип Giulio Cesare и Andrea Doria были сильно повреждены. Conte di Cavour был отремонтирован в течение нескольких месяцев, но Giulio Cesare выбыл из строя до начала 1942 года.

Andrea Doria получил наиболее серьезные повреждения его ремонтировать так и не стали. Duilio затонул на большей глубине, и попытки его поднять были плохо организованы, что привело к еще большему ущербу. В итоге его то же решили не восстанавливать, а разрезать на металл.

На следующий день после атаки на Таранто Regia Marina отвела все оставшиеся боеспособные корабли в Неаполь, а единственный исправный линкор Vittorio Veneto осуществлял прикрытие уходящего флота.

Что касается Королевского флота то для него это стало величайшей победой в 20 веке. При этом данная победы была достигнута, без единого выстрела какого-либо корабля. Операция «Правосудие» гарантировала, что военные корабли Regia Marina больше никогда не будут представлять серьезной угрозы британскому контролю над Средиземным морем.

Источник — https://www.alternatehistory.com/forum/threads/munich-shuffle-1938-1942.518000/page-35#post-22749280

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account