Мания величия. Опытный тяжелый дальний бомбардировщик Messerschmitt Me 264. Германия. Часть 3
Часть 2
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание:
ЧЕТЫРЕХМОТОРНЫЕ
Налет бомбардировщиков союзников уничтожил 18 июля 1944 года не только единственный прототип Me 164 V1 [так в тексте, очевидно вместо Me 164 должно было быть Me 264 – byakin], но и большую часть узлов прототипа V2, сборка которого еще не началась, и V3 и V4. В отличие от первого невооруженного прототипа V1 вторая машина, как это было предусмотрено ранее, должна была получить бомбовое вооружение и оборонительное стрелковое вооружение, состоявшее из одного 13-мм пулемета MG 131 и трех 15-мм пулеметов MG 151Z. С этим вооружением и силовой установкой, состоявшей из четырех двигателей BMW 801MA, генеральный штаб Luftwaffe в августе 1944 года считал, что этот тяжелый самолет с взлетным весом 50 тонн сможет выполнять полет с крейсерской скоростью 350 км/ч и иметь дальность полета 9500 километров. Если верить недавно полученной информации, то конструкторское бюро компании Messerschmitt разработало несколько серийных вариантов, которые вряд ли были сопоставимы с прототипом и должны были быть реализованы немедленно, еще до завершения программы испытаний прототипа.
- вариант A – самолет-разведчик дальнего радиуса действия;
- вариант B – бомбардировщик дальнего радиуса действия;
- вариант C – специальный самолет-разведчик дальнего радиуса действия.
Начиная с четвертого прототипа V4, все последующие предсерийные машины и первая серийная модель должны были оснащаться двигателями BMW 801E с более мощными турбокомпрессорами и впрыском на взлете смеси GM 1.
Проектные работы начались весной 1944 года. В августе они закончились схемами и кратким описанием конструкции специального самолета-разведчика. В фюзеляже этого разведчика (в конструкторском бюро не определились, должна быть герметичная камера или нет) должны были находиться три автоматические камеры. Самолет на высоте 6300 метров летал бы со скоростью 580 км/ч и с двумя большими сбрасываемыми подвесными топливными баками должен был иметь дальность полета 13 600 километров. Максимальная продолжительность полета составила бы около 41 часа. Компания Messerschmitt представила техническому управлению RLM вариант специального самолета-разведчика, оснащенного двумя дополнительными двигателями: реактивными Jumo 004 TL или поршневыми BMW 801E/F с наддувом на большой высоте. Вариант «дальнего самолета-разведчика» продемонстрировал выдающиеся для того времени летные характеристики: с впрыском смеси GM1 самолет на высоте 8000 метров мог лететь со скоростью свыше 600 км/ч в течение 25 минут и на одной заправке мог продержаться в воздухе более 45 часов. В варианте вооруженного самолета-разведчика машина могла нести до двух тонн бомб или гидроакустических буев FUG 302 C Schwan (лебедь) и иметь максимальную дальность полета 11 000 километров. Гидроакустические буи позволили бы контролировать судоходство союзников. Крейсерская скорость была бы равна 350 км/ч. Разведывательное оборудование этого варианта должно было состоять из трех фотокамер Rb 50/30; оборонительное вооружение из четырех пулеметов MG 131 и двух пулеметов MG 151.
Перспективные исследования 1942 года определяли в качестве возможных объектов разведывательных полетов из Германии или Франции нефтяные месторождения Баку, Западную Африку и даже… Австралию и Тихий океан при взлете с территории оккупированных японцами Филиппин. Однако для многих задач требовалось использование двигателей Jumo 222, оснащенных системами GM 1, в то время как разработка этих авиамоторов была запланирована на весну 1944 года.
«Бомбардировщик дальнего радиуса действия» должен был оснащаться четырьмя поршневыми двигателями BMW 801E и двумя турбореактивными двигателями Jumo 004C. Вооружение бомбардировщика почти соответствовало вооружению самолета-разведчика (пулеметы MG 151 должны были быть заменены на пулеметы MG 131). Вес самолета оценивался в пределах 48 100 и 49 900 кг в зависимости от установки двух дополнительных двигателей. С бомбовой нагрузкой 3000 кг максимальная дальность полета составила бы 11 600 километров (8500 км с двумя дополнительными двигателями). Максимальная расчетная скорость должна была составлять 577 км/ч на высоте 6400 метров (655 км/ч [!] на высоте 6700 метров в варианте с использованием двух дополнительных двигателей). С гермокабиной практический потолок самолета составлял бы 14 500 метров.
Me 264B был разработан для выполнения противокорабельных задач; силовая установка этого самолета должна была состоять из четырех высотных двигателей Jumo 222E/F и двух дополнительных двигателей. Максимальная ударная нагрузка должна была состоять из шести 1000-кг бомб SC/SD. В данном варианте обтекаемая кабина экипажа должна была быть заменена на классическую, считавшуюся более безопасной.
Оборонительное вооружение стало предметом обсуждения; было предложено несколько вариантов, в том числе и двумя турелями, которые… еще не существовали. Также был спроектирован вариант сверхдальнего военно-транспортного самолета для перевозки 12-17 парашютистов; данный вариант должен был иметь оборонительное вооружение из одной турели с дистанционным управлением FLH 151/Z, оснащенной двумя пулеметами MG 131.
В версии высотного бомбардировщика Me 264 должен был быть оснащен четырьмя двигателями BMW 801E/F (позднее рассматривалась установка двигателей Jumo 222E/F) с турбокомпрессорами; в передней части фюзеляжа должна была размещаться герметичная кабина экипажа, оборонительное вооружение не предусматривалось. Затем была предложена установка дистанционно управляемых оборонительных турелей, которые… также еще не существовали. Общий вес этого варианта, датируемого 9 июля 1943 года, должен был составлять 39 000 кг. Минимальная дальность проникновения в воздушное пространство противника должна была составлять 3500 километров, на высоте 12 000 метров при средней крейсерской скорости 640 км/ч этого расстояния можно было достичь за 70 минут. Для увеличения дальности полета под консолями крыла предусматривалась подвеска двух больших топливных баков общим весом 5100 кг. Строительство этих огромных топливных баков было заброшено в сентябре 1944 года вместе с отменой программы самолета.
Под кодовым обозначением «металлические конструкции Фингена (Fingen)» в районе Ной-Ульме подразделение компании Вилли Мессершмитта работало до декабря 1944 года над почтовым самолетом дальнего радиуса действия. Этот самолет должен был иметь дальность полета 12 000 километров с четырьмя тоннами полезной нагрузки. Однако, учитывая, что к этому времени большая часть основных сборочных узлов самолетов Me 264 была уничтожена бомбами или отбракована и отправлена на слом, данные работы были своего рода способом занять персонал и избежать Heldenklau [3]. Тем не менее, даже если кто-то действительно намеревался построить такой самолет, чтобы ряду лиц из правительства Третьего рейха, немецкая авиационная промышленность в последние месяцы войны была не в состоянии построить столь большой летательный аппарат.
ШЕСТИМОТОРНЫЕ
Проект, получивший обозначение P1075, представлял собой вариант Me 264 с большей дальностью полета; задачами P1075 должны были стать разведывательные полеты и нанесение бомбовых ударов по целям, расположенным в Азии, Африке и Америке. Компанией Messerschmitt были разработаны пять вариантов проекта. После многих предварительных исследований была подготовлена модификация четырехмоторного Me 264, которая получила значительное сокращение вооружения и бронирования и увеличение запаса топлива для достижения территории США. Несмотря на все усилия конструкторов, радиус действия самолета оставался на пределе необходимого. Таким образом, ничего не оставалось, как увеличить количество двигателей с четырех до шести. Поскольку в этом варианте допускалось применение большей части основных сборочных узлов четырехмоторного Me 264, то считалось, что производство этого самолета будет выполнено в короткие сроки. Предложение было передано в RLM в апреле 1942 года. Шесть двигателей устанавливались отдельно друг от друга (т.е. установлены не тандемом и не сборками бок о бок), но оставалось неясным, какого типа должны были быть авиамоторы: DB 603, DB 614 или Jumo 213. Консоли крыла у шестимоторного варианта должны были быть примерно такими же, как и у четырехмоторного; отличаться они должны были установкой дополнительными секциями для дополнительных двигателей и как следствие увеличением размаха. Общая площадь крыла шестимоторного варианта должна была составить 170 м². Фюзеляж также должен был быть удлинен двумя вставками и быть оснащенным (в носовой и задней частях) несколькими оборонительными позициями.
В мае 1942 года конструкторское бюро по большей части завершило проектирование шестимоторного варианта. Но к этому времени приоритетность самолета такого типа уже не была первоочередной, и потому работы продвигались достаточно медленно. Весной 1943 года аэродинамические расчеты были в общих чертах завершены. 15 марта 1943 года было проведено сравнение между Me 264 (четырехмоторным и шестимоторным вариантами) и Focke-Wulf Ta 400. Последний мог предложить максимальную дальность полета всего 10 000 километров, в то время как Me 264/4 – 12 000 километров и Me 264/6 – 17 500 километров. Это сделало Ta 400 обреченным на неудачу.
ОПТИМИЗИРОВАННЫЙ ME 264
Хотя и Вилли Мессершмитт и руководство RLM – само собой разумеется – прекрасно понимали, что существующих средств было совершенно недостаточно для массового производства больших тяжелых бомбардировщиков и необходимые для этих машин двигатели будут доступны не ранее 1944 года. Вследствие этого начались работы над версией Me 264, «оптимизированной» для серийного производства.
Летом 1943 года было проведено новое сравнительное исследование проектов дальних бомбардировщиков с различными силовыми установками. В качестве основы проектов послужили модифицированные варианты планеров Me 264 и Ta 400. В качестве силовой установки возможно было использование поршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей.
То, что фактически машина не будет построена, никого не расстраивало и не беспокоило ни в 1941 году, ни в 1944-м! В отчете компании BMW от 7 октября 1943 года были представлены не только радиальные двигатели воздушного охлаждения BMW 801TM и BMW 803, но и авиамотор большой мощности BMW 018 и футуристический турбовинтовой двигатель PTL 028. Оказалось, что в отношении дальних полетов на большой высоте двигатель BMW 803 за счет боле низкого удельного потребления топлива был более подходящим, чем BMW 801. С установленными в гондолы четырьмя двигателями BMW 018 скорость была бы выше, но расход топлива в этом случае был бы очень значительным. Установка на Me 264 только двух турбореактивных двигателей представлялась маловероятной, поскольку для этой силовой установки планер был слишком тяжелым.
Более подходящим вариантом было бы использование турбовинтовых двигателей; с ними ожидалась дальность полета 10 000 километров при полете на высоте 13 000 метров и скорости 700 км/ч.
Правота расчетов компаний Messerschmitt и BMW подтвердилась в пятидесятые года после создания победителями во Второй Мировой войне – как на Западе, так и на Востоке – большого количества дальних бомбардировщиков.
- [3] дословный перевод: похищение героев. Речь идет о принудительном призыве в агонизирующие «живые силы» Третьего рейха того персонала, который больше не был полезен в промышленности (прим. редакции)
источник: MANFRED GRIEHL «Le Messerschmitt 264. LA FOLIE DES GRANDEURS» // Le Fana de l’Aviation 2000-06 (367)