Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400

12
Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400

Проект тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400

Предисловие редакции: Немецкие авиастроители неоднократно предпринимали попытки создать тяжелый дальний бомбардировщик. Одной из самых многообещающих разработок был спроектированный в 1942 году шестимоторный Focke-Wulf Ta 400. О проекте тяжелого дальнего бомбардировщика рассказывает Герберт Ринглштеттер.

Содержание:

Предыстория

С 1942 года в боевых частях немецких ВВС действовали четырехмоторные (две спарки двигателей) дальние бомбардировщики Heinkel He 177. Однако эти машины страдали от многочисленных детских болезней. В частности, серьезные проблемы постоянно создавала силовая установка. В 1942 году Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) поручило компании Focke-Wulf разработать и построить бомбардировщик дальнего радиуса действия, который всё ещё был необходим в изменившейся обстановке военного времени. С бомбовой нагрузкой 10000 килограммов дальность полета новой модели должна составить 4800 километров.

дальний бомбардировщик Heinkel He 177 из состава KG 40. Машины данного типа не оправдали возложенных на них ожиданий. Ta 400 и Me 264 должны были заменить ненадежные He 177

дальний бомбардировщик Heinkel He 177 из состава KG 40. Машины данного типа не оправдали возложенных на них ожиданий. Ta 400 и Me 264 должны были заменить ненадежные He 177

В дополнение к классической роли бомбардировщика будущий круг задач Та 400 также включал выполнение дальней разведки, для чего самолет должен был получить рядные фотокамеры (Reihenbildgeräte). Особой зоной действия создаваемого самолета должны были стать обширное воздушное пространство над Атлантикой, где Ta 400 должен был координировать операции подводных лодок и наносить удары по кораблям противника с помощью управляемых авиабомб Henschel Hs 293 и 294 или Fritz X. Одним из самых смелых планов использования тяжелых бомбардировщиков было нанесение ударов по городам на восточном побережье США, в первую очередь Нью-Йорк. Удары по американским городам Ta 400 должны были проводить совместно с Me 264.

До восьми двигателей

Несмотря на то, что дальний бомбардировщик Me 264 компании Messerschmitt уже находился на достаточно продвинутой стадии разработки, ответственные лица RLM хотели обезопасить себя вторым типом. Желание руководства RLM легко понять, если знать, что в тот момент компания Messerschmitt находилась в кризисе вследствие неудач программы Me 210.

Главный конструктор компании Focke-Wulf Курт Танк спроектировал высокоплан с носовой стойкой шасси и двухкилевым хвостовым оперением. Мощность самолету должна была обеспечивать силовая установка, состоявшая из шести поршневых двигателей. Выбор конструкторов компании пал на двухрядные радиальные двигатели BMW 801 D со взлетной мощностью 1700 л.с..

деревянная модель дальнего бомбардировщика Ta 400 во время испытаний в аэродинамической трубе. Несмотря на то, что этот амбициозный проект не был реализован в металле, даже модель уже демонстрирует огромный потенциал шестимоторного самолета. Все фотографии, если не указано иное, из коллекции Герберта Ринглштеттера

деревянная модель дальнего бомбардировщика Ta 400 во время испытаний в аэродинамической трубе. Несмотря на то, что этот амбициозный проект не был реализован в металле, даже модель уже демонстрирует огромный потенциал шестимоторного самолета. Все фотографии, если не указано иное, из коллекции Герберта Ринглштеттера

вид спереди на деревянную модель Ta 400 для испытаний в аэродинамической трубе. Шесть двигателей должны были обеспечить самолету высокие летные характеристики

вид спереди на деревянную модель Ta 400 для испытаний в аэродинамической трубе. Шесть двигателей должны были обеспечить самолету высокие летные характеристики

В качестве альтернативы рассматривалось использование 12-цилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB-603 примерно такой же мощности. Для питания силовой установки инженеры компании разместили в конструкции самолета 32 топливных бака общей емкостью 27000 литров. По 12 баков находились в консолях крыла. А остальные восемь в фюзеляже. Позже появился еще один вариант силовой установки, в котором под внешними поршневыми двигателями были установлены дополнительные турбореактивные двигатели Jumo 004 или BMW 003.

Для экипажа, состоявшего из девяти человек, были спроектированы две герметичные кабины. Группа стрелков, которые должны были вести огонь из дистанционно-управляемых турелей, размещались в центральной части фюзеляжа за бомбоотсеком. Для защиты бомбардировщика от истребителей использовались пять дистанционно-управляемых турелей. В самой передней оконечности фюзеляжа под остеклением находилась оборонительная установка «A» с двумя 13-мм пулеметами MG 131. На верхней части фюзеляжа перед крылом и позади крыла находились поворотные турели (оборонительные установки «B» и «B1»), каждая из которых была оснащена двумя 20-мм пушками MG-151/20. В задней оконечности фюзеляжа находилась оборонительная установка с установленными на лафет четырьмя пулеметами MG 131 делала для истребителя атаку Ta 400 сзади чрезвычайно опасной. Замыкала плотный пояс обороны от истребителей оборонительная установка «C», расположенная в нижней части фюзеляжа и оснащенная двумя пушками MG 151/20.

таблица параметров дальнего бомбардировщика Ta 400 Ra-1 от 20 августа 1944 года. Данная таблица содержит информацию о массе отдельных узлов конструкции самолета

таблица параметров дальнего бомбардировщика Ta 400 Ra-1 от 20 августа 1944 года. Данная таблица содержит информацию о массе отдельных узлов конструкции самолета

Расчетная скорость Ta 400 с поршневыми двигателями составляла 535 км/ч. С дополнительными реактивными двигателями скорость возрастала примерно до 720 км/ч.

Французские технические специалисты

В 1943 году конструктивная реализация проекта была поручена французской компании Groupe Technique de Chatillon (в 1950-х годах поглощена Nord Aviation), подконтрольная компании Focke-Wulf. Ранее эта группа из трехсот квалифицированных технических специалистов завершила разработку дальнемагистрального авиалайнера Fw 300, и результат их работы был очень высоко отмечен Куртом Танком.

схема в трех проекциях тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400 с гипотетической схемой окраски. На самолет нанесен камуфляж с ломаными линиями. Цвета окраски – RLM 70/71/65. Рисунок – Герберт Ринглштеттер. Aviaticus.com

схема в трех проекциях тяжелого дальнего бомбардировщика Focke-Wulf Ta 400 с гипотетической схемой окраски. На самолет нанесен камуфляж с ломаными линиями. Цвета окраски – RLM 70/71/65. Рисунок – Герберт Ринглштеттер. Aviaticus.com

Несмотря на то, что Курт Танк смог убедить руководство RLM в ожидаемых высоких летных характеристиках шестимоторного Ta 400 и что машина компании Focke-Wulf была предпочтительнее Me 264, контракт на изготовление прототипа заключен не был. В середине октября 1943 года руководство RLM выбрало самолет компании Messerschmitt. Производство четырехмоторного Me 264 требовало меньше рабочей силы и материалов, что на данном этапе войны становилось все более важным фактором. Кроме того, прототип Me 264 уже проходил летные испытания, в то время как появление Ta 400 ожидалось не ранее 1946 года.

опытный дальний бомбардировщик Messerschmitt Me 264 совершил первый полет уже в конце декабря 1942 года. Выдав заказ на разработку Ta 400, руководство RLM хотело подстраховаться на случай неудачи Me 264. В конечном итоге машина компании Messerschmitt не была запущена в серийное производство

опытный дальний бомбардировщик Messerschmitt Me 264 совершил первый полет уже в конце декабря 1942 года. Выдав заказ на разработку Ta 400, руководство RLM хотело подстраховаться на случай неудачи Me 264. В конечном итоге машина компании Messerschmitt не была запущена в серийное производство

сравнение размеров четырех немецких дальних бомбардировщиков. Сверху вниз: He 177 A-5, Ju 290 V1, Me 264 V1 и Ta 400. Дальний бомбардировщик Me 264 V1 имел удивительно короткий фюзеляж, который в серийном производстве едва ли был увеличен (см. таблицу с летно-техническими характеристиками). Разница в размерах по сравнению с Ta 400 также отражает значительную разницу в необходимых материалах

сравнение размеров четырех немецких дальних бомбардировщиков. Сверху вниз: He 177 A-5, Ju 290 V1, Me 264 V1 и Ta 400. Дальний бомбардировщик Me 264 V1 имел удивительно короткий фюзеляж, который в серийном производстве едва ли был увеличен (см. таблицу с летно-техническими характеристиками). Разница в размерах по сравнению с Ta 400 также отражает значительную разницу в необходимых материалах

В заключение следует сказать, что примерно в это же время в полетах над Атлантикой боевые задачи выполнял четырехмоторный Ju 290 компании Junkers Flugzeug- und Motorenwerke (Junkers). Однако в июне 1944 года их производство было прекращено после изготовления примерно 50 экземпляров. С весны 1942 года в компании Junkers работали над шестимоторным Ju 390, который представлял собой увеличенный вариант Ju 290. Именно шестимоторный Ju 390 должен был использоваться в качестве дальнего бомбардировщика и самолета-разведчика. Впрочем, и Ju 390 не пошел в серийное производство – Германия отступала по всем фронтам, и в RLM абсолютным приоритетом были истребители.

Junkers Ju 290 не соответствовал требованиям, которые предъявлялись к дальним бомбардировщикам. Представленный на снимке Ju 290 действовал в составе KG 200 и стал трофеем американцев

Junkers Ju 290 не соответствовал требованиям, которые предъявлялись к дальним бомбардировщикам. Представленный на снимке Ju 290 действовал в составе KG 200 и стал трофеем американцев

Ju 390 разрабатывался на базе Ju 290 и должен был выполнять задачи дальнего бомбардировщика, дальнего самолета-разведчика и военно-транспортного самолета

Ju 390 разрабатывался на базе Ju 290 и должен был выполнять задачи дальнего бомбардировщика, дальнего самолета-разведчика и военно-транспортного самолета

Возможные варианты боевой нагрузки тяжелого дальнего бомбардировщика Ta 400

КоличествоТипМасса
В фюзеляжном бомбоотсеке
4бомба SC 250010000 кг
4бомба SC 18007200 кг
4бомба SC 10004000 кг
2мина LMF4400 кг
2управляемая бомба Fritz X3100 кг
9бомба SD 10009000 кг
12бомба SD 500 E6000 кг
Подвеска под фюзеляжем
1Hs 293*1952 кг
2Hs 294*2200 кг
Подвеска под моторными гондолами
2бомба SC 25005000 кг
2бомба SC 18003600 кг
2бомба SC 10002000 кг
2бомба SD 10002000 кг
2мина LMF4400 кг
2управляемая бомба Hs 2931952 кг
2управляемая бомба Hs 2944400 кг
1управляемая бомба Fritz X3100 кг

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:Ta 400 (расчетные)Ju 290 A-5Ju 290 A-8 (расчетные)Ju 390 A-1 (расчетные)Me 264 H-3 (расчетные)B-29
Назначение:тяжелый дальний бомбардировщик и самолет-разведчикдальний разведчиктяжелый дальний бомбардировщикдальний разведчиктяжелый дальний бомбардировщиктяжелый дальний бомбардировщик
Год изготовления (проектирования):1942-43 (расчетные)19431944 (geplant)1944 (geplant)1944 (geplant)1944
Экипаж:8-9 человек9 человекнет данных12 человек7 человекболее 10 человек
Силовая установка:
тип двигателяBMW 801 D (+2 ТРД Jumo 004)BMW 801 DBMW 801 DBMW 801 EDB 603Wright R-3350-23/23A
количество цилиндров141414141218
компоновка двигателярадиальныйрадиальныйрадиальныйрадиальныйрядныйрадиальный
взлетная мощность6×1730 л.с.4×1730 л.с.4×1730 л.с.6×1970 л.с.4×1750 л.с.4×2200 л.с.
общая взлетная мощность10380 л.с.6920 л.с.6920 л.с.11820 л.с.7000 л.с.8800 л.с.
постоянная мощность6×1520 л.с.4×1520 л.с.4×1520 л.с.нет данных4×1580 л.с.нет данных
общая постоянная мощность9120 л.с.6080 л.с.6080 л.с.нет данных6320 л.с.нет данных
Размеры:
размах крыла45,80 м42,00 м42,00 м50,32 м43,10 м43,06 м
длина28,70 м28,50 м28,50 м33,40 м20,55 м30,18 м
высота6,58 м6,90 м6,90 м6,90 мнет данных8,45 м
площадь крыла188,50 м²203,60 м²203,60 м²253,60 м²125,00 м²161,30 м²
Масса:
собственнаянет данныхнет данныхнет данныхнет данных18090 кг33800 кг
пустого33860 кг24085 кг26840 кг38330 кгнет данныхнет данных
стартовая максимальная60000 кг41305 кг46000 кг75000 кг50000 кг60560 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость535 км/ч455 км/чнет данных475 км/чнет данных575 км/ч
на высоте5700 м5800 мнет данных5800 мнет данных9150 м
крейсерская скорость480 км/ч320 км/чнет данных420 км/ч350 км/ч350 км/ч
на высоте5700 м2000 мнет данныхнет данныхнет данныхнет данных
скороподъёмность2,16 м/с4000 метров за 21,5 минутнет данных3,5 м/снет данных4,6 м/с
максимальная дальность полета9000 км6760 кмнет данных8000 км11300 км (при 8400 кг)

15000 км (при 2000 кг)

5230 км
практический потолок7500 м8850 мнет данных8650 м9000 м9700 м
Вооружение:
пулеметы6×MG 131 (13 мм)2×MG 131
(13 мм)
1×MG 131 (13 мм)1×MG 131
(13 мм)
2×MG 131 (13 мм)12×Browning M2
(12,7 мм)
пушки6×MG 151/20 (20 мм)3×MG 151/20 (20 мм)9×MG 151/20 (20 мм)9×MG 151/20 (20 мм)4×MG 151/20 (20 мм)1×M2 (20 мм)
сбрасываемая10000 кгнетуправляемые авиабомбынетдо 8400 кг9000 кг

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Boeing B-29 Supertfortress

В 1944 году на вооружение ВВС армии США поступил сверхсовременный дальний бомбардировщик B-29 Supertfortress компании Boeing. Впервые этот четырехмоторный самолет поднялся в воздух 21 сентября 1942 года и постепенно заменил более ранние тяжелые бомбардировщики B-17 и B-24. «Суперкрепость» считается самым мощным боевым самолетом Второй Мировой войны, используемым в значительных количествах. Он мог нести бомбовую нагрузку до 9000 кг, имел четыре дистанционно управляемых турели и кормовую оборонительную позицию с членом экипажа. Дальность полёта, составлявшая более 5000 километров, определила основной театр военных действий B-29 – удары по целям в Японии, во время которых приходилось преодолевать большие расстояния над Тихим океаном. 6 августа 1945 года бомбардировщик B-29 Enola Gay получил печальную известность сбросом первой атомной бомбы на Хиросиму. Хотя командование немецких ВВС ожидало налеты B-29 на Германию, в боевых действиях в Европе «суперкрепости» не применялись.

В 1944-45 годах В-29 считался эталоном среди тяжелых бомбардировщиков

В 1944-45 годах В-29 считался эталоном среди тяжелых бомбардировщиков

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вернер Баумбах

Благодаря применению дальних бомбардировщиков Ta 400 и Me 264 восточное побережье США должно было стать уязвимым. Среди сторонников специальных операций с участием «американских бомбардировщиков» (Amerikabomber) был известный летчик-истребитель Вернер Баумбах (Werner Baumbach), который имел в виду нанесение ударов по Нью-Йорку.

Вернер Баумбах

Вернер Баумбах

источник: Herbert Ringlstetter «Typengeschichte Focke-Wulf Ta 400. Kurt Tanks »Amerika-bombor« Focke-Wulf Ta 400» «Fleugzeug classic» 2015-02, Seiten 36-41

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account